Автор: Рамазанова Арифа Тарлановна Должность: воспитатель Учебное заведение: АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка" Населённый пункт: город Радужный, Тюменская область Наименование материала: Проект программа Тема: "Дорога и дети" Раздел: дошкольное образование
Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением физического развития детей
№ 10 «Березка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного
округа -_Югры городской округ город Радужный
ПРОЕКТ
«Дорога и дети»
г. Радужный 2015
Содержание
Паспорт программы ………………………………………………………………3
Пояснительная записка ………………………………………………………….4
1.Актуальность……………………………………………………………………...4
1.1. Цель и задачи программы……………………………………………………...5
1.2. Краткая аннотация программы……………………………………………......5
2.Принципы реализации программы …………………………………………...6
2 .1. Обеспечение программы……………………………………………………….6
3.Структура программы ………………………………………………………….6
3.1. «Наша улица» ………………………………………………………………….8
3.2 «Я пешеход» ……………………………………………………………………8
3.3. «Дорога и дорожные знаки» ………………………………………………….8
4. Ожидаемый результат реализации программы ……………………………9
5. Механизм сопровождения программы ………………………………………9
6. Основные методы и формы работы по основам безопасности
жизнедеятельности и детей дошкольного возраста ………………………...11
6.1. Перспективный план работы по обучению детей среднего возраста
правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге ………...11
6.2. Перспективный план работы по обучению детей старшего возраста
правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге ………...13
6.3. Перспективный план работы по обучению детей в подготовительной
к школе группы правилам дорожного движения и безопасному поведению
на дороге ………..…………………………………………………………………16
7. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по
освоению ПДД ……………………………………………………………………18
8. Работа с родителями по обучению дошкольников основам безопасности
жизнедеятельности и детей дошкольного возраста ………………………...24
9. Список литературы ……………………………………………………………25
Паспорт программы
2
Полное название
учреждения
Автономное
учреждение
«Дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением
физического
развития
детей
№
10
«Березка»
муниципального
образования
Ханты-Мансийского округа - Югры городской округ город
Радужный
Наименование
программы
Программа «Дорога и дети»
Основной
разработчик
программы
Воспитатель – Рамазанова Арифа Тарлановна
Цель программы
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
основ
безопасного
поведения
на
дорогах, знаний
правил
дорожного движения.
Задачи программы Образовательные:
-
Знакомить
детей
с
правилами
дорожного
движения,
с т р о е н и е м
у л и ц ы
и
д о р о ж н ы м и
з н а к а м и ,
предназначенными для водителей и пешеходов.
-
Учить
детей
предвидеть
опасное
событие,
уметь
по
возможности
его
избегать,
а
при
необходимости
действовать;
Развивающие:
- Развивать внимательность, осторожность,
самостоятельность, ответственность и осмотрительность
на улицах города.
- Стимулировать познавательную активность,
способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные:
-
В
оспитывать навыки личной безопасности и чувство
самосохранения.
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
3
происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Данная
программа
разработана
в
силу
особой
актуальности
проблемы
обеспечения безопасности дошкольников на дорогах, улицах и в транспорте.
Статистические
данные
об
участии
детей
в
ДТП,
а
также
отсутствие
качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет
мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного
вопроса.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-
транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни
получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм
остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем
участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему
должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не
всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют
смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма.
Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению,
они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная
задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при
выборе
формы
обучения
донести
до
детей
смысл
опасности
несоблюдения
правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями
воспитателей
и
родителей,
используя
их
знания,
терпение
и
такт,
возможно,
научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода
улиц и дорог.
Исходя из выше сказанного, с самого раннего возраста необходимо учить
детей безопасному поведению на улицах, дорогах, правилам дорожного движения,
выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы
обучения.
Предложенная
программа
–
попытка
показать
на
практике
систему
деятельности
воспитателя
по
обучению
дошкольников
основным
правилам
дорожного
движения
и
воспитания
у
них
привычек
и
поведения
умелых
и
осторожных пешеходов.
1. Актуальность
Проект
посвящён
актуальной
проблеме
–
обучению
детей
дошкольного
возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы, профилактики
4
детского
дорожно-транспортного
травматизма
(ДДТТ)
обусловлена
ростом
дорожно-транспортных
происшествий
(ДТП),
в
которых
гибнут
и
получают
травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. В настоящее
время
во
всем
мире
ДТП
-
основная
причина
смертности
и
инвалидности
взрослых и детей.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая
реакция
на
дорожную
обстановку,
которая
свойственна
взрослым.
Их
жажда
знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед
реальными опасностями, в частности и на улицах.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных
ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно
останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной
грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге, реализуется через
активную деятельность всех участников проекта.
1.1. Цель:
- формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения
на дорогах, знание правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и
дорожными знаками, предназначенными
для водителей и пешеходов;
-научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его
избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
Воспитательные :
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
1.2. Краткая аннотация проекта
В
данном
проекте
представлено
знакомство
с
основными
правилами
дорожного
движения.
Реализация
проекта
осуществляется
через
специально
организованную
деятельность
(интегрированные
занятия,
тематические
развлечения)
и
через
совместную
деятельность
педагога
с
детьми,
(беседы,
целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин,
сюжетно
–
ролевые,
дидактические
и
подвижные
игры), а
т а к ж е
в
самостоятельной деятельности и в работе с родителями.
5
2. Принципы реализации программы
1.
Принцип
индивидуального
и
дифференцированного подхода ,
т.
е.
учет
личностных,
возрастных
особенностей
детей
и
уровня
их
психического
и
физического развития.
2 . Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда: Чем меньше возраст
ребенка,
тем
легче
формировать
у
него
социальные
чувства
и
устойчивые
привычки
безопасного
поведения.
