Автор: Скворцова Елизавета Максимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Конспект урока по литературе, 5 класс
Тема: Урок открытия новых знаний. "Юмористический рассказ А.П. Чехова "Хирургия".
Раздел: среднее образование
Урок по теме: «А.П. Чехов – «Хирургия» как юмористический рассказ»
Предмет: литература
Класс: 5
Учебник:
Коровина,
В.Я.
Литература.
5
класс:
учебник
для
общеобразовательных учреждений: в 2 частях / В. Я. Коровина, В. П.
Журавлев, В. И. Коровин. – 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2007. – 303 с. –
ISBN 978-5-09-016302-6.
Рабочая программа: Рабочая программа по литературе для 5 - 9 классов
общеобразовательных учреждений к учебнику В. Я. Коровина, В. П.
Журавлев, В. И. Коровин.
Цель: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Задачи:
1.
Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор»,
«сатира».
2.
Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать
материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного
анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической
речи.
3.
Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.
Межпредметные связи: история, культурология, искусство, русский язык
Внутрепредметные связи: творчество А.П.Чехова
Средства
обучения:
технические
средства
обучения,
интерактивные
технологии, наглядные средства.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
интерактивная
доска,
учебник,
портрет А.П. Чехова, аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы», листы «Словарная
работа».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы.
— Добрый день, ребята! Сегодня нас ждёт с вами интересный урок, хочу
пожелать вам активной работы! В начале нашего урока я предлагаю вам
поздороваться друг с другом, но необычным способом. Все мы привыкли и
знаем, как здороваются в нашей стране. А знаете ли вы, как здороваются
Жители страны Тонга,
расположенной на островах Тихого океана? Они при
встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой,
топают ногой и пощёлкивают пальцами. Давайте попробуем поздороваться
так друг с другом. (Демонстрация учителя. Приветствие). Все молодцы, я
тоже рада видеть вас, садитесь!
II. Актуализация знаний.
Мотивация. Знакомство с темой урока. Постановка целей.
1. Игра
«Таинственный сундук».
(Подготовить небольшой сундук с игровым детским набором предметов
«Инструменты врача»).
— Ребята, вы видите небольшой сундук. Интересно, что там? Мы сможем
открыть его, если вы отгадаете 2 загадки. Попробуем?
Загадки:
Если кто-то занеможет,
Он немедленно поможет.
Есть сироп, зеленка, йод.
Голова болит? Живот?
Хочешь градусник? Уколы?
Нет, болеть не стоит в школе…
Все же заболел? Не плачь!
Вмиг тебе поможет… (Врач)
— Отлично! Давайте отгадывать дальше!
А теперь прошу на кресло,
Занимайте быстро место,
Открывайте шире рот,
Ждите: доктор подойдет.
Проведет в зубах раскопки,
Пломбы сделает и скобки,
Удалит больной осколок…
Это чудный… (стоматолог).
—
Замечательно,
ребята!
Мы
с
вами
разгадали
загадки,
сундук
открывается… Итак, что же я вижу… У вас есть догадки? (Ответы детей).
Пригласить ученика продемонстрировать содержимое сундука. (Можно
раздать некоторые предметы ученикам на один урок).
— Итак, мы узнали, что в сундуке у нас лежали инструмента врача, но при
чём же здесь литература? Как вы думаете? (Варианты детей). Нам предстоит
это узнать.
2. Знакомство с темой урока
— Ребята, давайте с вами откроём учебники и найдём последнее
произведение, которое мы с вами изучали… А произведение какого автора
будет следующим? (А.П. Чехов) А как оно называется? («Хирургия»). Всё
верно, ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с произведением
Антона Павловича Чехова «Хирургия». Давайте запишем тему урока «А.П.
Чехов – «Хирургия» как юмористический рассказ».
III. Работа по теме урока.
(На доску вывешивается портрет А.П. Чехова и эпиграф урока: «Они
смешные, но невеселые»).
1. Знакомство с биографией А.П. Чехова.
А) Рассказ учителя.
—
Прежде,
чем
начать
изучать
рассказ
«Хирургия»,
нам
нужно
познакомиться с самим автором.
Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет назад. Он
много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями,
но самое главное – словами. Помогали больным, и здоровым. Потому что
был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон
Павлович Чехов.
Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал
в себе сразу две совершенно разные профессии – врача и писателя.
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – писатель, литературная деятельность
которого началась в 80-х гг. XIX в.
Чехов не любил вспоминать свое детство. «В детстве у меня не было
детства», – писал он своему старшему брату Александру. Антон Павлович в
17 лет написал: «Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном
шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять,
то это дело их рук, славные они люди…».
