Напоминание

Где есть желание, найдется путь


Автор: Суворова Галина Анатольевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 г.Нефтегорска
Населённый пункт: Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Где есть желание, найдется путь
Дата публикации: 12.07.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных

предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района

Нефтегорский Самарской области

Где есть желание, найдется путь

(методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 9

класса)

Составитель: Cуворова Галина Анатольевна,

учитель обществознания

высшей квалификационной категория

г. Нефтегорск

2021 год

Цель:

активизировать

интерес

у

участников

предпринимать

конструктивные

действия при решении проблем глобального характера в направлении устойчивого

развития и коллективного благополучия

Задачи

:

- давать оценку, критически рассматривать с различных точек зрения проблемы

глобального характера;

- реализовывать возможности самооценки и самокоррекции, через возможность

конструирования собственного знания, для создания цельного образа мира;

-

развитие

способности

сознательного

выбора

в

пользу

команды,

правильного

оценивания смысла и последствий действий членов команды;

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков

работы в коллективе.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Обращение

ведущего

к

участникам:

«Для

того,

чтобы

наша

работа

была

эффективной, нам необходимо понять , что мы ждем от проводимого мероприятия?

Ваши ассоциации со словом “мероприятие”.

Мероприятие для меня – это…

1.

Действие

2.

Решение

3.

Друзья

4.

Выступление

5.

Организованность

6.

Открытие

7.

Активность

8. Испытание

9. Тяжёлая работа

10. Ничего особенного

11. Независимость

12. Предстоящая свобода

Человек - личность автономная, обладающая некоторой свободой мышления

и действий. Однако границы этой свободы ограничены совокупностью природных

и социальных факторов. Человечество создает и преобразует природные условия

своего

существования,

испытывая

при

этом

обратное

воздействие.

Так

складывается сложное взаимодействие между человеком и средой обитания, к чему

это может привести?

Наше

мероприятие

называется

«Для

тех,

кто

не

боится

мечтать

и

действовать?»

2. Введение в тему мероприятия.

Ведущий читает притчу.

Давным-давно в старые - стародавние времена жили на нашей Планете великие

Творцы-Созидатели: Воздух, Вода, Огонь и Земля. Жили они дружно и никогда

не

ссорились.

Каждый день на небе вставало Солнце. Просыпалось оно медленно и, не спеша,

тянуло

свои

длинные

тёплые

лучи

к

людям,

словно

ласкало

каждого

и

вдохновляло

на

добрые

дела.

Земля щедро благодарила Жителей Планеты. Каждый год дарила им богатый

урожай, ведь они были бережными, рачительными хозяевами земли, на которой

жили.

Вода поила Землю. Она несла свои чистые прозрачные воды так далеко и

глубоко, что каждая травинка, каждое деревце на Планете были умыты и зеленели

под ласковыми лучами доброго Солнца, а лёгкий ветерок нежно приклонял их

макушки

в

знак

благодарности.

Огонь давал Людям тепло и свет. Помогал утолить их голод. В каждом доме

горел и не угасал очаг, собирая вокруг себя близких и родных людей. Стол

ломился

от

обилия

и

разнообразия

пищи.

Жители Планеты привыкли к тому, что их жизнь течёт размеренно и спокойно.

У

них

было

всё,

что

могла

дать

им

Благодатная

Природа:

чистый

Воздух,

плодородные

Земли,

полноводные

Реки,

Тепло

семейного

очага.

В лесу водилось множество зверей и птиц, они наполняли всю округу радостным

шорохом и пением. В реках и морях плескалась рыба, сверкая разноцветной

чешуёй под лучами игривого Солнца. В воздухе порхали бабочки, они кружились

над полями и лугами, будто исполняли бесконечный танец любви, наполняя этот

Мир

красотой

и

счастьем.

Но

однажды

Человек

позавидовал

бабочкам,

их

лёгкому,

беззаботному

порханию

над

землёй:

- Я - Владыка Земли, Солнца и Огня! Я - Повелитель и Укротитель Воды!

