Напоминание

Практико-ориентированный подход к подготовке вожатых к работе в детском оздоровительном лагере


Автор: Решетняк Алевтина Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: Практико-ориентированный подход к подготовке вожатых к работе в детском оздоровительном лагере
Тема: Практико-ориентированный подход к подготовке вожатых к работе в детском оздоровительном лагере
Раздел: начальное образование





Назад




Практико-ориентированный подход к подготовке вожатых к

работе в детском оздоровительном лагере

Детские

оздоровительные

лагеря

являются

учреждениями

дополнительного

образования,

которые

ставят

педагогическую

задачу

нравственного

совершенствования

детей,

выполняя

программу

дополнительного

образования.

Дополнительное

образование

детей

направленно

на

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

в

совершенствовании:

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом;

развитие

и

формирование

творческих

способностей,

организацию

свободного времени, а также формирование культуры и здорового образа

жизни. [2]

Много внимания уделялось подготовке вожатых в период с начала

1920

годов

и

до

середины

1980

годов.

По

истории

советской

школы и

педагогики в исследованиях Ф.Ф. Королева, З.И, Равнина, Н.К. Гончарова,

Т.Д. Корнейчика, Е.Н. Мединской, в 1920 – 1930 годы были рассмотрены

различные

стороны

формирования

и

развития

системы

народного

образования.

Кроме

того,

значительное

внимание

уделялось

идейно-

политическому

воспитанию

учителей

и

повышению

их

педагогической

квалификации.

О

подготовке,

переподготовке

педагогических

кадров

в

работах:

П.Н.

Шимбирева,

Н.К.

Гончарова,

Ф.Ф.

Шамахова,

но,

вопрос

упомянут о пионерских кадрах неявно.

На сегондяшний день, исходя из анализа состояния и диамики работы

ДОЛ существует основной недостаток в системе детского оздоровления -

подготовка

квалифицированных

кадров.

Данная

проблема

связана

с

тем,

что программа подготовки вожатых осуществляется в традиционной форме,

в

которой

нет практической подготовки.

Поэтому в

ходе

нашей работы

определены

и

теоретически

обоснованы

критерии

эффективности

педагогической

практики

в

условиях

теоретической

и

практической

подготовки,

которые

отражают

мотивацию

студентов

к

педагогической

практике,

степень

профессиональной

подготовки

студентов

к

педагогической

деятельности,

осознание

себя

в

профессиональной

деятельности

[2].

Осуществлен

отбор

методик

для

проверки

эффективности организации педагогической практики будущих вожатых.

Самой

привычной

формой

организации

летнего

отдыха

детей

на

современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного

и

санаторно-курортного

типов.

Современные

концепции

организации

летнего

отдыха

и

оздоровления

детей

и

подростков

рассматривают

детский

отдых

в

летних

оздоровительных

лагерях

не

как

особую

педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую

всей

жизнедеятельности

ребенка,

где

гармонично

сочетаются

духовно-

эстетические, рационально-

познавательные,

идейно-нравственные

начала,

это

освоение

жизни

ребенком

самым

непосредственным,

естественным

образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения

всех воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, развития

творческих

способностей

детей

[5].

Успех

работы

детского

оздоровительного

лагеря

во

многом

зависит

от

уровня

подготовки

педагогических кадров.

Программа

подготовки

согласно

нормативным

документам

представляет базовый уровень подготовки вожатых, позволяющий обучать

квалифицированные

педагогические

кадры

вожатых

для

лагерей

организованного

отдыха

и

оздоровления

детей

в

каникулярный

период.

Содержание программы включает основные разделы:

-

общие вопросы деятельности летнего оздоровительного учреждения;

-

психолого-педагогические основы знаний отрядного вожатого;

-

деятельность вожатого в летнем оздоровительном учреждении;

-

методические основы работы вожатого. Основные направления и

формы работы отрядного вожатого.

Кроме теоретических занятий, проходят практические занятия, а

также игровые тренинги:

-

разработка и проведение отрядного мероприятия;

-

разработка и проведение спортивного мероприятия;

-

разработка и проведение общелагерного мероприятия;

-

игры на знакомство;

-

игры на сплочение;

-

игры на доверие.

В

настоящее

время

детские

оздоровительные

лагеря

проводят

подготовку

вожатых

самостоятельно,

такие

детские

лагеря

как

Артек,

Орленок

и

Океан.

Программа

подготовки

вожатых

включает:

лекции,

семинары, деловые игры, тренинги, практикумы, творческую деятельность и

стажировки в лагерях [5].

Цель

программы

самореализация

и

повышение

уровня

профессиональной

подготовки

к

работе

с

детьми

и

подростками

в

роли

вожатых.

