Напоминание

"Формула успеха"


Автор: Гапонова Анна Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Программа формирования ключевых компетенций воспитанников
Тема: "Формула успеха"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 34»

Программа

формирования ключевых компетенций

воспитанников

«Формула успеха»

Составила : Гапонова Анна Сергеевна,

Социальный педагог

КГКУ Детский дом 34

г. Комсомольск-на-Амуре

Хабаровский край

2020 год

Приоритетным направлением современной образовательной

политики России является комплексная модернизация образования. В

официальных документах, таких как, стратегия инновационного

развития Российской Федерации «Инновационная Россия 2020»

напрямую подчеркивается тот факт, что учреждения образования не

стали для воспитанников «школой инноваций», целенаправленная

работа по формированию компетенций только началась. В

Государственной Программе «Развитие образования» на 2013 – 2020

годы говорится о необходимости обновления профессиональных

компетенций администрации и педагогов школ в связи с реализацией

ФГОС. Как видим, стратегическим приоритетом государственной

политики выступает формирование механизма опережающего

обновления содержания образования, предполагающее комплексное

сопровождение введения ФГОС.

В этих условиях от учреждения образования требуется переход к

опережающему образованию, основанному на компетентностном и

системно-деятельностном подходах. Переход от предметно-знаниевой

модели выпускника к компетентностной был заложен еще в Концепции

модернизации российского образования на период до 2010 года.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс

образовательного учреждения предполагает глубокие системные

преобразования всего образовательного процесса начиная с

целеполагания до оценивания результатов образования.

. С позиции компетентностного подхода основным результатом

деятельности образовательного учреждения становится формирование

компетентностного выпускника, владеющего определенными

компетенциями.

Главной целью образования, с позиции компетентностного

подхода, является формирование личности, раскрытие и развитие её

задатков, способностей, обеспечивающих эффективную деятельность во

всех сферах общественной жизни. Компетентностный подход

предполагает освоение воспитанниками различного рода умений,

позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях

профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение

придается умениям, позволяющих действовать в новых,

неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя

Пояснительная записка

Компетентностный подход – это комплексный подход, элементами

которого является определение целей, отбор содержания, организация

образовательного процесса, выбор образовательных технологий, оценка

результатов.

наработать соответствующие средства: их нужно находить в процессе

решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

В широком значении термин «универсальные действия» (А.Г.

Асмолов) означает умение учиться, то есть способность субъекта к

саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и

активного присвоения нового социального опыта. В более узком

значении этот термин можно определить, как совокупность способов

действия воспитанников (а также связанных с ними навыков учебной

работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,

формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность воспитанника самостоятельно успешно усваивать

новые знания, формировать умения и компетентности, включая

самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться,

обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как

обобщённые действия открывают воспитанникам возможность

широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в

строении самой учебной деятельности, включающей осознание её

целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных

характеристик. Близкими по значению понятию «универсальные

учебные действия» являются понятия «обще-учебные умения», «обще-

познавательные действия», «общие способы деятельности», «над-

предметные действия».

Деятельностный подход не противостоит компетентностному

подходу, а напротив, интегрирует его лучшие достижения, как в

педагогической науке, так и в практике обучения. Взаимосвязь

стандартов второго поколения и компетентностного подхода

выражается в том, что главной целью образования является развитие

личности, раскрытие и развитие задатков и способностей

воспитанников. В обучении акцент делается на практику решения

Взаимоотношения компетентностного и системно-деятельностного

подхода в образовании

Понятие «умение» понимается как готовность личности к

определенным действиям или операциям в соответствии с

поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков.

Универсальные предметные действия - это метапредметные

результаты образовательного процесса (в терминологии ФГОС)

учебных проблем на основе полученного знания, приобретение опыта

самостоятельного решения разнообразных проблем. Результативность

учебного занятия определяется продуктом, результатом активной

деятельности воспитанников по освоению компетенций и личностных

качеств. Поэтому предполагает изменения в определении целей,

структуры и функций занятия. Педагог отходит от доминирующей

роли, когда он единственный носитель знаний, от педагога требуется

умение организовать активную деятельность воспитанников по поиску,

усвоению, переработке информации. Таким образом, компетентностный

подход не противостоит системно-деятельностному подходу, а

включается в него.

Компетентность включает в себя знания, умения, навыки, но этим

не ограничивается, поскольку включает в себя ещё и систему

ценностных ориентаций: мотивов, установок, привычек.

