Автор: Побоева Евгения Аркадьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: доклад
Тема: "Специфика работы концертмейстера с младшим хором"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 50»
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
С МЛАДШИМ ХОРОМ
Составитель: Побоева Е.А.,
концертмейстер ДШИ № 50
Кемерово 2021
Введение
1. Творческо -исполнительская работа:
1.1. работа с фортепианной фактурой
1.2. особенности исполнения хоровой партитуры
1.3. чтение с листа
1.4. звуковой баланс
2. Педагогические функции концертмейстера
3. Организаторская работа
4. Психологические качества концертмейстера
Заключение
Список литературы
2
Введение
В
средине
XVIII
века
понятие
«концертмейстер»
обозначало
музыканта, руководившего оркестром, затем - группой инструментов в
оркестре. Так, в 1762г. появился первый методический трактат Ф.Э. Баха
«Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде», где впервые
говорилось о концертмейстере. Однако, как отдельный вид исполнительства,
концертмейстерство появилось во второй половине XIX века. Когда большое
количество камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики
потребовало особого умения аккомпанировать солисту.
В
настоящее
время
фигура
пианиста
–
концертмейстера
–
неотъемлемая часть занятий в хоровом классе ДШИ. Функции, выполняемые
концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы –
это
собственно
аккомпанемент,
то
есть
музыкальное
сопровождение
произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижёра на
уроках, концертах и т.п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом
классе школы искусств далеко не ограничиваются. Он совместно с
руководителем
участвует
в
проведении
учебных
занятий.
Помогает
организовать работу хора на групповых и сводных репетициях. Таким
образом, в работе концертмейстера в хоровом классе ДШИ можно выделить
такие
функции:
-
творческо-исполнительские;
-
педагогические;
-
организационные.
Работа в младшем хоре с детьми младшего школьного возраста
накладывает свой отпечаток, предъявляет к исполнителю этих функций
особые профессиональные и психологические требования и их трудно
отделить друг от друга в учебной, концертной и конкурсной ситуациях.
Творческо-исполнительская работа
Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от
взаимоотношений в других ансамблях. Можно выделить две особенности.
Первая обусловлена структурой ансамбля. При игре с учеником – солистом
(инструменталистом, или певцом) или с ансамблем детей концертмейстер
старается
создать
синхронное,
сбалансированное,
целостное
звучание
произведения, ориентируясь при этом на солиста, поддерживая с ним
непосредственный
слуховой
и
зрительный
контакт.
Иная
ситуация
3
происходит
при
сопровождении
хора.
Важнейшим
качеством
концертмейстера в хоровом классе является умение слушать звучание хора и
соотносить аккомпанемент с музыкальными задачами, которые ставит перед
хором руководитель. Аккомпанировать означает не столько уметь играть,
сколько
уметь
слушать
и
слышать.
Для
создания
целостного
исполнительского плана хорового произведения необходимо согласие между
всеми членами хорового коллектива, поэтому в репетиционной работе
концертмейстеру важно прежде всего чутко реагировать на все замечания и
пожелания дирижера, стремясь к единству звукового и интонационного
воплощения. При этом задача поддержания контакта для концертмейстера
усложняется.
Он
должен
видеть
жесты
дирижёра,
понимать
его
художественные намерения, играть «по руке» и при этом контролировать
слухом всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс.
Контакт концертмейстера и хорового дирижёра – очень важный фактор в
полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним хормейстером,
концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда». Смена по
какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для хора
сложным периодом.
Вторая особенность аккомпанирования хору – это наличие слова,
поэтического текста в произведении. Если музыкальное содержание, образ в
инструментальных
произведениях
определяется
логикой
музыкального
развития, а исполнитель, следуя авторской записи, выделяет структуру
произведения, фразировку, кульминации и т.д., то в вокальных, хоровых
сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в
словесном тексте. В детском репертуаре очень велико значение словесного
текста, так как здесь много песен – историй, сказок, игровых диалогов. И
концертмейстер аккомпанирует слову, подчиняется логике развития стиха.
