Напоминание

этнокультурное образование


Автор: Асочакова Вероника Артемовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Аскизский РЦДО
Населённый пункт: село Аскиз
Наименование материала: Взаимосвязь языка и культуры как способ формирования этнокультурной идентичности детей
Тема: этнокультурное образование
Раздел: дополнительное образование





Назад




Взаимосвязь языка и культуры как способ формирования

этнокультурной идентичности детей

Асочакова В.А.,

Методист МБУ ДО Аскизский РЦДО

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность

населения в Хакасии составила 532,4 тысяч человек, из них хакасским

языком владеют 39,8 тысяч человек (7,5%). Как показывают цифры,

хакасский язык находится под угрозой исчезновения. Неслучайно он внесен в

Красную книгу ЮНЕСКО. Представители хакасского этноса различными

способами и механизмами пытаются сохранить родной язык, в том числе

через создание законов, разработку государственных программ. Нормативно-

правовая база сохранения и развития хакасского языка включает в себя:

Конституция Республики Хакасия 25 мая 1995 года;

Закон Республики Хакасия от 5 июля 2013 года № 60-3 РХ «Об

образовании в Республики Хакасия»;

Закон Республики Хакасия от 20 октября 1992 г. № 11 «О языках

народов Республики Хакасия»;

Закон Республики Хакасии от 28 июня 2006 г. № 30-3РХ «О культуре».

Несмотря на то, что в республике создана система, в том числе,

нормативно-правовая, по сохранению и развитию хакасского языка, в

настоящее время людей, а именно детей, говорящих на родном хакасском

языке, встречаются все реже и реже. Следует отметить, в Хакасии проводятся

ряд мероприятий, направленных на сохранение и развития культуры

хакасского народа, открыты музеи под открытым небом. Однако молодое

поколение зачастую не знает происхождения и значения того или иного

праздника,

обычаев

и

традиций

своих

предков.

Отсюда

возникает

необходимость в комплексном обучении детей: и языку, и культуре

коренного

населения

Хакасии.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Наш родной хакасский язык» разработана с

учетом национально-регионального компонента и направлена, в основном, на

развитие у детей навыков разговорной речи на хакасском языке. Однако,

современный подход к обучению родного языка состоит не столько

общению, столько воспитанию личности.

Огромную роль в воспитании,

формировании личности играет язык, неразрывно связанный с культурой.

Можно сказать, что личность – это продукт языка и культуры. Таким

образом, занятия объединения «Наш родной хакасский язык» построены,

исходя из данного принципа, то есть во взаимосвязи языка и культуры,

традиций наших предков. Несмотря на то, что сейчас неоспоримым является

то, что употребление родного языка является базовым условием сохранения

и трансляции национальной культуры, на занятиях нашего объединения

именно

изучение

культуры

хакасского

народа

является

средством

обогащения словарного запаса. Например, при изучении хакасской юрты

дети узнают названия сторон света (север, запад, юг, восток), правой и левой

стороны, домашней утвари (мужской и женской), знакомятся с такими

музеями под открытом небом Аскизского района, как «Хуртуях тас» и

«Казановский». Кроме того, в ходе описания внутреннего убранства юрты

освещается обряд «кормление огня». Тема «Хакасская национальная одежда»

обучающиеся объединения знакомятся не только с названиями одежды на

хакасском языке, но и узнают о таком обряде, как «Сас той» (Свадьба),

значении количества косичек в жизни женщины: много косичек, сюрмески,

носят незамужние девушки, две косы – замужние женщины, одна коса –

вдова. Кроме того, детям освещается значение одного из неотъемлемых

элементов хакасской одежды – узоров. Именно в узорах заключались

представления наших предков об окружающей среде.

При изучении темы «Еда» особое внимание уделяется хакасской

национальной кухни. Анализируя ее состав, дети постепенно получают

информацию о роде занятий наших предков: животноводство, охота,

земледелие, сбор трав. Причем, обучающиеся определяют, каких именно

животных

разводили

хакасы

в

ранние

времена.

Темы

из

раздела

«Растительный и животный мир» дают возможность узнать не только о

флоре и фауне Хакасии, но и о «Красной книге Хакасии».

Детям описываются каждый праздник, который встречается в учебном

году. Причем не только хакасские, но и русские. Заимствованные праздники

с приходом русской культуры переводятся на хакасский язык, составляются

соответствующие поздравления. Приятно было сообщить детям, что 4

сентября с 2020 года провозглашен Днем хакасского языка.

Таким образом, содержание программы «Наш родной хакасский язык»

построено из принципа взаимосвязи языка и культуры соответственно цели

программы - созданию условий для овладения детьми хакасской разговорной

речью,

приобщение

к

культуре

хакасского

народа

и

формирование

адекватной этнокультурной и гражданской идентичности детей.



В раздел образования