Компетентность интегрирует в себя три элемента:

когнитивный (знания);

операционный (способы деятельности и готовность к

осуществлению этой деятельности);

аксиологический (наличие определённых ценностей).

Сравнение результатов компетентностного

образования с традиционным

Традиционный подход

Компетентностный подход

Знания - это элементы информации,

связанные между собой и с внешним

миром

Существуют в виде деятельности, а не

только информации о ней.

Умение - это освоенный человеком

способ выполнения действия,

обеспеченный некоторой

совокупностью знаний

Могут быть применены к решению разного

рода задач.

Навыки - «действия, выполняемые

автоматически»

Компетенции осознаны и не

автоматизированы, что позволяет человеку

действовать не только в привычной для

него обстановке, но и в новой

нестандартной.

Компетенции предполагают проявление личностно-деловых

качеств, «Способен делать эффективно»; наличие мотивации и целевых

установок,

Отношение понятия

«компетентность» и ЗУНов

«Хочу и буду делать»;

опыт «Делал и уверен, что смогу сделать вновь»;

и потенциал «Могу делать в будущем».

Основанием для программы явилась созданная в детском доме

компетентностная модель выпускника второй ступени обучения,

разработанная в рамках «Технологии реализации компетентнстностного

подхода в образовательном процессе учреждения».

Повышение качества образования, за счет реализации

компетентностного подхода в образовательный процесс детского дома.

Создание социально-

педагогических условий

повышения качества

образования через реализацию

компетентностного подхода в

образовательном процессе

школы. Формирование и

оценка метапредметных

результатов у воспитанников

(компетенций и личностных

качеств входящих в

компетентностную модель

выпускника детского дома

Цель программы:

Задачи:

Формирование метапредметных и личностных результатов у

воспитанников в урочной и внеурочной деятельности

1.

Оценка метапредметных результатов, уровня

сформированности ключевых компетенций

воспитанников.

2.

Ожидаемый

результат

Положительная динамика уровня сформированности ключевых

компетенций воспитанников.

Компетенции

требуемый результат образовательной деятельности

обучающихся, включающий в себя не только знания, но

и освоенные способы действий, личностные качества,

необходимые для продуктивной деятельности по

отношению к предметам и явлениям действительности.

Компетентность

Компетентность является интегральной

характеристикой личности, определяемой

совокупностью компетенций

Результат обучения

Результат обучения – описание того, что воспитанник

должен продемонстрировать для измерения уровня

сформированности компетенции по окончанию модуля,

предмета.

приоритет развивающих целей обучения перед познавательными;

проблемное построение содержание образования;

преобладание деятельностного подхода в обучении;

рефлексивная направленность и высокая мотивация, то есть

наличие трудных, но реалистичных, привлекательных и значимых

для воспитанников целей.

В компетентностно-ориентированном подходе результативность

учебного занятия определяется продуктом, результатом активной

деятельности воспитанников по освоению компетенций и личностных

качеств. Поэтому задача педагога заключается в организации активной

деятельности воспитанников по поиску, усвоению и переработке

информации. Необходимым условием эффективности обучения в

компетентностном подходе является личное включение воспитанника в

активную деятельность. Задача педагога продумать и организовать

активную работу воспитанников, обеспечить необходимые условия

средствами. От того, насколько чётко педагог определит какие

компетентности будут формироваться при изучении предмета, темы,

зависят цели конкретного урока, организация всей учебной

деятельности.

Ключевые понятия

Принципы формирования

ключевых компетенций

Компетенция

Определение и характеристика компетенции

Коммуникативная

Подразумевает владение учеником средствами коммуникации:

владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы,

защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации,

защита проектов, публичное выступление и др.), письменной

(чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми

приёмами оформления текста, умение работы с текстом и др.) и

продуктивной коммуникацией (умение работать в группе,

владение различными социальными ролями в коллективе)

Информационная

Обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией

при помощи реальных объектов (телевизор, принтер,

магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и

информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная

почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения

самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую

информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и

критически осмысливать её

Учебно-

познавательная

– Это совокупность приемов и видов учебной деятельности,

овладение которыми обеспечивает способность учащихся к

автономному обучению, включающая в себя:

· учебные приемы (развитие, анализ, обобщение, оценка и др.);

Компетенция

Определение и характеристика компетенции

· виды учебной деятельности;

Совокупность компетенций учащегося в сфере

самостоятельной познавательной деятельности, включающей

элементы логической, методологической, общеучебной

деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми

объектами. Представляет собой совокупность учебных

ситуаций, в которых учащийся выступает как субъект и объект

процесса обучения одновременно, т. е. в данном случае речь

идет о самообучении.

