Формирование УУД через ИКТ технологии в урочной деятельности
Автор: Захарченко Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: СОШ №3 Населённый пункт: город Белоярский ХМАО- Югра Наименование материала: статья Тема: Формирование УУД через ИКТ технологии в урочной деятельности Раздел: начальное образование
«Формирование УУД через ИКТ технологии в урочной деятельности»
Учитель Захарченко О.А.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального
общего
образования
приоритетом
названо
использование
в
образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение
учащихся
самостоятельно
добывать
новые
знания,
работать
с
информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования
ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.
Основы ИКТ – компетентности (не только умения на базовом уровне
пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к
выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных
результатов освоения программы начального образования и необходимым
компонентом программы формирования универсальных учебных действий.
Долгое
время
начальная
школа
в
системе
образования
являлась
«школой навыка». Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня
она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе -
местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить
активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и
создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный
мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти
качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный
процесс.
Достоинства
использования
ИКТ
можно
свести
к
двум
группам:
техническим
и
дидактическим.
Техническими
достоинствами
являются
быстрота,
маневренность,
оперативность,
возможность
просмотра
и
прослушивания
фрагментов
и
другие
мультимедийные
функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта
присутствия
("Я
это
видел!"),
у
учащихся
появляется
ощущение
подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть
больше.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных
технологий) в практику я осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам (использую, как свои, так и те,
которые
предлагают
на
сайте
ОС
«Школа
2100»),
использование
электронных энциклопедий (н-р, Кирилл и Мефодий)
Урок,
включающий
слайды
презентации,
данные
электронной
энциклопедии,
вызывают
у
детей
эмоциональный
отклик.
Экран
притягивает
внимание,
которого
мы
порой
не
можем
добиться
при
фронтальной работе с классом. Ведь как гласит английская пословица: «Я
услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
2. Использование готовых обучающих программ
(работа с программами)
Хорошим
подспорьем
в
работе
стал
комплект
оборудования,
в
состав,
которого
вошли: система контроля и мониторинга качества знаний
PROClass, интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор,
документ камера.
На уроках доску Smart Board удобно использовать в двух режимах:
«режим компьютера» и «интерактивный режим». В режиме «интерактива»
на уроке у меня и моих учеников есть возможность быстро и аккуратно
писать,
чертить,
рисовать,
работать
с
графическими
объектами,
использовать
странички
с
разными
фонами,
набирать
с
помощью
электронной
клавиатуры
любой
текст,
работать
с
рисунками
и
иллюстрациями.
На
экране
можно
разместить
разное
количество
разноплановой
информации
(схемы,
таблицы,
тексты,
иллюстрации,
анимации, звуковые эффекты и т.д.). Работа с интерактивной доской в
начальной
школе
становится
продолжением
игры,
сопровождаемой
звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных «волшебных
палочек» не только развивает логику, творческое мышление, моторику и
координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где
были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Использование
интерактивной
доски
на
уроках
значительно
экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт
увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и
творческой
деятельности,
включает
в
работу
всех
учащихся
класса,
повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной
доске отвечать и не боятся ошибиться при этом.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации
гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей,
на каком этапе урока она применяется, является инструментом зрительного
представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном
возрасте
преобладает
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление).
Часто
низкая
успеваемость
объясняется
невнимательностью,
причина которой – в незаинтересованности ученика. Благодаря размерам
интерактивной доски изображения крупные и чёткие, а это в свою очередь
-
способ
сосредоточить
и
удержать
внимание
школьников,
у
которых
процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Документ-камера – это особый вид электронного устройства,
предназначенного для формирования в реальном времени изображений
наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на
специальном
экране
на
всю
аудиторию,
это
современное
средство
презентации,
решающее
задачу
донесения
необходимой
визуальной
информации до группы слушателей (учеников).
Рассматривая
применение
данного
интерактивного
устройства
в
образовательном процессе, можно отметить следующие его достоинства:
возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола
учителя
или
парты
ученика
позволяет
«оживить»
процесс
преподавания, сделать его более наглядным и убедительным;
документ-камера
помогает
установить
обратную
связь
между
учителем
и
классом,
повысить
мотивацию
учащихся.
Это
происходит, например, во время анализа контрольной работы или
разбора
домашнего
задания
на
экране
в
реальном
времени,
с
комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом
процессе.
у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на
ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности
и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно на обычном листке
бумаги
набросать
схему
или
формулу,
отображая
ее
в
процессе
появления на экране;
существенно экономится время учителя, как во время подготовки к
уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное
задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может
быть продемонстрировано всему классу;
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,
рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии с применением
новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения
учеников
в
увлекательный
мир,
где
им
предстоит
самостоятельно
добывать,
анализировать
и
передавать
другим
информацию.
Научить
ребёнка
работать
с
информацией,
научить
учиться
-
важная
задача
современной начальной школы. Компьютерные технологии призваны стать
неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно
повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в
условиях внедрения ФГОС НОО.
Итак, сделаем выводы. Использование ИКТ :
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
А самое главное, применение ИКТ в образовательном процессе,
позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение качества.