Напоминание

Базовые навыки и принципы исполнительства на медных духовых инструментах


Автор: Шевченко Артём Сергеевич
Должность: педагог
Учебное заведение: Детская Школа Искусств № 10
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Базовые навыки и принципы исполнительства на медных духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Детская школа искусств №10»

Базовые навыки и принципы

исполнительства на медных

духовых инструментах

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Разработал:

преподаватель

Шевченко А.С.

Брянск 2021г.

Базовые навыки и принципы исполнительства на медных духовых

инструментах

Как отмечает Н. В. Волков, «каждый вид духового инструмента

предполагает

организацию

специфических

движений

и

действий,

отражаемую в термине «постановка» (губного, двигательного аппарата,

исполнительского дыхания)». Технику, «освоенную с учетом принципов

звукообразования на том или ином духовом инструменте, следует назвать

обобщенной или базовой». На основе базовой техники последовательно

развивается индивидуальная техника каждого исполнителя.

Медные духовые инструменты обладают общими признаками, на

основе которых они объединены в группу, и главным из них является

единый принцип звукоизвлечения. Поэтому под базовыми навыками мы

будем

понимать

исполнительские

навыки,

характерные

для

всех

инструментов группы медных духовых. Данные навыки конкретизируются

с учетом всех особенностей инструмента в том числе и строением его

механизма – вентильного, помпового или кулисного.

К базовым музыкально-исполнительским навыкам относят:

навыки правильной постановки корпуса, головы, ног, левой и

правой рук на инструменте;

навыки дыхания;

навыки амбушюра;

технические

навыки

управления

механизмом

инструмента

(вентильным или кулисным).

Формирования данных навыков осуществляется параллельно с

работой над штрихами. Усвоение базовых навыков позволяет ученикам

легче переходить к освоению различных музыкально-исполнительских

приемов и исполнять более длинные мелодии.

Ниже

рассмотрим

мнения

некоторых

авторов

относительно

постановки музыкально-исполнительского аппарата и формирования

базовых музыкально-исполнительских навыков при обучении игре на

медных духовых инструментах.

Б. А. Пронин отмечает, что у медных духовых инструментов к

постановке исполнительского аппарата относят: постановка дыхания,

формирование амбушюра, развитие губного аппарата, техники языка и

развитие техники пальцев (для тромбона – кистевой подвижности). В

своей

статье,

посвященной

подготовке

исполнителя,

он

подробно

характеризует требования к постановке дыхания, развитию и укреплению

амбушюра, технике постановки, включая в нее положение головы,

корпуса, рук.

Н. В. Волков рассматривает исполнительский аппарат музыканта-

духовика как систему, в которую входят: губной аппарат, исполнительское

дыхание, двигательно-опорный аппарат, система клапана.

А. Ю. Горский под высоким уровнем владения исполнительским

аппаратом подразумевает «рациональную постановку головы, корпуса,

ног, рук и исполнительского дыхания, сформированный амбушюр, верную

постановку мундштука на губах и правильную работу мышц языка и

пальцев»

Правильное положение корпуса, головы, ног, рук.

Д. А. Балагур в своей работе отмечает важность данного навыка для

формирования

всех

последующих.

Он

вычислил

следующую

последовательность ошибок, которые, по его словам, могут возникнуть

если пренебречь постановкой корпуса: «неправильное положение корпуса

мешает правильности дыхания, неправильное дыхание лишает игру

выразительности, пропадает динамичность, не позволяет художественно,

правильно

исполнять

музыкальные

фразы

и

портится

здоровье

исполнителя».

Б. А. Пронин, применительно к исполнению на тромбоне, отмечает,

что корпус и голову следует «держать прямо, но не напряженно, немного

развернув плечи для правильного дыхания и положения рук».

Вышеперечисленные рекомендации на мой взгляд верны и для

других медных духовых инструментов.

Пальцевая техника

А. В. Поддубный, считает необходимым следить за тем, чтобы

обучающийся не до конца прижимал клапаны. Он считает, что сила

давления пальца на клапан «не должна слишком сильно превышать силу

сопротивления клапана». По его словам «обучающийся должен тратить

лишь только необходимое для удержания усилие». Несоблюдение данного

требования может повлечь за собой зажатость руки и затруднения при

исполнении быстрых музыкальных произведений и быстрых пассажей с

мелкими длительностями. Вся работа над развитием пальцевой техники

требует соблюдения строгой ритмичности и точности исполнения,

сопряженной с правильной подачей дыхания и напряжением губ. Техника

игры на медном духовом инструменте включает не только оперирование

его механизмом, но также использование дополнительных средств.

Все компоненты техники должны развиваться параллельно, иными

словами, не следует работать над пальцевой техникой, забывая при этом о

правильном звукоизвлечении.

Амбушюр

Формирование амбушюра является одним из ведущих компонентов

музыкальной подготовки.

Слово «амбушюр» ( от франц. ambouchure, от bouche – рот)

обозначает способ складывания губ, языка при игре на духовых

инструментах.

Исполнительский процесс при игре на духовых инструментах

является взаимодействием губного аппарата, дыхания, языка, рук. Весь

этот комплекс управляется сознанием и слухом усполнителя. Важнейшее

значение при этом принадлежит губному аппарату, а точнее, амбушюру,

который (совместно с процессом дыхания играющего) является основой

для возникновения звука.

В формировании амбушюра наряду с мышцами губ не меньшее

участие

принимают

мышцы

лица,

рта,

языка (их

более

22).

