Напоминание

Рефлексия деятельности как средство повышения профессиональной компетентности


Автор: Сунгатова Эльвира Надировна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО Детская школа хореографического искусства №17
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: практический семинар для педагогов
Тема: Рефлексия деятельности как средство повышения профессиональной компетентности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Набережные Челны «Детская школа хореографического искусства № 17»
«

Рефлексия

деятельности

как

средство

повышения

профессиональной

компетентности

»
Практический семинар для преподавателей Автор семинара: Сунгатова Эльвира Надировна, методист г. Набережные Челны 2015 год
Практический семинар для преподавателей
«Рефлексия деятельности как средство повышения профессиональной

компетентности»
Автор семинара: Сунгатова Эльвира Надировна, зав.отделом методической работы МАОУ ДОД «ДШХИ № 17»
Цель:
способствовать расширению представления о месте рефлексивной деятельности в работе преподавателей.
Задачи:
 развитие потребностей и мотивов в рефлексивной деятельности преподавателей  расширение знаний педагогических сотрудников о методах и приемах рефлексивной деятельности  создание благоприятного психологического климата среди участников семинара, ориентированного на творческий поиск
Участники:
преподаватели и концертмейстеры
Оборудование:
мультимедийное оборудование, экран, маркеры, листы бумаги А4, песочные часы, «мыслительные» шляпы, шкала «градусник», магнитная доска, магниты, микрофон.
Методическое

