Автор: Сердюк Андрей Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Влияние факторов на успешное развитие аптеки
Раздел: среднее профессиональное
Влияние факторов на успешное развитие аптеки
Сердюк Андрей Анатольевич
преподаватели профессиональных модулей
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж», г. Армавир, Краснодарский край
Начнем с главного: ключевой фактор успеха аптеки – это уникальное
предложение, то, что привлечет внимание, заставит или даже вынудит
покупателя зайти именно в вашу аптеку.
На вопрос, что же все-таки является ключевым фактором успеха, от
заведующих аптеками самых разных сетей я обычно слышу следующие
варианты размышлений/ответов:
низкие (привлекательные) цены;
широкий ассортимент;
месторасположение и очевидные преимущества, которое оно
несет;
и только после перечисления всех неодушевленных факторов
появляется ответ «персонал».
Обычно заведующие говорят о необходимости и/или желательности
профессионализма сотрудников с легкой неуверенностью. Почему? Потому
что это – самая сложная составляющая с точки зрения управления и
развития. Теперь рассмотрим подробнее все перечисленные факторы.
Ценообразование: кризис не на руку
У покупателей есть очевидное желание экономить, но для аптеки
предложить реально низкую цену сейчас очень непросто. Причина –
постоянный рост цен со стороны поставщиков. Удерживать ценовое
преимущество в эпоху роста цен – занятие практически бесполезное. Не
менее важный аргумент: если ближайший конкурент задастся такой целью,
то в течение одного рабочего дня сможет повторить и даже превзойти ваше
ценовое преимущество.
Ассортимент: мы такие разные
Действительно, широкий ассортимент лекарственных средств (а не
какой-нибудь псевдоаптечной «попсы») – это преимущество нескольких
аптечных сетей, которые можно перечислить по пальцам одной руки. Они
создавали эту воспринимаемую потребителями ценность более 20 лет,
постоянно рискуя, ведь это очень сложно прогнозируемая оборотность
товара.
В остатках в аптеке может находится до 10 тысяч наименований, а
продаваться в месяц – не более 1,5 тысячи. Рабочий ассортимент – это то, что
аптека ПРОДАЕТ в течение анализируемого периода, а не то, что находится
у нее на ОСТАТКАХ.
Три фактора успеха эффективного рабочего ассортимента
1.
Элементарное знание: сотрудники аптеки знают, помнят и
понимают, для чего предназначена каждая позиция
2.
Возможность быстро найти препарат: сотрудники легко находят
любые позиции в аптеке
3.
Комплексная продажа: существуют прописанные осознанные
алгоритмы цепочки комплексной продажи
Месторасположение: кто и где
Успех места можно выразить через условный показатель – количество
чеков. Если значение показателя высоко, значит, всё получилось. Но
возможна и другая ситуация: количество чеков неожиданно мало, и тогда
остается либо смириться с неправильным выбором места, либо
реализовывать другие механизмы привлечения покупателей.
Роль специалиста: ключ к прибыли
Лекарственные средства относятся к высокотехнологичным товарам, и
их покупатель часто обращается за консультацией к аптечному работнику.
Какие результаты это дает?
50 % покупателей обращается за советом к провизору
70 % обратившихся следуют полученной рекомендации
Зачастую в аптеке есть провизор, «на которого идут» покупатели
Потребители присваивают услуге этого специалиста
дополнительную ценность
Слово фармацевта сильнее импульсного спроса, в отличие от
«нефармритейла»
При этом:
Сотрудники сопротивляются активной продаже
Персонал изначально настроен на отпуск препаратов по запросу
Само слово «продажа», а тем более «продавец» – слова
запрещенные, обидные, едва ли не ругательные в большинстве аптек
В итоге «нелюбовь» к продажам и стандартам их исполнения – это
личная установка и/или скрываемая таким образом профессиональная (в том
числе как провизора) некомпетентность сотрудника
Предложение простое: в аптеке нет продавцов, но есть эксперты.
Любой сотрудник первого стола выступает экспертом в вопросах выбора
конкретного лекарства. Более того, он обязан проявить себя как эксперт.
Этого от него ожидают и покупатели, и регуляторы. Как следствие, наша
цель – формирование внутренней установки «продавая экспертизу – аптека
увеличивает продажи».
Почему это работает?
Исчезает внутренний конфликт провизора с самим собой,
поднимается самооценка
Исчезает барьер (личная установка) восприятия и передачи
информации
Возрастает лояльность к продаваемым брендам
Как результат, продажи идут с иной личностной установкой ключевых
лиц, влияющих на конечного потребителя!
Сервис (включая консультацию) – ключевой фактор успеха аптеки и
основа роста выручки. Персонал аптеки влияет на продажи куда больше, чем
офис, скидки, акции и прочие «танцы с бубнами». Но для успеха
необходимо постоянное совершенствование знаний и навыков и постоянная
работа с личной установкой.