Почему вы целый день ничего не делаете, только порхаете и кружитесь над нами,

а мне приходится трудиться, чтобы заработать себе на одежду и пропитание? И

даже, чтобы попить воды, мне приходится наклоняться! Я тоже хочу получать

ВСЁ, не трудясь и не напрягаясь, проводить время в праздности и веселье!

Ничего

не

ответили

бабочки,

взмахнули

в

последний

раз

своими

пёстрыми

крылышками и исчезли с «лица Земли». Вместе с ними в один миг растворилась и

вся необыкновенная красота, наполнявшая эту Планету. Солнце обиделось, что не

осталось красок и нечему больше играть и переливаться под его лучезарным

светом. Оно раскалило свои лучи до красна, они иссушили реки и моря, нечем

стало напоить Землю. Деревья сбросили свой зелёный наряд, пожухли травы и

цветы,

прочь

ушли

звери,

улетели

в

далёкие

края

птицы.

Только Вода не спешила покидать Человека, не наигравшись с ним вдоволь:

- Ах, ты устал нагибаться, чтобы пить чистую воду, купаться в чистых реках,

морях и озерах смотреть на приливы и отливы, любоваться плеском волн ?

Я докажу, что не нуждаюсь в твоём участие! Вы, люди не цените и не берегете

то, без чего не можете существовать. Ежегодно, вы засоряете сбрасываемыми

неразложимыми

синтетическими

веществами

и

продуктами

военной

промышленности моря, океаны. Добыча и транспортировка нефти не обходится

без катастроф. Тысячи тонн горючей жидкости выливаются в чистые воды морей

и океанов. Эти аварии приводят к страшным последствиям – к гибели животного

и

растительного

мира

водоемов.

Величайшие

реки

веками

загрязняются

В

ту

же

секунду

Вода

вырвалась

наружу

и

помчалась

гулять

по

Планете,

показывая всю свою разрушающую силу и власть. За ней оставались снесенные

населенные пункты, а вместе с ними и всё живое, включая людей. Люди рыдали

над остатками своей разрушенной жизни, а Вода продолжала все разрушать

сильнее.

- Человек! Ты решил нарушить гармонию жизни на Планете, возомнил себя

Хозяином

и

Повелителем!

Так

подумай

над

тем,

как

и

где

ты

сможешь

«хозяйничать» и чем «повелевать», если ничего и никого больше не останется на

этой

грешной

Земле?

Человек опустился на колени, обнял и прижал к пересохшим от слёз губам землю,

и

еле

слышно

прошептал,

обращаясь

к

одному

ему

ведомому

спасителю,

пропуская

каждое

сказанное

им

слово

через

свою

израненную

душу:

- Я понял, что защищать эту Планету, прежде всего, я должен от себя самого!

Только Человек может разрушить всё и сразу, и только сам Человек может всё это

исправить!!!

Так давайте оставаться Людьми, попробуем сохранить нашу Планету, чтобы в

один

момент

не

остаться

жить

среди

бездушных

камней

под

лучами

испепеляющего солнца!

Ведущий: О чем говориться в этой притче? Какой вывод можно сделать?

Как

должен

человек

относиться

к

планете,

которая

нуждается

в

защите

и

бережливом отношении человека?

Основная часть

1 этап:

Ведущий предлагает для игры, участникам объединиться в группы от 5 до 7

человек (по геометрическим фигурам) и выбрать спикера от своего стола. Спикер

следит,

чтобы

все

участники

принимали

участие

в

обсуждении,

поощрять

высказывание идей, писать разборчиво.

2 этап:

Ведущий озвучивает правила игры:

- Все важное происходит здесь и сейчас.

- Правило «голосуй ногами». Если вам предложена тема обсуждения, но она не

дает вам ничего нового, и вы сами никак не участвуете в дискуссии, не теряйте

времени. Используйте ноги по назначению и перемещайтесь к другой дискуссии,

которая будет полезна вам и

которой будете полезны вы.

Только

так можно

получить максимум от мероприятия.

- Спикером может стать каждый. Каждый участник делиться своей идеей.

-

Выбор

ответов

на

вопросы

участники

осуществляют

самостоятельно,

погружаясь в комплексную проблему с несколькими возможными точками зрения.

