Автор: Нина Михайловна Дмитриева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 122 комбинированного вида
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
Приобщение дошкольников
к истокам русской народной культуры
А.Н. Толстой из статьи «Родина»
«Русский народ создал изустную литературу:
мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные
обрядовые песни, торжественные былины….
Героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Эта литература была достоинством и умом народа…»
Мы разрабатываем тему нравственно-патриотического воспитания
дошкольников через театрализацию русских народных сказок и народные
праздники не первый год, т.к считаем, что именно сейчас мы по-новому
начинаем относиться к культурным традициям русского народа, к его
истории, к старинным праздникам, устному народному творчеству, к
декоративно-прикладному искусству.
Очень важно помочь детям с самого раннего возраста понять, что они
часть великого русского народа. Наблюдая за детьми, мы видим, с каким
интересом и желанием занимаются они театральной деятельностью.
Наши занятия помогают им развить свои интересы и способности , ведь
театральная деятельность – это творчество, понятное каждому.
С чего мы начинаем? Сначала знакомимся со сказкой, оцениваем
поступки героев, их положительные и отрицательные черты характера для
того, чтобы потом детям было легче сыграть свою роль. Дети снова и снова
повторяют любимые сказки: они лучше запоминают последовательность
событий, учатся их воспроизводить, стараются в своей речи передать
удивительный язык сказки, наполненный образными выражениями,
присказками, поговорками.
" Раз, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Называется игра " разминка театральная "
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя,
чтоб быть похожим на лису?
Или на волка? или на козу? А дальше начинаются превращения.
У ребят за время занятий обогащается речь, расширяется словарный запас,
что способствует их общему развитию.
Нравятся ребятам и литературные викторины по сказкам, проходящие под
девизом "Сказка, я тебя знаю" . В старшей группе, прочитав сказку
А.Толстого "Золотой ключик", провели по ней викторину, провели
викторину по творчеству К.Чуковского, в этом году по творчеству А.С
Пушкина. А материалами для викторин мы пользуемся на сайте "Арт-
талант", "Мир педагога" , составляем викторины сами.
Используем в своей работе по ознакомлению со сказками -аудиозаписи, в
младшем возрасте использовали диафильмы.
Для успешной театральной деятельности мы оформили в группе
театральной уголок, где представлены разные виды театра., имеются
разнообразные костюмы и маски. Этот театральный уголок мы постоянно
пополняем или новыми масками, новыми костюмами или новыми видами
театра. В этом учебном году мы пополнили театральный уголок театром из
платков.
Свое отношение к сказке ребята выражают и через продуктивную
деятельность: рисование, лепку, аппликацию. В раздевалке и в группе для
родителей и детей постоянно организуются выставки детских работ. Эти
работы мы использовали и для оформления русских народных праздников.
Участие в театрализованной деятельности помогло многим детям преодолеть
застенчивость, почувствовать уверенность в себе. Эти дети из пассивных
наблюдателей превращают я в активных участников всех праздников,
проводимых в детском саду. Они с удовольствием водят хороводы, поют
народные песни, играют в народные игры.
Народные праздники мы проводим из года в год. Это и "Рождество
Христово", и "Светлая Пасха", и "Веселая Масленица", народный праздник
"Ах, ярмарка! Ах ярмарка!". Сценариями этих праздников мы поделились с
другими воспитателями на социальном сайте работников образования.
Кроме русских народных праздников и театрализации в группе ведется
постоянная работа по изучению декоративно-прикладного искусства, для
этого имеется богатый материал.
Для ознакомления родителей с русскими народными праздниками
изготовлены папки-раскладушки. Хочется отметить большую помощь
родителей в приобщении детей к истокам русской культуры: первая группа,
выпущенная мною и Антониной Петровной сшила нам русские сарафаны для
девочек и рубашки для мальчиков, вторая группа рушники для постановки
танца на русскую народную песню "Ты воспой, ты воспой в саду соловейка",
следующая группа костюмы для театрализации. Надеемся и на дальнейшую
их помощь. Ну а мы для ознакомления родителей с русскими народными
праздниками изготовили папки-раскладушки.