Таким образом. При работе с хором внимание концертмейстера
обращено сразу на несколько объектов: жест дирижёра, общая звуковая
картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих
условиях
необходимо
уверенно
владеть
выразительными
средствами
фортепиано, всем набором пианистических приёмов.
Работа с фортепианной фактурой
Начальный этап разучивания партитуры по партиям в детском хоре,
как
правило,
не
требует
полнозвучного
аккомпанемента,
роль
4
концертмейстера обычно заключается в дублировании партии каждого
голоса хоровой партитуры на инструменте. Здесь особенно важным
становится внимание пианиста к дирижерскому жесту, к фразировке,
дыханию, паузам и другим выразительным особенностям каждой отдельно
взятой партии. В силу того, что концертмейстер является помощником
преподавателя и хорового дирижера, в частности, требуется не только
«включенность» в процесс разучивания произведения, но и умение пианиста
вовремя понять намерения дирижера, а также наличие навыков совмещения
хоровой партитуры и аккомпанемента, работы над хоровым строем,
интонационным и ритмическим ансамблем.
В репертуар детского хора входят как классические произведения,
написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и переложения,
отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка.
Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный,
громоздкий
клавир.
Сформировать
фактурный
аккомпанемент
из
гармонической
схемы,
сделать
гармонизацию
мелодии.
Например,
в
куплетных
песнях
нередко
требуется
варьирование
фактуры;
и
для
достижения оптимального звукового баланса приходится играть при работе с
группами
на
уроках
более
прозрачный
аккомпанемент,
сохраняя
гармоническую основу, а на сводных репетициях давать более плотную
фактуру. При разучивании с детьми произведений a capella также нужна
гармоническая
поддержка.
Такая
работа
с
фактурой
требует
от
концертмейстера не только пианистических умений, но и музыкально –
теоретических
знаний,
воображения,
творческой
предприимчивости,
широкого кругозора и представления об особенностях разных жанров.
Особенности исполнения хоровой партитуры
У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии
фортепианного сопровождения, партитура хора (у младшего хора до трёх
голосов) и строчка словесного текста. На разных этапах работы над
произведением требуется исполнение всего этого материала в различных
сочетаниях. При показе произведения концертмейстер играет сводную
партитуру, показывая общее звучание хора с сопровождением. В этом случае
объём
аккомпанемента сокращается,
но сохраняется эмоционально –
образный характер произведения, жанровые и стилистические черты,
гармоническая основа и ритмическая пульсация. На этапе выучивания
5
произведения в классе от концертмейстера часто требуется играть одну из
партий хора с сопровождением. Этот приём дублирования голоса на
фортепиано помогает учащимся, у которых ещё не отработан навык чистого
унисона, подстроить голоса к чистой мелодической линии. При этом
фразировка,
цезуры
у
фортепиано
должны
точно
соответствовать
произнесению
текста.
Здесь
для
концертмейстера
важны
понимание
специфики хорового звучания, знание системы дирижёрских жестов, умение
охватить партитуру, импровизационно – композиторские навыки.
Чтение с листа
Общеизвестно, что чтение нот с листа – одно из основных умений
любого профессионального музыканта. В концертмейстерской работе – это
необходимый
и
постоянно применяемый
навык.
Однако,
концертное
исполнение с листа не слишком часто востребовано в планомерной
ежедневной учебной работе. В работе с хором приходится быстро осваивать
большие объёмы репертуара.
Звуковой баланс
Сфера
особого
внимания
–
соотношение
громкости
хора
и
сопровождения. В концертной практике звучание сводного детского хора
может быть вполне ярким и насыщенным. И фортепиано должно оказать ему
достаточную
динамическую
и
тембровую
поддержку.
Но
громкое
сопровождение
может
спровоцировать
форсированное
пение,
что
нежелательно для детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в
концертном зале оценить баланс звучания, т.к. он располагается позади или
сбоку хора и слышит искажённую звуковую картину. Дирижёр устанавливает
концертный
баланс
на
репетициях
и
корректирует
уровень
звука.
Концертмейстер
должен
удержать
в
памяти
звуковую
картину
и
воспроизвести её на концерте. Он находится в постоянном зрительном
контакте с дирижёром и ориентируется на его жесты, задающие уровень
звучания
и
темп.
