Автор: Спивак Наталья Анатольевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОБУ СОШ №7 Населённый пункт: с.Пожарское, Приморского края Наименование материала: учебная программа Тема: "Рабочая программа 6 класс" Раздел: среднее образование
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
требований
к
структуре
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
прописанных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно
являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается
согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин,
Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс.
Москва, «Дрофа», 2012
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения,
адекватные
представления
о
живой
природе
лежат
в
основе
природоохранных
мероприятий,
мероприятий
по
поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения
и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный
образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной
школе
должно
обеспечить
учащимся
высокую
биологическую,
экологическую
и
природоохранную
грамотность,
компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения
предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать
в преподавании
развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные,
проектные
и
групповые
педагогические
технологии.
Целесообразно
также
проведение
региональных
модулей,
обеспечивающих
в
зависимости
от
существующих
в
регионе
образовательных
и
воспитательных
приоритетов
деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья,
наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет
вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Введение - 4ч.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт),
измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Правила работы в кабинете биологии,
правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица
живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их
значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода.
Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание.
Его роль в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификации – 1ч.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности,
места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6ч
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи,
строение
и
жизнедеятельность.
Роль
мхов
в
природе,
хозяйственное
значение.
Папоротники,
строение
и
жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и
многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения,
особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Раздел 7. Многообразие животного мира - 4ч
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1ч
Как развивалась жизнь на Земле.
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов – 5ч
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные
сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле – 5ч
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье
человека и безопасность жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на
основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности
вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки
зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия
простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных
логических
операций;
строить
классификацию
на
основе
дихотомического
деления
(на
основе
отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного
вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать
и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
Промежуточная аттестация в форме проекта с 10 по 25 мая
Календарно-тематическое планирование уроков.
№
п/п
Наименование
разделов
Всего
часов
Дата по
плану
фактически
Тип
урока
Требования к уровню подготовки
Виды
контроля
Домашнее
задание
Живой организм:
строение и
изучение
9
1.
Введение. Живой
организм.
1
Форимир
ование
новых
знаний
Что такое живой организм. Объясняют роль
биологических знаний в жизни человека.
Выделяют существенные признаки живых
организмов
§1, вопросы
стр.11
2.
Наука о живой
природе
1
Комплекс
ное
применен
ие ЗУН
Формирование представлений о
многообразии биологических наук. Знание
многообразия биологических наук, а также
процессов, явлений и объектов, изучением
которых они занимаются
Осознание значения биологических наук в
развитии представлений человека о природе
во всем ее многообразии
§2, вопросы
стр.16
3.
Методы изучения
природы
1
Комплекс
ное
применен
ие ЗУН
Определяют основные методы
биологических исследований. Учатся
работать с лупой и световым микроскопом,
готовить микропрепараты. Ознакомление с
методами исследования живой природы и
приобретение элементарных навыков их
использования. Развивать понимание
значимости научного исследования природы
Лабораторная работа
№1 «Проведение
наблюдений, опытов
и измерений»
§3, вопросы
стр.22
4.
Увеличительные
приборы.
1
Комплекс
ное
применен
ие ЗУН
Учатся работать с лупой и световым
микроскопом, готовить микропрепараты.
Ознакомление с методами исследования
живой природы и приобретение
Лабораторная работа
№2 «Знакомство с
оборудованием для
научных
§4, вопросы
стр.26
элементарных навыков их использования.
Развивать понимание значимости научного
исследования природы
исследований»
5.
Живые клетки.
1
Комплекс
ное
применен
ие ЗУН
Выявляют основные органоиды клетки,
различают
их на микропрепаратах и таблицах.
Формирование представлений о клетке как
единице строения живого организма. Знание
и различение на таблицах основных частей
клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).
Освоение основных правил работы с
микроскопом Представление о единстве
живой природы на основании знаний о
клеточном строении всех живых организмов
Лабораторная работа
№3 «Строение
клеток живых
организмов»
§5, вопросы
стр.32
6.
Химический состав
клетки.
1
Комплекс
ное
применен
ие ЗУН
Сравнивают химический состав тел
живой и неживой природы
Лабораторная работа
№4 «Определение
состава семян»
§6, вопросы
стр.38
7.
Вещества и явления
в окружающем мире
1
Комбинир
ованный
Наблюдать веществ в различных агрегатных
состояниях, называть признаки тел живой и
неживой природы, различать тела живой и
неживой природы, приводить примеры
простых и сложных веществ
§7, вопросы
стр.46
8.
Великие
естествоиспытатели
1
Формиров
ание
новых
знаний
Формирование представлений о значении
открытий ученых разных исторических эпох
для развития биологии Знание и оценка
вклада ученых-биологов в развитие науки
открытий ученых разных исторически эпох
для развития биологии
Понимание роли исследований и открытий
ученых-биологов в развитии представлений
о живой природе
§8, вопросы
стр.48
9.
