Напоминание

Работа с начинающими гитаристами


Автор: Барбусов Владимир Евгеньевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ г. Ельни
Населённый пункт: г. Ельня, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с начинающими гитаристами
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ г. ЕЛЬНИ)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

____________________________________________________________________________

Методическая разработка урока по теме:

«Работа с начинающими гитаристами»

Разработчик – Барбусов В.Е., преподаватель МБУ ДО ДМШ г. Ельни

2020г.

г. Ельня

Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на

гитаре на начальном этапе обучения.

Типурока: Комбинированный

Задачи:

1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными

приемами

звукоизвлечения

в

пределах

изучаемых

на

данном

этапе

произведений

2. Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха,

памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых

произведений,

терпения и настойчивости

в

преодолении трудностей.

4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки,

постановки

рук,

проведение

физкультминутки.

Форма урока: индивидуальная

Методы: метод практического показа; метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья,

ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово .

2. Факторы эффективности педагогической деятельности.

3. Организация начальных игровых навыков обучающегося:

- посадка,

-постановка правой руки,

-постановка левой руки,

- движение пальцев при игре,

- способ извлечения звука.

4. Роль родителей при формировании исполнительных навыков.

Первые уроки игры на гитаре - это важнейший этап в формировании

юного гитариста. Именно в этот период формируется посадка, постановка

рук, ребенок знакомиться с неизвестной ему до этого нотной грамотой. На

первых занятиях по специальности маленький музыкант начинает любить

свой инструмент, знакомиться со своим педагогом. Именно от умения

педагога построить первые уроки зависит успех дальнейшего обучения.

Начиная занятия с детьми, прежде всего надо, чтобы у ребенка был

интерес к музыке, любознательность и желание обучаться на выбранном

музыкальном инструменте.

Разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом с

товарищем в игре, педагог должен вместе с тем непрерывно изучать ребенка,

быть психологом. Педагог должен знать сильные и слабые стороны ученика,

обучая, учиться сам.

Одно из условий на раннем этапе обучения - умение привлечь к себе

симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит

музыку, если ему не стала близкой личность педагога. Ребенок от природы

доверчив и восприимчив, он всему верит, все впитывает как губка. Для этого

маленького создания педагог-пример для подражания, идеал, к которому

надо стремиться. Прежде всего таким идеалом становится играющий педагог,

который дарит людям радость общения с музыкой.

В детстве закладывается не только основы знаний, и формируется

музыкальное

мышление,

умение

работать.

Только

сумев

достигнуть

заинтересованности на первых встречах с музыкой можно постепенно

вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. Переходя к

профессиональному обучению, следует в первую очередь как можно легче и

понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с тем надо

работать над воспитанием трудолюбия. А целью труда, его стимулом должно

быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление

педагог должен как можно раньше пробудить у ребенка и всячески его

поддерживать в ходе знаний.

Приступая

к

педагогической

работе,

преподавателю

необходимо

овладеть в совершенстве не только методикой проведения первых уроков,

позволяющей использовать все свое мастерство в проведении занятий,

помогающей создать вокруг ученика атмосферу музыки, но и всей системы

знаний по возрастной физиологии психологии.

Необходимость

для

педагогов

знания

возрастных

особенностей

функционирования организма неоднократно подчеркивалось учеными.

«Первое, что необходимо знать педагогу, - писала Н.К.Крупская это

строение и жизнь человеческого тела, анатомию и физиологию и его

развития. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно простить

ребенка».

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находятся в

тесной зависимости от того, в каком мире учитываются психолого-

физической зависимости и того, в какой мере учитываются психолого-

физические особенности детей и подростков, период развития, для которых

характерно

наибольшая

восприимчивость,

а

также

периоды

чувствительности пониженной сопротивляемости организма.

Необходимо помнить, что интенсивный рост и развитие - отличительные

черты ребенка от взрослого. Причем эти два явления могут протекать как

гармонично, так и гетерохронно.

Можно заметить, что в 8-10 лет, когда ребенок поступает в музыкальную

школу, происходит наиболее интенсивное развитие систем организма.

При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо

проявить максимум терпения, т.к. из-за снижения общей двигательной

активности на уроке у детей снижается внимание, поэтому наилучшей

формой проведения урока будет урок- игра, потому, что максимально

сосредоточенное внимание у детей равно 5-10 минут.

