Напоминание

"Специфика работы концертмейстера с младшим хором"


Автор: Побоева Евгения Аркадьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: доклад
Тема: "Специфика работы концертмейстера с младшим хором"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 50»

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

С МЛАДШИМ ХОРОМ

Составитель: Побоева Е.А.,

концертмейстер ДШИ № 50

Кемерово 2021

Введение

1. Творческо -исполнительская работа:

1.1. работа с фортепианной фактурой

1.2. особенности исполнения хоровой партитуры

1.3. чтение с листа

1.4. звуковой баланс

2. Педагогические функции концертмейстера

3. Организаторская работа

4. Психологические качества концертмейстера

Заключение

Список литературы

2

Введение

В

средине

XVIII

века

понятие

«концертмейстер»

обозначало

музыканта, руководившего оркестром, затем - группой инструментов в

оркестре. Так, в 1762г. появился первый методический трактат Ф.Э. Баха

«Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде», где впервые

говорилось о концертмейстере. Однако, как отдельный вид исполнительства,

концертмейстерство появилось во второй половине XIX века. Когда большое

количество камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики

потребовало особого умения аккомпанировать солисту.

В

настоящее

время

фигура

пианиста

концертмейстера

неотъемлемая часть занятий в хоровом классе ДШИ. Функции, выполняемые

концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы –

это

собственно

аккомпанемент,

то

есть

музыкальное

сопровождение

произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижёра на

уроках, концертах и т.п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом

классе школы искусств далеко не ограничиваются. Он совместно с

руководителем

участвует

в

проведении

учебных

занятий.

Помогает

организовать работу хора на групповых и сводных репетициях. Таким

образом, в работе концертмейстера в хоровом классе ДШИ можно выделить

такие

функции:

-

творческо-исполнительские;

-

педагогические;

-

организационные.

Работа в младшем хоре с детьми младшего школьного возраста

накладывает свой отпечаток, предъявляет к исполнителю этих функций

особые профессиональные и психологические требования и их трудно

отделить друг от друга в учебной, концертной и конкурсной ситуациях.

Творческо-исполнительская работа

Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от

взаимоотношений в других ансамблях. Можно выделить две особенности.

Первая обусловлена структурой ансамбля. При игре с учеником – солистом

(инструменталистом, или певцом) или с ансамблем детей концертмейстер

старается

создать

синхронное,

сбалансированное,

целостное

звучание

произведения, ориентируясь при этом на солиста, поддерживая с ним

непосредственный

слуховой

и

зрительный

контакт.

Иная

ситуация

3

происходит

при

сопровождении

хора.

Важнейшим

качеством

концертмейстера в хоровом классе является умение слушать звучание хора и

соотносить аккомпанемент с музыкальными задачами, которые ставит перед

хором руководитель. Аккомпанировать означает не столько уметь играть,

сколько

уметь

слушать

и

слышать.

Для

создания

целостного

исполнительского плана хорового произведения необходимо согласие между

всеми членами хорового коллектива, поэтому в репетиционной работе

концертмейстеру важно прежде всего чутко реагировать на все замечания и

пожелания дирижера, стремясь к единству звукового и интонационного

воплощения. При этом задача поддержания контакта для концертмейстера

усложняется.

Он

должен

видеть

жесты

дирижёра,

понимать

его

художественные намерения, играть «по руке» и при этом контролировать

слухом всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс.

Контакт концертмейстера и хорового дирижёра – очень важный фактор в

полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним хормейстером,

концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда». Смена по

какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для хора

сложным периодом.

Вторая особенность аккомпанирования хору – это наличие слова,

поэтического текста в произведении. Если музыкальное содержание, образ в

инструментальных

произведениях

определяется

логикой

музыкального

развития, а исполнитель, следуя авторской записи, выделяет структуру

произведения, фразировку, кульминации и т.д., то в вокальных, хоровых

сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в

словесном тексте. В детском репертуаре очень велико значение словесного

текста, так как здесь много песен – историй, сказок, игровых диалогов. И

концертмейстер аккомпанирует слову, подчиняется логике развития стиха.

