Напоминание

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ АККОРДЕОНИСТАМИ


Автор: Седогина Елена Сергеевна
Должность: преподаватель класса аккордеона
Учебное заведение: МБУДО ДМШ р.п. Краснообск
Населённый пункт: р.п. Краснообск
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ АККОРДЕОНИСТАМИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Р.П. КРАСНООБСК

ДОКЛАД

ТЕМА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С НАЧИНАЮЩИМИ АККОРДЕОНИСТАМИ

Исполнитель: СЕДОГИНА Е.С.,

преподаватель класса аккордеона

Р.П. КРАСНООБСК 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ЭТАПЫ В РАБОТЕ С НАЧИНАЮЩИМИ……………………5

2

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад является обобщением моего опыта в работе с

начинающими обучаться игре на аккордеоне. В своей работе я опираюсь

на уже имеющиеся методики обучения, это такие авторы книг, как Г.

Бойцова, Р. Бажилина, Л. Панайотова, В. Лушникова и другие.

Для первоначального обучения начинающих главное, чтобы рядом

находился в высшей

степени

умелый

музыкант

и

педагог,

самый

опытный и терпеливый. Именно в этот период решается вопрос о том,

быть ли ребёнку музыкантом.

Секрет

вхождения

ребёнка

в

страну

музыку

заключается

в

способности педагога, несколько не отрывая ребенка от естественной

для их возраста «игровой фазы, незаметно ввести в мир звуков,

пробудить любовь к музыке, «зажечь», «Заразить» ребенка желанием

овладеть языком музыки, а также сделать интересными и любимыми

занятия музыкой.

Для

этого

педагог

всегда

должен

быть

собран,

предельно

мобилизован, не зависим ни от каких своих внутренних переживаний

или неполадок. Для того чтобы занятия с учеником дали успешные

результаты, надо самому быть постепенно активным. Не должно быть

постоянно уроков. Педагог должен следить за своей речью, стараться

разнообразить

её,

привлекать

удачные

сравнения,

образные

характеристики.

Начиная с первого урока и вплоть до выпускных экзаменов, главной

целью всей практической работы является стремление привить навыки

самостоятельной работы. Отсюда вытекают и основные требования к

ученикам умение:

Думать

Слушать

Понимать

Видеть (нотный текст)

Эти

требования

с

первых

же

шагов

обучения

направлены

на

организацию и активацию внимания учащегося.

Занятия

с

учеником

творческий

процесс.

Ребенок

должен

чувствовать, что преподаватель разговаривает с ним как с равным,

рассуждает сам и серьёзно выслушивает его рассуждения. Ребёнок

испытывает чувство ответственности. С этого начинается авторитет

педагога.

Разговаривая и рассуждая с ребенком на равных, в то же время

нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно

конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна

быть

выражена

непосредственно

в

звуке,

темпе,

ритме

и

соответствующих «игровых движениях». Излагать задачу нужно ясно,

конкретно и метко.

3

Большую роль в первый период обучения музыке, равно как и в

дальнейшем,

играет

домашнее

окружение.

Необходима

ежедневная

помощь в освоении нового. Всегда прошу родителей следить за тем,

чтобы

ученик

чередовал

приготовление

уроков

по

предметам

с

занятиями за инструментом.

Обязательное требование к ученику – держать «на вооружении»

большую часть пройденного репертуара. В дневнике учащегося полезно

завести «Репертуарную» страничку, куда следует заносить названия

выученных произведений. Если не регулярное повторение пройденного,

то хотя бы изредка возвращение к старому закрепляет полученные

навыки, происходит осмысление на новом этапе недоосознанного ранее.

При

повторении

пройденного

у

ученика

появляется

потребность

разнообразить

звукоизвлечение.

Новые

звуковые

представления

неизбежно рождают новую технику в пройденных ранее вещах.

Для того чтобы музыкант приобрёл специфическое музыкальное

мышление,

т. е .

оно

стало

абстрактно-музыкальным,

необходимо

ребёнку пройти определённые стадии развития. В том, что эти стадии

существуют и их нельзя миновать, убеждает практика: на самом I этапе

развития дети охотнее играют песенки со словами, нежели без слов, их

музыкальное

мышление

полностью

подчинено

словесному

образу

(хорошо,

если

это

подкреплено

и

зрительно:

яркие

картинки,

иллюстрации). Затем совершается постепенный период от этих пьес к

более обобщенным музыкальным образам, где само название (танец,

песня,

марш)

даёт

подсказку

направлению

образного

мышления

ребёнка.

