Напоминание

Формирование УУД через ИКТ технологии в урочной деятельности


Автор: Захарченко Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: город Белоярский ХМАО- Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД через ИКТ технологии в урочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





«Формирование УУД через ИКТ технологии в урочной деятельности»

Учитель Захарченко О.А.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД. Основы ИКТ – компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка». Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта
присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику я осуществляю по следующим направлениям: 1.
Создание презентаций к урокам
(использую, как свои, так и те, которые предлагают на сайте ОС «Школа 2100»),
использование

электронных энциклопедий
(н-р, Кирилл и Мефодий) Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ведь как гласит английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
2. Использование готовых обучающих программ

(работа с программами)
Хорошим подспорьем в работе стал комплект оборудования, в состав, которого вошли: система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, документ камера. На уроках
доску Smart Board
удобно использовать в двух режимах: «режим компьютера» и «интерактивный режим». В режиме «интерактива» на уроке у меня и моих учеников есть возможность быстро и аккуратно писать, чертить, рисовать, работать с графическими объектами, использовать странички с разными фонами, набирать с помощью электронной клавиатуры любой текст, работать с рисунками и иллюстрациями. На экране можно разместить разное количество
разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных «волшебных палочек» не только развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом зрительного представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Часто низкая успеваемость объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности ученика. Благодаря размерам интерактивной доски изображения крупные и чёткие, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удержать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Документ-камера
– это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию, это современное средство
презентации, решающее задачу донесения необходимой визуальной информации до группы слушателей (учеников). Рассматривая применение данного интерактивного устройства в образовательном процессе, можно отметить следующие его достоинства:  возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным;  документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе.  у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;  существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу; ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Для обозначения темы урока. 2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. 3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 4. Для контроля учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. Итак, сделаем выводы. Использование ИКТ :  продвигает ребенка в общем развитии  помогает преодолеть трудности  вносит радость в жизнь ребенка  создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. А самое главное, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения
– повышение качества.


В раздел образования