Автор: Сайфуллина Елена Мавлитовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 389
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: «Удивительный мир загадок с использованием ТРИЗ технологий»
Раздел: дошкольное образование
«Удивительный мир загадок с использованием ТРИЗ технологий»
Загадка в дошкольном возрасте ребёнка вносит неотъемлемый вклад в
его развитие. Она легко завораживает внимание ребёнка, даёт ему
положительные эмоции, восхищает, удивляет. Загадка знакомит малыша с
переносным значением слов, обогащает словарь ребёнка, помогает увидеть
вторичные значения слов, помогает усвоить звуковой и грамматический
строй русской речи. Загадка мотивирует в ребёнке догадливость,
сообразительность. Ведь она указывает на особые признаки и свойства,
которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве
и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит
ребёнка в размышление о связях между явлениями и предметами
окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Отгадывание загадки формирует способность к анализу, обобщению,
развивает умение самостоятельно делать вывод. Дидактическое воздействие
на детей с помощью загадки - это отличный приём. Загадка вызывает интерес
и даёт повод для детального разговора об интересующем объекте или
явлении. Загадка помогает понять детям как красочно и емко, по-разному
можно сказать об одном и том же.
Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, а это значит совершить
сложную смысловую мыслительную операцию.
Развивающие возможности загадки:
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции:
стимуляция умственной активности.
Виды загадок:
Вид загадки
Пример
Загадка - описание – загадки, в
которых указываются признаки
предмета и характерное
действие.
Без рук, без ног, под окном стучится
в избу просится? (Ветер)
Загадка с основным ключевым
признаком,
свойственным только этому
предмету.
Рекордсмен среди зверей - всех он
бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
шубка в точечку на нем. (Гепард)
Загадки - описание предмета.
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
Наиболее простые загадки через
описание.
С копытами, да не лошадь (Коза)
Загадка с подсказкой.
Подсказка буква. Подсказка-рифма.
Начинается на о. И кончается на о.
Я болею, не гуляю
Целый день смотрю в него. (Окно)
Загадки с использованием сравнений,
метафор.
Очень сложные - на воображение и
фантазию.
Что такое перед нами,
Две палочки за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Загадки на сравнение из разных
областей.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет? (Мороз)
Загадки - рифмовки.
Апельсины и бананы
Очень любят – (обезьяны).
Загадки - обманки.
Отгадка по смыслу.
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…(поросёнок)
Загадки на смекалку.
За чем язык во рту?
Ребусы. Шарады.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста
ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с
которыми ребёнок непосредственно сталкивается в быту. В загадках
используются ярко выраженные признаки предмета (цвет, форма, величина,
повадки животного, голос и т. д.) Младшим дошкольникам можно
предложить и рифмованные загадки, где оградка рифмуется с текстом.
В среднем дошкольном возрасте тематика загадок расширяется.
Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как
«мини-рассказ» о предмете.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать
загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода,
орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям
предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение,
исключение, сопоставление и др.
В работе с загадками не настолько важно, как быстро дети ее отгадают,
главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения,
сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Развитие речи, творческого
воображения - это и есть споры, расспросы и всевозможные предложения
ребёнка. Прежде чем научить ребёнка отгадывать загадки, необходимо
научить его наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных
сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках,
звуках, движении и изменении. Предварительное ознакомление детей с
предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке, является главным
условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки, а
это, в свою очередь, ведёт к развитию всех психических процессов ребёнка.
Дети любят не только отгадывать загадки, но и сочинять их. Можно
легко с помощью моделей, которые разработала Сидорчук Т.А., научить
ребёнка составлять загадки.
Модель № 1 «Какой?»
С добавлением связок «как», «но не».
Детям необходимо обозначить признаки предмета. Например: цвет, размер,
действие и т.д.
Придумаем загадку про мяч.
Какой?
Что бывает таким же?
Красный
Помидор
Большой
Арбуз
Прыгающий
Ребёнок
Составляем загадку:
Красный, как помидор.
Большой, как арбуз.
Прыгает, как ребёнок.
Что это? (Мяч)
Модель № 2 «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Используются связки «но не» «как».
Составим загадку про мяч.
Что (кто) делает?
Что (кто) делает так же?
Катится
Камень
Летит
Самолет
Прыгает
Кузнечик
Катится, ноне камень.
Летит, но не самолёт.
Прыгает, но не кузнечик.
Что это? (Мяч)
Модель № 3«На что похоже?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая
один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и
различное.
На что похоже?
Чем отличается?
Яблоко
Без полезных витаминов
На глобус
Без символов
На Чупа-чупс
Без палочки
Похож на яблоко, но без «полезных» витаминов.
Похож на глобус, но без символов.
Как Чупа-чупс, но без палочки.
Что это? Мяч.
Чтобы дети запомнили загадку, можно «зарисовать слова», т.е.
использовать мнемотехнику.
«Четыре братца, под одной крышей живут?» (Стол)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку? (Заяц)
Вот иголки и булавки
Вылезают из - под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят? (Ёж)
В дальнейшем можно собрать книжку, чтобы ребёнок сам мог
«почитать» загадки, нарисовать иллюстрации к отгадкам.
Загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста.
Для детей загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость.