Напоминание

Синтаксический марафон.На материале стихотворений Б.Л.Пастернака


Автор: Белая Лидия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Биокомбинатовская СОШ п.Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области
Населённый пункт: Щёлковский район п. Биокомбината
Наименование материала: презентация
Тема: Синтаксический марафон.На материале стихотворений Б.Л.Пастернака
Раздел: среднее образование





Назад





Синтаксический марафон

Синтаксический марафон











На материале стихотворений

На материале стихотворений









Б.Л.Пастернака

Б.Л.Пастернака





ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ

МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА

РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

БЕЛАЯ

БЕЛАЯ

п. БИОКОМБИНАТА,

п. БИОКОМБИНАТА,

2016г.

2016г.


Цели и задачи:

Цели и задачи:

познакомиться с произведениями поэта-классика;

познакомиться с произведениями поэта-классика;

попытаться постичь стилистику автора;

попытаться постичь стилистику автора;

обобщить и систематизировать знания по синтаксису и

обобщить и систематизировать знания по синтаксису и

пунктуации;

пунктуации;

работа над построением и анализом схемы сложного

работа над построением и анализом схемы сложного

предложения;

предложения;

подготовка к выполнению

подготовка к выполнению

I

I

части заданий ЕГЭ;

части заданий ЕГЭ;

развитие ключевых компетенций, образного и логического

развитие ключевых компетенций, образного и логического

мышления;

мышления;

воспитание уверенности в своих знаниях.

воспитание уверенности в своих знаниях.


1.Перепишите предложение, расставляя

1.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.





Мелькали пешеходы в непогоду

Мелькали пешеходы в непогоду





Ползли возы за первый поворот

Ползли возы за первый поворот





Года по горло нагружались в воду

Года по горло нагружались в воду





Потоки новых запружали брод.

Потоки новых запружали брод.





(«Памяти Рейснер»)

(«Памяти Рейснер»)

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.


ПРОВЕРИМ.

Мелькали

Мелькали

пешеходы

пешеходы

в непогоду,

в непогоду,

1

1





Ползли

Ползли

возы

возы

за первый поворот,

за первый поворот,

2

2





Года

Года

по горло

по горло

нагружались

нагружались

в воду,

в воду,

3

3





Потоки

Потоки

новых

новых

запружали

запружали

брод

брод

.

.

4

4





Схема

Схема





,

,





,

,





,

,





.

.





1

1

2

2

3

3

4

4


2.Перепишите предложение, расставляя

2.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

А волны всё шумней и выше

А волны всё шумней и выше

И публика на поплавке

И публика на поплавке

Толпиться у столба с афишей

Толпиться у столба с афишей

Не различимой вдалеке.

Не различимой вдалеке.





(«Сосны»)

(«Сосны»)

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.


ПРОВЕРИМ.

[

[

А

А

волны

волны

всё

всё

шумней

шумней

и

и

выше

выше

]

]

,

,

1

1

И

И

[

[

публика

публика

на поплавке

на поплавке

Толпиться

Толпиться

у столба с афишей,

у столба с афишей,

|

|

Не различимой вдалеке

Не различимой вдалеке

|]

|]

.

.

2

2





Схема

Схема

, и

, и

1

1

2

2


3.Перепишите предложение, расставляя

3.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.

О знал бы я что так бывает

О знал бы я что так бывает

Когда пускался на дебют

Когда пускался на дебют

Что строчки с кровью

Что строчки с кровью





убивают

убивают

Нахлынут горлом

Нахлынут горлом





и убьют.

и убьют.





(«О, знал бы я, что так бывает…»)

(«О, знал бы я, что так бывает…»)


Проверим

Проверим

[

[

О,

О,

знал

знал

бы

бы

я

я

]

]

,

,

1

1

(

(

что так

что так

бывает

бывает

)

)

,

,

2

2

(

(

Когда

Когда

пускался

пускался

на дебют

на дебют

)

)

,

,

3

3

(

(

Что

Что

строчки

строчки

с кровью –

с кровью –

убивают

убивают

,

,

Нахлынут

Нахлынут

горлом – и

горлом – и

убьют

убьют

)

)

.

.

4

4

Схемы

Схемы



что? когда? что?



[

]

1

,( что)

2

,(когда)

3

,( что )

4

.

1

1

2

2

3

3

4

4


4.Перепишите предложение, расставляя

4.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

К утру когда потёмки реже

К утру когда потёмки реже

Стог высится как сеновал

Стог высится как сеновал

В котором месяц мимоезжий

В котором месяц мимоезжий

Зарывшись переночевал

Зарывшись переночевал





(«Стог»)

(«Стог»)

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.






Проверим

Проверим

[

[

К утру,

К утру,

1

1

(

(

когда

когда

потёмки

потёмки

реже

реже

)

)

,

,

2

2

Стог

Стог

высится

высится

,

,

|

|

как сеновал

как сеновал

|]

|]

,

,

1

1

(

(

В котором

В котором

месяц

месяц

мимоезжий,

мимоезжий,

|

|

Зарывшись

Зарывшись

|

|

,

,

переночевал

переночевал

)

)

.

.

3

3

Схемы

Схемы

когда? какой?

когда? какой?

[ ,( когда)

2

, ]

1

,( в котором)

3

.

1

1

2

2

3

3


5.Перепишите предложение, расставляя

5.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.





Хотя я с барством был знаком

Хотя я с барством был знаком

И с публикою деликатной

И с публикою деликатной

Я дармоедству был врагом

Я дармоедству был врагом

И другом голи перекатной

И другом голи перекатной





(«Перемена»)

(«Перемена»)


Проверим

Проверим



2

2

1

1

(Хотя

(Хотя

я

я

с барством

с барством

был знаком

был знаком

И с публикою деликатной

И с публикою деликатной

,)1

,)1

Я

Я

дармоедству

дармоедству

был врагом

был врагом

И

И

другом

другом

голи перекатной .

голи перекатной .

2

2

Схемы

Схемы





несмотря на то что?

несмотря на то что?

(Хотя )

(Хотя )

1

1

,

,

[

[





]

]

2

2

.

.


6.Перепишите предложение, расставляя

6.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

Гуляющие в летних шляпах

Гуляющие в летних шляпах

Вдыхают кто бы не пришёл

Вдыхают кто бы не пришёл

Непостижимый этот запах

Непостижимый этот запах

Доступный пониманью пчёл.

Доступный пониманью пчёл.





(«Липовая аллея»)

(«Липовая аллея»)

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.


ПРОВЕРИМ.





Схемы

Схемы





,(кто..),

,(кто..),

1

1

Гуляющие

Гуляющие

в летних шляпах

в летних шляпах

Вдыхают

Вдыхают

, (

, (

кто

кто

бы не пришёл

бы не пришёл

),

),

2

2

Непостижимый этот запах,

Непостижимый этот запах,

Доступный пониманью пчёл

Доступный пониманью пчёл





.

.

1

1

2

2


7.Перепишите предложение, расставляя

7.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

И в рифмах дышит та любовь

И в рифмах дышит та любовь

Что тут с трудом выносится

Что тут с трудом выносится

Перед которой хмурят бровь

Перед которой хмурят бровь

И морщат переносицу.

И морщат переносицу.





(«Красавица моя, вся стать…»)

(«Красавица моя, вся стать…»)

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.


ПРОВЕРИМ.





Схемы

Схемы

какая? перед какой?

какая? перед какой?





[

[





]

]

1

1

,(

,(

что)

что)

2

2

,(

,(

перед которой

перед которой

)

)

3

3

.

.

1

1

И в рифмах

И в рифмах

дышит

дышит

та

та

любовь

любовь

,

,

1

1

(Что тут с трудом

(Что тут с трудом

выносится

выносится

),

),

2

2

(Перед которой

(Перед которой

хмурят

хмурят

бровь

бровь

И

И

морщат

морщат

переносицу

переносицу

)

)

3

3

.

.





2

2

3

3


8.Перепишите предложение, расставляя

8.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.

А на улице жаркая

А на улице жаркая

Ночь сулит непогоду

Ночь сулит непогоду

И расходятся шаркая

И расходятся шаркая

По домам пешеходы.

По домам пешеходы.





(«Лето в городе»)

(«Лето в городе»)


ПРОВЕРИМ.





Схемы

Схемы









[

[





]

]

1

1

,

,

и

и

[ ].

[ ].

2

2









1

1

А на улице жаркая

А на улице жаркая

Ночь

Ночь

сулит

сулит

непогоду,

непогоду,

1

1

И

И

расходятся

расходятся

,

,

шаркая

шаркая

,

,

По домам

По домам

пешеходы

пешеходы

.

.

2

2





2

2


9

9

.Перепишите предложение, расставляя

.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.

Весна я с улицы где тополь удивлён

Весна я с улицы где тополь удивлён

Где даль пугается где дом упасть боится

Где даль пугается где дом упасть боится

Где воздух синь как узелок с бельём

Где воздух синь как узелок с бельём

У выписавшегося из больницы

У выписавшегося из больницы





(

(

«

«

Весна, я с улицы

Весна, я с улицы

…»

…»

)

)


ПРОВЕРИМ.

[

[

Весна

Весна
О О
, я с улицы

, я с улицы

]

]

,

,

1

1

(где

(где

тополь

тополь

удивлён

удивлён

)

)

2

2

,

,

(

(

Где

Где

даль

даль

пугается

пугается

)

)

,

,

3

3

(где

(где

дом

дом

упасть боится

упасть боится

),

),

4

4

(Где

(Где

воздух

воздух

синь

синь

,

,

|

|

как узелок с бельём

как узелок с бельём

У выписавшегося из больницы

У выписавшегося из больницы

|

|

)

)

5

5

.

.





какой? какой? какой? какой?

какой? какой? какой? какой?

Схемы

Схемы

[ ]

[ ]

1

1

, (где)

, (где)

2

2

, (где)

, (где)

3

3

, (где)

, (где)

4

4

,(где)

,(где)

5

5

.

.

1

2

2

3

3

5

5

4

4


10.Перепишите предложение, расставляя

10.Перепишите предложение, расставляя

пропущенные знаки препинания.

пропущенные знаки препинания.

Снег идёт снег идёт

Снег идёт снег идёт

Словно падают не хлопья

Словно падают не хлопья

А в заплатанном салопе

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Сходит наземь небосвод.





(«Снег идёт»)

(«Снег идёт»)

2.Объясните постановку знаков препинания.

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Составьте схему предложения.

4.Составьте схему предложения.


Проверим

Проверим







Схемы

как? как?

, [ ]

1

, [ ]

2

, (

словно

)

3

,

а

( )

4

.



3

3

4

4

[

[

Снег

Снег

идёт

идёт

]

]

1

1

,

,

[

[

снег

снег

идёт

идёт

]

]

2

2

,

,

(

(

Словно

Словно

падают

падают

не хлопья

не хлопья

)

)

,

,

3

3

А(в заплатанном салопе

А(в заплатанном салопе

Сходит

Сходит

наземь

наземь

небосвод

небосвод

)

)

4

4

.

.

2

2

1


Источники
1 1 . Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, . Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. -М.:Изд-во ЭКСМО- стихи, переводы. -М.:Изд-во ЭКСМО- Пресс,2001. Пресс,2001. 2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими 2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5- предложения. Журнал «Русский язык»№5- 6/2014 ИД «Первое сентября». 6/2014 ИД «Первое сентября». 3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. 3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября». язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».


В раздел образования