Автор: Молочникова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦД "ЖЕМЧУЖИНКА"
Населённый пункт: Город Клин Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Ребенок в мире современных технологий
Дата публикации: 14.07.2021
Раздел: дошкольное образование
Статья
на тему: «Ребенок в мире современных технологий».
Молочникова Евгения Владимировна
Воспитатель МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА2
Современная жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую
проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая
новинка»). Особенно остро эта проблема проявляется у наших детей в форме
зависимости от различных электронных устройств. Телефоны, телевизоры,
игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные
дети зачастую уже не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит
хотя бы один день без этих устройств? Скорее всего - нет. Чего же в таком
случае ожидать от наших детей?
Современный мир не даёт нам права раздумывать, нужно или не нужно
покупать новомодные штучки, без них сегодня никак. Хотя мы зачастую и
ворчим, что цифровая революция – это настоящая беда, но ведь отказаться от
современных технологий сегодня уже не можем. Что уж говорить про наших
продвинутых отпрысков, которые с пелёнок готовы изучать интересные
устройства. Тесная связь «компьютер-ребёнок» с каждым годом укрепляется
всё прочнее и прочнее, влияние гаджетов на детей становится всё мощнее и
мощнее, знакомство с ними происходит всё раньше и раньше.
Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например,
чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с
гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И
мне думается, что это неправильно. Поскольку именно в раннем дошкольном
возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими
людьми. Это то время, когда роль любящего родителя незаменима.
«Человечество» в нашу эпоху создает для себя комфортные условия во
всем:
начиная
от
производства
посудомоечных
машин,
заканчивая
современными
компьютерными
технологиями.
Естественно
все
это
облегчает труд многих из нас, тем самым экономит наше с вами время.
Возможно, именно факт появления свободного времени, стал толчком для
увеличения и развития более современных мобильных устройств. Родители
все чаще стали себе приобретать новые «игрушки» в виде сотовых телефонов
и других гаджетов. Как правило, во многих семьях занятия за этими
приборами приобретают все более навязчивый характер вредной привычки.
Многие родители перестают уделять время не только своему ребенку, но и
общению друг с другом, а если быть точнее их живое общение переходит в
виртуальную переписку друг с другом. Таким образом, в семье иной раз не
находится времени на теплые беседы, совместные игры. Самое страшное, что
мобильное устройство поглощает не только взрослого, но и ребенка вместе с
ним. Но, к большому сожалению, не каждый взрослый способен признать
этот факт.
Все дети с самого рождения одарены от природы. Основная задача
родителей и педагогов создать самые выгодные условия для раскрытия и
развития данных ребенка, подаренных ему природой. Ранний и дошкольный
возраст - самый плодотворный период для развития. Ведь именно в это время
создается фундамент для всей последующей жизни ребенка как активной
личности, которая способна познавать окружающий мир и самого себя.
Именно здесь приобретается уникальный опыт для формирования и
раскрытия познавательных потребностей,
навыков самоорганизации
и
произвольного
самоконтроля,
навыков
общения
со
взрослыми
и
сверстниками. Именно в общении (через игры, совместную трудовую
деятельность и творчество) совершенствуются и закрепляются новые
достижения ребенка. Поэтому мозг ребенка с самого раннего возраста
должен привыкать к определенному стилю познавательной активности.
Родители, в свою очередь, должны помочь ребенку в этом. Это требует от
них максимальной увлеченности своим ребенком, а не просиживания за
гаджетами.
Дети, которые проводят большое количество времени за просмотром
телевизора, в компьютерных играх, в Интернете или мобильном телефоне,
подвержены серьёзному риску остаться без глубоких знаний о мире; они
хуже читают, хуже отличают реальность от вымысла, у них гораздо хуже
развито воображение. Так же им свойственна повышенная тревожность.
Зависимость от виртуального мира появляется не сразу, а постепенно. Схема
очень проста: интерес – очень сильный интерес – пристрастие – зависимость.
Данный вид зависимости способен в конечном итоге привести к серьезным
нарушениям психических и познавательных процессов, что особо опасно в
период активного роста, созревания и становления личности.
В большинстве случаев, именно родители стоят у истоков появления
данного вида зависимости собственного ребенка. Зачастую это происходит
из-за отсутствия внимания со стороны родителей, их занятость собственными
делами, увлечениями. Именно родители, при необходимости увеличения
свободного времени, впервые дают ребенку мобильное устройство в руки.
Ребенок из-за отсутствия внимания, из-за скуки впервые берет в руки гаджет.
Им
движет
не
только
скука,
но
и
желание
подражать
взрослым.
