Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Матвеева Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНО-

ГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А.Матвеева

Научный руководитель – О.Б. Лобанова должность, фио

Сибирский Федеральный университет, Лесосибирский педагогический институт

В современном обществе проблема становления и сохранения здоровья подрастающего

поколения одна из важнейших. В связи с этим перед государственными структурами поставле-

ны конкретные задачи по обеспечению условий содействия сохранению и укреплению здоровья

детей и юношей. Об этом свидетельствуют государственные документы. Например, в статье 51

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «Образователь-

ное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся

и воспитанников»

1

В соответствии с требованиями Федерального государственного образова-

тельного стандарта начального общего образования у младшего школьника должны быть сфор-

мированы системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

2

Важным этапом

на пути формирования основ ЗОЖ стало принятие Федерального закона «Об основах охраны

здоровья граждан в Российской Федерации», в котором отмечается, что формирование здорово-

го образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения ме-

роприятий, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни

3

.

Представления о здоровом и безопасном образе жизни формируются постепенно, исходя

из личного опыта, приобретенного ребенком с детства. В своей работе мы опирались на опреде-

ление Т.Н. Андреевой

4

, которая утверждает, что здоровый образ жизни – выбранное личностью

поведение, которое способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, тесно

связанное с гигиенической культурой. Сущность формирования безопасного поведения прояв-

ляется в готовности младших школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных

факторов жизнедеятельности.

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство

образования и науки Российской Федерации. — Москва: Просвещение, 2010. — 31 с.

2

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Со-

брание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1).

3

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования: Приказ Минобрнауки

России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень норма-

тивных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.

4

Андреева, И. Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И. Г.

Андреева // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – № 4. – С. 64-74.

1

При формировании навыков здорового и безопасного образа жизни у младшего школь-

ника осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, па-

мять ребенка постепенно становится осознанно регулируемой и опосредствованной и принима-

ет черты произвольности, представления о себе становятся осознанными и относительно устой-

чивыми.

Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой,

которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого об-

разовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на

гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для

развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование

расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует

самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях,

включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценно-

стям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школь-

ников.

В своих исследованиях Л. Сорокина отмечает, что «в широком смысле слова, безопас-

ный образ жизни – это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную

практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их

воплощения в жизнь. В узком смысле, безопасный образ жизни человека – основанная на повсе-

дневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная фор-

ма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, прио-

ритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение здорового образа жизни»

5

Для формирования у младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жиз-

ни необходимо проводить мероприятия, реализация которых будет способствовать расширению

представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни, повышению уров-

ня владения культурными нормами в сфере здоровья, созданию благоприятного психологиче-

ского климата среди школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа

жизни.

Для того чтобы здоровый образ жизни стал внутренним (личным) убеждением, недоста-

точно объяснения взрослого. Поэтому для эффективного формирования представлений о здоро-

вом образе жизни в младшем школьном возрасте важно привлекать внимание детей к эмоцио-

нальному миру человека, окружающей социальной действительности, создавать соответствую-

5

Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении безопасного образа жизни/ Л. Сорокина // Основы безопас-

ности жизни. – 2011. – №12. – С.13–15.

2

щую здоровьесберегающую образовательную среду, которая способствовала бы формированию

основ здорового и безопасного образа жизни.

3

ЛИТЕРАТУРА

1.

Андреева, И. Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших

школьников / И. Г. Андреева // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеве-

дения. – 2017. – № 4. – С. 64-74.

2.

Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении безопасного образа жизни/ Л. Соро-

кина // Основы безопасности жизни. – 2011. – №12. – С.13–15.

3.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

(ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1).

4.

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательно-

го стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от

06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных ор-

ганов исполнительной власти. – 2010. – № 12.

5.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва:

Просвещение, 2010. — 31 с.

4



В раздел образования