Напоминание

"Рабочая программа 6 класс"


Автор: Спивак Наталья Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №7
Населённый пункт: с.Пожарское, Приморского края
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа 6 класс"
Раздел: среднее образование





Назад






Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Курс (линейный) изучается

согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин,
Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому
главная цель российского образования
заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный
образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Содержание программы

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Введение - 4ч.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
 Знакомство с оборудованием для научных исследований.  Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
 Устройство ручной лупы и светового микроскопа.  Строение клеток кожицы чешуи лука.  Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы:
 Образование на свету в зеленых листьях углеводов.  Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификации – 1ч.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
 Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6ч
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и
жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
 Водоросли в аквариуме.  Листья и споры папоротников.  Хвоя и шишки голосеменных растений.  Строение цветкового растения (органы).
Раздел 7. Многообразие животного мира - 4ч
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1ч
Как развивалась жизнь на Земле.
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов – 5ч
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле – 5ч

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами
изучения предмета «Биология» являются:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными
результатами изучения курса «Биология» является (УУД). Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Промежуточная аттестация в форме проекта с 10 по 25 мая


Календарно-тематическое планирование уроков.



п/п

Наименование

разделов

Всего

часов

Дата по

плану

фактически

Тип

урока

Требования к уровню подготовки

Виды

контроля

Домашнее

задание

Живой организм:

строение и

изучение

9
1. Введение. Живой организм. 1 Форимир ование новых знаний Что такое живой организм. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов §1, вопросы стр.11 2. Наука о живой природе 1 Комплекс ное применен ие ЗУН Формирование представлений о многообразии биологических наук. Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии §2, вопросы стр.16 3. Методы изучения природы 1 Комплекс ное применен ие ЗУН Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развивать понимание значимости научного исследования природы Лабораторная работа №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений» §3, вопросы стр.22 4. Увеличительные приборы. 1 Комплекс ное применен ие ЗУН Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных §4, вопросы стр.26
элементарных навыков их использования. Развивать понимание значимости научного исследования природы исследований» 5. Живые клетки. 1 Комплекс ное применен ие ЗУН Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма. Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» §5, вопросы стр.32 6. Химический состав клетки. 1 Комплекс ное применен ие ЗУН Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы Лабораторная работа №4 «Определение состава семян» §6, вопросы стр.38 7. Вещества и явления в окружающем мире 1 Комбинир ованный Наблюдать веществ в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, приводить примеры простых и сложных веществ §7, вопросы стр.46 8. Великие естествоиспытатели 1 Формиров ание новых знаний Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе §8, вопросы стр.48 9. Контрольная работа по теме «Живой организм» 1 Контроль знаний Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе Тестовая работа №1 по теме «Живой организм» читать стр. 49, знать основные понятия
Многообразие

живых организмов

15
10 Как развивалась 1 Формиров Называют основные этапы в развитии §9, вопросы
жизнь на Земле ание новых знаний жизни на Земле. стр.56 11. Разнообразие живого 1 Комбинир ованный Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Понимание научного значения классификации живых организмов §10, вопросы стр.59 12. Бактерии 1 Комбинир ованный Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий §11, вопросы стр.63 13. Грибы 1 Формиров ание новых знаний Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. §12, вопросы стр.67 14. Растения. Водоросли. 1 Контроль и коррекция знаний Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Водоросли. Выделение существенных особенностей §13, вопросы стр.72
представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. 15. Мхи. 1 Формиров ание новых знаний Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Мхи. Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. §14, вопросы стр.75 16. Папоротники. Формиров ание новых знаний Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Папоротники. Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. §15, вопросы стр.78 17. Голосеменные растения 1 Комбинир ованный Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Голосеменные растения Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. §16, вопросы стр.82 18. Покрытосеменные растения 1 Контроль и коррекция знаний Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Покрытосеменные растения Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. §17, вопросы стр.87 19. Значение растений в 1 Комбинир Осознание важности растений в природе и §18, вопросы
природе и жизни человека ованный жизни человека. стр.90 20. Животные. Простейшие 1 Формиров ание новых знаний Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Простейшие Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека §19, вопросы стр.93 21. Беспозвоночные 1 Формиров ание новых знаний Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Беспозвоночные Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека §20, вопросы стр.96 22. Позвоночные 1 Комбинир ованный Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Позвоночные Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека §21, вопросы стр.99 23. Значение животных в природе и жизни человека 1 Комбинир ованный Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека. Формирование представлений о живых организмах, которые могут §22, вопросы стр.101
причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них Знание опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим укусах животных Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. 24. Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» 1 Контроль знаний Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе Тестовая работа №2 по теме «Многообразие живых организмов» стр. 102 читать, знать основные понятия
Среда обитания

живых организмов

5
25. Три среды обитания. 1 Формиров ание новых знаний Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Формирование представлений о наземно- воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах §23, вопросы стр.108 26. Жизнь на разных материках. 1 Комбинир ованный Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и §24, вопросы стр.114
растительного мира. Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках 27. Природные зоны. 1 Формиров ание новых знаний Называть природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать среды обитания. Формирование преставлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны §25, вопросы стр.120 28. Жизнь в морях и океанах 1 Комплекс ное применен ие ЗУН Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, Обитающих в разных частях и на разных глубинах океана Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» §26, вопросы стр.124 29. Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» 1 Контроль знаний Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе Тестовая работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов» Читать стр. 125
Человек на Земле

6
30. Как человек появился на Земле. 1 Комплекс ное Называть этапы происхождения человека, характерные черты, образ жизни, Роль Лабораторная работа №6 «Измерение §27, вопросы стр.134
применен ие ЗУН растений и животных в жизни человека, своего роста и массы тела» 31. Как человек изменил Землю. 1 Комбинир ованный Называть экологические проблемы, знание основных правил поведения в природе Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. §28, вопросы стр.139 32. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. 1 Комбинир ованный Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе §29, 30, вопросы стр.142, 145 33. Здоровье человека и безопасность жизни 1 Комбинир ованный Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях §31, вопросы стр.152 34. Контрольная работа по теме «Человек на Земле» 1 Контроль знаний Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе Тестовая работа №4 по теме «Человек на Земле» Читать стр. 153, знать основные
понятия 35. Мир биологии. Обобщение знаний 1 Системат изация знаний Выделение существенных признаков представителей различных царств живой природы. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Познавательный интерес к естественным наукам §24, вопросы стр.93 итого 35 Лабораторных работ 6


В раздел образования