Напоминание

«Проблематика мотивации в освоении классической гитары»


Автор: Зяблов Алексей Владимирович
Должность: преподаватель гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" Болотнинского района Новосибирской области
Населённый пункт: город Болотное, Новосибирская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Проблематика мотивации в освоении классической гитары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА

Проблематика мотивации в освоении

классической гитары

Методическое сообщение

Выполнил:

Зяблов Алексей Владимирович,

преподаватель первой квалификационной категории.

Болотное

2018

Введение

В современном мире найдётся немного музыкальных инструментов, столь же

распространённых, как гитара. Гитара есть практически в каждом доме и в каждой семье,

её можно недорого купить или попросить у знакомых на время. Несколько простых

аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. И это не случайно –

современные средства коммуникации активно пропагандируют разнообразные стили и

направления музыкальной культуры. Это и джаз, и рок, и классическая гитара.

Безусловно, этот музыкальный поток оказывает огромное влияние на формирование

интересов и вкусов людей.

Когда в школу искусств приходит ребёнок 7 – 15 лет с просьбой принять его и научить

играть на гитаре, в этом нет ничего необычного. Причины заняться музыкальным

творчеством впервые в таком возрасте бывают различные. Существует много причин, по

которым человек берёт гитару в руки: может, он хочет воспроизвести понравившуюся

музыку; может, хочет выразить свои чувства, играя на гитаре; может, он просто получает

удовольствие от игры; умение играть на гитаре помогает адаптироваться в малознакомой

компании, привлечь к себе внимание сверстников, повысить свою самооценку.

Популярность гитары, как музыкального инструмента, а также желание играть на ней

приводит детей в школы искусств. Но в музыкальную школу принимают, как правило,

только прошедших приёмные экзамены, а затем в течение всего периода обучения ученик

должен изучать определённые музыкальные дисциплины помимо специальности, что

снижает у некоторых учащихся интерес к обучению.

С самых первых занятий нужно завоевать доверие и расположение обучающегося. В

общении с ним необходимо поставить перед собой цель, чтобы он доверился вам, охотно

делился своими мыслями, идеями, не стеснялся говорить о своих проблемах в освоении

инструмента, рассказывало себе, других своих увлечениях. Чтобы учащийся на первых

порах не потерял веру в себя, получал удовольствие от каждой встречи с музыкой,

необходимо оптимально подходить к его творческим способностям и возможностям,

рационально и последовательно, не перегружать его. Необходимо также учитывать

возрастные, бытовые и физиологические особенности учащегося, подобрать оптимальный

режим и продолжительность занятий.

Если занятия проходят интересно, ученик незаметно для себя преодолевает многие

трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие

уроки значительно эффективнее развивают творческие способности учащегося, делают

его более уверенным в себе, да и просто доставляют большое удовольствие.

Мотивация

В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа

желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной.

Большой приток учащихся в ДШИ должен был бы вызвать стремительный рост уровня

исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся

ДШИ остается невысоким. Поэтому в данной ситуации становится необходимо

рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников ДШИ, как

мотивация их занятий. Мотивацией называется совокупность побуждений к деятельности.

В данном случае под деятельностью нужно понимать обучение игре на гитаре.

Можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь

желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к

гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это

эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДШИ под

влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания.

Причины снижения интереса к обучению.

За несколько лет работы в качестве преподавателя в детской школе искусств мне

приходилось сталкиваться с различными проблемами в процессе обучении учащихся.

Методику и психологию поведения с учащимися приходилось придумывать буквально на

ходу. Важно, с самой первой встречи настроить ученика на положительный результат

занятий, не отпугнуть его будущими сложностями, подбодрить и всячески поддержать его

инициативу.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации

учащихся, а также с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения, в

частности к гитаре.

В настоящее время мотивационная сторона обучения школьников, на мой взгляд,

наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно. Сложность

данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное

отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает

гитару несерьезным инструментом. Бытует мнение о гитаре как об инструменте,

пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей,

приходящих в ДШИ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в

процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности,

а также по другим дисциплинами.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной

практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не

видят конечных результатов. Занятия на любом музыкальном инструменте, в том числе и

на гитаре, в определённой степени сложнее, чем занятия в других отраслях искусства,

например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он

раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить

меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости

обнаруживаются в первые годы обучения.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют

профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники

музыкальных школ и школ искусств становятся профессиональными музыкантами.

Обучение музыке сегодня связано с множеством хлопот, и, к сожалению, не имеет

перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других

преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в

музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент,

вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДШИ.

Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную

обязанность. Как уже было сказано выше, в современном обществе сложилось неверное

отношение к искусству игры на классической гитаре. Дети и родители крайне мало

слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть

гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки. Сталкиваясь на уроках с

классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают

проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и

должно происходить овладение навыками игры на музыкальном инструменте, кажутся

детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже

скучными. И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных

школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к

классической музыке в целом.

Исходя из своего опыта, считаю, что решением данных проблем, является

индивидуальный подход к каждому учащемуся, как психологический, так и программный.

Наряду с обязательными программными требованиями необходимо учитывать

индивидуальные интересы каждого ученика. Ведь пристрастия могут быть самыми

различными: классика, рок, джаз, эстрада…Кому то больше нравится аккомпанировать

или, наоборот, исполнять сольные партии. Также, в процессе обучения, нужно изучать

разные технические гитарные приёмы, что, безусловно, вызывает у учеников интерес. Всё

это создаёт мощную мотивацию для дальнейшего обучения.

Повышение мотивации обучения.

Поскольку мотивация является главным двигателем в процессе обучения, то ее

специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-

образовательного процесса. Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать

ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд

постепенно станет потребностью.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся

различными способами.

Педагог не должен строить свою работу с учетом только внешней, формальной

характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания.

Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих

моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым

в данной ситуации эти правила выполняются учащимся, ничего не знает о самом ребенке.

Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может

рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение, а,

следовательно, и его поведение в музыкальном обучении. Не умея проникнуть во

внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и

внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог работает

«вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни

результаты его собственного воздействия. В решении данной проблемы следует точно

определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося. Например,

если учащийся-гитарист имеет склонность к точным наукам, то в этом случае следует

идти к художественному содержанию музыки через технологию игры. А если он

«гуманитарий», то тогда целесообразно двигаться от прогнозируемого художественного

результата к изучению технологии его достижения.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать

перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между

учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных

действиях.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо

применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом

заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с

учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует

помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся

относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна

из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в

том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие

от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания

играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая

практика. Также целесообразно использовать возможности современных технологий:

аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п.

Кроме того, преподавателям-гитаристам необходимо постоянно проводить работу с

родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им

ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать

концерты организованные ДШИ, а также знакомиться с видео- и аудио — записями

выдающихся гитаристов. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю

заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать верное

представление о гитаре, как о классическом музыкальном инструменте. Это очень важно,

потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и

творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким

людям.

Необходимо помнить, что цель педагога школы искусств заключается не только в том,

чтобы подготовить учащегося к поступлению в профессиональное музыкальное учебное

заведение, но и, чаще всего, чтобы он не растерял навыки, приобретённые на уроках

специальности, а также ансамбля и аккомпаниаторской практики, и мог применить эти

навыки в обыденной жизни.

Стоит сказать о занятиях в ансамбле. Способ обучения в группе имеет как

положительные, так и отрицательные стороны. В группе ученикам интереснее заниматься,

они общаются друг с другом, учатся не только у педагога, но и у самих себя, учатся

слушать соседа, играть в ансамбле, развивают гармонический слух. Но вместе с тем есть и

недостатки такого обучения. Главный из них – трудно добиться качества исполнения, т.к.

обучаются ученики с разными данными, которые к тому же по-разному занимаются.

Когда все играют одновременно, педагог не всегда замечает ошибки отдельных учащихся;

если же проверять индивидуально на каждом уроке, процесс обучения при таком

количестве учащихся практически остановится. Если делать ставку на профессиональное

качество игры, отдавая этому много времени, как это делается на индивидуальных

занятиях, то основной массе учащихся это быстро наскучит, и они потеряют интерес к

учёбе. Поэтому репертуар должен быть доступным, интересным, современным и

полезным, а темп продвижения вперёд достаточно энергичным, нужно избегать

однообразия, постоянно заинтересовывать учеников.

Также можно использовать такую форму работы, как шефство сильных учащихся над

отстающими. Хорошо усвоившие материал ученики в своё свободное время помогают

тем, кто не справляется с заданиями, при достижении положительного результата педагог

поощряет такого ученика положительной оценкой.

Репертуар

Учебный репертуар подбирается с учётом пожеланий учащихся, что позволяет

поддержать интерес к предмету. Это могут быть популярные мелодии кино, фрагменты

рок - композиций, аккомпанементы бардовских и эстрадных песен. Для расширения

музыкального кругозора также необходимо включать пьесы разных стилей и

направлений, в том числе классическую и народную музыку. При начальном освоении

инструмента или определённого приёма используются упражнения. Большую пользу

также принесёт чтение с листа по нотам лёгких упражнений и одноголосных пьес. Одним

из важных условий приобретений игровых навыков является регулярное повторение

пройденного материала на каждом уроке.

Работа над музыкальным произведением

Начиная работу над разучиванием музыкального произведения, необходимо его

проанализировать с точки зрения формы, разобрать трудные места, обратить внимание на

новые приёмы, исполнить произведение или его часть, если есть возможность –

послушать в записи. Аппликатуру желательно продумать заранее, следить за её

соблюдением. Первоначально пьесы проигрываются по частям в медленном темпе

несколько раз. После того, как учащийся усвоил материал, проводится работа над темпом,

динамикой, характером произведения. Следует обращать внимание учащихся на

правильное звукоизвлечение: качественное соединение звуков в мелодии, громкий звук.

При разучивании новых пьес целесообразно давать несколько минут на уроке для

самостоятельного разбора произведения. Что касается работы над аккомпанементом, то в

первую очередь необходимо оценить учебный материал с точки зрения практической

применимости к данному конкретному ученику; сложность материала, подходящая

тональность для аккомпанемента самому себе, возможные варианты замены сложных

аккордов на более подходящие и т.д.

Заключение

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть

сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре,

глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная

мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического

процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.

В области обучения игры на классической гитаре в нашей стране данная проблема

усугубляется также отсутствием устойчивых традиций в этой сфере. Ощущается дефицит

серьезных научно-методических разработок и искусствоведческих работ. В практике

обучения учащихся в музыкальной школе по формированию мотивации имеются

существенные противоречия.

Проблематика мотивации применительно к обучению гитаре в ДШИ требует научного и

комплексного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем

плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом. Общий подъем

интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными

методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных

ценностей. Стоит также отметить, что в системе отечественного музыкального

образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном

отделе. Исследователи данного вопроса считают, что серьезных результатов в повышении

уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса

классической гитары в системе музыкального образования, перевод ее из народного

отдела в самостоятельный (гитарный отдел), реклама и пропаганда классической гитары в

СМИ и Интернете.

Список литературы:

1.

Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»

2.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика .М.:

Издательский Центр «Академия» 2003.

3.

Самохина М. А. Научная методическая работа «Формирование исполнительских

умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары».-

Москва, 2005г.

4.

Варфоломеев И. Курс игры на классической гитаре, 1999-2011. —Электронное

издание



В раздел образования