В
повседневной
учебной
работе
динамика
игры
концертмейстера может меняться в широком диапазоне. Когда небольшая
группа детей разучивает партию, фортепиано не должно заглушать детские
голоса, давая всё же ощутимо слышимую поддержку. Особенно тихо,
аккуратно и при этом внятно приходится играть при индивидуальной работе
6
с детьми на групповых занятиях. Для небольшой группы концертмейстер
играет более прозрачную фактуру, сокращает удвоения баса, сворачивает
объёмные аккорды.
Педагогические функции концертмейстера
В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования включены
и педагогические функции. Так он может по поручению хормейстера
проводить занятия с группой, разучивать текст и партии. Концертмейстер,
работая с хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения.
С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой другой
преподаватель,
участник
педагогического
процесса,
должен
владеть
общепедагогическими знаниями. Знать особенности психологии младшего
школьного возраста.
Организаторская работа концертмейстера
Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности,
определённых организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью
за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, готовность
рабочего места, инструмента. На сводных репетициях, когда собирается
большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с
руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в
размещении, выстраивании рядов. Особенно
много
возникает
организационных
проблем
в
концертной
работе.
Помимо
творческо-
исполнительских задач, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода
– ухода, переодевания детей в концертные костюмы. И здесь именно на
руководителе хора и его верном помощнике -концертмейстере лежит
ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный
настрой.
Психологические качества концертмейстера
Для
успешного
решения
исполнительских,
педагогических
и
организационных
задач
концертмейстеру
необходимо
обладать
определёнными психологическими качествами, развивать их, повышать свою
7
психологическую компетентность. Это, прежде всего, комплекс качеств,
имеющих прямое отношение к исполнительству:
Внимание – у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много
объектов: клавиатура и ноты, самоконтроль за собственным исполнением,
контакт с дирижёром, звучание хора, общая звуковая картина.
Мобильность, быстрота реакции – необходимы как в процессе
аккомпанирования, так и при освоении больших объёмов репертуара.
Память – важная составляющая при запоминании музыкального текста,
стабильном воспроизведении установленных на репетициях темпе, звуковом
балансе, подробностях трактовки.
Самообладание, стрессоустойчивость – умение удержать стабильное
исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном
пении хора. Заинтересованность в конечном художественном результате.
В заключение хочется отметить, что для успешной работы в хоровом
классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя
хора и концертмейстера, это вовсе не означает тесной личной дружбы,
отношения коллег на практике бывают разными – и очень тёплыми и по-
деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен
понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя,
принимать его трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс
дирижёрских жестов. Концертмейстер берёт на себя ответственность за
практическое воплощение творческого замысла дирижёра-хормейстера и
вносит большой вклад в звучание детского хорового коллектива.
Список литературы
1.
Воротной
М.В.
О
концертмейстерском
мастерстве
пианиста:
к
проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального
воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.К.
2.
Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от
узкой
направленности
к
разностороннему
воспитанию
исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21
века в Контексте эволюции отечественного музыкального искусства:
Материалы
Российской
научно-практической
конференции
17-18
декабря 1998 г.
8
3.
Живов
Л.
Подготовка
концертмейстеров-аккомпаниаторов
в
музыкальном
училище
//
Методические
записки
по
вопросам
музыкального образования. – М., 1996.
4.
Кубанцева
Е.И.
Концертмейстерство
–
музыкально-творческая
деятельность // Музыка в школе. - 2001. - № 2. – С. 38-40.
5.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера // Музыка в школе. - 2001. - № 4. – С.52-55.
6.
Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом
и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5. – С. 72-75.
7.
Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе
концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов – М. Музыка, 1974. – С. 88-
100.
8.
Самарцева Т. Методические рекомендации по концертмейстерской
работе в дополнительном образовании. Оренбург, 2009.
9.
Терентьева. – СПб. РГПУ им. А.И, Герцена, 1999. – Вып.2.
10.Шендерович
Е.М.
В
концертмейстерском
классе:
Размышления
педагога. – М. Музыка, 1996.
9