Автор: Мозговая Лариса Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Городищенская школа искусств"
Населённый пункт: Волгоградская область, р.п. Городище
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Применение цифровых и медийных технологий как способ оживления интереса в обучении на уроках специальности в классе фортепиано ГШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Городищенская школа искусств»
Открытый урок
План-конспект урока в классе фортепиано МБУ ДО ГШИ с
использованием современных цифровых технологий
Преподаватель МБУ ДО ГШИ Мозговая Л Н.
Учащаяся 4 класса специального фортепиано
Тимощук Настя (13 лет)
Тема: «Применение цифровых и медийных технологий как способ
оживления интереса в обучении на уроках специальности в классе
фортепиано ГШИ».
Цель урока: Познакомить ученика с тембрами старинных музыкальных
инструментов в работе над полифонией на цифровом фортепиано и
раскрыть перед ним новые для него возможности этого инструмента.
Показать особенности новых технологий в обучении с использованием
других современных устройств в сочетании с акустическим фортепиано.
Оживить интерес к изучению репертуара в работе на уроке и дома.
Актуальность урока:
Применение современных цифровых и медийных устройств создаёт
возможности более полного и разнообразного раскрытия творческих
способностей учащихся.
Дополнение
традиционной
учебной
деятельности
современными
технологиями позволяет обогатить урок наглядными представлениями о
старинных музыкальных инструментах, познакомить детей с тембрами
различных музыкальных инструментов, сделать урок интересным и
содержательным.
Знакомство с возможностями цифрового фортепиано позволяет применять
новые приёмы совместно с традиционными на акустическом инструменте.
Задачи урока:
образовательные:
формирование и закрепление навыков игры на фортепиано в работе над
полифонией, с использованием тембральных возможностей цифрового
пианино,
получение знаний о старинных музыкальных инструментах,
(
знакомство с
тембрами старинных музыкальных инструментов)
закрепление навыка игры в ансамбле с использованием музыкального
центра,
освоение дополнительных возможностей в разучивании репертуара с
использованием новых технологий.
развивающие:
развитие музыкального и тембрального слуха, ритма, памяти, образного
мышления, эмоциональной сферы ребенка
развитие музыкального кругозора
воспитательные:
воспитание и развитие интереса к музыке разных эпох и жанров, к
различным формам исполнительства и разучивания с использованием
современных цифровых технологий.
Оборудование:
Ноутбук ACER
Цифровое фортепианo YAMAHA
Музыкальный центр LJ
Нотный материал:
Ф.Гендель. Сарабанда с вариациями соль минор.
Пьесы из сборника «Воспоминание старого рояля:
Ф.Э.БАХ Концерт для клавира с оркестром
Запись музыки на CD-диске:
1.Моцарт Ария из оперы «Дон Жуан»
2.Ж.Ж. Мюре Рондо из симфонической сюиты
3.Ш. Гуно Марш печальных марионеток из оперы « Фауст»
Запись музыки в Интернете:
И.Хр. Бах. Концерт соль мажор для ф-но с оркестром.
Форма урока: комбинированный
Время урока: 45 минут
Методы обучения:
СЛОВЕСНЫЙ (устное изложение, беседа, анализ музыкального текста)
НАГЛЯДНЫЙ (мультимедийная презентация, музыкальные иллюстрации
педагога, прослушивание музыкального материала в записи)
ПРАКТИЧЕСКИЙ (работа над музыкальными произведениями).
Структура урока:
1.Организационный этап (5 мин.)
Вступительное слово о использовании современных образовательных
технологий на уроках фортепиано.
2.Подготовительный этап (10 мин.)
Подготовка оборудования к уроку. Разыгрывание учащегося на цифровом
фортепиано, с использованием тембра классического фортепиано.
3.Основной этап (20 мин.)
Рассказ о возможностях разучивания полифонического произведения
с использованием необычных возможностей цифрового
фортепиано:
1.создание реалистичной аккустической среды : игра в концертном зале
средних размеров, в большом концертном зале, звук характерный для
живой игры в джазовом клубе.
2.выбор различных музыкальных тембров ( их 10 ) и умение использовать
их для исполнения различных музыкальных жанров, например
полифонии.
3.наложение двух тембров и воспроизведение их одновременно, создавая
богато текстурированный звук.
4.использование метронома в разучивании.
