Авторы: Елена Владимировна Цуканова, Сивакова Анна Дмитриевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ ЦРР "Детский сад № 20 "Сказка"
Населённый пункт: г Ханты-Мансийск
Наименование материала: конспект ООД
Тема: ООД "Жизненный путь"
Дата публикации: 17.07.2021
Раздел: дошкольное образование
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Города Ханты-Мансийска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Сказка»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»)
г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 30- а, тел/факс: 32-08-66
Конспект ООД «Жизненный путь»
с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
социокультурная категория - «Традиция слова»
тема - «Жизненный путь»
Составили:
Старший воспитатель: Цуканова Елена Владимировна
Воспитатели группы №5 «Одуванчики:
Сивакова Анна Дмитриевна
Черепанова Наталья Алексеевна
Ханты–Мансийск 2020г
Конспект занятия «Жизненный путь»
в подготовительной к школе
группе №5 «Одуванчики»
Работа в микрогруппах.
Цель: закрепление знаний детей и родителей об этапах жизненного пути.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции
слова»;
Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и
будущего;
Развивать желание взаимодействовать детей со взрослыми, умение слушать
друг друга, умение размышлять и приходить к единому мнению.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к взрослым,
мотивировать
родителей
на
совместную
деятельность
с
ребенком,
воспитателями и учителями.
Активизация словаря: жизненный путь, притча, юность, отрочество,
зрелость.
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки «Перышко
Финиста-Ясна Сокола», притчи «Старик и яблоня», К.Д.Ушинского «Ветер и
солнце», разучивание пословиц и поговорок о жизненном пути, работа с
родителями в тетрадях «Жизненный путь»
Оборудование: аудиозапись песни «Парус детства», «Если с другом вышел в
путь…»,
иллюстрации с изображением этапов жизни, иллюстрации к
сказкам, книги для развития.
Психологическая разминка «Наша добрая улыбка»
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
I.
Присоединение:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Мы сегодня все вместе
собрались на очень интересную беседу.
- Совсем недавно мы говорили о напутственных словах. Что это за слова?
Дети:
- Доброго вам пути!
- Счастливой вам дороги!
- Хороших вам попутчиков!
Воспитатель:
- Зачем говорят напутственные слова?
Дети:
- Это слова-напутствия, пожелания людям, чтобы их путь был легким,
удачным, счастливым.
Воспитатель:
-Правильно
–
это
слова-напутствия
перед
дорогой,
когда
человек
отправляется в путь.
Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем
пройти, проехать. Давайте посмотрим. (Изображения разных дорог и путей
дорог.
Дети
называют:
тропинка,
проселочная
дорога,
шоссе,
железнодорожный путь, морской путь, воздушный путь).
По этим дорогам люди отправляются в путешествия, поездки, походы.
- С какими словами вас провожают родители, когда вы идете в детский сад.
Что они вам желают?
Ответы детей.
- А еще есть дороги, пути, которые увидеть нельзя – это жизненный путь
человека, вся его жизнь. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о дороге
жизни.
- Вспомните, какие знаете поговорки о жизненном пути.
- Объясните пословицу: «Жизнь прожить – не поле перейти»
Воспитатель обобщает высказывания детей.
- Жизненный путь человека складывается из важнейших событий его жизни.
Дома
вы
вместе
с
родителями
рассмотрели
и
обсудили
этапы
жизненного пути.
Назовите, какие важные события жизни вы уже знаете.
Дети: Рождение, крещение, учеба, обучение профессии, создание семьи,
рождение детей и внуков.
Воспитатель:
- А как вы думаете, на каком этапе жизни находитесь вы, ваши родители,
дедушки и бабушки. Дети показывают этапы жизни и объясняют свой
выбор.
II. Основная часть.
Мы с вами прочитали много сказок, в которых сказочники выражали суть
жизненного пути. Давайте вспомним некоторые из них.
Показ атрибутов сказки «Перышко Финиста-Ясна сокола».
Обратите внимание на предметы.
Вопросы детям:
-Как называется эта сказка?
- О ком говорится в этой сказке?
- Что попросила Марьюшка у Батюшки, когда он поехал на базар?
- Сразу ли ей привезли это перышко? (нет, не сразу)
- Где нашел батюшка заветное перышко?
-Что случилось с Финистом, почему он покинул Марьюшку?
- Долго ли искала Марьюшка своего сокола?