Программа включает следующие темы:

-

образ вожатого (педагогическая этика, культура речи, культура

поведения);

-

десять заповедей вожатого;

-

золотые правила дидактики вожатого;

-

вожатый – профессионал;

-

нормативно - правовое регулирование. Конвенция о правах ребенка;

-

правовые основы деятельности вожатого;

-

периоды смен. Позиция вожатого в каждом периоде;

-

организационный период. Позиции вожатого;

-

основной период (цели, задачи, основные дела);

-

заключительный период (цели, задачи);

-

методика планирования воспитательной работы в лагере (план дня,

план-сетка);

-

тематические дни и смены в лагере, роль, классификация;

-

закономерность развития ребенка. Особенности психического

развития детей;

-

авторитет вожатого. Особенности роли вожатого при работе с

детьми;

-

этап развития детского коллектива. Роль вожатого в каждом этапе;

-

сплочение коллектива;

-

понятие коллектив, временный детский коллектив;

-

особенности работы с детским коллективом;

-

Типология вожатых по стилю работы с детским коллективом;

-

конфликтные ситуации в лагере;

-

организация и выполнение режимных моментов;

-

веревочный курс;

-

огонек. Виды огоньков. Методика и организация проведения

огоньков;

-

КТД. Методика проведения КТД;

-

отрядный уголок. Требование к оформлению отрядного уголка;

-

первая доврачебная помощь. Основы медицины и техники

безопасности;

-

вожатский дневник;

-

классификация игр. Методика организации и проведение игр;

-

игротека;

-

самоуправление в отряде;

-

самоуправление. Выборы. Формы проведения;

-

теоретические основы лидерства, типология лидеров;

-

развитие лидерских качеств. Лидер как член отряда. Организация

работы лидеров;

-

вожатый как лидер;

-

советы вожатому.

Важнейшим этапом подготовки является прохождение стажировки на

территории детского лагеря. Подведение итогов и анализ результатов

стажировки.

Данная форма подготовки сформировывает у вожатых следующие

качества:

-

заинтересовать каждого ребенка творческим делом;

-

организовать самоуправление в отряде;

-

планировать работу отряда;

-

организовывать отрядные мероприятия;

-

проведение рефлексии с отрядом [4].

Принцип

деятельности

школы

вожатых

заключается

в

практико-

ориентированных

формах

и

методах

обучения,

а

также

использование

творческого подхода в организации образовательного процесса. В основном

вожатые

педагогических

отрядов

проходят

подготовку

в

университете,

проводимую факультетом/институтом повышения квалификации.

Школу вожатых проводят за два месяца до начала работы

лагеря.

Программа содержит следующие темы:

-

нормативно-правовые

вопросы

деятельности

летнего

оздоровительного учреждения;

-

индивидуальное здоровье человека и технологии экстренной помощи;

-

основы

безопасности

и

жизнедеятельности

в

летнем

оздоровительном учреждении;

-

основы

разработки

программы

смены

летнего

оздоровительного

учреждения: традиции, особенности и логика развития смены;

-

технология

коллективного

творчества

в летнем оздоровительном

учреждении;

-

возрастная психология в контексте работы вожатого временного

детского коллектива;

-

особенности деятельности вожатого в детском лагере;

-

разработка

мероприятий

для

организации

смены

в

летнем

оздоровительном учреждении [5].

Процесс подготовки осуществляется в 3 этапа. Теоретический этап:

Данный

этап

включает

знакомство

с

преподавателями,

программой

подготовки.

Деятельность

школы

строится

на

традиционном

обучении.

Чтение

лекций

и

изучение

теоретических

основ

работы

вожатым

в

детском оздоровительном лагере.

Практический этап:

На данном этапе

слушатели разбирают на практике

основные методы

разработки

и

организации

мероприятий,

демонстрация

видеоматериалов,

для работы с временным детским коллективом практических занятий нет,

в процессе используют только игры или тренинги на сплочение коллектива.

Заключительный этап:

Изучив

основные

темы

для

работы

в

детском

оздоровительном

лагере

процесс

обучения,

завершается

итоговым

тестированием

и

разработкой мероприятия.

Важным

преимуществом

подготовки

вожатых

известных

всероссийских

лагерей

является

то,

что

больше

внимания

уделяется

на

практико-

ориентированную

подготовку,

которая

сопровождается

стажировкой в лагере перед началом работы.

Залогом

успешного

проведения

оздоровительной кампании

является

уровень

профессионального

мастерства

кадрового

состава

детских

оздоровительных

учреждений.

Подготовка

вожатых

создается

с

целью

удовлетворения потребности в квалифицированных педагогических кадрах

для работы в оздоровительных учреждениях [4].

Современная

система

образования

направленна

не

только

на

формирование теоретической базы при подготовке, но и на формирование

практических

навыков [1].

Первое

направление

объединяет

процесс

обучения

и

прохождения

практик,

с

целью

знакомства

обучающихся

с

профессиональной средой. Второе направление связано с формированием у

обучающихся

компетенций,

а

также

личностных

качеств,

которые

обеспечивают

выполнение

функциональных

обязанностей.