Функционирование всего комплекса мускулов, формирующих амбушюр

(ослабления или усиления их напряжения) зависит от сознания и воли

исполняющего. Каждый музыкальный звук требует определенной ширины

губной щеки и определенного напряжения губных мышц, различного по

насыщенности и интенсивности дыхания, соответствующего положения

языка и определенного направления движения воздушной струи.

Вышеперечисленные

особенности

являются

общими

характеристиками термина «амбушюр». Однако с развитием музыкально-

исполнительского искусства и в опоре на достижения науки данный

термин получил множество вариативных разъяснений.

В работе Ю. В. Усова «термин «амбушюр» обычно связывают со

степенью упругости губных и лицевых мышц исполнителя, это их

взаимодействие, натренированность, выносливость сила, гибкость и

подвижность при игре на медных духовых инструментах»

В то же время Н. В. Волков считает неправильным ограничивать

значение амбушюра только лишь к понятию «губной аппарат». Волков

подчеркивает значимость определения амбушюра, предложенного Б. Т.

Диковым: это «специфический навык в использовании мускульно-

двигательной силы губного аппарата исполнителя для регулирования

способа извлечения звука». В значении данного определение Н. В. Волков

рассматривает амбушюр как «навык взаимодействия компонентов губного

аппарата

и

исполнительского

дыхания

музыканта-духовика,

целесообразно

выработанный

и

функционирующий

с

учетом

всех

закономерностей

звукообразования

и

системообразующего

фактора,

обеспечивающего качество звучания согласно музыкально-слуховым

образным представлениям».

Важно понимать, что для нормальной работы губных мышц важно

не пережимать (не передавить) их мундштуком, так как в следствии этой

ошибки передавленные мышцы, во время занятий, спустя незначительный

отрезок времени, станут менее подвижными и минимум до конца дня

придут в негодность. Давление на губы мундштуком, очень частая ошибка

обучающихся, так как они считают, что чем выше нота, тем её тяжелее

взять, в следствии чего начинают излишне давить на губы, тем самым

травмируя свой губной аппарат. Так как от правильности постановки на

начальном этапе зависит огромная часть дальнейших успехов, на

начальных уроках ученику очень важно правильно поставить мундштук к

губам (сделать постановку) и в доступной форме объяснить важность её

соблюдения и так же объяснить с какими проблемами ученик столкнётся

если будет этими правилами пренебрегать.

Дыхание

Большое значение в процессе обучения игре на медных духовых

инструментах следует уделять развитию техники дыхания ученика, в

данном процессе большую роль играют систематические тренировки. От

правильного дыхания зависят устойчивость и выразительность звука, его

продолжительность

и

чистота

интонации.

При

игре

на

духовых

инструментах функции вдоха и выдоха коренным образом изменяются.

Если при обычном (повседневном) дыхании вдох и выдох по времени

примерно одинаковы, то при игре на медных духовых инструментах

выдох часто бывает гораздо продолжительнее вдоха. Кроме того,

исполнительский выдох всегда контролируем и направлен.

Развивать

дыхание

у

ученика

нужно,

как

и

всё

аспекты

музыкального

мастерства,

постепенно:

от

отдельных,

не

слишком

продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерной

динамикой и только после овладения основами звуковедения переходить к

дальнейшему развитию исполнительского дыхания на материале с более

продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и

ослаблением

выдоха.

Очень

важно

педагогу

при

этом

постоянно

контролировать качество исполнительского выдоха своего ученика.

Для развития навыков исполнительского дыхания в педагогической

практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с

применением различных нюансов. Завершение развития техники дыхания

достигается

в

работе

над

специально

подбираемым

музыкальным

материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков

требует определенного мастерства.

С. П. Крылов считает, что дыхание является самым важным в

подготовке каждого начинающего исполнителя-духовика. Первостепенное

значение дыхания обусловлено в самом названии инструментов –

«духовые». Правильное распределение нюансов в смене дыхания играет

важнейшую

роль

в

выразительности

исполнения,

позволяя

более

отчётливо разделять музыку на фразы.

А. Г. Асмоловский предлагает классифицировать дыхание на основе

следующих типообразующих признаков:

по использованию объема лёгких (спокойное дыхание с

использованием

в

основном

верхних

отделов

лёгких;

дыхание

с

использованием резервного объема);

по ритмичности (ритмичное дыхание, когда вдох и выдох

занимают одинаковый промежуток времени; неритмичное, когда вдох по

времени в несколько раз меньше выдоха);

по напряженности (спокойное, «когда дыхательные движения

автоматизированы и работа мышц на вдохе и выдохе осуществляется

поочередно при минимальном их противодействии»; напряженное, «когда

при

выдохе

создается

большее

давление

струи

воздуха,

при

противодействии вдыхательных и выдыхательных мышц», то есть

«дыхание на опоре».

С. П. Крылов под исполнительским дыханием понимает «особую

деятельность дыхательного аппарата, приспосабливаемого к условиям

звукоизвлечения и звуковедения, в основе которой лежит управление

исполнителем фазами вдоха и выдоха, характеризующимися своей

неравномерностью, связанной с характером исполняемой музыки».

Заключение

Под базовыми навыками понимаются музыкально-исполнительские

навыки, характерные для всех инструментов группы медных духовых.

Данные навыки конкретизируются с учетом величины инструмента и

особенностей его механизма – вентильного или кулисного. К их числу

относятся: навыки правильной постановки корпуса, головы, ног, левой и

правой рук на инструменте, навыки дыхания, навыки амбушюра,

технические навыки управления механизмом инструмента (вентильным

или кулисным). Данные навыки должны развиваться у обучающихся

параллельно и в комплексе, обеспечивая правильное звукоизвлечение,

штрихи, фразировку.



В раздел образования