Напоминание

Формирование грамматического строя у детей с ОНР.


Автор: Мятлева Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 49
Населённый пункт: МО Г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование грамматического строя у детей с ОНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование грамматического строя у детей с ОНР

Учитель – логопед Мятлева О.А.

Речь – это важнейшая творческая психологическая функция человека, область

проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,

саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через

диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и

прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной

системы.

Общее недоразвитие речи – это неравномерный, замедленный процесс

овладения

языковыми

средствами

родного

языка.

Дети

не

овладевают

самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся всё более

заметными.

Развитие грамматической стороны речи у детей с ОНР- одна из основных задач

коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает

формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление

речевого высказывания.

Анализ

высказывания

детей

с

ОНР

выявляет

картину

выраженного

аграмматизма. Характерным для подавляющего большинства являются ошибки

при изменении окончаний существительных по числам и родам; при согласовании

числительных с существительными, прилагательных с существительными. Часто

встречаются

ошибки

при

употреблении

предлогов:

опускание,

замена,

недоговаривание.

Дети с ОНР затрудняются в образовании существительных с помощью

уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Допускают

много

ошибок

при

употреблении приставочных глаголов ( вместо переходит – идёт, вместо

пришивает- шьёт).

Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с

наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической

речи ( пересказ, рассказ по картине, по серии картин, рассказ-описание).

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими

трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические

значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества

правил.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и

предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и

подготовки к школе.

Весь процесс коррекционного обучения имеет чёткую коммуникативную

направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в

непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные

речевые операции в аналогичных или новых операциях, творчески использовать

полученные навыки в различных видах деятельности.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств

языка и развитию связной речи строятся с учётом требований как общей

дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопедические фронтальные занятия планируются с учётом задач и

содержания каждого периода обучения. Особое внимание следует уделить

организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо

воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить

коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям

возможность свободного размещения во время занятий так, чтоб им было удобно

рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда,

обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь,

поможет добиться больше продуктивности обучения. Важно на протяжении всего

занятия поддерживать мотивацию общения. Отбор лексического материала

производится с учётом недостаточного навыка словообразования, типичного для

детей данной категории, объёма и характера словосочетаний, образуемых

отобранными

для

изучения

лексическими

единицами,

соотнесённостью

с

тематикой воспитательных занятий. Этим определяется, в первую очередь,

предметно-смысловое содержание коррекционной работы.

Овладение

грамматическими

умениями

происходит

в

специально

организуемых коммуникативных ситуациях, связанных с изучаемой тематикой.

Этим подготавливаются условия для овладения первоначальными навыками

монологической речи. У детей формируются языковые средства для связного

речевого высказывания.

Учитывая, что для детей с ОНР характерна отвлекаемость, пониженная

наблюдательность

к

языковым

явлениям,

плохое

запоминание

речевого

материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные

упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания,

а также проведение в середине занятия динамической паузы.

Одним из обязательных условий формирования правильной, чёткой и внятной

речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с

первых дней занятий приучить детей вслушиваться в обращённую речь,

различить и воспроизводить её отдельные, доступные для ребёнка элементы,

удерживать в памяти воспроизведённый на слух материал, уметь слышать ошибки

в чужой и собственной речи. На индивидуальных занятиях по формированию

правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по

преодолению

затруднений

в

воспроизведении

слов

различной

слоговой

структуры.

Весь звукослоговой материал подбирается с учетом только правильно

произносимых фонем.

Постепенно по мере усвоения детьми звуков включается лексический материал

с использованием знакомого словаря и грамматических конструкций, например,

практическое употребление категорий единственного и множественного числа

существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени, категорий

притяжательных местоимений мужского и женского рода.

Эффективность коррекционных упражнений по овладению грамматического

строя речи зависит от того, насколько соблюдены следующие условия:

- систематизация основных (и наиболее продуктивных) синтаксических и

морфологических закономерностей языка;

-

формирование умения активно

пользоваться простым предложением

с

распространением (в пять – семь слов), с однородными членами, а также

сложносочиненными предложениями;

- практическое овладение всеми формами словоизменения и способами

словообразования;

- овладение навыками анализа морфологического состава слова;



В раздел образования