Автор: Матвеева Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дополнительное образование
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНО-
ГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А.Матвеева
Научный руководитель – О.Б. Лобанова должность, фио
Сибирский Федеральный университет, Лесосибирский педагогический институт
В современном обществе проблема становления и сохранения здоровья подрастающего
поколения одна из важнейших. В связи с этим перед государственными структурами поставле-
ны конкретные задачи по обеспечению условий содействия сохранению и укреплению здоровья
детей и юношей. Об этом свидетельствуют государственные документы. Например, в статье 51
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «Образователь-
ное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся
и воспитанников»
1
В соответствии с требованиями Федерального государственного образова-
тельного стандарта начального общего образования у младшего школьника должны быть сфор-
мированы системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
2
Важным этапом
на пути формирования основ ЗОЖ стало принятие Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации», в котором отмечается, что формирование здорово-
го образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения ме-
роприятий, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни
3
.
Представления о здоровом и безопасном образе жизни формируются постепенно, исходя
из личного опыта, приобретенного ребенком с детства. В своей работе мы опирались на опреде-
ление Т.Н. Андреевой
4
, которая утверждает, что здоровый образ жизни – выбранное личностью
поведение, которое способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, тесно
связанное с гигиенической культурой. Сущность формирования безопасного поведения прояв-
ляется в готовности младших школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных
факторов жизнедеятельности.
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство
образования и науки Российской Федерации. — Москва: Просвещение, 2010. — 31 с.
2
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Со-
брание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1).
3
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования: Приказ Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень норма-
тивных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.
4
Андреева, И. Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И. Г.
Андреева // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – № 4. – С. 64-74.
1
При формировании навыков здорового и безопасного образа жизни у младшего школь-
ника осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, па-
мять ребенка постепенно становится осознанно регулируемой и опосредствованной и принима-
ет черты произвольности, представления о себе становятся осознанными и относительно устой-
чивыми.
Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой,
которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого об-
разовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на
гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для
развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование
расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует
самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях,
включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценно-
стям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школь-
ников.
В своих исследованиях Л. Сорокина отмечает, что «в широком смысле слова, безопас-
ный образ жизни – это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную
практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их
воплощения в жизнь. В узком смысле, безопасный образ жизни человека – основанная на повсе-
дневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная фор-
ма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, прио-
ритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение здорового образа жизни»
5
Для формирования у младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жиз-
ни необходимо проводить мероприятия, реализация которых будет способствовать расширению
представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни, повышению уров-
ня владения культурными нормами в сфере здоровья, созданию благоприятного психологиче-
ского климата среди школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа
жизни.
Для того чтобы здоровый образ жизни стал внутренним (личным) убеждением, недоста-
точно объяснения взрослого. Поэтому для эффективного формирования представлений о здоро-
вом образе жизни в младшем школьном возрасте важно привлекать внимание детей к эмоцио-
нальному миру человека, окружающей социальной действительности, создавать соответствую-
5
Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении безопасного образа жизни/ Л. Сорокина // Основы безопас-
ности жизни. – 2011. – №12. – С.13–15.
2
щую здоровьесберегающую образовательную среду, которая способствовала бы формированию
основ здорового и безопасного образа жизни.
3
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреева, И. Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших
школьников / И. Г. Андреева // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеве-
дения. – 2017. – № 4. – С. 64-74.
2.
Сорокина Л. Компетентностный подход в обучении безопасного образа жизни/ Л. Соро-
кина // Основы безопасности жизни. – 2011. – №12. – С.13–15.
3.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1).
4.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательно-
го стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных ор-
ганов исполнительной власти. – 2010. – № 12.
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва:
Просвещение, 2010. — 31 с.
4