сопровождение:
программа семинара, информационная страничка, тезаурус по теме.
Ход.
Коммуникативная игра «Молекулы» Доброе утро, уважаемые коллеги. Тема сегодняшней встречи «Рефлексия деятельности как средство повышения профессиональной компетентности педагога». Проблема рефлексии затронута нами не случайно. Современная образовательная ситуация задает все более высокий уровень профессиональной компетентности педагогов как творческой личности, владеющей новейшими достижениями науки о человеке и инновационными педагогическими технологиями, с высокой рефлексивной культурой. Профессиональный рост педагога невозможен без анализа и корректировки деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями. Если, в системе общего образования предложены стандартные оценки качества и формы организации образовательного процесса (урок предложен Я.А.Каменским в 1662 году), то в системе дополнительного образования, многообразие форм организации процесса и его содержание до сих пор создает трудности с определением стандартов. Рефлексия – как процесс самопознания путем самонаблюдения и самоанализа призвана помочь педагогу выявить проблемное поле, над которым ему необходимо работать в процессе самообразования. В педагогике немаловажное значение придается рефлексивной деятельности не только педагогов, но и воспитанников. В чем ценность рефлексии? Разнообразные источники информации (словари, справочники) дают разное определение
термина рефлексия. Предлагаем вам сравнить три определения, найденные в трех разных источниках и выявить, какая наука дает данную трактовку термину. Рефлексия – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего, те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. В центре педагогической рефлексии – осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя. (Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров Педагогический словарь. Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.) Рефлексия – это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. (В.Н.Наумчик, М.А.Паздников, О.В.Ступакевич Педагогический словарь. Минск : Адукация и выхавание, 2006. – 280 с. ил.) Рефлексия – 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. 2. Как механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. (Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.) Рефлексия – тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. (философский словарь) Анализ: В философии и психологии рефлексия понимается как механизм самоанализа, осмысления и критической оценки индивидом собственных действий, а также действий других людей, включенных в совместное решение задач. Философия – анализируется причина Педагогика – анализируется деятельность Психология – анализируется внутреннее состояние в процессе деятельности. Рефлексия – это не только знание или понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения. Нередко в публикациях рефлексию отожествляют с такой фундаментальной категорией кибернетики, как «обратная связь». Но, очевидно, в отношении человека и социальных систем понятие рефлексии шире. Оно, естественно, поглощает в себе понятие обратной связи. При этом рефлексия дает возможность на основе предшествующего накопленного опыта порождать свои новые, ранее не имевшиеся у нее свойства, качества. И странно будет выглядеть ситуация, когда человек, понаблюдав за собой, говорит: «У меня все отлично, я собой абсолютно доволен». Такой вариант рефлексии скорее напоминает самовнушение, крайне необходимое в случае
депрессии. Американские психологи констатируют, что развитие критической рефлексии у педагогов является одним из средств предотвращения депрессивного состояния. Понятие рефлексии все чаще используется в педагогике. Педагогическая рефлексия учитывает, прежде всего, специфику деятельности педагога, то есть процесс субъект – субъектных отношений, поэтому, очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности. В этом ему может помочь анализ следующих аспектов деятельности:  правильности сформулированных целей, их преобразования в те или иные задачи;  адекватности решаемых приоритетных задач необходимым условиям;  соответствия содержания деятельности обучающихся поставленным задачам;  эффективности применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;  восприятия и адекватного интерпретирования сигналов от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;  нахождения в действиях и других проявлениях человека признаков, отличающих его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;  выявления главного в другом человеке, определения его отношения к социальным ценностям, учета в поведении людей поправки на воспринимающего, противостояния стереотипам восприятия другого человека (идеализация, эффект «ореола»). В статье «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития» О.Б.Даутова и С.В.Христофоров предлагают с помощью ре флексивных спо собно стей управлять с о б с т в е н н о й профессиональной деятельностью. При этом необходимо овладеть следующими навыками.  видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач;  при постановке педагогической задачи ориентироваться на воспитанника как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели;  сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг;  найти способы решения задачи;  тактически мыслить, т.е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации;  «версионно» мыслить, т.е. мыслить предположениями, версиями, гипотезами;  работать в системе параллельных целей, создавать поле возможностей для педагогического маневра;  в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций;
 анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;  объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;  доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою позицию. Одной из основ новой философии преподавателей становиться принятие на себя ответственности за результаты своего труда. Последнее невозможно без наличия у педагога навыков рефлексии. Сформировать навыки рефлексии у воспитанников невозможно без владения ими самим педагогом. У педагогов необходимо формировать потребность в рефлексивной деятельности, самопознании. Изменение современных целей образования требует от педагогов совершенствования образовательной деятельности и способов ее реализации. Рефлексия связана с целеполаганием. Постановка обучающимся целей предполагает их выполнение и последующую рефлексию: осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только результат, но и стартовое звено новой образовательной деятельности и постановки новых целей. Показатель рефлексии имеет важное значение для самостоятельного повышения педагогического мастерства, психологической культуры педагога. Рефлексивная технология строится на принципе общения, а не информационной, односторонней коммуникативности. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует более активному формированию механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки. Доверие и уважение к логике партнера стимулирует развитие внутренней потребности к аналитической работе, которая формирует культуру общения, гибкость мышления. (Свободный микрофон – ответить на вопрос актуальна ли для вас лично тема сегодняшней встречи) Понятие «рефлексия» на бумаге фигурирует довольно часто. Но когда дело доходит до практики, обнаруживается скудность и непоследовательность приемов, посредством которых предлагается формирование рефлексии. Наиболее распространенными формами являются письменный опрос и устный обмен мнениями. Если рефлексия проводится для «галочки», то не возникает никаких проблем. Если же речь идет о действительно формировании рефлексии, то практики сталкиваются с довольно большими трудностями. Одной из форм организации рефлексивной деятельности может служить рефлексивно-ролевая игра.
Рефлексивно-ролевая игра
Алгоритм организации игры: 1. Разобраться в сути формы учебы и учесть, что: - это игра (имитация); - игра имеет ролевой характер; - рефлексивность понимается как постановка в противоположную роль. 2. Четко определить роли: кто автор тезиса (идеи), кто оппонент этой идеи. 3. Каждый тезис четко формулируется (фиксируется). 4. Антитезис должен быть не просто иным мнением, а именно прямой противоположностью тезиса, его отрицанием.
5. Одни участники игры сначала играют роль автора идеи (доказывают прогрессивность), другие – роль оппонента идеи (доказывают ее слабые стороны, недостатки, реакционность). 6. Потом участники игры меняются ролями по этой же идее. Определить последовательность понятий: выбор, компетентность, ответственность. Игра «Пирог счастья» Развитие эмпатии, педагогического оптимизма, толерантности, рефлексии и критиче ского мышления являются необходимым условием д л я профессионально компетентной деятельности педагога в личностно- ориентированном обучении. Однако на существенное изменение в практике они могут оказать влиянии только в совокупности со знаниями и умениями. В исследовании личностно-ориентированных технологий В.А. Сластенин акцентирует внимание на самоконтроле как действенном способе – основе рефлексии; на саморефлексии; рефлексии одномоментной, отражающей конкретную ситуацию рефлексии длительной, связанной с продолжительным общением педагога с обучающимся. Алгоритм осуществления системной рефлексии на занятии: «Я» - как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой; «Мы» - насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал ли товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой; «Дело» - я достиг цели обучения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы (жизни, просто интересно), в чем я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы. На уровне самого педагога и воспитанника, педагогом разрабатываются индивидуальные траектории обучения. В процессе работы над составлением индивидуальной траектории обучения педагог создает образ успешной личности, определяет средства для реализации поставленной цели, находит резервы для преодоления выявленных препятствий. При этом учитываются специфика деятельности и уровень подготовленности ребенка. Траектория индивидуального развития позволяет педагогу «выстроить» индивидуальную систему целостной педагогической деятельности, в полной мере использовать свой профессиональный и личностный потенциал ребенка, прогнозировать результат обучения. Педагогическое прогнозирование – специально организованный комплекс исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. (Гершунский Б.С.) В работе возможно применение интерактивных методов обучения, например, методики «Зеркало прогрессивных преобразований» (Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений. Учебное пособие.- М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.- 144 с.) Данная методика представляет собой пошаговые конкретные действия. С ее помощью педагог, руководитель МО может научиться видеть проблему, определять
причины ее возникновения, исходя из этого, ставить конкретные цели и задачи, и определять комплекс мероприятий по достижению поставленных задач, а для каждой задачи определять конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Работа