5. использование записи в инструмент для разучивания полифонического
многоголосия.
6.прослушивание записи собственного исполнения.
Показ исполнения пьес с использованием музыкального центра в
сочетании с возможностями цифрового пианино:
1.исполнение пьесы в различных тембрах в сочетании с оркестровой
записью на диске.
2.работа над метро-ритмическими особенностями произведения с
помощью записи на диске или метронома в цифровом фортепиано.
Рассказ о возможностях применения компьютера и цифрового
фортепиано в разучивании концерта:
1.Прослушивание оригинального исполнения в интернете одного или
нескольких исполнителей и беседа с учеником с применением метода
сравнения и анализа исполнения;
2.Запись в цифровое фортепиано партии оркестра и наложения в
разучивании учеником своей партии.
3.Наложение своего готового исполнения концерта на запись в ин-те для
закрепления знания своей партии.
4. Завершающий этап (10 мин.)
беседа о полученных впечатлениях от урока, запись домашнего задания
Итоги от показанного урока:
развитие у учащегося музыкального и тембрального слуха в работе над
произведениями разных жанров,
воспитание интереса к работе над репертуаром с помощью современных
образовательных технологий.
_________________________________________________________________________________
Подробный конспект урока .
Вступительное слово:
Наряду с повсеместным совершенствованием компьютерных технологий в
продаже ежегодно обновляются модели электронных клавишных
инструментов (цифровыхфортепиано, синтезаторов, музыкальных станций).
Эти инструменты, нетребующие особого обслуживания, подкупают ценовой
демократичностью,компактностью, многие из моделей уже сейчас по
качеству звучания конкурируют с акустическими инструментами.
Несомненным достоинствомэтих инструментов можно назвать наличие
большого набора тембров, стилей, возможность записи и редактора- эти
характеристики открывают новые горизонты в решении творческих задач.
Именно цифровые клавишныеинструменты чаще приобретают для своих
детей современные родители.
Так произошло и в нашем случае, когда родители Насти купили цифровое ф-
но и теперь обучение происходит в новых аккустических и технических
возможностях.
Урок начинается с подготовки технических средств, установка центра,
компьютера. Наличие техники в каждом случае разное, но сегодня хочется
поговорить о возможных , на мой взгляд , применениях на уроке и дома этих
средств.
Сначала звучит Сарабанда с вариациями Генделя в исполнении ученицы на
цифровом ф-но. Несколько слов о том, что сейчас преподаватели услышат
работу над полифонией с помощью новых технологий.
Рассказ о цифровом пианино в классе для ученицы и аудитории.
Возможности инструмента, которые помогут в работе над репертуаром:
Показать и послушать как изменяется звук от вариантов
чувствительности клавиш к силе нажатия (стр.16) Ученица показывает
первыми аккорд произведения. Стандартная настройка В6 , можно
пробовать от А6(Фиксированная, не меняется от силы нажатия) , до С7 –
крайняя правая клавиша-( уровень громкости меняется в очень широких
пределах от пианиссимо до фортиссимо, добавляя исполнению динамизма и
выразительности. Чтобы получить громкий звук нужно сильно нажимать на
клавиши.)
Показать как можно создавать реалистическую аккустическую среду их 4:
концертный зал средних размеров ( чистый реверберирующий звук ) ,
малая октава -С 2 большой концертный зал(великолепный)
С#2 ,зал для классической музыки(нежный звук)- D2 ,живой звук для
джазового клуб—D#2. (стр.19).)Ученица показывает первыми
акк.произведения.
Выбор тембра различныхмуз. инструментов их 10, (стр. 17) показать на
исполнении различных частей Сарабанды Генделя, например: ТЕМА –орган,
ВАР.1- скрипки и наложение с ф-но, как вариант звучания ВАР.2 - клавесин и
как новое звучание: клавесин и ф-но.
Возможности наложения двух тембров подробно показать (стр. 21).
Происходит работа надкаждой частью произведения.
Далее работа с использованием метронома (стр. 15) . Показ работы над
ТЕМОЙ САРАБАНДЫ, где не всегда уч-ся выдерживает метро-ритм, трудно
понять и выдержать правильное звучание длинных аккордов и паузы в
медленном темпе без ощущения метрической пульсации.
