Автор: Телегина Светлана Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия № 2"
Населённый пункт: г. Бийск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект открытого занятия По развитию речи В старшей группе «Рассматривание и описание картины «Осенний день»
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия
По развитию речи
В старшей группе
«Рассматривание и описание картины «Осенний день»
Телегина С.А.
Схема конспекта занятия.
Педагог : Телегина Светлана Андреевна
Образовательная область: развитие речи
Возрастная группа: старшая
Концептуальные основы занятия
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое
развитие
Тема: Рассматривание картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.
Цель : Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине придерживаясь плана.
Задачи:
Упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины,
Учить составлять подробные и интересные рассказы-описания по картине, побуждая детей к речевым
высказываниям.
Воспитывать эстетические чувства.
Материал и оборудование: картина «Осенний день», натуральные листья разных деревьев (семена различных
деревьев: желуди, шишки, «вертолётики»)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осени, чтение стихотворений И. Бунина «Лес, точно терм
расписной…», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А.С Пушкина «Унылая пора».
Организационный момент, начало занятия, включающее:
Для поддержания интереса загадывание загадок об осени
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Какая? Какой? Какое?»
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечания
Дети стоят полукругом,
соглашаются на загадку.
Отвечают ОСЕНЬ
.
Теплая
Тихая
Золотая
Дождливая
Желая
Хмурая.
- Ребята, послушайте мою загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Кто знает ответ?
А давайте поиграем с вами в игру и вспомним, какой
бывает осень.
Напоминаю правила
игры «Какой? Какая?
Какое?» :бросаю мяч
ребенку, он ловит,
перебрасывает мяч
назад и говорит,
какой может быть
осень
2. Основная деятельность.
Воспитатель составляет описание по картине, предлагая образец рассказа.
Дидактическая игра «С какой верки эти детки».
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечания
Садятся за парты
« Осень», « Дети в парке»
и т.д.
Художник изобразил
осень. Красивая осень.
Теплый осенний день.
На улице светло, дети
гуляют по улице.
- Листья на деревьях
желтые, красные, под
ногами у людей опавшие
листья. Дети тепло одеты
.
- Теплый, ясный,
солнечный .
- Небо на картине синее,
ясное. Яркие желтые
листья радуют глаз,
-Сегодня у нас будет очень интересное занятие, мы будем
учиться описывать картину.
- Как бы вы назвали эту картину?
-Какое время года изобразил художник? Как сказать об
этом одним предложением?
- Верно, художник изобразил осень и точно так же назвал
свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что
на картине день?
- А почему вы решили, что день осенний?
-Какой осенний день на этой картине?
- В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. Как
это показано на картине?
-На дворе теплый осенний день. Синее небо и золотая
листва создают хорошее настроение и манят на улицу.
Поворачиваю
картину
изображением к
детям, даю
возможность
рассмотреть.
Даю детям речевой
создают хорошее
настроение.
-Да! Очень понравился!
- Красивое описание
природы.
Приседают
Легкий бег на месте
Присаживаются
Поднимают руки вверх и
машут рукам.
Присаживаются
Садятся за парты.
Поднимают руки,
составляют свой рассказ по
Дети весело играют в парке. Настроение у девочек на
картине хорошее: они смеются, улыбаются друг другу.
Одна из девочек весело подбрасывает вверх желтые
листики и они падают на землю, медленно кружась в
воздухе. Другие девочки кидают листья друг в друга и
радуются, глядя на их кружение. Видно, что подружкам
очень нравится прогулка в погожий осенний день.
- Вам понравился мой рассказ?
- Что именно понравился?
- Сейчас я предлагаю вам немного передохнуть, а потом
мы продолжим. Вставайте в проход между партами и
повторяйте за мной:
Листики:
Мы листики осенние, на ветках мы сидим
Дунул ветер- полетели. Полетели, полетели…
И на земли тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
- Вы молодцы, ребята! Ну что, передохнули? Давайте
продолжим?
Слушаем рассказы по картине 2-3 детей. Если рассказчик
испытывает затруднения – помогаю: начинаю говорить
предложение и фразы, ребенок заканчивает или предлагаю
детям помочь ему.
образец рассказа по
картине
Провожу
физкультминутку
За ответы поощряю
листиками с разных
растений:
дубовыми,
кленовыми,
тополиными,
березовыми
картине
«Прогулка в парке»,
«Прогулка с подружками»,
«Осенью в парке».
Дети рассматривают
полученные в ходе занятия
листья с деревьев и
называют это дерево.
Ответ – рассказ каждого ребенка анализируем все вместе.
За правильные ответы поощряю детей листиками.
- Какие хорошие рассказы у вас получились! Мы с вами
будто погуляли в парке вместе с девочками- подружками.
- А как еще можно было назвать картину?
- Мы хорошо поработали с вами! Предлагаю поиграть вам в
игру « С какой ветки эти детки?»
листьями, листьями
дикого винограда и
еловыми веточками.
Играем в игру.
3. Заключительная часть.
Подводится итог в соответствии с поставленной целью.
Вручение детям поощрительных подарков.
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечания
- Вы молодцы и у нас сегодня было отличное занятие!
Каждый из вас составил интересный и красочный рассказ
по картине. А я вручаю вам картинки с изображением
листиков, вы потом их раскрасите и по большому яблоку,
подарку от красавицы осени.
Примечания.