– Как вы можете прокомментировать это? («… Я никогда не мог простить
отцу, что он меня в детстве сек». Отец заставлял своих детей часами
выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете. Кроме
того, они должны были помогать ему в торговой лавке: отвешивать товар
покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Все это было для детей
истинным проклятием. Уставшие и не выспавшиеся, дети с трудом учили
уроки и часто получали двойки, за что им доставалась порка. Но зато как
весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа.
Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли – это яркие домашние
праздники. И душой всего этого было Антон. Отец пел, играл на скрипке,
рисовал. Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна, она всю свою
жизнь посвящала детям.) – Ответы детей.
Б) Выразительное чтение биографии на страницах учебника.
(Дети «по цепочке» читают статью учебника стр. 261 - 263)
Вопросы от учителя: Какими талантами обладали А.П. Чехов, его брат и
сестра? Как Антон Павлович относился к чтению?
— Так почему же в начале урока в нашем сундуке оказались инструменты
врача? (Потому что А.П. Чехов был врачом, потому что произведение
называется «Хирургия»).
2. Знакомство с рассказом «Хирургия».
А) Словарная работа.
Наверняка некоторые значения слов покажутся и вам не совсем понятными.
Объясним значение этих слов. (На распечатанных листах, один на парту)
Земская больница – это больница, организованная земством. Земство -
орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью,
в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и
простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах –
один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским
образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой
ткани).
Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.
Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.
Псалтырь – часть Библии.
Литургия – церковное богослужение.
Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.
Козья ножка – инструмент для удаления зубов.
Тракция – растяжение мышц.
А) Прослушивание аудиокниги.
(Включить аудиокнигу).
— Сегодня мы будем не просто читать произведение, а прослушивать, как
его читают в аудиокниге.
Главными участниками диалога в этом произведении являются Фельдшер,
Дьячок и, конечно же, сам автор. Во время прослушивания вам необходимо
следить по тексту и делать пометки. Напротив слов фельдшера, ставьте букву
Ф, а напротив дьячка – букву Д, напротив слов автора букву А.
Таким образом, мы подготовим пьесу для выразительного чтения по ролям.
Б) Работа с анализом текста.
— Понравился рассказ Чехова? (Ответы детей)
— А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался вылечить народными
средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер Курятин не
сумел удалить зуб).
— Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
Может он показался вам смешным? (Ответы детей).
— А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)
— А рассказ получился смешным. Почему? (Дети пытаются дать ответы)
— Всё верно, ребята, рассказ является юмористическим. А знаете ли вы, что
такое «Юмор»? (Варианты детей). Юмор – это добродушный смех, который
не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку – это слова А.П. Чехова
«Они смешные, но невесёлые». Как вы понимаете эти слова? (Человек боится
быть осмеянным, и он старается не совершать того, что может вызвать
насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохих поступков, а
значит, делает их лучше). А как эти слова связаны с нашим произведением?
Пришло время узнать!
IV. Работа в группах.
1) — Давайте разделимся с вами на три группы (по рядам), двигайтесь ближе
к друг другу. Вот вам задания:
герою рассказа по плану.
1-я группа: Дать характеристику фельдшера Курятина.
2-я группа: Дать характеристику дьячку Вонмигласову.
3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства,
перекличку в отдельных характеристиках.
— Время выполнения – 3 минуты.
2) Работа с ответами каждой группы.
V. Итоги урока.
— Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что помогло автору
показать героев смешными, какие средства он для этого использует?
1. Описание внешности героев
2. Речь героев (диалог).
3 Поступки и поведения героев.
— Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное
чувство? (Ответы детей). Так как же связан слова А.П. Чехова и герои
рассказа? Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и
грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов? (Над глупостью и невежеством.)
— Ребята! Порой в жизни получается так, что мы выглядим смешными.
Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Чехов видел смысл своего юмора и
сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас целым
столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже
злободневны.
VI. Рефлексия.
— Ребята, понравился ли Вам урок? Что нового вы узнали сегодня?
— Как вы думаете, на какую оценку вы сегодня работали? Давайте покажем
эти оценки на пальцах друг другу.
VII. Домашнее задание.
1) Прочитать А.П. Чехов «Хирургия» – выразительно.
2)
Индивидуальное
задание:
Написать
юмористический
рассказ
(на
дополнительную оценку).
3) Нарисовать иллюстрацию эпизода из рассказа А.П. Чехова ( по желанию).
Приложение
Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган
местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе
строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто
в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).
Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.
Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.
Псалтырь – часть Библии.
Литургия – церковное богослужение.
Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.
Козья ножка – инструмент для удаления зубов.
Тракция – растяжение мышц.
Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган
местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе
строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто
в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).
Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.
Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.
Псалтырь – часть Библии.
Литургия – церковное богослужение.
Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.
Козья ножка – инструмент для удаления зубов.
Тракция – растяжение мышц.
(1860 – 1904
Антон Павлович Чехов
.)
гг