Следующий этап работы над полифонией репетиция партии одной
руки(стр. 24) и прослушивание двух голосов при комбинированном
исполнении: можно разучивать партию правой руки во время исполнения
партии левой и наоборот. Звучит ВАР.2 САРАБАНДЫ с записью партии левой
руки и исполнением правой .
Заключительный этап сегодняшнего показа - запись собственного
исполнения( стр.25) всей САРАБАНДЫ С ВАРИАЦИЯМИ, что выполнить
весьма непросто и анализ исполнения совместно с педагогом. Такую работу
можно задать и на дом, для закрепления и тренировки игры на запись без
остановок и ошибок.
Продолжая тему домашней работы над произведением, хочется отметить
несомненный интерес ученика ко всем этапам над работой над полифонией,
если будут применяться все способы показанные на уроке. Просто
необходим метод повторения и закрепления этих умений на уроке и дома.
Несомненно, что необходимо продолжать работу над произведением и
традиционными методами на аккустическом ф-но.
Следующая часть урока посвящена применению в работе над репертуаром
другого технического средства - музыкального центра с записью на диске
МР 3. Такая работа – это вариант музицирования с одной стороны. Другая
важная особенность- научить играть в ансамбле не с другим исполнителем ,
а с цифровой записью, что тоже весьма непросто и полезно для развития
слуха и ритмических способностей. Кроме того, такая форма работы
вызывает интерес учащегося к быстрейшему выучиванию своей партии и
исполнению как можно лучше вместе с записью на диске.
Звучит пьеса- Ария Моцарта из оперы «Дон Жуан»,в исполнении уч-ся в
тембре ф-но, а потом клавесина.
Следующая пьеса- Рондо в исполнении Насти в тембре ф-но.( Можно
предложить ученице выбрать тембр на выбор или выполнить варианты
аудитории)
Последняя пьеса из этого цикла- Танец печальных марионеток, звучит в
тембре вибрафона, который нравится Насте. Как вариант работы с
применением возможностей цифрового ф-но показать использование
метронома, т.к. не получается правильное исполнение ансамбля между
своей и оркестровой партии .
Следующий этап работы на уроке- применение компьютера в
ознакомительной работе над Рондо из Концерта соль мажор И. ХР.Баха.
Одной из форм работы-это прослушивание Концерта в Youtubeразличных
вариантов исполнения. Беседа с ученицей о том, какое исполнение лучше,
чем они отличаются, и как применить впечатление от услышанного для
разучивания произведения. Одним из возможных вариантов в работе над
Концертом может стать запись в память ф-но партии оркестра и в
дальнейшем, при разучивании пробовать играть самостоятельно свою
партию и записанную. Можно пробовать играть свою выученную партию с
наложением её на запись в ИН-ТЕ . Получиться как исполнение с плюсом.
Такое применение технических средств поможет современному ученику
развить слух, ритм, а главное –творческую инициативу и фантазию, ведь
современные дети с удовольствием применяют все новинки и с успехом
справляются с техническими трудностями.
Заключение:
Применяя современные технические средства в учебно-
воспитательномпроцессе, мы решаем много учебных задач. Самая главная
из них — повысить мотивацию обучающихся, активизировать их творческую
и учебнуюдеятельность. Компьютер, цифровое ф-но, музыкальный центр —
это средства наглядности в обучении, возможность дополнительных
творческих поисков детей, помощники в отработке их практических умений и
навыков. Согласно современным образовательным стратегиям, ученику
необходимо выйти из роли слушателя истать активным участником учебного
процесса. Включение информационных технологий делает процесс обучения
результативнее, дает возможность наглядно демонстрировать программный
материал, экономить время.
Всё это способствует достижению успешных результатов — обучающиесяс
интересом вовлекаются в процесс познания, проявляют
инициативность,самостоятельность, готовность к творчеству.
С другой стороны реализация возможностей средств информационных тех-
нологий в самообразовательной деятельности учителя музыки создает
пред-посылки для интенсификации образовательного процесса, а также
способст-вует созданию методик, ориентированных на развитие личности
обучаемогои обеспечение уровня его компетентности, необходимой для
успешной профессиональной деятельности в условиях современного
общества. В связи сэтим профессиональная готовность учителя музыки к
активной самообразовательной деятельности при помощи средств
информационных технологий, становится одним из основных условий
достижения современных образовательных результатов и приобретает
особую актуальность.