Под учебно-познавательной компетенцией

понимаем способность учащегося приобретать новые знания

для решения учебных задач на основе использования методов

познания конкретных предметов

Само-

организационная

Выражается в умениях ставить цели, планировать,

ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать

личностные ресурсы. Компетенция проявляется в умении

проанализировать реальную ситуацию, проблемы, поставить

цели и планировать шаги по ее достижению. Важным аспектом

является оценка продукта своей деятельности и соотнесение его

Характеристика

ключевых компетенций

с целью

Компетенция

Аспекты

Учебно-

познавательная

планирование познавательной деятельности;

нахождение, переработка, использование информации для

решения учебных задач/ситуаций;

применение знаний в нестандартной ситуации;

проектная деятельность;

исследовательская деятельность;

творческая деятельность;

анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной

деятельности

Информационная

планирование информационного поиска;

поиск информации;

извлечение информации;

систематизация информации;

анализ и отбор необходимой информации;

обработка информации;

преобразование информации в другие формы

Коммуникативная

устная коммуникация;

письменная коммуникация; – продуктивная

коммуникация:

публичное выступление;

презентация результатов своей деятельности;

продуктивная групповая коммуникация;

выполнение различных социальных ролей

Самоорганизацион

ная (разрешение

проблем)

идентификация проблемы;

целеполагание и планирование деятельности;

применение технологии (способ решения

проблемы/задачи); – планирование ресурсов;

Компетенция

Аспекты

оценка деятельности

Общекультурная

постановка цели деятельности;

определение пути достижения результатов деятельности

Компетентностно-ориентированное занятие

это такое

занятие, на котором создаются условия способствующие развитию

воспитанников через выполнение практической деятельности. Такое

Аспекты

компетентности

занятие способствует формированию компетенций, формированию

личностных качеств, которые позволяют эффективно действовать в

различных жизненных ситуациях. Главной целью такого занятия

является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков,

способностей. Задача таких занятий не только получение знаний, но и

ориентация в разных видах деятельности. При проведении таких

занятий важна самостоятельная познавательная деятельность, которая

возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Для облегчения работы педагога по проектированию

компетентностноориентированного занятия разработан системный

анализ компетентностноориентированного занятия состоящий из

четырех блоков:

целеполагания,

технологизации,

познавательной деятельности воспитанников

результативности занятия (тех компонентов, которые

принципиально отличают компетентностно-ориентированное

занятие от традиционного).

Аспекты системного анализа компетентностно-

ориентированного занятия:

Педагог определяет компетенции/ю на формирование которых

рассчитано занятие, разрабатывает стратегию по достижению

запланированной цели (определяет результат обучения,

указывает на действия воспитанников отвечая на вопрос что

должен сделать воспитанник за занятие);

постановка цели на занятии; цель занятия должна быть

диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать

формируемым компетенциям; цель отождествляется с

результатом учебного занятия, результатом выступает

компетентность воспитанников;

в процесс постановки цели на занятии вовлекаются воспитанники,

педагог организует деятельность по приему целей воспитанниками,

ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых,

совместное целеполагание, создает условия для мотивации

достижения целей воспитанниками.

Педагог определяет структуру занятия в соответствии с типом

занятия и его дидактическим задачам, этапам;

Целеполагание

Технологизация

подбирает содержание учебного материала на всех этапах

занятия в соответствии с достижением запланированной цели

(соответствует формируемым компетенциям); ориентация

учебного материала на решение жизненно важных задач и

интеграция содержания (опора на знания и умения, полученные

при изучении других предметов);

подбирает формы, приемы и методы обучения адекватных

поставленным целям занятия и единице содержания

(основываются на ответственности и самостоятельности

воспитанников, обеспечивается деятельностный характер

обучения);

педагог подбирает СОТ направленную на формирование

планируемых компетенций, при этом учитывает правила и

особенности выбранной технологии (либо использует комплекс

технологий направленных на достижение цели).