- Каким был жизненный путь Марьюшки? (трудным, тяжелым, тернистым, с
множеством препятствий)
- Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью?
(терпение,
любовь,
старание,
верность,
честность,
бескорыстие
и
находчивость)
Вопрос:
- Как в сказке были вознаграждены любовь, верность и терпение Марьюшки?
(вышла замуж за Финиста-Ясна сокола)
Вывод: Путь-дорога Марьюшки к её счастью напоминает нам жизненный
путь человека. Бывает, что человек долго и трудно идет к своему счастью,
много испытаний приходится пережить и наконец, его находит.
Иллюстрация «Старик и яблоня»
Вопросы:
-К какому произведению подходит иллюстрация?
-Что такое притча? (небольшая поучительная мудрая история, мудрый совет)
- Для кого старик старался сделать добро?
Да, он делал это не для себя, а для своих внуков.
- А можно сказать, что он поступал мудро?
(Конечно. Ведь он заботился о других людях. Хотя он знал, что не сможет
поесть эти яблоки.)
-Каким вам представляется мудрый человек?
(Это человек, который поступает умно, по – доброму, старается делать добро
для других.)
Воспитатель:
- Согласны ли вы с изречением, что человек должен за свою жизнь построить
дом, посадить дерево, вырастить детей? Скажите почему? (Да, согласны,
каждый человек в своей жизни создаёт семью, растит детей, обустраивает
своё жильё (может дом, может квартиру), заводим дачу или огород, где
высаживаем и выращиваем не одно дерево).
А как вы,…считаете?
Вывод воспитателя:
Наши предки знали, что честь и славу можно заслужить не только великим
подвигом, но и самым обычным добрым делом.)
Воспитатель: Давайте вспомним, дети, какие вы знаете пословицы о жизни.
Дети: «Жизнь дана на добрые дела»
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу? (в жизни надо делать только
добрые дела)
Дети: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, эту пословицу.
Дети: (жизнь сложна, и прожить ее не просто, поле пройти легко, а жизнь
трудно.
- Жизнь красна не годами, а делами (человека красят сделанные им дела.
Добрые дела красят человека - это действительно так. Ведь даже если перед
вами очень красивый человек, который красиво одет и красиво говорит, но
поступает нехорошо, то говорят "некрасиво поступил. Говорить о человеке
можно по его поступкам и добрые дела делают человека в глазах других
красивым душой).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выйти в круг.
Динамическая пауза:
ПИ: «Золотые ворота»
Активное занятие:
Ресурсный круг «Жизненный путь» (в кругу)
Воспитатель: Жизненный путь человека складывается из важнейших этапов
его жизни.
Теперь давайте посмотрим друг на друга и скажем к какому жизненному
этапу подходят ваши сказочные герой.
- Кого мы видим в начале жизненного пути? (малыша)
Ребята, покажите и назовите этот этап жизненного пути человека?
Дети: Этот этап жизни – младенчество.
- Какой этап жизни наступает дальше? (детство)
- Затем? (Отрочество)
-Затем? (Юность)
-На каком этапе жизненного пути находятся герой сказки Финист Ясный
сокол?
(Каждому этапу соответствует иллюстрация (младенчество, детство,
отрочество, юность, зрелость, старость).
А сейчас я хочу спросить у вас дети:
-Каким вы представляете себе свой жизненный путь?
-Кем бы вы хотели стать в будущем и почему?
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор
ведется по кругу.
Воспитатель:
Я думаю, что ваша жизнь будет очень интересной и успешной, вы сделаете
много важных и добрых поступков в своей жизни и в своей будущей
профессии.
III. Рефлексия.
Воспитатель:
Сегодня каждый из вас задумался о своём жизненном пути, какой дорогой
идти, что делать. Мы уверены, что вы выберите путь служения добру.
Впереди у каждого из вас долгая и счастливая жизнь, много интересных
путей и дорог ждет вас впереди.
Стихотворение.
«Будут в пути радости, тревоги,
Жизнь прожить - не поле перейти.
Будут в жизни встречи и разлуки,
Будет в жизни трудные пути.
Будет трудно жить - улыбайтесь,
Будет трудно - крепче жмите руки,
Будет горько в жизни вам - держитесь
И назло всему дружнее живите».
Воспитатель: Хочется пожелать вам всем:
«Доброго, доброго, доброго пути,
самого доброго, доброго пути» ( вместе)
(Ззвучит музыка «В добрый путь, в добрый час!»)