Контрольная работа
по теме «Живой
организм»
1
Контроль
знаний
Научиться применять полученные знания в
самостоятельной работе
Тестовая работа №1
по теме «Живой
организм»
читать стр. 49,
знать основные
понятия
Многообразие
живых организмов
15
10
Как развивалась
1
Формиров
Называют основные этапы в развитии
§9, вопросы
жизнь на Земле
ание
новых
знаний
жизни на Земле.
стр.56
11.
Разнообразие живого
1
Комбинир
ованный
Формирование представлений о значении
классификации живых организмов для их
изучения
Знание основных систематических единиц в
классификации живых организмов.
Понимание принципов современной
классификации организмов Понимание
научного значения классификации живых
организмов
§10, вопросы
стр.59
12.
Бактерии
1
Комбинир
ованный
Формирование представлений о бактериях
как представителях отдельного царства
живой природы Выделение существенных
особенностей строения и
функционирования бактериальных клеток.
Знание правил, позволяющих избежать
заражения болезнетворными бактериями
Представление о положительной и
отрицательной роли бактерий в природе и
жизни человека и умение защищать свой
организм от негативного влияния
болезнетворных бактерий
§11, вопросы
стр.63
13.
Грибы
1
Формиров
ание
новых
знаний
Формирование представлений о грибах как
представителях отдельного царства живой
природы, обладающих признаками и
растений
и животных Выделение существенных
особенностей представителей царства
Грибы. Знание правил оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми
грибами Понимание роли представителей
царства Грибы в природе и жизни человека.
§12, вопросы
стр.67
14.
Растения.
Водоросли.
1
Контроль
и
коррекция
знаний
Формирование представлений о растениях
как представителях отдельного царства
живой природы. Водоросли.
Выделение существенных особенностей
§13, вопросы
стр.72
представителей царства Растения. Знание
основных систематических единиц царства
Растения Осознание важности растений в
природе и жизни человека.
15.
Мхи.
1
Формиров
ание
новых
знаний
Формирование представлений о растениях
как представителях отдельного царства
живой природы. Мхи. Выделение
существенных особенностей
представителей царства Растения. Знание
основных систематических единиц царства
Растения Осознание важности растений в
природе и жизни человека.
§14, вопросы
стр.75
16.
Папоротники.
Формиров
ание
новых
знаний
Формирование представлений о растениях
как представителях отдельного царства
живой природы. Папоротники.
Выделение существенных особенностей
представителей царства Растения. Знание
основных систематических единиц царства
Растения Осознание важности растений в
природе и жизни человека.
§15, вопросы
стр.78
17.
Голосеменные
растения
1
Комбинир
ованный
Формирование представлений о растениях
как представителях отдельного царства
живой природы. Голосеменные растения
Выделение существенных особенностей
представителей царства Растения. Знание
основных систематических единиц царства
Растения Осознание важности растений в
природе и жизни человека.
§16, вопросы
стр.82
18.
Покрытосеменные
растения
1
Контроль
и
коррекция
знаний
Формирование представлений о растениях
как представителях отдельного царства
живой природы. Покрытосеменные
растения
Выделение существенных особенностей
представителей царства Растения. Знание
основных систематических единиц царства
Растения Осознание важности растений в
природе и жизни человека.
§17, вопросы
стр.87
19.
Значение растений в
1
Комбинир
Осознание важности растений в природе и
§18, вопросы
природе и жизни
человека
ованный
жизни человека.
стр.90
20.
Животные.
Простейшие
1
Формиров
ание
новых
знаний
Формирование представлений о животных
как представителях отдельного царства
живой природы
Выделение существенных особенностей
представителей царства Животные.
Простейшие Знание основных
систематических единиц царства Животные
Представление о значении
животных в природе, осознание их
хозяйственного и эстетического значения
для человека
§19, вопросы
стр.93
21.
Беспозвоночные
1
Формиров
ание
новых
знаний
Формирование представлений о животных
как представителях отдельного царства
живой природы
Выделение существенных особенностей
представителей царства Животные.
Беспозвоночные Знание основных
систематических единиц царства Животные
Представление о значении животных в
природе, осознание их хозяйственного и
эстетического значения для человека
§20, вопросы
стр.96
22.
Позвоночные
1
Комбинир
ованный
Формирование представлений о животных
как представителях отдельного царства
живой природы
Выделение существенных особенностей
представителей царства Животные.
Позвоночные Знание основных
систематических единиц царства Животные
Представление о значении животных в
природе, осознание их хозяйственного и
эстетического значения для человека
§21, вопросы
стр.99
23.
Значение животных
в природе и жизни
человека
1
Комбинир
ованный
Представление о значении животных в
природе, осознание их хозяйственного и
эстетического значения для человека.
Формирование представлений о живых
организмах, которые могут
§22, вопросы
стр.101
причинить вред здоровью человека, и
способах защиты от них Знание опасных
животных. Освоение приемов оказания
первой помощи пострадавшим укусах
животных
Представление о существовании живых
организмов, опасных для здоровья и жизни
человека.
24.
Контрольная работа
по теме
«Многообразие
живых организмов»
1
Контроль
знаний
Научиться применять полученные знания в
самостоятельной работе
Тестовая работа №2
по теме
«Многообразие
живых организмов»
стр. 102 читать,
знать основные
понятия
Среда обитания
живых организмов
5
25.