Реализация

данного

направления

обеспечивается

посредством

внедрения практико-

ориентированного обучения.

Основным

компонентом

практико-ориентированного

обучения

является

наработка

практического

опыта

деятельности

[3].

Важнейшим

условием

реализации

практико-ориентированного

обучения

является

применение методов обучения:

-

игра (групповые упражнения по выработке решения в условиях,

имитирующих реальность);

-

имитация

(обучающийся

получает

возможность

освоить

профессиональные

процедуры

и

инструменты

работы,

а

также

сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы

деятельности);

-

проект (обучающийся встраивается в систему коллективных работ,

направленных

на

решение

реальной

практической

задачи.

Проектируя

развитие ситуации, анализируя данные, обучающийся получает возможность

освоить способ выполнения соответствующих работ) [3].

Для повышения эффективности образовательного процесса применяют

несколько методов обучения.

Сравнивая подготовку вожатых с программой всероссийских детских

оздоровительных

лагерей

можно

определить

дефициты

существующей

подготовки вожатых. Критериями для сравнительного анализа являются:

-

нацеленность программы на практическую подготовку;

-

насыщенность программы;

-

преобладание в образовательном процессе игровых методов,

тренингов;

-

степень проработанности организации образовательного процесса

(полнота, углубленность, конкретность и т.д.);

-

периодичность обновления образовательной программы;

-

форма итоговой аттестации [2,5].

Таблица 1

Сравнительный анализ подготовки вожатых

Критерии

Подготовка в детском

оздоровительном лагере Орленок

Подготовка в

университете

нацеленность

программы на

практическую

подготовку

в программу подготовки включены

стажировки

программа

подготовки

рассчитана

только

на

введение

в

работу

вожатым,

практической

подготовки

не

присутствует

Насыщенность

программы

включены темы не только обзорного

курса о работе вожатого и детского

лагеря, а также разработка различного

рода мероприятия, конфликтология и

т.д.

краткий обзор тем о

работе вожатого,

детского

оздоровительного

лагеря, логика развития

смен.

преобладание в

образовательном

процессе тренингов,

игровых методов;

использование в процессе

практической подготовки тренингов,

различные игровые методы для

работы с временным детским

коллективом, с коллегами и т.д.

преобладание

теоретических методов

подготовки, игры для

сплочения коллектива

степень

проработанности

организации

образовательного

процесса

достаточная степень проработанности

недостаточная степень

проработанности

периодичность

обновления

образовательной

программы

программа дополняется темами раз в

три года

программа дополняется/

обновляется 1 раз в пять

лет

форма итоговой

аттестации

тестирование, стажировка в лагере

перед началом работы

тестирование,

Как

следует

из

характеристик

программ

и

их

сравнительного

анализа,

описанная

программа

подготовки

вожатых

детского

оздоровительного

лагеря Орленок

нацелена

на

реализацию

практико-

ориентированной подготовки вожатых. Это выражается в постановке цели

программы, процессе обучения, возможности прохождения стажировки.

В

программе

подготовки

педагогического

университета

программа

направлена только на вводный курс в работу вожатого, это следует из выбора

тем и практической подготовки.

Таким образом, анализ традиционной практики подготовки вожатых

к

работе

в

современных

лагерях

подводит

к

выводу

о

том,

что

современность

требует

актуальных

подходов

к

организации

отдыха

ребенка, которые будут раскрывать ее возможности, развивать потенциал.

Нынешний

процесс

подготовки

вожатых

к

работе

в

лагерях

имеет

устоявшийся

характер

и

проходит

в

несколько

этапов,

среди

которых:

теоретический,

практический

этап

самообразования.

Главной

же

целью

подготовки является не только формирование теоретических знаний, но и

практических

навыков.

Для

реализации

этой

цели

служит

практико-

ориентированный подход в подготовке будущих вожатых.

Список литературы

1. Кругликова, Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха

детей и подростков: Учебное пособие/ Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер –

Нижневартовск, 2011. – 236 с.

2. Организация педагогической деятельности в условиях детского

санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия: Материалы

III научно-практической конференции педагогических отрядов. Сб. ст. –

Новосибирск, 2008. – 120 с.

3. Просалова, В.С. Концепция практико-ориентированного подхода /

В.С. Просалова // Интернет-журнал «Науковедение», №3 2013.

4. Суховейко, Г. С. Детский оздоровительный лагерь: Каникулярный

детский отдых и оздоровление в системе государственной семейной

политики: сборник научных статей / Г.С. Суховейко. М., 2008. – 96 с.

5. Фришман, И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях:

монография / И.И. Фришман. Ярославль: Издательский дом «Медиум-

Пресс», 2000. – 302 с.



В раздел образования