Автор: Иваницкая Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ № 1» Карасукского района Новосибирской области
Населённый пункт: село Благодатное
Наименование материала: конспект урока "ансамбль в классе баяна"
Тема: методическая работа
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого урока «Ансамбль в классе баяна»
выполнила:
Иваницкая Т.Н., преподаватель по классу баяна
первой квалификационной категории
Цель урока: активизировать интерес учащихся к занятию ансамблем, развить
общеучебные и специальные компетенции учащихся в области ансамблевой
игры в классе баяна.
Задачи урока:
1)
образовательные – дать новые знания, усовершенствовать умения и
навыки ансамблевой игры;
2)
развивающие – развитие музыкальных способностей, чувства
ансамбля;
3)
воспитательные – воспитание музыкального вкуса, настойчивости,
умения работать в ансамбле.
Формы работы: мелкогрупповая, индивидуальная.
Оборудование: баяны, ноты, подставки для нот, наглядные материалы,
ноутбук с подключенными колонками. Урок ведётся в соответствующем
санитарно-гигиеническим требованиям классе.
Ход урока
1. Организационный момент. Посадка, расположение нот на подставке,
установка оптимального освещения.
2. Упражнения для развития слуха, «ансамблевого чувства».
а) Для активизации слуха применяем упражнение-настройку: второй
баян исполняет бас, первый баян прибавляет к басу трезвучие. Так играем
тональности До-мажор, Фа-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор и т. д. по
квинтовому кругу. Темп спокойный.
б) Вариант первого упражнения. Предлагаем партии второго баяна
играть громко, а партии первого баяна начать тихо, с постепенным
усилением звука. Играем это упражнение в тональностях играемых пьес (ля-
минор, Си бемоль мажор, соль-минор).
3. Проверка домашнего задания.
Напоминаем основные моменты того, что было сделано на прошлом
уроке, домашнего задания. Попутно спрашиваем, какие сложности возникли
при выполнении домашнего задания, что оказалось наиболее трудным.
Показанные учениками такты помечаем для будущей работы.
Ученикам было дано задание закрепить текст партий пьесы «Острый
ритм»
Е.
Дербенко,
играть
партии
по
нотам,
ритмично,
с
верной
аппликатурой.
Илья играет свою партию – Вадим слушает по нотам, отмечает
неточности параллельно с педагогом, обращает внимание не ошибки. Далее
играет Вадим – Илья слушает.
3. Работа над пьесой Евгения Дербенко «Острый ритм»
(Приложение 1)
Работаем над ритмом, дирижируем, считаем, обращаем внимание на
точное выполнение пауз.
Работая над динамическим балансом, привлекаем сравнение: «Здесь
композитор изображает ансамбль – бас как будто играют низкие духовые
инструменты, средние голоса – альты и скрипки, акценты усиливают
ударные
инструменты».
Просим
сыграть
партии,
«инструментуя»
их
(подчёркивая басы, акценты и т. д.). Приходим к выводу, что надо исполнять
ансамбль динамически правильно – «ведь гитара не может звучать громче
тубы, правда?».
Далее обращаем внимание на то, что в пьесе есть такты слабые и
сильные. Играем тему пьесы, учащиеся определяют, что слабые такты здесь –
1-й и 2-й, а сильные такты – 3-й и 4-й. Они играются ярче, с акцентами, к ним
подводит крещендо. Играем тему с выделением сильных тактов.
2
Далее предлагаем сыграть 1-ю часть пьесы выразительно, при
исполнении
обязательно
слушать
друг
друга.
Поставленные
задачи
выполнить полностью не удалось. Далее работаем над слаженностью игры.
Решаем технические задачи (методом замедленной игры, ритмических
вариантов).
Делаем пометки в нотах учащихся, ещё раз уточняем методы работы
над трудностями в этой пьесе.
4. Работа над обработкой Михаила Дьякова русской народной песни
«Выйду ль я на реченьку»(Приложение 2)
а) Чтобы заинтересовать учащихся, предлагаем прослушать запись
песни в оригинальном исполнении (поёт Людмила Русланова) и в обработке
для ансамбля народных инструментов. Сравниваем образность песни и
обработки, выясняем, чем обогащается русская песня в звучании ансамбля.
Попутно обращаем внимание:
на разницу громкости (громко играются бас и мелодия, середина –
намного тише);
гибкость мелодии, красивые мелодические «взлеты».
разнообразие оттенков и штрихов в исполнении.
Ученики обратили внимание, что в ансамбле отчетливо слышны басы,
удивила своей красотой, разнообразием динамики мелодия.
б) Переходим к исполнению обработки.
На предыдущем уроке на дом было дано задание: проработать партии в
техническом и звуковом отношении; отметить в нотах повторы, определить,
чем средняя часть отличается от крайних частей.
При игре учащихся делаем акцент на активизации слуха и применяем
приём слушания игры товарища и счёта вслух (Илья играет свою партию,
Вадим считает вслух и наблюдает за игрой по нотам).
Далее кратко обсуждаем, что у учеников не получилось и почему.
Плохо получились шестнадцатые ноты. Напоминаем, как работаем над
техническими трудностями (методом вариантов). Проигрываем один раз
3
несколько вариантов, чтобы показать, как надо работать дома. Обращаем
внимание на важность медленной игры при отработке технически трудных
мест.
Далее играем ансамбль (сложные фрагменты) в медленном темпе. Бас
играется глубоко, отчётливо, шестнадцатые ноты – ровно и легко, срединные
аккорды – легко и цепко.
Затем просим учащихся играть только партии отдельных рук: Вадим
играет только бас, Илья – только правую руку (шестнадцатые ноты), средние
звуки опускаем. Обращаем внимание на совпадение долей, вершин,
динамическую выровненность.
Далее просим одну партию (например, вторую) играть громко, а
другую (например, первую) – тихо-тихо, как будто «крадёмся на цыпочках».
Перед этим настраиваем на активное слушание. Затем динамика в партиях
меняется на противоположную.
5.
Эскизная
работа.
Произведения,
разучиваемые
эскизно,
разучиваются дома и играются на уроке несколько раз. Для эскизной работы
было дано задание на дом – разобрать лёгкий Этюд А. Доренского ор 112
(Приложение 3) На уроке этюд играется учениками на двух баянах
одновременно.
В первый раз этюд играется в спокойном темпе, второй раз –
подвижнее. Слушаем друг друга, играем цепко, точно.
Далее ученикам предлагается начать играть в среднем темпе, по руке
педагога делать ускорение, а затем опять – замедление, возвратится в первый
темп.
6. Домашнее задание.
Играть партии основных тем по нотам. Точно выполнять штрихи и
ритм. Играть со счетом. Играть выразительно, обращая внимания на акценты,
сильные и слабые такты. Прорабатывать трудные места методом вариантов.
Читать с листа новую пьесу для эскизного разучивания (А.Доренский Этюд
ор.112).
4