Педагог организует целенаправленную, адекватную

формируемым компетенциям деятельность воспитанников на

занятии, используя широкий спектр заданий развивающего

характера адекватных поставленным целям (решение проблем

самими воспитанниками через самостоятельную

познавательную деятельность);

педагог организует активную самостоятельную работу

воспитанников адекватную формируемым компетенциям с

использованием компетентностно-ориентированных заданий,

ситуативных задач.

Педагог разрабатывает критериальную базу оценивания,

подбирает средства контроля, контрольно-измерительные

материалы позволяющие оценить уровень компетенции,

соответствие методов обучения и процедур оценивания.

рефлексия, рефлексивный анализ проводится в течение всего

занятия, на разных этапах, с использованием приемов рефлексии

воспитанников. Воспитанник анализирует способы деятельности,

выявляет нерешенные трудности и проблемы, осознает, в чем

состоялся личный прирост знаний и умений.

Используются разные формы рефлексии.

результат КОУ должен быть достигнут каждым воспитанником.

Алгоритм целеполагания в компетентностном подходе.

Деятельностный аспект

Результативность

Педагог первоначально определяет компетенции/ю на формирование

которых рассчитано занятие, затем разрабатывает стратегию по

достижению запланированной цели (каким образом будет достигать

намеченной цели). На основе главной дидактической цели занятия

педагог ставит задачи занятия. Задачи занятия – это шаги по

направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. На

основе дидактической цели педагог выбирает тип и определяет

структуру занятия с учетом специфики содержания учебного предмета

на конкретном занятии. С позиции компетентностного подхода

определение целей занятия предшествует отбору его содержания.

Пути формирования ключевых компетенций

воспитанников:

освоение новых видов деятельности затребованных в любых

жизненных ситуациях;

использование адекватных современных образовательных

технологий;

многообразие методов и форм организационной деятельности;

увеличение роли самостоятельной работы воспитанников;

формы работы основаны на ответственности самих

воспитанников.

Направления формирования ключевых компетенций

:

обучение компетенции как самостоятельному качеству;

включение ключевых компетенций в предметы. В этом подходе

компетенции рассматриваются как необходимые компоненты

результатов обучения.

Алгоритм формирования ключевых компетенций

воспитанников

:

описание содержания компетенций входящих в компетентностную

модель выпускника;

моделирование компетенций при соблюдении технологизации

«цель – деятельность – компетенция»;

отбор методик, технологий оценки образовательных результатов,

адекватных формируемым компетентностям. Основные методы

обучения:

методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры,

дискуссии и т.д.);

метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция,

проблемный семинар);

методы активизации творческого мышления, например мозговой

штурм;

модернизированные традиционные методы обучения;

методы взаимообучения (коллективного, группового и парного

обучения).

Педагог организует целенаправленную, адекватную формируемым

компетенциям деятельность воспитанников на занятии, используя

широкий спектр заданий развивающего характера адекватных

поставленным целям (решение проблем самими воспитанниками через

самостоятельную познавательную деятельность). Ход занятия должен

реализовывать деятельностный подход в обучении, когда предметные

знания не даются в готовом виде, а добываются воспитанниками

самостоятельно, в ходе выполнения специально подобранных заданий.

Организация работы в режиме компетентностно -

ориентированного занятия предъявляет определенные требования к

заданиям, которые педагог использует на занятии:

повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый

характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного

применения знаний и умений, которыми владеет воспитанник, и

стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Большую роль в формировании компетенций играет организация

и обеспечение самостоятельной работы воспитанников. Одним из шагов

к решению данной задачи в формировании у воспитанников умения

работать с первичными текстами и создавать вторичные тексты

(реферат, эссе, доклад, рецензия статей и т.д.). Выполнение

разнообразных видов самостоятельной работы, в комплексе или

частично позволяют воспитанникам более глубоко и полно изучить

предмет, получить первоначальные навыки для дальнейшего

творчества.

Также важно привлекать воспитанников к учебно-

исследовательской и проектной деятельности. Проектная деятельность

позволяет воспитанникам проявить себя, попробовать свои силы,

приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.

Исследовательская деятельность закладывает основу для дальнейшего

самоопределения и саморазвития личности, формирование у

обучающихся готовности и способности самостоятельно осваивать и

перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой

культуры.

Педагог подбирает СОТ, направленную на формирование

планируемых компетенций, при этом учитывает правила и особенности

выбранной технологии (либо использует комплекс технологий,

направленных на достижение цели). Перед каждым педагогом встает

проблема выбора соответствующей технологии или создания новой

технологии.