Бесконтрольное нахождение ребенка длительное время за мобильными
устройствами наносит серьезный вред здоровью малыша. На просьбу
выключить или вернуть гаджет, у ребенка может наблюдаться неадекватное
поведение, вплоть до истерики и агрессии. Впоследствии родитель вынужден
«дать поиграть» лишь бы любимое чадо успокоилось. Частое и длительное
использование ребенком гаджетов опасно не только нарушениями в
поведении малыша, но также и нарушением аппетита, сна, потерей интереса
к происходящему вокруг, перепадами настроения и, безусловно, снижением
уровня развития познавательных процессов. Таким образом, у ребенка
происходит напряжение иммунной, нарушение нервной и эндокринной
систем.
Но так ли плохо для дошколят пользование такой техникой, как
кажется одним родителям, и так ли хорошо для детей быть продвинутыми и
уметь
владеть
девайсами,
как
думается
другим?!
Социологические
исследования показали, что есть два абсолютно противоположных мнения –
дозволительное «за» и категорическое «против», так что истину нужно
искать где-то между ними, в «золотой середине».
Одним из самых важных отрицательных моментов, который можно
отметить в использовании гаджетов детьми – это влияние на здоровье
малышей. При длительном использовании планшета ребенок долгое время
может находиться в неудобной, неправильной позе, что в свою очередь
может привести к нарушению осанки и циркуляции крови. Кроме того,
детские глаза испытывают колоссальную нагрузку, вследствие чего рано
возникают проблемы со зрением. При длительном применении электронных
сенсорных гаджетов у ребенка наблюдается неправильное формирование
мышц, которые отвечают за возможность человека писать.
Если ребенок проводит слишком много времени за смартфоном,
планшетом или компьютером, то у него формируется зависимость от них.
Постепенно другие развлечения становятся неинтересны, а лишившись
любимого
электронного
устройства,
ребенок
начинает
нервничать
и
капризничать.
Это
происходит
из-за
невнимательного,
даже
попустительского
отношения родителей к играм ребенка. Чтобы не вызвать у малыша
зависимость, нужно оговаривать с ним условия игры и контролировать его
время. И обязательно нужно играть с ребенком в обычные игры и игрушки,
вызывая интерес и к такому времяпрепровождению.
Поэтому родители должны установить свои правила, например, давать
возможность поиграть в компьютер, когда ребенок выполнил порученную
ему работу или домашнее задание. В таком случае, в качестве поощрения
малыш может поиграть в любимую игру.
Не секрет, что на просторах интернета ребенок может, помимо
познавательного и интересного материала, легко столкнуться с информацией,
которая ему совершенно не предназначена, а возможно даже опасна.
Родители должны внимательно относиться к тому, какие сайты посещает их
ребенок и с кем общается.
Также и с играми: некоторые из них не желательны для маленьких
детей, ведь они могут стирать грани нравственности и правильных поступков
и приучать детей к насилию. Для того чтобы обезопасить своего ребенка,
достаточно установить программу родительского контроля, которая не дает
доступ к потенциально опасным материалам.
На самом деле, побочных эффектов от использования гаджетов
избежать
довольно
несложно.
Родителям
необходимо
контролировать
количество времени, которое дети проводят за электронными играми, а также
следить за тем, чем именно увлекается их ребенок. У ребенка не будет
зависимости от гаджетов, если у него есть альтернативные интересы
(кружки, прогулки, спортивные секции).
Несомненно, есть ряд положительных моментов в использовании
гаджетов. На сегодняшний день существует множество игр для смартфонов и
планшетов, которые расширяют кругозор ребенка, помогают ему освоить
различные полезные навыки. Некоторые игры тренируют мелкую моторику,
внимание и память, другие – развивают зрительное и слуховое восприятие,
также есть игры, развивающие творческие способности ребенка. Важно и то,
в какие именно игры родители будут позволять играть своему ребенку.
После появления смартфонов, планшетов и компьютеров родителям
больше не нужно ломать голову, чем же занять ребенка во время длительной
поездки или в очереди в поликлинике. Нет необходимости брать с собой
целую кучу игрушек. Теперь можно просто включить малышу его любимый
мультфильм или игру. Он не будет скучать, интересно проведет время, и не
будет мешать окружающим.
Современные смартфоны и планшеты дают возможность общаться не
только
посредством
смс-сообщений,
но
и
обмениваться
фото,
переписываться в режиме он-лайн и звонить по видеосвязи. А ведь это очень
полезные функции, особенно если твой ребенок в отъезде и ты соскучился по
нему. Также это дает возможность ребенку не терять связь с другими
родственниками, близкими и друзьями, быть в курсе жизни своей семьи и, в
свою очередь, делиться с ними новостями.
Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между
ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь
предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной
школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не
допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не
очень
предусмотрительно.
Бесконтрольное
использование
гаджетов
ребёнком тоже вряд ли приведет к чему-то хорошему, поэтому гаджеты
должны быть в жизни детей, но дозировано и обязательно под родительским
контролем.