Напоминание

Ребенок в мире современных технологий


Автор: Молочникова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦД "ЖЕМЧУЖИНКА"
Населённый пункт: Город Клин Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Ребенок в мире современных технологий
Дата публикации: 14.07.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

на тему: «Ребенок в мире современных технологий».

Молочникова Евгения Владимировна

Воспитатель МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА2

Современная жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую

проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая

новинка»). Особенно остро эта проблема проявляется у наших детей в форме

зависимости от различных электронных устройств. Телефоны, телевизоры,

игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные

дети зачастую уже не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит

хотя бы один день без этих устройств? Скорее всего - нет. Чего же в таком

случае ожидать от наших детей?

Современный мир не даёт нам права раздумывать, нужно или не нужно

покупать новомодные штучки, без них сегодня никак. Хотя мы зачастую и

ворчим, что цифровая революция – это настоящая беда, но ведь отказаться от

современных технологий сегодня уже не можем. Что уж говорить про наших

продвинутых отпрысков, которые с пелёнок готовы изучать интересные

устройства. Тесная связь «компьютер-ребёнок» с каждым годом укрепляется

всё прочнее и прочнее, влияние гаджетов на детей становится всё мощнее и

мощнее, знакомство с ними происходит всё раньше и раньше.

Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например,

чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с

гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И

мне думается, что это неправильно. Поскольку именно в раннем дошкольном

возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими

людьми. Это то время, когда роль любящего родителя незаменима.

«Человечество» в нашу эпоху создает для себя комфортные условия во

всем:

начиная

от

производства

посудомоечных

машин,

заканчивая

современными

компьютерными

технологиями.

Естественно

все

это

облегчает труд многих из нас, тем самым экономит наше с вами время.

Возможно, именно факт появления свободного времени, стал толчком для

увеличения и развития более современных мобильных устройств. Родители

все чаще стали себе приобретать новые «игрушки» в виде сотовых телефонов

и других гаджетов. Как правило, во многих семьях занятия за этими

приборами приобретают все более навязчивый характер вредной привычки.

Многие родители перестают уделять время не только своему ребенку, но и

общению друг с другом, а если быть точнее их живое общение переходит в

виртуальную переписку друг с другом. Таким образом, в семье иной раз не

находится времени на теплые беседы, совместные игры. Самое страшное, что

мобильное устройство поглощает не только взрослого, но и ребенка вместе с

ним. Но, к большому сожалению, не каждый взрослый способен признать

этот факт.

Все дети с самого рождения одарены от природы. Основная задача

родителей и педагогов создать самые выгодные условия для раскрытия и

развития данных ребенка, подаренных ему природой. Ранний и дошкольный

возраст - самый плодотворный период для развития. Ведь именно в это время

создается фундамент для всей последующей жизни ребенка как активной

личности, которая способна познавать окружающий мир и самого себя.

Именно здесь приобретается уникальный опыт для формирования и

раскрытия познавательных потребностей,

навыков самоорганизации

и

произвольного

самоконтроля,

навыков

общения

со

взрослыми

и

сверстниками. Именно в общении (через игры, совместную трудовую

деятельность и творчество) совершенствуются и закрепляются новые

достижения ребенка. Поэтому мозг ребенка с самого раннего возраста

должен привыкать к определенному стилю познавательной активности.

Родители, в свою очередь, должны помочь ребенку в этом. Это требует от

них максимальной увлеченности своим ребенком, а не просиживания за

гаджетами.

Дети, которые проводят большое количество времени за просмотром

телевизора, в компьютерных играх, в Интернете или мобильном телефоне,

подвержены серьёзному риску остаться без глубоких знаний о мире; они

хуже читают, хуже отличают реальность от вымысла, у них гораздо хуже

развито воображение. Так же им свойственна повышенная тревожность.

Зависимость от виртуального мира появляется не сразу, а постепенно. Схема

очень проста: интерес – очень сильный интерес – пристрастие – зависимость.

Данный вид зависимости способен в конечном итоге привести к серьезным

нарушениям психических и познавательных процессов, что особо опасно в

период активного роста, созревания и становления личности.

В большинстве случаев, именно родители стоят у истоков появления

данного вида зависимости собственного ребенка. Зачастую это происходит

из-за отсутствия внимания со стороны родителей, их занятость собственными

делами, увлечениями. Именно родители, при необходимости увеличения

свободного времени, впервые дают ребенку мобильное устройство в руки.

Ребенок из-за отсутствия внимания, из-за скуки впервые берет в руки гаджет.

Им

движет

не

только

скука,

но

и

желание

подражать

взрослым.

