Напоминание

" Полифоническая музыка"


Авторы: Губина Ольга Владимировна, Мозговая Лариса Николаевна
Должность: Преподаватель, преподаватель-концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО Городищенская Школа Искусств
Населённый пункт: Волгоградская область, рабочий поселок Городище
Наименование материала: Сценарий концерта-лекции
Тема: " Полифоническая музыка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Российская Федерация

Волгоградская область

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городищенская школа искусств»

«Рассмотрено и одобрено»

Методист, зам. директора муниципального

бюджетного учреждения дополнительного

образования «Городищенская

школа искусств»

_______________ Гагарина Т.Г.

«____» ________20___г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного учреждения дополнительного

образования «Городищенская школа

искусств»

_______________ Е.В. Шмелева

«___»________ 20___ г.

Сценарий концерта-лекции

для учащихся МБУ ДО Городищенской Школы

Искусств.

«

Полифоническая музыка

»

Адресат: преподаватели, учащиеся, родители.

Составитель:

Преподаватели: Губина О.В., Мозговая Л.Н., Трилевич Л.П.

Городище, 2021 г.

Полифония

История полифонии уходит своими корнями в древние века, в то время

когда люди еще не умели записывать музыку. Все делалось исключительно

по слуху! Записи были нужны только для ученых трактатов и изредка - «для

потомков». Играть же и петь удобно только по нотам, а еще точнее – «по

линейкам», хотя так обычно и не говорят.

Тот, кто придумал эти самые линейки, был, безусловно, великим

человеком. Все, кто занимается музыкой, должны знать его имя: Гвидо из

Ареццо, или Гвидо Аретинский,- итальянский монах, церковный певчий и

учитель музыки, живший в XI веке.

Изобретение Гвидо, впоследствии немного улучшенное,- всем известные

пять линеек, называемые нотным станом. Музыка записывается на нотном

стане точно наглядно: сразу видно, когда мелодия идет вверх, а когда вниз.

Похоже, не случайно именно с XI века музыканты – профессионалы стали

петь, а затем и играть на несколько голосов, хотя раньше обычно обходились

одним. Подобный вид пения называется григорианский хорал, по имени

Римского Папы Григория 1.

Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид

многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько

самостоятельных равноценных мелодий. В полифонии нет главных и

второстепенных (аккомпанирующих) голосов, они все равны. Это как беседа

равных собеседников на одну тему. В этом ее отличие от гомофонии (от

греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а

другие его сопровождают (как, например, в песне с аккомпанементом или

танцевальной музыке).

Красоту полифонии поняли давно. И красоту звучания, и красоту умного,

точного расчета. Это теперь мы музыку ставим в ряд с другими искусствами

– поэзией, театром, живописью. А когда-то, в средние века, музыку

благодаря полифонии - не удивляйтесь – ставили наравне с математикой.

Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные

вычисления по строгим правилам, чтобы выстроить этажи голосов в

благозвучии один над другим.

Всю полифоническую музыку принято разделять на три вида:

• Подголосочную Это такой тип полифонии, при котором все голоса

играют на инструментах одну и ту же мелодию, но в более или менее

различных вариантах одновременно. Подголосочные мелодии – это как бы

звучащие одновременно новые вариации на «тему».;

• Имитационную. Имитация (лат. Imitation – подражание) - приём

музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот,

прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы

подражая первому, «имитируя» его. Тема имитационно-полифонического

произведения всегда одноголосна. С имитационной полифонией мы

знакомимся при игре инвенции, прелюдий, канонов.

Канон (греч. Kanon – правило, образец) – приём полифонического письма,

основанный на имитации, а также один из самых распространённых жанров

вокального многоголосия эпохи Средневековья. Сочинением канонов

музыканты увлекались ещё на заре своего профессионального творчества. В

народной практике эта форма известна с древнейших времён. По

композиционному строению представляет собой строго выдержанную

имитацию, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же

мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.

1.

ПИЧНЕНКО ДАША 2 класс Ю. Литовко «Канон», преп. Хечумян

И.Ю.

• Разнотемную или контрастную.

Полифония разнотемная развивается особенно в крупных формах, таких

как опера, симфония, концерт, увертюра, оратория и т.д. С образцами этих

форм полифонии учащиеся знакомятся на уроках музыкальной литературы.

В репертуаре ДМШ используются, в основном, только отрывки из этих

крупных форм.