Научить не только играть, но и понимать то, что играешь – сложно.

По этой причине, особенно на первых порах вводится достаточно

большое количество теоретического и поясняющего материала.

Аккордеон

очень

сложный

в

изучении

инструмент.

Играть

приходится на двух (или на трёх, если аккордеон готово выборный)

принципиально

разных

клавиатурах,

причём

левая

клавиатура

находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле всего

обучения должны быть посадка, установка за инструментом и, конечно

руки ученика.

Действовать педагогу на начальном этапе обучения надо очень

осторожно, исподволь, не фиксируя события, не стремиться к ранним и

быстрым успехом своих учеников, бережно развивать все наиболее

интересные и ценные задатки ребенка, прививать ему необходимые

профессиональные навыки, постепенно приобщая к нелегкому труду

музыканта.

4

ЭТАПЫ В РАБОТЕ С НАЧИНАЮЩИМИ

I .

Донотный период

1.

Знакомство

с

ребенком

(эмоциональность,

восприимчивость,

отзывчивость, внимательность и т.д.) – по мере обучения.

2.

Знакомство с инструментом:

Необходимые сведения (части инструмента, ремни, немного истории,

посадка за инструментом) как «работает».

3.

Моя игра (как звучит инструмент).

4.

Первый раз ученик за инструментом:

Посадка;

Работа с воздушным клапаном;

Проба звуков в разных местах правой и левой клавиатур разными

пальцами с переключением регистров;

Тянуть звуки на правой и

левой клавиатурах на разжим и сжим

ровно, и (по карточкам);

Игра «с рук» детских песен типа: «Андрей-воробей», «Осень» с

пением;

Упражнение на 5-ти клавишах;

Ритмическое упражнение «Эхо»;

Ритмизация пословиц, считалок, стихов («Считалка», «Потешка»);

«Шаги» в словах и их запись (ударные доли, безударные, акценты).

II. Нотный период (постепенный ввод в мир нот)

5.

Игра в ансамбле:

Самые необходимые теоретические сведения:

скрипичный ключ

-

для правой руки, басовый ключ - для левой руки, такт, тактовая

черта, двойная тактовая черта (окончание), если с точками реприза

(повторять), счёт в такте по цифрам (размер), пауза:

1) венгерская народная песня «Утёнок»;

2) русская народная песня- прибаутка «Дедушка»;

3) белорусская народная песня «Савка и Гришка»;

4) украинская народная песня «В поле на пригорке»;

5) В. Калинников «Тень-тень»;

6) «На лодочке»;

7) «Осенняя песенка»;

8) «Весёлая дудочка».

6.

«Азбука» («Русские потешки и считалки с нотами и картинками» С.

и К. Железновы):

1) «Аты-баты»;

2) «Бабка Ёжка» длительности нот (упражнение на 5-ти клавишах);

5

3) «Воробей»;

4) «Гули».

7.

Мажорные аккорды:

1) Полька;

2) Вальс; знакомство с простыми размерами,

3) Дождик (ре); знаки сокращённого письма (реприза,

4) Ослик. вольта, запись в нотной тетради )

8.

Мелодии правой руки из 2-3-х звуков (мотив, фраза). Знакомство с

обозначением регистров:

1) украинская народная песня «Приди, приди солнышко»;

2) «Польский танец»;

3) Г. Бойцова «Упражнение» (штрих легато);

4) Русская народная песня «У кота»;

5) Т. Попатенко «Бобик»;

6) Русская народная потешка «Ладушки».

9.

«Азбука» (продолжение):

1) русская народная песня «Дон – дон»;

2) Г. Эрнесакс «Едет, едет паровоз»;

3) «Ёлочка»;

«Азбуку» можно растянуть на большой срок обучения: чтение нот с

листа, подбирать от других клавиш, разными штрихами, темпами и т.д.,

т.е. задание усложнять.

10.

Мажорные аккорды: Р. Бажилин «Русская».

11.

Новые ансамбли:

1) Е. Тиличеева «Праздничный марш»;

2) Чешская народная песня «А я сам»;

3) М. Блантер «Марш футболистов»;

4) П.

Чайковский

«Танец

маленьких

лебедей»

отрывок

из

балета

«Лебединое озеро»;

5) Р. Паулс, сл. Н. Королёвой «Мальчик и сверчок».

12.

Р. Газманова «Считалка»

«Шуточная колядка» (синкопы).

13.