Три среды обитания.
1
Формиров
ание
новых
знаний
Умение различать на рисунках и таблицах
организмы разных сред обитания. Знание
приспособлений разных организмов к
обитанию в различных средах. Знание групп
экологических факторов, степени и
характера их влияния на живые организмы.
Формирование представлений о наземно-
воздушной среде как наиболее населенной
живыми организмами и разнообразной по
условиям обитания Формирование
представлений об особенностях почвенной
среды обитания Представление о
многообразии обитателей почвенной среды.
Выявление приспособлений организмов к
почвенной среде обитания Понимание
необходимости и соответствия
приспособлений организмов к условиям
среды, в которой они обитают
Формирование представлений о
возникновении приспособлений у
паразитических организмов к обитанию в
чужих телах
§23, вопросы
стр.108
26.
Жизнь на разных
материках.
1
Комбинир
ованный
Умение на карте находить материки и давать
краткое описание их животного и
§24, вопросы
стр.114
растительного мира. Формирование
элементарных представлений о животном и
растительном мире материков планеты
Знание материков планеты и их основных
природных особенностей. Умение находить
материки на карте. Общее представление о
растительном и животном мире каждого
материка Представление о многообразии
растительного и животного мира планеты
как результате приспособляемости
организмов к различным природным
условиям на разных материках
27.
Природные зоны.
1
Формиров
ание
новых
знаний
Называть природные зоны Земли, их
обитателей, сравнивать среды обитания.
Формирование преставлений о
последствиях воздействия человека на
природу и способах ее охраны
§25, вопросы
стр.120
28.
Жизнь
в морях и океанах
1
Комплекс
ное
применен
ие ЗУН
Формирование представлений о роли
Мирового океана на планете. Изучение
приспособлений живых организмов,
Обитающих в разных частях и на разных
глубинах океана Знание роли Мирового
океана в формировании климата на планете.
Различение на рисунках и таблицах
организмов, обитающих в верхних слоях
воды, в ее толще и живущих на дне.
Осознание роли Мирового океана на
планете. Понимание рациональности
приспособлений обитателей океана к
разным условиям в его пределах.
Лабораторная работа
№5 «Определение
наиболее
распространённых
растений и
животных»
§26, вопросы
стр.124
29.
Контрольная работа
по теме «Среда
обитания живых
организмов»
1
Контроль
знаний
Научиться применять полученные знания в
самостоятельной работе
Тестовая работа №3
по теме «Среда
обитания живых
организмов»
Читать стр. 125
Человек на Земле
6
30.
Как человек
появился на Земле.
1
Комплекс
ное
Называть этапы происхождения человека,
характерные черты, образ жизни, Роль
Лабораторная работа
№6 «Измерение
§27, вопросы
стр.134
применен
ие ЗУН
растений и животных в жизни человека,
своего роста и массы
тела»
31.
Как человек изменил
Землю.
1
Комбинир
ованный
Называть экологические проблемы, знание
основных правил поведения в природе
Осознание степени негативного влияния
человека на природу и необходимости ее
охраны. Принятие правил поведения в
живой природе. Называют и узнают в
природе редкие и исчезающие виды
растений и животных. Выясняют, какие
редкие и исчезающие виды растений и
животных обитают в их регионе.
Объясняют причины исчезновения степей,
лесов, болот, обмеления рек.
§28, вопросы
стр.139
32.
Жизнь под
угрозой. Не станет
ли Земля пустыней.
1
Комбинир
ованный
Приведение доказательств необходимости
охраны окружающей природы. Знание
основных правил поведения в природе
Осознание степени негативного влияния
человека на природу и необходимости ее
охраны. Принятие правил поведения в
живой природе
§29, 30,
вопросы
стр.142, 145
33.
Здоровье человека и
безопасность
жизни
1
Комбинир
ованный
Формирование представлений о здоровом
образе жизни как главном факторе
сохранения здоровья
Приведение доказательств зависимости
здоровья человека от его образа жизни и
состояния окружающей среды. Знание
элементарных правил оказания первой
помощи при кровотечениях, переломах,
ушибах и растяжениях Принятие правил
здорового образа жизни. Понимание
необходимости оказания экстренной
доврачебной помощи пострадавшим при
кровотечениях, переломах, ушибах и
растяжениях
§31, вопросы
стр.152
34.
Контрольная работа
по теме «Человек на
Земле»
1
Контроль
знаний
Научиться применять полученные знания в
самостоятельной работе
Тестовая работа №4
по теме «Человек на
Земле»
Читать стр.
153, знать
основные
понятия
35.
Мир биологии.
Обобщение
знаний
1
Системат
изация
знаний
Выделение существенных признаков
представителей различных царств живой
природы. Знание роли живых организмов в
круговороте веществ. Понимание основных
закономерностей в живой природе.
Представление о правилах здорового образа
жизни. Знание элементарных правил
оказания первой помощи пострадавшим.
Понимание роли биологических знаний в
хозяйственной деятельности человека.
Познавательный интерес к естественным
наукам
§24, вопросы
стр.93
итого
35
Лабораторных работ
6