Напоминание

Урок открытия новых знаний. "Юмористический рассказ А.П. Чехова "Хирургия".


Автор: Скворцова Елизавета Максимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Конспект урока по литературе, 5 класс
Тема: Урок открытия новых знаний. "Юмористический рассказ А.П. Чехова "Хирургия".
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме: «А.П. Чехов – «Хирургия» как юмористический рассказ»

Предмет: литература

Класс: 5

Учебник:

Коровина,

В.Я.

Литература.

5

класс:

учебник

для

общеобразовательных учреждений: в 2 частях / В. Я. Коровина, В. П.

Журавлев, В. И. Коровин. – 8-е изд. – Москва: Просвещение, 2007. – 303 с. –

ISBN 978-5-09-016302-6.

Рабочая программа: Рабочая программа по литературе для 5 - 9 классов

общеобразовательных учреждений к учебнику В. Я. Коровина, В. П.

Журавлев, В. И. Коровин.

Цель: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.

Задачи:

1.

Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор»,

«сатира».

2.

Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать

материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного

анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической

речи.

3.

Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.

Межпредметные связи: история, культурология, искусство, русский язык

Внутрепредметные связи: творчество А.П.Чехова

Средства

обучения:

технические

средства

обучения,

интерактивные

технологии, наглядные средства.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

интерактивная

доска,

учебник,

портрет А.П. Чехова, аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы», листы «Словарная

работа».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы.

— Добрый день, ребята! Сегодня нас ждёт с вами интересный урок, хочу

пожелать вам активной работы! В начале нашего урока я предлагаю вам

поздороваться друг с другом, но необычным способом. Все мы привыкли и

знаем, как здороваются в нашей стране. А знаете ли вы, как здороваются

Жители страны Тонга,

расположенной на островах Тихого океана? Они при

встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой,

топают ногой и пощёлкивают пальцами. Давайте попробуем поздороваться

так друг с другом. (Демонстрация учителя. Приветствие). Все молодцы, я

тоже рада видеть вас, садитесь!

II. Актуализация знаний.

Мотивация. Знакомство с темой урока. Постановка целей.

1. Игра

«Таинственный сундук».

(Подготовить небольшой сундук с игровым детским набором предметов

«Инструменты врача»).

— Ребята, вы видите небольшой сундук. Интересно, что там? Мы сможем

открыть его, если вы отгадаете 2 загадки. Попробуем?

Загадки:

Если кто-то занеможет,

Он немедленно поможет.

Есть сироп, зеленка, йод.

Голова болит? Живот?

Хочешь градусник? Уколы?

Нет, болеть не стоит в школе…

Все же заболел? Не плачь!

Вмиг тебе поможет… (Врач)

— Отлично! Давайте отгадывать дальше!

А теперь прошу на кресло,

Занимайте быстро место,

Открывайте шире рот,

Ждите: доктор подойдет.

Проведет в зубах раскопки,

Пломбы сделает и скобки,

Удалит больной осколок…

Это чудный… (стоматолог).

Замечательно,

ребята!

Мы

с

вами

разгадали

загадки,

сундук

открывается… Итак, что же я вижу… У вас есть догадки? (Ответы детей).

Пригласить ученика продемонстрировать содержимое сундука. (Можно

раздать некоторые предметы ученикам на один урок).

— Итак, мы узнали, что в сундуке у нас лежали инструмента врача, но при

чём же здесь литература? Как вы думаете? (Варианты детей). Нам предстоит

это узнать.

2. Знакомство с темой урока

— Ребята, давайте с вами откроём учебники и найдём последнее

произведение, которое мы с вами изучали… А произведение какого автора

будет следующим? (А.П. Чехов) А как оно называется? («Хирургия»). Всё

верно, ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с произведением

Антона Павловича Чехова «Хирургия». Давайте запишем тему урока «А.П.

Чехов – «Хирургия» как юмористический рассказ».

III. Работа по теме урока.

(На доску вывешивается портрет А.П. Чехова и эпиграф урока: «Они

смешные, но невеселые»).

1. Знакомство с биографией А.П. Чехова.

А) Рассказ учителя.

Прежде,

чем

начать

изучать

рассказ

«Хирургия»,

нам

нужно

познакомиться с самим автором.

Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет назад. Он

много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями,

но самое главное – словами. Помогали больным, и здоровым. Потому что

был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон

Павлович Чехов.

Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал

в себе сразу две совершенно разные профессии – врача и писателя.

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – писатель, литературная деятельность

которого началась в 80-х гг. XIX в.