Таким образом. При работе с хором внимание концертмейстера

обращено сразу на несколько объектов: жест дирижёра, общая звуковая

картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих

условиях

необходимо

уверенно

владеть

выразительными

средствами

фортепиано, всем набором пианистических приёмов.

Работа с фортепианной фактурой

Начальный этап разучивания партитуры по партиям в детском хоре,

как

правило,

не

требует

полнозвучного

аккомпанемента,

роль

4

концертмейстера обычно заключается в дублировании партии каждого

голоса хоровой партитуры на инструменте. Здесь особенно важным

становится внимание пианиста к дирижерскому жесту, к фразировке,

дыханию, паузам и другим выразительным особенностям каждой отдельно

взятой партии. В силу того, что концертмейстер является помощником

преподавателя и хорового дирижера, в частности, требуется не только

«включенность» в процесс разучивания произведения, но и умение пианиста

вовремя понять намерения дирижера, а также наличие навыков совмещения

хоровой партитуры и аккомпанемента, работы над хоровым строем,

интонационным и ритмическим ансамблем.

В репертуар детского хора входят как классические произведения,

написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и переложения,

отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка.

Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный,

громоздкий

клавир.

Сформировать

фактурный

аккомпанемент

из

гармонической

схемы,

сделать

гармонизацию

мелодии.

Например,

в

куплетных

песнях

нередко

требуется

варьирование

фактуры;

и

для

достижения оптимального звукового баланса приходится играть при работе с

группами

на

уроках

более

прозрачный

аккомпанемент,

сохраняя

гармоническую основу, а на сводных репетициях давать более плотную

фактуру. При разучивании с детьми произведений a capella также нужна

гармоническая

поддержка.

Такая

работа

с

фактурой

требует

от

концертмейстера не только пианистических умений, но и музыкально –

теоретических

знаний,

воображения,

творческой

предприимчивости,

широкого кругозора и представления об особенностях разных жанров.

Особенности исполнения хоровой партитуры

У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии

фортепианного сопровождения, партитура хора (у младшего хора до трёх

голосов) и строчка словесного текста. На разных этапах работы над

произведением требуется исполнение всего этого материала в различных

сочетаниях. При показе произведения концертмейстер играет сводную

партитуру, показывая общее звучание хора с сопровождением. В этом случае

объём

аккомпанемента сокращается,

но сохраняется эмоционально –

образный характер произведения, жанровые и стилистические черты,

гармоническая основа и ритмическая пульсация. На этапе выучивания

5

произведения в классе от концертмейстера часто требуется играть одну из

партий хора с сопровождением. Этот приём дублирования голоса на

фортепиано помогает учащимся, у которых ещё не отработан навык чистого

унисона, подстроить голоса к чистой мелодической линии. При этом

фразировка,

цезуры

у

фортепиано

должны

точно

соответствовать

произнесению

текста.

Здесь

для

концертмейстера

важны

понимание

специфики хорового звучания, знание системы дирижёрских жестов, умение

охватить партитуру, импровизационно – композиторские навыки.

Чтение с листа

Общеизвестно, что чтение нот с листа – одно из основных умений

любого профессионального музыканта. В концертмейстерской работе – это

необходимый

и

постоянно применяемый

навык.

Однако,

концертное

исполнение с листа не слишком часто востребовано в планомерной

ежедневной учебной работе. В работе с хором приходится быстро осваивать

большие объёмы репертуара.

Звуковой баланс

Сфера

особого

внимания

соотношение

громкости

хора

и

сопровождения. В концертной практике звучание сводного детского хора

может быть вполне ярким и насыщенным. И фортепиано должно оказать ему

достаточную

динамическую

и

тембровую

поддержку.

Но

громкое

сопровождение

может

спровоцировать

форсированное

пение,

что

нежелательно для детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в

концертном зале оценить баланс звучания, т.к. он располагается позади или

сбоку хора и слышит искажённую звуковую картину. Дирижёр устанавливает

концертный

баланс

на

репетициях

и

корректирует

уровень

звука.

Концертмейстер

должен

удержать

в

памяти

звуковую

картину

и

воспроизвести её на концерте. Он находится в постоянном зрительном

контакте с дирижёром и ориентируется на его жесты, задающие уровень

звучания

и

темп.