Стаккато в правой руке:

1) украинская народная песня «Ой, звоны звонят»;

2) русская народная песня «Зайчик»;

3) Г. Бойцова, сл. Ю. Щербакова «Весёлый чай»;

4) Венгерская народная песня «Чёрная курочка» (с паузами).

14.

Минорные аккорды (на основе «Польки» и «Вальса»):

1) Р. Бажилин «Грустиночка»;

2) Р. Бажилин «Грустный вальс».

6

15.

Подготовка к игре двух рук. Игра в две руки (с ударом по сетке):

1) Р. Бажилин «Медвежий вальс»;

2) Р. Бажилин «Медвежий вальс»;

16.

Ансамбли на правой руке:

1) «Чешская детская песенка»;

2) латвийская народная песня «Ай я жу-жу»;

3) русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт» обр. Г.

Бойцовой;

4) украинская народная песня «Ехал казак за Дунай».

17.

Гамма До-мажор – правой рукой: легато, стаккато в пределах I

октавы.

18. Новые ансамбли на левой руке:

1) русская народная песня « Там за речкой»;

2) русская народная песня «Сеяли девушки»;

3) украинская народная песня «Весёлые гуси»;

4) французская народная песня «Пастушья песня»;

5) русская народная песня «Со вьюном я хожу»;

6) русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»;

7) русская народная песня «Просо»;

8) М. Красев «Ёлочка».

19. Арпеджио правой рукой, аккорд Т

3 5 .

20. Игра с поочерёдным вступлением рук:

1) пионерский сигнал «Отбой»;

3) русская народная песня «Дождик»;

4) русская народная песня «Заинька»;

5) А. Карнеа-Ионеску «Фанфары»;

6) румынская народная песня «Поезд».

21. Игра двумя руками с басами основного ряда:

1) русская народная песня «Осень»;

2) Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова «Горн»;

3) З. Компанеец, сл. О. Высотской «Паровоз»;

4) В. Карасёва, сл. Н. Френкель «Петрушка».

22. Игра двумя руками с мажорными аккордами:

1) русская народная песня «Лиса»;

2) русская народная песня-прибаутка «Дин-дон»;

3) украинская народная песня «Лепёшки»;

4) словенская народная песня «Маленькая Юлька»;

5) Детская песня «Лошадка»;

6) русская народная песня «Как под горкой, под горой»;

7) русская народная песня «Теремок»;

7

8) сл. Б. Заходера, муз. М. Цитовича «Песенка Винни-Пуха»;

9) русская народная мелодия «Частушка» (с проигрышем);

10)русская народная попевка «Василёк»;

11)украинская народная песня «Семейка».

23. Ноты II октавы (фа, соль, ля):

1) упражнение «Фасольки»;

2) украинская народная песня «Лепёшки»;

3) детская песня «Дин-дон»;

4) детская песня «Дождик, дождик, пуще!»;

5) украинская народная песня «Приди, приди, солнышко»;

6) Р. Бажилин «Эхо»;

7) П. Вейс «Боевая песенка»;

8) украинская народная песня «Лепёшки»;

9) русская народная прибаутка «Дин-дон»;

10)

русская народная песня «Лиса»;

11)

итальянская народная песня «Колыбельная»;

12)

украинская народная песня «Ой, звоны звонят»;

13)

русская народная песня- прибаутка «Дедушка»;

14)

русская народная песня- прибаутка «Пастушок»;

15)

Р. Бажилин «Кукольный вальс»;

16)

М. Красев, сл. М. Клоковой «Белые гуси».

24. Гамма До-мажор – левой рукой , арпеджио, немного позднее .

25. Легато в мелодии, стаккато в левой руке:

1) русская народная песня «У кота»;

2) русская народная песня «Пастушок»;

3) русская народная песня «Кисель»;

4) русская народная песня «Как на зорьке»;

5) муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель «Зима»;

6) Итальянская народная песня «Нинна-Нанна»;

7) Детская песня «Котик»;

8) В. Блага, сл. М. Кравчука «Чудак»;

9) Муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Ивенсен «Маме в день 8 марта»;

10)

русская народная песня «Ладушки»;

11)

детская песенка «С днём рождения».

26. Знаки альтерации:

1) Р. Лехтинен, сл. М. Пляцковского «Летка-Енка»;

2) детская песенка сл. Р. Дольниковой «Шесть утят».

27. Нота в скобках в левой руке (поперечный ряд):

1) Р. Бажилин «Плясовая».

8

9



В раздел образования