Чехов не любил вспоминать свое детство. «В детстве у меня не было

детства», – писал он своему старшему брату Александру. Антон Павлович в

17 лет написал: «Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном

шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять,

то это дело их рук, славные они люди…».

– Как вы можете прокомментировать это? («… Я никогда не мог простить

отцу, что он меня в детстве сек». Отец заставлял своих детей часами

выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете. Кроме

того, они должны были помогать ему в торговой лавке: отвешивать товар

покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Все это было для детей

истинным проклятием. Уставшие и не выспавшиеся, дети с трудом учили

уроки и часто получали двойки, за что им доставалась порка. Но зато как

весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа.

Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли – это яркие домашние

праздники. И душой всего этого было Антон. Отец пел, играл на скрипке,

рисовал. Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна, она всю свою

жизнь посвящала детям.) – Ответы детей.

Б) Выразительное чтение биографии на страницах учебника.

(Дети «по цепочке» читают статью учебника стр. 261 - 263)

Вопросы от учителя: Какими талантами обладали А.П. Чехов, его брат и

сестра? Как Антон Павлович относился к чтению?

— Так почему же в начале урока в нашем сундуке оказались инструменты

врача? (Потому что А.П. Чехов был врачом, потому что произведение

называется «Хирургия»).

2. Знакомство с рассказом «Хирургия».

А) Словарная работа.

Наверняка некоторые значения слов покажутся и вам не совсем понятными.

Объясним значение этих слов. (На распечатанных листах, один на парту)

Земская больница – это больница, организованная земством. Земство -

орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью,

в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и

простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах –

один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским

образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой

ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.

А) Прослушивание аудиокниги.

(Включить аудиокнигу).

— Сегодня мы будем не просто читать произведение, а прослушивать, как

его читают в аудиокниге.

Главными участниками диалога в этом произведении являются Фельдшер,

Дьячок и, конечно же, сам автор. Во время прослушивания вам необходимо

следить по тексту и делать пометки. Напротив слов фельдшера, ставьте букву

Ф, а напротив дьячка – букву Д, напротив слов автора букву А.

Таким образом, мы подготовим пьесу для выразительного чтения по ролям.

Б) Работа с анализом текста.

— Понравился рассказ Чехова? (Ответы детей)

— А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался вылечить народными

средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер Курятин не

сумел удалить зуб).

— Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

Может он показался вам смешным? (Ответы детей).

— А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)

— А рассказ получился смешным. Почему? (Дети пытаются дать ответы)

— Всё верно, ребята, рассказ является юмористическим. А знаете ли вы, что

такое «Юмор»? (Варианты детей). Юмор – это добродушный смех, который

не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку – это слова А.П. Чехова

«Они смешные, но невесёлые». Как вы понимаете эти слова? (Человек боится

быть осмеянным, и он старается не совершать того, что может вызвать

насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохих поступков, а

значит, делает их лучше). А как эти слова связаны с нашим произведением?

Пришло время узнать!

IV. Работа в группах.

1) — Давайте разделимся с вами на три группы (по рядам), двигайтесь ближе

к друг другу. Вот вам задания:

герою рассказа по плану.

1-я группа: Дать характеристику фельдшера Курятина.

2-я группа: Дать характеристику дьячку Вонмигласову.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства,

перекличку в отдельных характеристиках.

— Время выполнения – 3 минуты.

2) Работа с ответами каждой группы.

V. Итоги урока.

— Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что помогло автору

показать героев смешными, какие средства он для этого использует?

1. Описание внешности героев

2. Речь героев (диалог).

3 Поступки и поведения героев.

— Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное

чувство? (Ответы детей). Так как же связан слова А.П. Чехова и герои

рассказа? Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и

грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов? (Над глупостью и невежеством.)

— Ребята! Порой в жизни получается так, что мы выглядим смешными.

Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Чехов видел смысл своего юмора и

сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас целым

столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже

злободневны.

VI. Рефлексия.

— Ребята, понравился ли Вам урок? Что нового вы узнали сегодня?

— Как вы думаете, на какую оценку вы сегодня работали? Давайте покажем

эти оценки на пальцах друг другу.

VII. Домашнее задание.

1) Прочитать А.П. Чехов «Хирургия» – выразительно.

2)

Индивидуальное

задание:

Написать

юмористический

рассказ

(на

дополнительную оценку).

3) Нарисовать иллюстрацию эпизода из рассказа А.П. Чехова ( по желанию).

Приложение

Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган

местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе

строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто

в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.

Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган

местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе

строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто

в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.

(1860 – 1904

Антон Павлович Чехов

.)

гг



В раздел образования