Поэтому во время занятий учителю необходимо проводить гимнастику или

задавать ученику отвлекающие вопросы, только после этого ребенок готов к

продолжению урока

Приступая

непосредственно

к

обучению,

преподаватель

обязан

поставить перед собой конкретную задачу, цель урока и способ достижения

этой цели.

Большое место в проведении первых занятий отводится организации

начальных игровых навыков ученика. Для этого следует освоить правильную

посадку с инструментом и положение рук, необходимых для игры

простейших мелодий.

Необходимо объяснить, что залогом правильной посадки является

правильно подобранный для роста стул. Ребенка необходимо посадить на

стул, левую ногу поставить на подставку высотой 10-15 см, кузов гитары

выемкой положить на левое колено. Гриф должен быть приподнят так, чтобы

головка грифа была на одном уровне с плечом. Правую ногу надо отставить в

сторону для более устойчивого положения инструмента. Нижняя дека

прижимается к груди, а верхняя дека по отношению к полу находится в

вертикальном положении. Гитара в руках играющего должна быть очень

устойчива.

Правая

рука

должна

извлекать

звук

и

одновременно

придерживать инструмент. Звук извлекается посредством щипка или удара

по струнам кончиками пальцев. Большой палец производит щипок от себя, а

остальные три пальца к себе. Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на

обечайку, кисть руки находиться над струнами в полусогнутом состоянии.

При извлечении звука кисть должна быть неподвижна, но не должна

напрягаться. Пальцы находятся в полусогнутом положении и их кончики

извлекают звук у нижней части звуковой розетки.

Ребенку следует показать условные обозначения пальцев правой руки:

«р»-большой палец, «1»-указательный палец, «ш»-средний палец, «а»-

безымянный палец.

11осле этого ученику можно дать поиграть такие упражнения:

При игре на гитаре, следует объяснить, пальцы правой руки должны быть в

согнутом

положении

(как

будто

держать

мяч).

Струны

прижимают

кончиками пальцев при игре всеми приемами кроме баррэ. Пальцы в

суставах не прогибать, за исключением случая, когда указательный палец

прижимает вторую или третью струну, большой палец левой руки струны не

прижимает, а служит опорой для четырех пальцев, прижимающий струны,

поэтому он не должен быть виден из-под грифа и находится в районе первого

и второго пальцев левой руки.

Струны надо прижимать около металлических пластинок, не сдвигая их в

сторону для более чистого звука. Ногти должны быть коротко острижены.

Условные обозначения пальцев левой руки:

I -указательный, 2-средний, 3-безымянный,4-мизинец.

Если начинающий гитарист с первых же упражнений усвоить правильные

приемы, эго послужит ему хорошей основой для дальнейшего развития

техники обеих рук. Как только появляются первые признаки утомления,

нужно делать небольшой перерыв в занятиях - опустить руки вниз.

Пальцы правой руки заставляют, звучать струну посредством ударов

(щипка). Важной предпосылкой является свое собственное ощущение тона,

которое должно возникнуть как результат правильного движения пальцев

(чистого звука). Очень много зависит, конечно, от инструмента и от выбора

струн. Рука при игре должна быть расслаблена. При ударе пальцами о

струну, кисть должна прижимать форму кулака без движения кисти./Таким

образом, от правильности удара и положения кисти зависит насыщенность и

сила звука.

В результате неправильной постановки и правильного удара инструмент

звучит тускло, неинтересно. Например:

Звук на гитаре извлекается посредством удара по струнам кончиками

пальцев правой руки

Извлекать звук на струне возможно от подставки и до грифа. Отрезок, на

котором можно извлекать звуки, можно схематично разграничить на зри

части: 1-ВЕРХНЯЯ (у грифа) - звучание мягкое и тихое, 2 - СРЕДНЯЯ (возле

розетки) - звучание яркое и сильное, 3-НИЖНЯЯ (у подставки) - звучание

резкое и сильное.

В этих точках инструмент звучит с разной силой и разными тембрами.

Самое яркое и сильное звучание инструмента - в середине. Здесь в основном

и извлекаются звуки. А верхней и нижней частью пользуются для изменения

тембра.

Для того чтобы звуки получались ровными и яркими по звучанию,

нужно помнить: I-удары пальцев- «тт.а» -по одной струне должны быть

точными и четкими., 2-удары пальцев -~«i.m.a»-no разным струнам должны

располагаться

по

прямой,

т.е.перпендикулярно

струнам

Чем

меньше

задерживаются пальцы на струнах во время улара, тем сильнее и ярче звучит

инструмент.