Алгоритм выбора современных педагогических

технологий:

выявить проблему в организации учебного процесса на основе

анализа работы за год, задач, поставленных перед ОУ, кафедрой

(низкое качество, низкая мотивация воспитанников и т.д.);

обозначить круг технологий, направленных на решение

поставленной проблемы;

изучить теоретические основы

выбранных технологий,

направленных на решение поставленных задач;

сопоставить, соотнести изученные технологии с целевыми и

результативными показателями с обозначенной проблемой;

выбрать одну или несколько современных педагогических

технологий, направленных на решение поставленных задач;

разработать календарно-тематическое планирование.

Специфика выбора СОТ в компетентностном подходе, при

реализации компетентностной модели выпускника:

Соответствие целям и задачам, поставленным перед ОУ и перед

учебным предметом в частности (соответствие компетентностной

модели выпускника той или иной ступени обучения и матрицы

компетенций по предметам).

Выбор комплекса педагогических технологий, направленных на

развитие тех или иных личностных качеств, описанных в матрице

компетенций.

Сопоставление тем учебного плана и компетенций, личностных

качеств, в результате чего выявляются тематические зоны для

поиска адекватных им образовательных технологий.

На основе организационных форм обучения осуществляется выбор

конкретных технологий в зависимости от доминирующих в

конкретной теме, модуле компетенций.

На основе анализа содержания изучаемого материала выбираем

необходимые формы, методы и средства для достижения

поставленной цели (формирование компетентностного

выпускника в соответствии с компетентностной моделью

выпускника той или иной ступени).

Разработка календарно-тематического планирования, где

описываем компетенции и личностные качества, которые

планируется развивать, с указанием технологий, форм, методов и

способов оценивания.

Методика формирования и измерения ключевых

компетенций воспитанников:

четкое определение результатов образования (что мы хотим

получить в конце курса, предмета, модуля);

разработка показателей и критериев оценивания уровней развития

ключевых компетенций;

разработка календарно-тематического планирования (рабочей

программы) педагогом;

определение комплекса компетенций формируемых на данном

предмете (в соответствии с компетентностной моделью той или

иной ступени обучения);

выделение области содержания ключевых компетенций

подлежащих освоению;

выявление конкретных действий воспитанников, являющихся

основой для формирования ключевых компетенций и подбор

соответствующих методов, заданий;

разбивка предмета на блоки-модули, определение и распределение

компетенций формируемых в ходе освоения каждого модуля,

определение конечного результата;

разработка критериальной базы оценивания и контрольно-

измерительных материалов, методов и средств контроля;

оценка (при необходимости – коррекция) результатов обучения.

Компетентность приобретается и проявляется в деятельности,

соответственно, формы оценивания должны носить деятельностный

характер. Все задания должны быть соотнесены с формируемыми

компетенциями для программы в целом и для модуля в частности.

Учитель должен определить цели и задачи модуля, предмета; описать

результаты обучения; разработать стратегию преподавания и обучения,

позволяющая воспитанникам достичь результатов обучения;

спроектировать метод оценивания для проверки того, были ли

достигнуты результаты. При оценке ключевых компетенций

воспитанников предлагаем опираться на следующую формулу: цель –

измеряемые критерии – виды деятельности – оценивание – оценка.

Ориентация на формирование ключевых компетенций оказывает

серьезное влияние на всю систему оценки и контроля учебных

достижений воспитанников Оценка должна стать стимулом для

успешной учебной и самостоятельной работы воспитанников как в

урочное так и внеурочное время. От организации процесса оценивания и

объективности выставленных отметок в целом зависит отношение

воспитанников к учебной деятельности, их познавательная мотивация.

При написании результатов обучения необходимо продумать как и

каким образом они будут оцениваться, для того, чтобы проверить

добился ли воспитанник этих результатов и на каком уровне. Для этого

необходимо разработать способы оценивания, позволяющие определить

уровень сформированности компетенций. Способов оценивания

ключевых компетенций воспитанников существует достаточно много:

компетентностно-ориентированные задания различной модификации,

компетентностно-ориентированные тестовые задания, портфолио,

модульно-рейтинговая система оценивания и др. Главное, что

необходимо учитывать при оценивании ключевых компетенций, не один

из способов оценивания не может оценить уровень компетентности,

только комплексное использование общепринятых и инновационных

методов и средств оценивания может гарантировать результат. Одни из

оценочных средств в большей мере контролируют уровень освоения

знаний, другие умений, третьи развитие личностных качеств и т.д.