Тема,

от

которой

загораются

глаза

и

инсайты

рождаются

сами

собой,

будет

лучшим выбором.

- Участник сам решает, как использовать время мероприятия. Он может стать

спикером, модератором важной дискуссии или слушателем

3 этап:

Государство « Мусорные острова» или как первым получить гражданство в

новой стране?

Ведущий:

Слышали ли вы что-нибудь о «Восточном мусорном континенте» в

Тихом океане? Немного фактов:

Специфическое образование в Тихом океане, известное под названием мусорный

остров, представляет собой пятно, образованное вследствие скопления твердых

отходов. Появилось оно несколько десятков лет назад, со временем уплотнилось.

Однако из-за структуры мусора остров не разрушается: он состоит из твердых

включений, Впервые подозрения о скоплении мусора в воде появились в 1988 г.

Выводы были сделаны на основании данных, полученных за период 1985-1988 гг.

Обнаружилось первое пятно мусора на Аляске. Это стало началом исследований

вопроса

загрязнения

Тихого

океана.

Было

высказано

предположение,

что

существуют образования крупнее. Такое мнение получило подтверждение, когда

океанолог Чарльз Мур возвращался домой с регаты. Он несколько дней дрейфовал

по

пятну,

представляющему

плотное

скопление мусора,

которые

соединены

остатками

вязких

компонентов,

водорослей,

рыбацких

сетей.

Мировая

общественность обратила внимание на проблему ближе к концу XX века. Суша

огромных размеров, места хватит всем.

Мы

запускаем

кампанию

и

объявляем

«Мусорные

острова»

новым

государством, со своими законами, жителями.

Ведущий озвучивает ряд вопросов, обсуждение и поиск решений на которых

будет проходить во время мероприятия, раздает вопросы каждой из групп. Каждая

группа

получает

по

листу

флип-чарта

и

маркеру

для

записи

идей.

На

листе

записаны написаны название обсуждаемого вопроса. Участники групп получают

время (7-10 минут) на поиск всех вариантов ответа на вопросы. Спикеры без

критики фиксирует идеи.

Задание для группы №1: «Название государства».

При название государства обратить внимание на следующие положения:

- символы государства;

- население;

- хозяйственная деятельность;

- денежные единицы в обращении;

- налоги.

Задание для группы № 2: «Форма государства».

При

составлении

формы

государства

обратить

внимание

на

следующие

положения:

- форма правления;

- форма государственно-территориального устройства;

- политический режим;

Представить в виде схемы: «Форма государства».

Задание для группы №3: Закон «О гражданстве».

При составлении закона обратить внимание на следующие положения:

- общие принципы гражданства;

-

основания приобретения гражданства;

- основания прекращения гражданства;

- требования к иностранным гражданам по приему в гражданство.

Задание для группы № 4: Закон «О семье».

Составить свой закон «О семье», при составлении закона обратить внимание на

следующие положения:

- условия вступления в брак;

- основания для развода;

- личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов;

- права и обязанности детей.

Задание для группы № 5: «Закон «О труде».

Составить

закон

«О

труде».

При

составлении

закона

обратить

внимание

на

следющие положения:

- о начале трудовой деятельности;

- поощрения и наказания;

- льготы;

- права и обязанности работников и работодателя и т.д.

Задание для группы № 6: «Закон «Об образовании».

Составить

закон

«Об

образовании».

При

составлении

обратить

внимание

на

следующие положения:

- права и обязанности участников образовательного процесса;

- поощрения и наказания;

- формы обучения;

- школьное расписание (перечень предметов).

После обсуждения каждую команду, представляет спикер.

4 этап:

Ведущий:

«Большое мусорное

пятно,

расположенное

в

Тихом

океане,

мы

сделали

новой

«сушей»

и

объявили

её

государством

с

названием.

Мусорное

государство настолько огромно, что по размерам сопоставимо с территориями ряда

стран. Для того чтобы иметь представление о территории вашего государства,

нужно знать ее площадь, чтобы расселить население.»

