Напоминание

Ненормативная лексика младших школьников


Автор: Осколкова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: презентация
Тема: Ненормативная лексика младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Представляю вашему вниманию проект «Ненормативная лексика младших школьников

как проблема современности». Задумывались и вы, насколько нецензурная речь вошла в

нашу повседневную жизнь? Сколько бранных слов мы употребляем за день? И как же

грустно от того, что маленькие дети копируют поведение взрослых и транслируют эту

речь.

В настоящее время можно наблюдать резкое падение культурно-нравственных норм, что

привело к повсеместному употреблению бранных слов, ругательств, ненормативной

лексики. Согласно исследованию, проведенного в 2018 году Д. А. Дубровиной, 56% детей

считают, что матерные слова необходимы для разрешения конкретных ситуаций, 4%

никогда не использовали «плохие» слова в своей речи, а более 68% указали на частое

использование нецензурных слов в речи, когда не слышат взрослые.

Тенденции криминализации детской среды, распространение среди младших школьников

вредных привычек, сомнительные телепередачи и печатная продукция с низким

контролем и цензурой – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное

состояние детей.

Школьники, сквернословя, копируют манеру поведения старшеклассников, таким

образом, приобщаясь к миру взрослых. По мнению А. Нефедова, дети не рождаются

плохими, но становятся таковыми, если перед глазами ежедневно негативный пример

родителей. Позиция ребенка определяется желанием походить на родителей. Но это не

единственные причины сквернословия младших школьников.

Таким образом, рассмотрев различные группы причинвлияния на речь детей младшего

школьного возраста, которые представлены на слайде была выделена проблема проекта -

отсутствие

контроля

и

современных

методов

формирования

самоконтроля

за

сквернословием у младших школьников.

Цель проекта: создать эффективные методы профилактики сквернословия у младших

школьников через организацию урочной и внеурочной игровой деятельности.

Задачи проекта:

1.

Изучить научные методические материалы по исследуемой проблеме;

2.

Провести анкетирование младших школьников для изучения уровня употребления

нецензурных слов в речи;

3.

Создать программу по профилактике сквернословия в среде младших школьников

4.

Организовать работу с родителями по самоконтролю, выдать памятки против

сквернословия в семье

5.

Организовать работу службы медиации в младшей школе

6.

Реализовать программу по профилактике сквернословия в среде младших

школьников

7.

Провести анализ полученных результатов и рефлексию по итогам проекта

Целевая аудитория нашего проекта это младшие школьники с 1 по 4 класс, а также их

родители. Анализ заинтересованных сторон показал, что у каждого стейкхолдера проекта

есть свой интерес в успешной реализации данного проекта. Особо заинтересованы в

результате родители и администрация школы.

Идея проекта состоит в том, чтобы комплексно решать сложившуюся проблему: во-

первых, через родителей организовать в семьях уважительное отношение - «Дом без

брани» (раздача памяток по правильному поведению и реагированию на нецензурную

речь ребенка, контроль за своей речью). Во-вторых, организовать бесконфликтное

пространство в школе (создать службу медиации у младших школьников, организовать

общественный контроль за речью детей (на каждое бранное слово ребенок должен назвать

три синонима), что повысит самоконтроль. В –третьих, организовать творческую игровую

деятельность через написание, изучение сказок, рассказов о бранных словах и плохом

поведении детей с дальнейшей театрализованной постановкой этих историй. Таким

образом дети научатся саморегуляции, повысят свой словарный запас, получат навыки

бесконфликтного поведения и опыт позитивного самовыражения без применения бранных

слов.

Проект рассчитан на 1 учебный год, с возможностью дальнейшего пролонгирования. Он

состоит из 3 этапов: подготовительный, основной, итоговый. На каждом этапе есть свои

мероприятия и определенные задачи.

Смета проекта представлена на экране. Проект является малозатратным, что, несомненно,

является его сильной стороной. Общая сумма сметы составляет 24 тысячи 700 рублей.

SWOT-анализ проекта выявил следующие слабые и сильные стороны

Матрица SWOT – анализа

Сильные стороны

1.Наличие необходимых ресурсов для

проекта

2.Не требует больших материальных затрат

3. Члены команды владеют необходимыми

навыками для успешной реализации

проекта

4.Высокая мотивация членов команды

5.Высокий уровень одобрения проекта со

стороны заинтересованных сторон

Слабые стороны

1.Необходимость обучать сотрудников школы

по ведению службы медиации

2. Отсутствие дополнительного

финансирования на случай непредвиденных

обстоятельств

3.Небольшой опыт у команды в реализации

проектов

4.Ограниченность ресурсов

Возможности

1.На результаты проекта есть спрос

2.Проект предполагает для членов команды

получение опыта в проектной деятельности

3.Проект дает возможность расширения и

пролонгирования проекта при поиске

дополнительных ресурсов

4.Проект повысит культуру общения в

школьной среде

Угрозы

1.Изменение сроков реализации проекта из-за

непредвиденных обстоятельств

2.Потеря интереса у детей-участников проекта

3.Отсутствие заинтересованности некоторых

родителей-участников проекта

4.Проблемы с получением необходимого

оборудования

5.Уход на дистанционную форму обучения

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что данный проект

решает острую проблему развития культурного общества нашей страны, поэтому проект

может быть продлен, расширен на более широкую целевую аудиторию при

положительном эффекте. Это говорит о том, что проект способен решить сложную

ситуацию оскуднения русской речи и упадка культурного уровня молодежи.

На следующем слайде представлены качественные и количественные показатели

выполнения проекта.

Задача (задачи 1 уровня из

дерева целей)

Количественные

результаты

Качественные

результаты

Создание

программы

по

профилактике

сквернословия

в

среде

младших школьников

1 программа на 1 учебный

год

Получение опыта по созданию

образовательных программ игрового

формата

Организовать

работу

с

родителями

по

самоконтролю,

выдать

памятки

против

сквернословия в семье

1 памятка для родителей, 1

общешкольное собрание

Информирование родителей о

данном проекте, помощь в

избавлении от нецензурной речи в

семье с помощью рекомендаций

Организовать работу

службы медиации в

младшей школе

2 журнала службы

медиации, Положение

службы, методический

материал (5 рекомендаций)

Снижение конфликтности в

школьной среде, получение навыков

эффективного взаимодействия,

снижение тревожности детей

Реализовать программу по

профилактике

сквернословия в среде

младших школьников

1 программа (провести все

мероприятия из программы)

Снижение уровня сквернословия в

среде младших школьников,

повышение навыков самоконтроля и

самовыражения

Провести анализ

полученных результатов и

рефлексию по итогам

проекта

1 анкетирование, 1 общий

отчет

Выявление сильных и слабых сторон

проекта, его эффекта, анализ

проблемных зон

В финале хотели бы предложить одну из притч, которые смогут обыграть дети на

занятиях.

Притча о гневном слове

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды

его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не

сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в

столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой

гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он

рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день,

когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному

гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том,

что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и

подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр?

Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-

нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно,

сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам

такой же болезненный, как и физический.



В раздел образования