в

группах:
разработать индивидуальную траекторию обучения воспитанника 1, 2, 3 года обучения и графически представить ее. Для этого предлагается использовать методику «Зеркало прогрессивных преобразований»
1 шаг:
сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг:
выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины начинаются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг:
проблема преобразуется в цель
4 шаг:
причины становятся задачами
5 шаг:
для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий
6 шаг:
ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий
7 шаг:
для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи Задачи Критерии Диагностический инструментарий Показатели (качественные, количественные) Продукт деятельности Реализация индивидуальной траектории обучения будет возможна, если:  Будет осуществлена диагностика уровня развития.  Выявлены его потребности в образовательных услугах.  Созданы условия для мотивации на саморазвитие и самореализацию.  Реализован личностно-деятельностный подход при построении и реализации индивидуальной траектории.  Созданы условия для освоения педагогом разработанной индивидуальной траектории профессионального развития. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития педагогов в значительной мере зависит с одной стороны от самообразования самого педагога, с другой – от эффективной системы методической работы. Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом труде. Построение индивидуальной траектории профессионального развития напрямую влияет на востребованность образовательной деятельности, предлагаемой детям. Таким образом, рефлексия собственной деятельности становится отправной точкой для построения индивидуальной траектории развития. Рефлексия представляется в различных формах: письменный, устный опро с,
анкетирование, шкала «градусник», графическое или символическое изображение, методика неоконченного предложения, методика 5 пальцев, прием «ролевой игры» (Ну как прошел семинар?) Результатом рефлексивной деятельности педагога дополнительного образования детей может служить портфолио. Сегодняшний семинар предлагаем закончить при помощи методики Френе – дописать фразы. - я критикую… - я хвалю… - я хотел бы… - я получил (сделал)… Спасибо за внимание и за активное участие в семинаре. Данная проблема не может быть решена за одну встречу. Тема рефлексии многогранна, остается актуальной.
Литература:
1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с. 2. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология: Учебное пособие – М.: ЦГЛ, 2005. – 320с. 3. Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров Педагогический словарь. Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с. 4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М., Современный урок. Часть 4: Научно-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов Пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. 5. Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с. 6. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений / сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 188 с. 7. В.Н.Наумчик, М.А.Паздников, О.В.Ступакевич Педагогический словарь. Минск : Адукация и выхавание, 2006. – 280 с. ил. 8. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с. 9. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги / авт.-сост. О.М.Ельцова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 215 с. 10. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 96 с. 11. Семинары практикумы для педагогов образовательных учреждений / авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с. 12. Словарь иностранных слов.-М., 1989. 13. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с. 14. Философский энциклопедический словарь.-М., 1983. 15. Дополнительное образование, 2/2005, с.17
16. Дополнительное образование, 12\2005,с. 10
И

НФОРМАЦИОННАЯ

СТРАНИЧКА

ПРАКТИЧЕСКОГО

СЕМИНАРА

« Р

ЕФЛЕКСИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК



СРЕДСТВО



ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ



КОМПЕТЕНТНОСТИ

»

Алгоритм организации рефлексивно-ролевой игры
1. Разобраться в сути формы учебы и учесть, что: - это игра (имитация); - игра имеет ролевой характер; - рефлексивность понимается как постановка в противоположную роль. 2. Четко определить роли: кто автор тезиса (идеи), кто оппонент этой идеи. 3. Каждый тезис четко формулируется (фиксируется). 4. Антитезис должен быть не просто иным мнением, а именно прямой противоположностью тезиса, его отрицанием. 5. Одни участники игры сначала играют роль автора идеи (доказывают прогрессивность), другие – роль оппонента идеи (доказывают ее слабые стороны, недостатки, реакционность). 6. Потом участники игры меняются ролями по этой же идее.
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»