Задание: Вычислите площадь поверхности Мирового океана: Тихий океан - 150 200

км2, Атлантический океан- 91 700 км2, Индийский океан - 56 000 км2 ,Северный

Ледовитый - 14 750 км2, Южный океан - 86 000км2 .Мировой океан - ? самый

большой по площади океан ....... , самый маленький по площади океан ..................... .

площадь

поверхности

Тихого

океана

примерно

в

....

раз

больше

площади

поверхности Северного Ледовитого океана

Зная площадь Тихого океана, какой процент от данной площади занимает ваше

государство, если ширина пятна составляет 800 км, длина пятна 187 км. При

условии по форме из космоса, данное пятно напоминают прямоугольник. Причем

размеры острова из мусора поражают еще и по глубине – около 10 м, благодаря

чему кажется, что это небольшая гора. Однако это приблизительные габариты.

После расчетов каждую команду, представляет спикер.

5 этап:

Ведущий:

- Для начала немного фактов: по оценкам ученых, ежегодно в Мировой океан из

рек

сбрасывается

около

2

миллионов

тонн

пластика.

В

данный

момент

здесь

уже плавает 5,25 триллионов тонн полимерного мусора. Около 50% из него имеет

меньшую

плотность,

по

сравнению

с

водой.

Это означает,

что

такой

пластик

никогда не утонет и всегда будет оставаться на поверхности. Уносимые течением

пластиковые отходы собираются в определенных областях океана, где постепенно,

под

воздействием

солнца,

ветра

и

воды распадаются

на

мельчайшие

частицы

микропластика, образуя, так называемый, пластиковый кисель. Морские животные

и рыбы ошибочно принимают эти частицы за зоопланктон и поедают их, подвергая

себя смертельной опасности. Огромные скопления мусора, которые дрейфуют в

океанских

водах

и

пугают

неискушенных

путешественников,

глав

других

государств.

Ваши жители государства – узнали о том, что одним из основных загрязнителей

Мирового океана является

пластик – пластиковые бутылки, пакеты,

трубочки,

упаковки от игрушек и т.п. Они решили предпринять некоторые действия, чтобы

уменьшить количество пластикового мусора, попадающее в воды океана с пляжа,

который находится в их городе.

Задание: Предложите меры, которые помогут сократить попадание пластикового

мусора в океан с территории пляжа?

Участники команд получают время (7-10 минут) на поиск всех вариантов ответа на

вопросы. Спикеры без критики фиксирует идеи, и представляют команду.

Ведущий:

Отсюда

следует

вывод

о

цикличности

всех

процессов:

человек

производит продукт, который его же и губит. Срабатывает «эффект домино», когда

один элемент системы сбивает следующий за ним, но есть и радостные новости:

покорять космос не обязательно, с появлением новых континентов нам и на Земле

хватит места.

6этап.

Ведущий:

- Изобретая будущее, мы забываем о настоящем, действительно появившийся

мусор в океане

– это не фантазия.

И если ООН

признает Мусорные

острова

государством, то тогда эта страна сможет попасть под действие Устава ООН, один

из пунктов которого гласит: «Все признанные государства обязаны сотрудничать в

духе

глобального

партнерства

в

целях

сохранения,

защиты

и

восстановления

здоровья и целостности экосистемы Земли».

Задание: Как вы думаете, реально ли новое мусорное государство? Приведите

обоснования за и против.

Почему мусорные острова опасны для жителей и обитателей планеты? Пять

аргументов.

III. Подведение итогов

Ведущий: Наше познавательное мероприятие подошло к завершению, и я хочу

закончить его небольшой притчей:

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они

поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они

предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор

публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг

вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая

улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул

вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец

задал

свой

вопрос

сопернику:

«Скажи

мне,

что

в

моих

руках?»

Живое

или

мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с

легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать

всем

горожанам,

насколько

тот

не

прав.

Если

же

он

вымолвит:

«Мертвое»,

то

он

выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики

скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он

сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье,

будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы

не

должны

оставаться

равнодушными

к

людям,

к

проблемам,

которые

происходят в стране, мире. Хочется надеяться, что вы не будете равнодушны и

пассивны, так как общественные проблемы станут для вас личными.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как

рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» .

Бернард Шоу.



В раздел образования