Автор: Баранова Наталия Ивановна
Должность: преподаватель электротехники
Учебное заведение: СПБПОУ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕЧАТИ.
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации к использованию технических диктантов на уроке.
Раздел: среднее профессиональное
Методические рекомендации к использованию технических
диктантов на уроке.
Одной из форм активной самостоятельной работы обучающихся на
уроке являются технические диктанты. Они нацелены на развитие у
обучающихся
мышления;
способности
анализировать
и
сравнивать
полученную информацию, принимать быстро самостоятельное решение,
развивают внимание.
Технические диктанты являются одной из форм текущего контроля,
которая позволяет преподавателю быстро проверить уровень базовых
знаний
обучающихся,
степень
подготовки
к
уроку,
что
очень
дисциплинирует обучающихся. Результаты такой проверки позволяют
преподавателю своевременно скорректировать пробелы в знаниях, тем
самым оптимально регулировать учебный процесс.
Отличие технических диктантов перед устными и другими
письменными работами в том, что все учащиеся одновременно приступают
к работе, вырабатывается определенный темп работы.
При изучении дисциплин «Основы электротехники» и «Сварка и
резка материалов» я провожу технические диктанты по нескольким темам
с использованием раздаточных таблиц.
Все поле листа разделено на пронумерованные в верхнем углу 16
прямоугольников, в которых содержится различная информация по
пройденной теме. Например, при изучении темы «Цепи однофазного
переменного тока» по дисциплине «Основы электротехники» - формулы,
векторные диаграммы и волновые кривые токов и напряжений.
11
6
1
4 2
38
При изучении темы «Контактная сварка» - схемы точечной,
стыковой и шовной контактной сварки; схемы способов выполнения
контактной сварки и параметры жесткого и мягкого режима сварки и т.д.
Для диктантов подбираю вопросы таким образом, чтобы они охватывали,
большую часть основной информации данной темы, но, в тоже время, не
требовали длительного обдумывания.
Диктант проводится по двум вариантам по 10 вопросов в каждом.
Вопросы поочередно для 1 и 2 варианта диктуются и дублируются на
экране
на
слайде.
Учащиеся
должны
найти
прямоугольник,
с
Ι → соприкосновение → P
oc
соприкосновение → Ι → P
oc
Ι
max ,
t
min
Ι
min ,
t
max
5000 …50000 Α
информацией, соответствующей заданному вопросу и записать номер
этого прямоугольника. При необходимости на экране есть возможность
еще раз вернуться к некоторым вопросам по просьбе учащихся. Проверка
результатов проводится сразу по шаблону.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если даны правильные
ответы на 10 или 9 вопросов;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если даны правильные
ответы на 8 или 7 вопросов;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если даны
правильные ответы на 6 вопросов;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если даны
правильные ответы менее, чем на 6 вопросов.
Одной из полезных, на мой взгляд, форм индивидуальной домашней
самостоятельной работы обучающихся, вне зависимости от изучаемой
дисциплины, является составление структурных схем по пройденной теме.
Цель составления схемы - обобщение и систематизация учебного материала;
осмысленное
усвоение
понятий;
облегчение
запоминания
учебного
материала; развитие творческой активности обучающихся.
При выполнении этого вида работы у обучающихся формируется умение
выделять из широкого круга сведений наиболее существенное, умение
обобщать
и
систематизировать
изученный
материал,
самостоятельно
преобразовать изучаемый материал.
В
результате
облегчается
запоминание
учебного
материала
обучающимися, развивается их творческая активность,
зрительная и
моторная память.
«Причины
возникновения
напряжений
и
деформаций.
Меры,
предупреждающие появление напряжений и деформаций».
В заключение нужно отметить, что без хорошо налаженной проверки и
своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности
обучения.