Автор: Лысенко Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Метелица"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки»
Тема: «Волшебный мир сказок»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Волшебный мир сказок»
по программе «Социокультурные истоки»
Тема: «Радость послушания»
Разработала конспект НОД: воспитатель Лысенко Вера Александровна
Возрастная дошкольная группа: старшая 5-6 лет
Программное содержание:
Продолжать учить детей 5-6 лет понимать образное содержание и идею
сказки, рассказывать сказку по цепочке, замечая и понимая образные слова и
выражения; развивать образность речи, творческое воображение.
Уточнять знания о жанровых особенностях литературных произведений.
Развивать чуткость к художественному слову.
Формировать у детей мотивацию к послушанию взрослым.
Воспитывать заботливое, уважительное и дружеское чувство к сверстникам;
воспитывать дружелюбие при общении. Воспитывать чувство любви и
уважения к окружающим людям.
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие
Совершенствовать:
- умение согласовывать слова в предложениях;
- диалогическую форму речи;
Обогащать речь наречиями, существительными.
Физическое развитие
Продолжать формировать правильную осанку.
Социально-коммуникативное развитие
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре, формировать
умение свободно чувствовать себя в роли.
Оборудование и материал к НОД: экран, проектор, выставка книг,
иллюстрации и слайды к сказкам, декорации и элементы костюмов для
театрализованной деятельности.
Предварительная работа:
- чтение сказок «Царевна лягушка», «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», в
семье и в детском саду; проведение в семье активного занятия «Радость
послушания».
- заучивание пословиц по теме.
Ход занятия:
Дети входят в группу. В группе их встречает Сказочница – воспитатель
в русском сарафане и кокошнике. Она принесла с собой большой конверт с
иллюстрациями из сказок. Предлагает детям рассмотреть их и отгадать, из
каких сказок эти иллюстрации, кто главные герои, о чем сказки.
- Молодцы, ребята! Вы знаете много сказок о животных. А как ласково,
шутливо называют в сказках животных, зверей? (Лисичка-сестричка, зайчик -
побегайчик, волк - зубами щелк, волчок – серый бочок, ежик – ни головы, ни
ножек.)
- Скажите, чем отличается сказка от рассказа? Стихотворения? Кто
придумывает сказки? В сказках много необычных, специальных слов и
выражений. Скажите, что означает выражение «бежать во весь дух»,
«повесить голову», «бросать слова на ветер», «льет, как из ведра»?
- В старину, ребята, люди придумывали не только сказки, но и песенки,
загадки, скороговорки. Скороговорки помогают детям и взрослым научиться
правильно и четко произносить все звуки родного языка. Скороговорки
нужно повторять четко и быстро. Послушайте и повторите медленно:
Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.
- А теперь попробуйте произнести скороговорку быстро (3-4 ребенка).
- Отгадайте загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает» (книга)
Воспитатель достает книгу.
- Как называется книжка? («Радость послушания»)
- В этой книжке живут сказки о послушании. А что значит быть послушным?
(Ответы детей)
- Какие сказки о послушании вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг.
(«Петушок-золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка-
Хаврошечка», «Репка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Козлятки
и волк» и другие)
- А теперь, угадайте из какой сказки эти слова «Жили-были отец с матерью.
Были у них дочка да сынок маленький. Собрались они в город и говорят
дочке…» («Гуси-лебеди»).
- В чем девочка ослушалась своих родителей в сказке «Гуси-лебеди».
(Оставила братца одного и убежала гулять).
- Что же помогло девочке спасти своего братца? (ответы детей)
- Почему девочке сначала отказались помогать, а затем помогли речка, печка,
яблонька? (Сначала девочка не послушалась их, а затем, чтобы спастись от
гусей – лебедей, проявила послушание: поела киселька с молочком, съела
ржаной пирожок и лесное яблочко).
- А вот пословицы называют народной мудростью, потому что они всегда
говорят правду. Как вы понимаете пословицу «Один за всех и все за одного»?
Когда, о ком так говорят? Я знаю сказку, к которой подходит эта пословица.
Мне подарили новый аппарат, на котором можно увидеть все, что твоей душе
угодно – другой город, страну, разные интересные передачи и даже
волшебную сказку. Я вот махну рукой и аппарат заработает. Давайте и мы с
вами посмотрим сказку.
Смотрят фрагмент сказки «Гуси – лебеди», вдруг экран гаснет.
- Ох уж мне эти новые аппараты! Вот как было раньше, в старину: сидят
люди, делом занимаются, шьют, вяжут, а сами между делом сказки сочиняют
да друг другу рассказывают. Давайте и мы расскажем, что в этой сказке
случилось дальше.
Дети по цепочке рассказывают сказку.
- Какими словами просила помощи Машенька? А с какой интонацией, каким
голосом она просила?
- Ребята, как вы думаете, почему я сказала, что пословица «Один за всех и
все за одного» подходит к этой сказке? (Сначала Машенька всем помогла, а
потом ей помогли.)
- Чему учит нас эта сказка? (Быть добрыми, послушными, вежливыми,
помогать друг другу).
- Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам инсценировать отрывок из этой
сказки. То место, где Машенька бежит искать пропавшего Иванушку и
встречает на пути печку, яблоню, речку.
Дети инсценируют, выходят на поклон.
Рефлексия. Ресурсный круг.
- Сейчас прошу всех встать в круг. О чем мы сегодня говорили? (ответы
детей)