Напоминание

"Формирование математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность"


Автор: Гуляева Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Краснокамск Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад




Гуляева О. А. МБОУ «СОШ №6»
«Формирование математической грамотности младших школьников

через внеурочную деятельность»
Кто улыбкою жизнь встречает, Кто с улыбкой детей пеленает, Кто с улыбкой проблемы решает, Чья улыбка, как луч мудреца, Тот, как солнце, все согревает, Тот улыбкою зло побеждает, Тот великую тайну знает! Суть улыбки — радость Творца. Марианна Озолиня Элберт Хабборт сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться. Ведь ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать информацию в конкретной ситуации. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять это в свободное от обучения время. А школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». В нашей школе в рамках программы ФГОС НОО ведется активная работа в области внеурочной деятельности младших школьников. В своем выступлении, опираясь на личный опыт и опыт моих коллег, я хочу рассказать, как можно развивать математическую грамотность через занятия внеурочной деятельности.
Определение и содержание понятия “математической грамотности”
Под математической грамотностью понимается способность учащихся: • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; • ф о р м и р о в а т ь э т и п р о б л е м ы н а я з ы к е м а т е м а т и к и ; • решать эти проблемы, используя математические факты и методы; • анализировать и использовать математические методы решения; • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы; • ф о р м ул и р о в ат ь и з а п и с ы в ат ь р е з ул ьт ат ы р е ш е н и я . Термин «функциональная математическая грамотность», предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. Математика начинается не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в творческий мир математики.
Математика во внеурочной деятельности
Учителя начальных классов нашей школы уделяют особое внимание логическому мышлению детей. Я начинаю с простейшего – в первом классе с графических диктантов (слайд 4). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся не только на умении красиво и аккуратно писать, но и логически мыслить. На занятиях ребята сначала выполняют под мою диктовку графический рисунок, а затем заштриховывают его косыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Графические диктанты – это и способ развития речи, так как ребята попутно отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, потешки, песенки, то есть овладевают выразительными свойствами языка. Хочу представить вашему вниманию образцы занятий по выполнению графических диктантов. А вот перед вами работы, выполненные детьми (слайд 7). Подобные задания включены в программу курса по внеурочной деятельности «Умники и умницы», по которой работаю наши педагоги.
1. Курс « Умники и умницы». Этот курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. 2. «Занимательная математика». Занятия математического кружка содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление это природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны. Критерием сформированности логического мышления является умение решать нестандартные задачи. Это задача, алгоритм решения которой учащимся не известен, то есть ученики не знают заранее ни способов ее решения, ни того на какой учебный материал опирается решение. Предлагаю вашему вниманию одну из таких задач (слайд 14). Как вы видите, на экране при рассуждении над решением нестандартных задач требуется либо составление таблиц, либо выполнение зарисовок и чертежей. Кстати сказать, в рамках ФГОС при изучении математики в первом классе такие задачи встречаются часто. 3. «Юный шахматист». Данный вид внеурочной деятельности начинаем с 1 класса. Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствуют игры в шахматы и шашки. Они развивают ребёнка умственно, развивают логическое мышление, воспитывают усидчивость, приучают к культурному проведению свободного времени, развивать умения действовать в уме, прогнозировать ситуацию, просчитывать способы решения проблемы .
4. «Математическое конструирование». С этим курсом работают учителя, которые ведут обучение по программе «Школа России». Основная цель курса состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение
проектной

деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. 5. «РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество». / Автор Е.Г. Коннова / Этот курс внеурочной деятельности способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. 6. Клуб мышления. Слишком уж часто мышление связывают с отгадыванием загадок и решением головоломок или кроссвордов. Многих взрослых и детей отпугивают очевидные трудности в этих занятиях. В нашем клубе дети учатся мыслить, решая эвристические задачи, интеллектуальные задачи, участвуя в метапредметных олимпиадах, дискуссируя с метапредметными комментариями и т. д., т.е. решаются любые смысловые задачи. «Клуб Мышления» задуман как место, в котором школьники могут собираться, чтобы получить удовольствие от мыслительной деятельности. На занятиях клуба учащиеся убеждаются, что мышление может быть простым и приятным. Идею создания клуба позаимствовали у
Эдварда де Боно
— британского психолога и писателя, эксперта в области творческого
мышления. Клуб работает более 3 лет. Основные идеи и результаты работы клуба были представлены в прошлом году здесь в Екатеринбурге. И в заключение хочется сказать. Цвет своего неба мы выбираем сами! Эту замечательную фразу я когда-то встретила на просторах интернета. И сразу в неё влюбилась. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют. Учителя! Дорогие учителя, может быть, такие же, как я, страдающие от вечной нехватки времени, порой засыпающие над тетрадками, радующиеся, как дети, успехам своим учеников, волнующиеся не меньше, чем они, на экзамене, будьте счастливы! Будьте успешны! Верьте в себя! И пусть цвет вашего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!


В раздел образования