Алгоритм проектирования КОЗ:

Определитесь с компетенцией или компетенциями формируемыми

на данном занятии.

Выберите одну из форм компетентностно-ориентированных

заданий.

Определите аспекты компетенции/й.

Пропишите планируемый результат по достижению компетенции/

й. Формулирование заданий в соответствии с конструктором задач

по таксономии Б. Блума, сперва глагол действия – затем контекст

задания.

Выберите содержание на котором разрабатывается КОЗ.

Выберите или сформулируйте компетентностно-ориентированное

задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной

компетенции,

Соблюдайте структуру и содержание выбранного КОЗ.

Выберите на каком этапе урока целесообразно включить данное

задание.

Продумайте формы работы воспитанников на занятии

способствующие формированию той или иной компетенции.

Требования к структуре заданий:

определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;

формулировка задания на основе выбранного аспекта

компетенции, обозначение проблемы;

создание ключей, модельных ответов, шкал;

указание на формы и виды деятельности по решению проблемы

(что должен сделать воспитанник, чтобы решить задачу);

информация или ссылки на необходимую информацию для

решения проблемы;

форма предъявления результатов.

Компетентностно-ориентированные тесты представляют собой

систему калиброванных заданий специфической формы, отличающиеся

практикоориентированной направленностью содержания или

проблемным характером. Компетентностно-ориентированные тесты –

это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией,

ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной

и коммуникативной компетенций. КОТ позволяют оценить

сформированность метапредметных и предметных результатов.

Основные направления деятельности педагога по

созданию компетентностно-ориентированных тестов:

определить какие компетенции будут оцениваться;

определиться с аспектами компетентности;

определиться с уровнем сложности теста;

определить структуру теста, типы тестовых заданий и количество

заданий по каждому типу;

выбрать или разработать компетентностно-ориентированные

задания соответствующие выбранным компетенциям;

разработать ключи ответов к репродуктивным заданиям,

модельный ответ к частично-поисковым и аналитическую шкалу

к продуктивным заданиям;

определение коэффициента значимости каждого

задания

(компетентностный вес) с целью указания баллов за выполненное

задание;

определить порядок расположения заданий в тесте;

определить шкалу оценивания;

выявление диагностируемых компетенций.

Образовательный процесс проектируется на основе определения

компетенций, каждая из которых развивается посредством

определенных видов деятельности. Каждый вид деятельности

оценивается соответствующем количеством баллов по строго

разработанным критериям. При этом необходимо учитывать весовой

коэффициент каждого измерителя.

В течение изучения предмета необходимо предусмотреть текущий,

промежуточный и итоговый контроль:

текущий контроль предназначен для определения текущего уровня

сформированности ключевых компетенций и осуществляется во

время проведения практических занятий, консультаций в форме

устного опроса, проверки письменных и практических заданий.

промежуточный контроль осуществляется по результатам

завершения модуля, темы, раздела курса.

итоговый контроль проводится по завершении , четверти в форме

экзамена, зачета, защиты портфолио и др. на выбор педагога. Он

позволяет определить уровень сформированности ключевых

компетенций по курсу, предмету. Итоговое оценивание дает

информацию об уровне владения предметом на определенный

момент (в конце учебной четверти, курса, учебного года).

Каждый педагог разрабатывает таблицу с учетом специфики

предмета и формируемых компетенций «Соотнесение аспектов

ключевых компетенций способов их формирования и оценивания».

Наиболее целесообразно проектировать компетентностно-

Ориентированное занятие через технологическую карту.

Технологическая карта состоит из двух блоков целевого и

организационно-деятельностного. В целевой блок входит: тему занятия,

место занятия по теме, тип занятия, форма занятия, учебной

деятельности, методы обучения, цель и задачи занятия, педагогические

технологии и оборудование. Также отдельно оставлен предполагаемый

результат в случае если цель и задачи его не содержат.

В организационно-деятельностный блок входит: деятельность

педагога, деятельность воспитанника, компетенции/аспекты

компетенции и оценивание/формы контроля.

С помощью мониторинга уровня сформированности ключевых

компетенций выявляется уровень сформированности и отслеживается

динамика.



В раздел образования