В

повседневной

учебной

работе

динамика

игры

концертмейстера может меняться в широком диапазоне. Когда небольшая

группа детей разучивает партию, фортепиано не должно заглушать детские

голоса, давая всё же ощутимо слышимую поддержку. Особенно тихо,

аккуратно и при этом внятно приходится играть при индивидуальной работе

6

с детьми на групповых занятиях. Для небольшой группы концертмейстер

играет более прозрачную фактуру, сокращает удвоения баса, сворачивает

объёмные аккорды.

Педагогические функции концертмейстера

В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования включены

и педагогические функции. Так он может по поручению хормейстера

проводить занятия с группой, разучивать текст и партии. Концертмейстер,

работая с хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения.

С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой другой

преподаватель,

участник

педагогического

процесса,

должен

владеть

общепедагогическими знаниями. Знать особенности психологии младшего

школьного возраста.

Организаторская работа концертмейстера

Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности,

определённых организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью

за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, готовность

рабочего места, инструмента. На сводных репетициях, когда собирается

большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с

руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в

размещении, выстраивании рядов. Особенно

много

возникает

организационных

проблем

в

концертной

работе.

Помимо

творческо-

исполнительских задач, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода

– ухода, переодевания детей в концертные костюмы. И здесь именно на

руководителе хора и его верном помощнике -концертмейстере лежит

ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный

настрой.

Психологические качества концертмейстера

Для

успешного

решения

исполнительских,

педагогических

и

организационных

задач

концертмейстеру

необходимо

обладать

определёнными психологическими качествами, развивать их, повышать свою

7

психологическую компетентность. Это, прежде всего, комплекс качеств,

имеющих прямое отношение к исполнительству:

Внимание – у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много

объектов: клавиатура и ноты, самоконтроль за собственным исполнением,

контакт с дирижёром, звучание хора, общая звуковая картина.

Мобильность, быстрота реакции – необходимы как в процессе

аккомпанирования, так и при освоении больших объёмов репертуара.

Память – важная составляющая при запоминании музыкального текста,

стабильном воспроизведении установленных на репетициях темпе, звуковом

балансе, подробностях трактовки.

Самообладание, стрессоустойчивость – умение удержать стабильное

исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном

пении хора. Заинтересованность в конечном художественном результате.

В заключение хочется отметить, что для успешной работы в хоровом

классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя

хора и концертмейстера, это вовсе не означает тесной личной дружбы,

отношения коллег на практике бывают разными – и очень тёплыми и по-

деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен

понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя,

принимать его трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс

дирижёрских жестов. Концертмейстер берёт на себя ответственность за

практическое воплощение творческого замысла дирижёра-хормейстера и

вносит большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

Список литературы

1.

Воротной

М.В.

О

концертмейстерском

мастерстве

пианиста:

к

проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального

воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.К.

2.

Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от

узкой

направленности

к

разностороннему

воспитанию

исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21

века в Контексте эволюции отечественного музыкального искусства:

Материалы

Российской

научно-практической

конференции

17-18

декабря 1998 г.

8

3.

Живов

Л.

Подготовка

концертмейстеров-аккомпаниаторов

в

музыкальном

училище

//

Методические

записки

по

вопросам

музыкального образования. – М., 1996.

4.

Кубанцева

Е.И.

Концертмейстерство

музыкально-творческая

деятельность // Музыка в школе. - 2001. - № 2. – С. 38-40.

5.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера // Музыка в школе. - 2001. - № 4. – С.52-55.

6.

Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом

и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5. – С. 72-75.

7.

Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе

концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов – М. Музыка, 1974. – С. 88-

100.

8.

Самарцева Т. Методические рекомендации по концертмейстерской

работе в дополнительном образовании. Оренбург, 2009.

9.

Терентьева. – СПб. РГПУ им. А.И, Герцена, 1999. – Вып.2.

10.Шендерович

Е.М.

В

концертмейстерском

классе:

Размышления

педагога. – М. Музыка, 1996.

9



В раздел образования