Существует два способа извлечения звука:

1- НОГТЕВОЙ-звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой

руки (при умелой игре звук мягкий и бархатистый)

2- ПОДУШЕЧКАМИ ПАЛЬЦЕВ - способ извлечения звука подушечками

пальцев правой руки (звук глуховатый).

Первый способ считается наиболее употребимым и заключается в

следующем : при ударе пальца по струне, струна скользит на ноготь ,который

и заставляет струну звучать. От такого удара звук получается сильным и

ярким. При игре ногтевым способом ногти должны быть не длиннее 1.5-2мм

над

уровнем

пальцев,

иметь

полукруглую

форму,

а

углы

хорошо

отшлифованы.

Второй способ извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев

правой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев без

участия ногтей (этим способом концертанты почти не пользуются, т.к

инструмент звучит гораздо тише). Начинающий гитарист пользуется этим

способом извлечения звука.

Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами звукоизвлечения , г.к.

они являются основными в гитарной технике.

№1 .- «арр» (аппояндо) прием игры на соседнюю струну.

Р.Н.П. «Во саду ли в огороде»

№2 -«tir»( i ирандо) прием игры без опоры @ ф ф

Овладевая приемами игры на гитаре и совершенствуя технику, ученик с

самого начала занятий должен обращать внимание на посадку, постановку

правой и левой рук строго следить и за тем ,чтобы не было напряжения в

руках и во всем корпусе.

Впоследствии, выучив мелодию, ученик сможет играть с басом.

Ученик должен координировать свои действия, а приобретенный опыт

игры на инструменте и опора на слуховые представления помогут ему в

овладении грифа.

Большими помощниками в начальном этапе обучения становятся

родители. Незнающие музыкальной грамоты и не умеющие играть на гитаре

«ассортиментами педагога, они должны в какой-то мере учиться, особенно в

первое время, чтобы по возможности помогать ребенку. Ребенок, которому

помогают родители вскоре опережают своих помощников в освоений

исполнительских приемов благодаря гибкости движений так свойственных

детскому возрасту.

Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать

на уроке непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях

игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не

только учить музыке, но что не менее важно, и воспитывать музыкой.

Для маленьких исполнителей требуется общение со слушателем. Все

накопленное

нм

в

занятиях

должно

быть

показано

на

публичном

выступлении. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с

окружающими тем, что приобрел в любой форме, какая ему доступна: играть

знакомым, родным, на прослушиваниях и концертах, причем гак играть,

чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения.

И надо сказать, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.

Физиология – наука о функциях живого организмакак единого целого, о

процессах протекающих в нем и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология- самостоятельная ветвь физиологии, изучающая

особенности жизнедеятельности органов, своеобразие этих функций.

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и

животным объективной реальности в форме ощущений, мыслей. Чувств,

понятий, представлений и других явлений психики.

Гетерохрония — это любое

генетически

контролируемое

различие

во

времени или продолжительности процесса развития в организме по

сравнению с его предками или другими организмами.

Список литературы.

1. Авратинер В.И. Методические материалы по педагогике, вып. 1 /

В.И. Авратинер. – М.: Министерство культуры РСФСР, 1970. – 18 с.

2.. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С.

Агафошин. – М.: Музыка, 2007. – 184 с.

3. Вайсборд. М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого

века / М.А. Вайсборд. – М.: Музыка, 2006. – 206 с.

4. Вайсборд. М.А. Гитара и гитаристы / М.А. Вайсборд. – М.: Музыка,

2009. – 20 с.

5. Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре / А.Ф.

Гитман. – М.: Престо, 2006. – 104 с.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.:

ИНТОР, 1996. – 544 с.

7. Домогацкий В.В. Семь ступеней мастерства. Вопросы гитарной

техники / В.В. Домогацкий. – М.: Музыка, 2004. – 57 с.

8. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре /

А.М. Иванов-Крамской. – М.: Феникс, 2013. – 151 с.

8. Кузнецов В.А. Как научить играть на гитаре / В.А. Кузнецов. – М.:

Издательский дом «Классика XXI», 2006 . – 200 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество / В.С. Мухина.

– М.: Академия, 1999. – 456 с.

10. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э.

Фейгин. – М.: Музыка, 1975. – 80 с.

11. Фетисов Г.А. Вопросы гитарной педагогики / Г.А. Фетисов. – М.: ИД

Катанского, 2014. – 48 с.



В раздел образования