1 шаг:
сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2

шаг:
выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины начинаются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг:
проблема преобразуется в цель
4 шаг:
причины становятся задачами
5 шаг:
для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий
6 шаг:
ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий
7

шаг:
для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи Задач и Критерии Диагностический инструментарий Показатели (качественные, количественные) Продукт деятельности
Принципы и правила творческого саморазвития.

1.
Правила принципа системности. Необходимо уточнить, проанализировать основные компоненты системы.
Определить способы, средства взаимосвязи между компонентами системы и вскрыть процесс функционирования системы в целом. Установить основные тенденции функционирования и развития системы. Помнить, что изменения объекта характеризуются целостностью, то есть изменение отдельных элементов системы приводит к изменению всего исследуемого объекта, оказывает определенное влияние на строение и функционирование всей системы в целом. Стремиться не только реализовать системный подход к объекту изучения, исследования, но и к развитию, самовоспитанию своих творческих способностей.
2.
Правила принципа творческой рефлексии или самопознания. Постоянно осмысливать не только то, что ты делаешь, но и то, как ты это делаешь. Осмысливая, запоминать наиболее оригинальные приемы и методы творческой деятельности. Вести дневниковые записи, осмысливая не только причины своих успехов, но и неудач в различных ситуациях творческой деятельности. Развивать свои способности к самоанализу и рефлексию мышления. Помнить древнегреческое изречение «Познай самого себя». Для этого изучать свои сильные качества и опираться на них. Постоянно работать над совершенствованием своих слабых качеств, компонентов творческих способностей.
3.
Правила принципа периодической мобилизации и релаксации в процессе учебно-творческой деятельности. Если творческую задачу сразу решить не удается, то после этапа мобилизации творческих способностей необходимо отдохнуть, расслабиться, отвлечься. Для этого переключите свое внимание с этой задачи. Вспомните наиболее привлекательный для вас пейзаж, послушайте музыку, которая вас успокаивает, совершите прогулку, которая вас отвлечет от решения задачи. После отдыха вновь мобилизуйте все свои творческие способности на поиск наиболее оригинальных подходов, идей, средств решения творческой задачи.
4.
П р а в и л а п р и н ц и п а с а м о у п р а в л е н и я , ц е л е п о л а г а н и я и целеустремленности: Имей цель для всей жизни… цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим. (Л.Н.Толстой «Правила жизни») Помни, что кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. (Сенека) Поставил перед собой цель – иди к ней, добивайся ее во что бы то ни стало!
5
. Правила принципа планирования: Планируя, учитывайте время, устанавливайте реальные сроки достижения цели. Учитывать время – значит дольше жить. Планируйте, что вы должны достичь, сделать сегодня, завтра, через неделю, на перспективу!
Используйте хронокарты, анализируйте степень рациональности затрат времени, постоянно имейте резервы времени для выполнения главного, основного.
6
. Правила принципа самоорганизации: Научитесь приступать к делу сразу же, без раскачки. Приступая к делу, сосредоточьтесь на главном, основном. Меняйте вид занятий, придумывайте для себя стимулы. Что назначено, непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силою. (Л.Н.Толстой «Правила жизни») Чаще использовать самоприказ: Все. Хватит. Я должен это сделать. Вперед и только вперед! Помни слова поэта: «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться, и день и ночь и день и ночь» Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 7. Правила принципа оптимальности творческой деятельности. Помнить, что универсальный критерий оптимизации – время. Время нельзя остановить, но можно и нужно рационально его использовать. Экономя время, его иногда целесообразно увеличить, особенно на этапе поиска оригинальных идей решения творческой задачи и на те этапы, где наибольшая вероятность допустить ошибку. Не стремиться достичь цели любой ценой, а искать оптимальный способ, деятельное средство. Помнить о двойственности творческого мышления и оптимально сочетать анализ и синтез, теоретическое и практическое, логическое (осознаваемое) и интуитивное (неосознаваемое), конкретное и абстрактное, рациональное и эмоциональное, фантастическое и реальное, репродукцию и творчество. Оптимизировать не только процесс учебно-творческой деятельности, но и условия, в которых он протекает: г и г и е н и ч е с к и е , психологические, эстетические и другие.


В раздел образования