2.

И.С. Бах «Ария» исп. МАРЧУКОВА АКСИНЬЯ 7 класс, преп.

Тригубенко Н.Р.

Самая старинная полифоническая музыка звучит для нас бесстрастно и

сурово, и название у нее подходящее: музыка строгого стиля. Строгий

стиль – это полифония эпохи «Ренесанс»- «Возрождение» (1420 -1620), что

означает тенденцию обращения к античному культурному наследию

(Древней Греции и Рима).

«Полифония» в переводе с греческого значит «многоголосье». Много

голосов в хоре, в инструментальном ансамбле и оркестре, много голосов

даже у таких инструментов как рояль, клавесин, орган. До того, как появился

клавесин, самыми популярными инструментами были лютня и орган.

«Король инструментов» — именно так называют за огромные

размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное

богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с

многовековой историей, переживший периоды огромной

популярности и забвения, он служил как для религиозных

служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что

относится он к классу духовых инструментов, но при этом

оснащен клавишами. Особенностью этого величественного

инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель

должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым

периодом органного исполнительства и органостроения.

Построенные в это время инструменты не только прекрасно

звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного

инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров.

Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью

тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения

полифонических произведений. Следует отметить, что

большинство великих органных композиторов, таких, как

Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали

свои произведения именно для «барочного органа».

3.

ПАНФИЛОВА АЛИНА 7 класс И.С.Бах «Органная прелюдия и фуга

a-moll» , преп. Русакова С.Г.

Культура органа наложила печать на музыкальный стиль Александра

Фёдоровича Гедике. Для его музыки характерны серьёзность и

монументальность, ясная форма, преобладание рационального начала,

господство вариационно-полифонического мышления. Композитор тесно

связан в своём творчестве с традициями русской музыкальной классики. К

лучшим его произведениям принадлежат обработки русских народных песен.

Ценный вклад внёс Гедике в педагогическую литературу для фортепиано.

Исполнение Гедике-органиста отличалось величавостью,

сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами

света и тени. Им были исполнены все органные произведения И. С. Баха.

Гедике расширил репертуар органных концертов своими переложениями

отрывков из опер, симфоний, фортепианных произведений.

4.

ГОНЧАРОВА МАРИЯ 3 класс А.Ф.Гедике «Трёхголосная

прелюдия», преп. Русакова С.Г.

Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. Позже и

музыкальные инструменты увлеклись полифонией. Полифоническая музыка

наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной, но не менее

сложной в расчетах. И мы переносимся в эпоху Барокко . : Музыка барокко

звучала в исполнении самых разных инструментов. Во все времена люди

уделяли свое свободное время музицированию – домашней игре в ансамбле с

друзьями. По вечерам собирались вместе и играли любимые пьесы. Играли

на том, на чем умели.

. В 15 веке произошло соединение органной клавиатуры и лютневого

принципа игры – щипком. Так возникла идея придумать клавесин.

5.

ЛОБКОВА ДИАНА 4 класс И.С.Бах «Маленькая прелюдия» для

клавесина, преп. Мозговая Л.Н.

Среди пьес, часто используемых в обучении - сборник «Маленькие

прелюдии и фуги». Пьесы этого сборника очень разнообразны по

содержанию и полифоническому строению. При жизни Баха сборник не

существовал — его составил из мелких произведений композитора и издал в

1848 году Ф.Грипенкерль, известный немецкий музыкант. В своем

предисловии к изданию "Маленьких прелюдий и фуг" Грипенкерль писал:

"Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном

томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С.Баха. Они

воспроизведены частично по рукописям автора, частично, где автографы

отсутствовали — по лучшим старым копиям. "Маленькие прелюдии и фуги",

несмотря на полифоничность, доступны для начинающих пианистов; так как

полифония сочетается в них с ясным гармоническим языком. Они дают

незаменимый материал для ознакомления с баховским стилем.

6.

МАРТИРОСЯН ИНЕСА 5 класс И.С,Бах « Маленькая двухголосная

фуга», преп. Хечумян И.Ю.

Полифония по праву считается самым интеллектуальным видом

музыкального искусства. Те, кто слушает, изучает и исполняет

полифоническую музыку (а особенно музыку Иогана Себастиана Баха) очень

повышают свой интеллектуальный уровень, и даже, по словам знаменитого

Альберта Энштейна, соприкасаются с гармонией вселенной.

В Германии детям с пеленок дают слушать произведения Баха, для того,

чтобы развивать их интеллект. Учеными уже доказано, что эта музыка на

подсознательном уровне способна творить чудеса, делать человека

благороднее, чище, духовнее.

Исключительное первенство в жанре полифонической музыки принадлежит

гениальному И.С.Баху.

У Баха была большая семья. Он был дважды женат и у него было двадцать

детей (7 от первого брака и 13 от второго). К сожалению не все дети выжили,

некоторые умерли в детском возрасте. Пережили отца только 6 сыновей и 4

дочери. Многие из них стали знаменитыми музыкантами и даже были более

популярны при жизни, чем их отец. Всех своих детей Бах учил музыке.

Две “Нотные тетради Анны Магдалены Бах” (это вторая жена композитора) –

это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И. С. Баха. Сюда

вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера.

Эти пьесы, как собственные, так и чужие, написаны в тетради рукой самого

И. С. Баха, иногда - его жены Анны Магдалены Бах, встречаются также

страницы, написанные детским почерком кого-либо из сыновей Баха.

Во времена Баха ведение домашних альбомов было очень распространено.

Они были не только музыкальные, но также и литературные. Печатные

издания, существовавшие в то время, не были столь многочисленны, поэтому

не могли удовлетворять потребности в новых произведениях. Можно

использовать иллюстрации бала, обратить внимание на одежды мужчин и

женщин, определявшие стиль танцев (ноги мужчин, обтянутые чулками,

украшены бантами, широкие кринолины женщин требовали плавных

движений). Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» — это альбомы

семьи И.С.Баха, предназначавшиеся для исполнения его детям. В «Нотную

Тетрадь» вошли пьесы различных композиторов: Ф.Куперена, К.Петцольда,

К.Ф.Э. Баха… в основном танцевального жанра: менуэты, полонезы,

марши…. Их отличает богатство и красочность мелодий различного

характера, ритмическое, темповое разнообразие.

7.

НОСКОВА ПОЛИНА 3 класс И.С.Бах «Менуэт G-dur», преп.

Мозговая Л.Н.

Танцевальная музыка в давние времена тоже была полифонической. Cамый

популярный танец в это время был «Менуэт». Это был самый модный танец

при дворе короля Франции Людовика ХIV - «короля-солнца». В этом танце

все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая красивую

фигуру S. За мелкий шаг танец и назвали «Менуэтом».

8.

ЗАБУГИН ДМИТРИЙ 2 класс В.А.Моцарт «Менуэт», преп.

Трилевич Л.П.

В «Менуэте» каждый голос ведёт свою самостоятельную мелодию. Такая

полифония называется контрастной и хорошо передаёт движения кавалера и

дамы. Менуэт это вообще не простой танец. Его называли танец королей и

король танцев Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией,

характер величественный и торжественный. Исполнители располагались

строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них —

знатные дамы. Существовал «Менуэт короля», «Менуэт королевы», «Менуэт

двора». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего

воспитания.

9.

САВЕЛЬЕВ МАТВЕЙ 4 класс Й.Гайдн « Менуэт», преп. Губина О.В.

Танцевали «Менуэт» в нарядах с множеством украшений, в платьях,

похожих на кремовые торты, в пудреных париках. Оточенным движениям –

поклонам, приседаниям, реверансам знатные дамы и вельможи обучались в

специально созданной для этого в Париже Академии танца.

10. ЧЕРКЕСОВА ДАША 1 класс Г.Ф. Телеман «Менуэт», преп. Иванова

С. Ю.

К середине 18-го века нехитрые крестьянские танцы превращаются в

бальные. Такое превращение произошло с танцем вязальщиков хвороста

«Бурре». Перейдя в королевские дворцы, этот танец приобрёл галантность и

изящество, сохранив, однако, подскоки, как напоминание о своём простом

происхождении.

11. АФОНИНА ВИКА 3 класс В.А.Моцарт « Бурре», преп. Иванова

С.Ю.

Бурре – четырехдольный размашистый бурре пришел в бальные танцы из

французской провинции Оверень, французское название говорит о том, как

утаптывают ногами вязанку хвороста. Это был довольно подвижный

придворный танец XVII века, в прошлом народный.

12. ДАВЫДОВА МИЛАНА 3 класс Г.Ф. Телеман « Бурре», преп.

Иванова С.Ю.