Бесконтрольное нахождение ребенка длительное время за мобильными

устройствами наносит серьезный вред здоровью малыша. На просьбу

выключить или вернуть гаджет, у ребенка может наблюдаться неадекватное

поведение, вплоть до истерики и агрессии. Впоследствии родитель вынужден

«дать поиграть» лишь бы любимое чадо успокоилось. Частое и длительное

использование ребенком гаджетов опасно не только нарушениями в

поведении малыша, но также и нарушением аппетита, сна, потерей интереса

к происходящему вокруг, перепадами настроения и, безусловно, снижением

уровня развития познавательных процессов. Таким образом, у ребенка

происходит напряжение иммунной, нарушение нервной и эндокринной

систем.

Но так ли плохо для дошколят пользование такой техникой, как

кажется одним родителям, и так ли хорошо для детей быть продвинутыми и

уметь

владеть

девайсами,

как

думается

другим?!

Социологические

исследования показали, что есть два абсолютно противоположных мнения –

дозволительное «за» и категорическое «против», так что истину нужно

искать где-то между ними, в «золотой середине».

Одним из самых важных отрицательных моментов, который можно

отметить в использовании гаджетов детьми – это влияние на здоровье

малышей. При длительном использовании планшета ребенок долгое время

может находиться в неудобной, неправильной позе, что в свою очередь

может привести к нарушению осанки и циркуляции крови. Кроме того,

детские глаза испытывают колоссальную нагрузку, вследствие чего рано

возникают проблемы со зрением. При длительном применении электронных

сенсорных гаджетов у ребенка наблюдается неправильное формирование

мышц, которые отвечают за возможность человека писать.

Если ребенок проводит слишком много времени за смартфоном,

планшетом или компьютером, то у него формируется зависимость от них.

Постепенно другие развлечения становятся неинтересны, а лишившись

любимого

электронного

устройства,

ребенок

начинает

нервничать

и

капризничать.

Это

происходит

из-за

невнимательного,

даже

попустительского

отношения родителей к играм ребенка. Чтобы не вызвать у малыша

зависимость, нужно оговаривать с ним условия игры и контролировать его

время. И обязательно нужно играть с ребенком в обычные игры и игрушки,

вызывая интерес и к такому времяпрепровождению.

Поэтому родители должны установить свои правила, например, давать

возможность поиграть в компьютер, когда ребенок выполнил порученную

ему работу или домашнее задание. В таком случае, в качестве поощрения

малыш может поиграть в любимую игру.

Не секрет, что на просторах интернета ребенок может, помимо

познавательного и интересного материала, легко столкнуться с информацией,

которая ему совершенно не предназначена, а возможно даже опасна.

Родители должны внимательно относиться к тому, какие сайты посещает их

ребенок и с кем общается.

Также и с играми: некоторые из них не желательны для маленьких

детей, ведь они могут стирать грани нравственности и правильных поступков

и приучать детей к насилию. Для того чтобы обезопасить своего ребенка,

достаточно установить программу родительского контроля, которая не дает

доступ к потенциально опасным материалам.

На самом деле, побочных эффектов от использования гаджетов

избежать

довольно

несложно.

Родителям

необходимо

контролировать

количество времени, которое дети проводят за электронными играми, а также

следить за тем, чем именно увлекается их ребенок. У ребенка не будет

зависимости от гаджетов, если у него есть альтернативные интересы

(кружки, прогулки, спортивные секции).

Несомненно, есть ряд положительных моментов в использовании

гаджетов. На сегодняшний день существует множество игр для смартфонов и

планшетов, которые расширяют кругозор ребенка, помогают ему освоить

различные полезные навыки. Некоторые игры тренируют мелкую моторику,

внимание и память, другие – развивают зрительное и слуховое восприятие,

также есть игры, развивающие творческие способности ребенка. Важно и то,

в какие именно игры родители будут позволять играть своему ребенку.

После появления смартфонов, планшетов и компьютеров родителям

больше не нужно ломать голову, чем же занять ребенка во время длительной

поездки или в очереди в поликлинике. Нет необходимости брать с собой

целую кучу игрушек. Теперь можно просто включить малышу его любимый

мультфильм или игру. Он не будет скучать, интересно проведет время, и не

будет мешать окружающим.

Современные смартфоны и планшеты дают возможность общаться не

только

посредством

смс-сообщений,

но

и

обмениваться

фото,

переписываться в режиме он-лайн и звонить по видеосвязи. А ведь это очень

полезные функции, особенно если твой ребенок в отъезде и ты соскучился по

нему. Также это дает возможность ребенку не терять связь с другими

родственниками, близкими и друзьями, быть в курсе жизни своей семьи и, в

свою очередь, делиться с ними новостями.

Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между

ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь

предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной

школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не

допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не

очень

предусмотрительно.

Бесконтрольное

использование

гаджетов

ребёнком тоже вряд ли приведет к чему-то хорошему, поэтому гаджеты

должны быть в жизни детей, но дозировано и обязательно под родительским

контролем.



В раздел образования