Из всего рода Бахов лишь Карл Филипп Эмануэль, второй сын И.С. Баха, и

его младший брат Иоганн Кристиан добились при жизни звания «великий».

Хотя история вносит свои коррективы в оценку современниками

значительности того или иного музыканта, ныне никто не оспаривает роли Ф.

Э. Баха в процессе становления классических форм инструментальной

музыки, достигшего вершины в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л.

Бетховена. Сыновьям И. С. Баха было суждено жить в переходную эпоху,

когда в музыке намечались новые пути, связанные с поисками ее внутренней

сущности, самостоятельного места среди других искусств. В этот процесс

были вовлечены многие композиторы Италии, Франции, Германии и Чехии,

чьи усилия подготовили искусство венских классиков. И в этом ряду ищущих

художников особенно выделяется фигура Ф. Э. Баха.

Главную заслугу Филиппа Эмануэля современники видели в создании

«выразительного» или «чувствительного» стиля клавирной музыки.

13. КУХАРЕВА ПОЛИНА Карл Филипп Эммануэль Бах «Сольфеджио»,

преп.Ткачёва В.И.

Нельзя не упомянуть об истории одной мелодии, известной как Адажио

Томазо Альбинони.

Томазо Джованни итальянский композитор эпохи Барокко. При жизни был

известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в

настоящее время известностью пользуется, и регулярно исполняется,

главным образом его инструментальная музыка.

Его Адажио соль-минор, - одно из наиболее часто записываемых.

Томазо Джованни Альбинони в отличие от большинства композиторов того

времени, как предполагают исследователи, никогда не стремился получить

должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и

возможность сочинять музыку независимо. Он был выходец из буржуазной

среды и с детских лет имел возможность обучаться пению и игре на скрипке.

Он жил в одно время и в одном месте с Антонио Вивальди. Сам Альбинони

весьма скромно оценивал свои композиторские способности и подписывался

под своими произведениями как "венецианский любитель" - "dilettante

venete".

Инструментальные сочинения Альбинони нашли должную оценку со

стороны Иоганна Себастьяна Баха. Он использовал их в своём творчестве.

Широко известный при жизни, после смерти Альбинони был довольно

быстро позабыт, повторив судьбу Вивальди и Баха. Творчество Альбинони

долгое время оставалось известным только узкому кругу музыковедов и

знатоков старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до середины

прошлого века.

Альбинони - автор более 50 опер. Он обладал поразительным мелодическим

даром, который умело использовал не только при сочинении опер, но и для

инструментальных произведений, которых создал великое мноножество.

Адажио Альбинони впервые опубликовано Ремо Джадзотто в 1958 году.

Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй

мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки.

В предисловии к изданию Adagio g-moll Томазо Альбинони 1958 года Ремо

Джадзотто утверждал, что восстановил произведение по маленькому

фрагменту, который нашел в Миланской библиотеке в начале сороковых.

14. МАРГАРЯН ДАВИД 5 класс Т. Альбинони «Adagio g-moll», преп.

Русакова С.Г.

Вильям Гиллок – один из ярких американских педагогов и создателей

фортепианной музыки для детей и юношества. Его произведения звучат на

музыкальных фестивалях и конкурсах всего мира. Автор огромного

творческого наследия. Гиллок написал множество пьес для фортепиано для

учащихся всех возрастов. Сформировалась определенная «марка» музыки

Гиллока, его произведения узнаваемы по своеобразному стилю. Большой

популярностью пользуется его «Детский альбом» – сборник из 22-х пьес. Под

влиянием ХТК И. С. Баха и этюдов Ф. Шопена Гиллок написал по пьесе в

каждой тональности, чтобы помочь исполнителям освоить их и обрести

уверенность в овладении фортепиано. Таким образом, родился цикл

романтических прелюдий, состоящий из 24 разнохарактерных пьес с

различными техническими трудностями во всех тональностях.

Полифония как один из основных принципов композиции, сохранила

огромное значение и в эпоху господства гомофонно гармонического стиля, и

в наши дни. В современной музыке, в творчестве выдающихся русских и

зарубежных композиторов, полифония сохранилась во всех своих

разновидностях и типах, и играет важную художественную роль в развитии

наших маленьких музыкантов.

15. МОТЧЕНКО МАРИЯ 5 класс В.Гиллок «Менуэт», преп. Трилевич

Л.П.



В раздел образования