Пластичность
нервной
системы
ребенка
позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. П р и н ц и п
в з а и м о с в я з и
п р и ч и н
о п а с н о г о
п о в е д е н и я
и
е г о
последствия : дорожно-транспортного
происшествия.
Дошкольники
должны
знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя
чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед
улицей
и
дорогой
можно
вызвать
обратную
реакцию
(искушение
рискнуть,
перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на
дороге покажется ребенку опасной).
4 . Принцип возрастной безопасности . С раннего детства следует постоянно
разъяснять
детям
суть
явлений
в
дорожной
среде,
опасность
движущихся
объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия
опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из
опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности . Дошкольники должны понимать, что они
живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется
при
осознании
детьми
правил
безопасного
поведения.
Для
подкрепления
самовоспитания
нужен
положительный
пример
взрослых,
следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Программа
ориентирована
на
воспитанников
ДОУ
от
5-до
7
лет,
коллектив
педагогов и родителей.
2.1. Обеспечение программы
Нормативно – правовое обеспечение
Федеральный
закон
от
29.12.12
г.
№273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
Устав АУ ДОУ ДСОВ №10 «Березка» города Радужный;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и
программы, реализуемые в детском саду
Конституция РФ;
6
Конвенция ООН о правах ребенка;
Правила дорожного движения;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155.
Научно – методическое обеспечение
Материалы научно - методического журнала «Добрая дорога детства»;
Учебно - методический комплект «Безопасность на дорогах»;
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в
транспорте и во дворе;
Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Материально- техническое обеспечение
Центр по ПДД;
Библиотека методической и художественной литературы;
Наглядно - дидактические пособия;
Медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения»
Кадровое обеспечение
Проект предполагает задействование следующего кадрового состава:
Заведующий АУ ДОУ;
Заместитель заведующего;
Воспитатель;
Музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре.
Информационно – содержательное обеспечение
Создание информационного банка данных:
Разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников,
театрализованных постановок и т. д.;
7
Консультаций для педагогов;
Функционирование проблемных семинаров, практикумов;
Организация
работы
с
родителями
(консультации,
собрания,
распространение буклетов, наглядная информация, акции);
Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
Систематическое оформление информационного стенда.
3. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает средний
дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Программой
определена
последовательность
решения
комплекса
поставленных задач, она определяется по разделам:
1 раздел «Наша улица».
2 раздел «Я пешеход».
3 раздел «Дорожные знаки».
3.1. «Наша улица»
Цель : профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма
посредством повышения уровня знаний по правилам дорожного движения.
Задачи:
- знакомить детей с элементами дороги;
- продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- совершенствовать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о
светофоре, о значении сигналов светофора;
- воспитывать умение быть осторожными и осмотрительными.
3.2. «Я пешеход»
Цель :
формирование
знаний
о
правилах безопасного
дорожного
движения
в
качестве пешехода.
Задачи:
-познакомить детей с пешеходным переходом;
-закрепить знания детей об опасностях; о светофоре;
8
-формировать представление о светофоре для пешеходов;
- развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками
-воспитывать
потребность
детей
быть
дисциплинированными
и
внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
3.3. «Дорожные знаки»
Цель: формировать представление детей о дорожных знаках.
Задачи:
- познакомить детей с дорожными знаками: указательные, запрещающие, знаки
сервиса.
-
объяснить
значение
некоторых
дорожных
знаков
(указательные,
запрещающие, знаки сервиса)
- довести до сознания детей, что в городе все движение – и машин, и
пешеходов – подчиняется особым правилам дорожного движения;
- воспитывать у детей интерес и желание как можно больше узнать о
правилах дорожного движения;
4. Ожидаемый результат реализации программы
Знания ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути
решения выхода из них.
Воспитывать грамотного пешехода.
Снизить процент ДДТТ (детского дорожно - транспортного травматизма)
с участием детей.
5. Механизм сопровождения программы
Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Обсуждение проектов каждого плана.
Утверждение плана.
Методическое сопровождение .
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Проведение мастер - классов, круглых столов, открытых дверей.
9
Самообразование.
Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педагогических
чтений, педсоветов, открытых просмотров).
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьями воспитанников АУ ДОУ ДСОВ №10
«Березка» города Радужный.
Сотрудничество с БУК «БМЦ» детская библиотека города Радужный.
Сотрудничество с АУК ДК «Нефтяник» города Радужный.
Сотрудничество с отделом социальной защиты населения города Радужный.
Сотрудничество с ГИБДД города Радужный
Программа предлагает
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по
обучению детей основам безопасности поведения на дороге (не менее 2 раз в
месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка
безопасного
маршрутастаршими
дошкольниками
«Дом
-
детский сад»;
- ежегодное проведение «Недели» по предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма;
- консультации
для
педагогов
по
проведению
профилактических
бесед
с
детьми и родителями по ПДД;
- рекомендации
к
использованию
на
занятиях
по
изучению
ПДД
метода
ситуационного обучения;
10
- рекомендации
к
использованию
на
занятиях
различных
детских
игр
на
развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке;
- проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей
части, в транспорте и во дворе (в начале и в конце учебного года);
-
систематическое
проведение
тематических
родительских
собраний
и
консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной
деятельности
с детьми и т.д.
Интеграция образовательных областей
Перспективные планы составлены с учетом требований программы,
возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции
образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка,
конструирование) - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий,
моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.
2. Речевое развитие - использование на занятиях рассказов, стихов, загадок;
3. Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток,
игра тренингов.
4. Социально
-
коммуникативное
развитие -
формировать
умение
взаимодействовать
со
сверстниками
и
воспитателем,
стремление
помогать
оказавшимся в трудной ситуации.
5. Познавательное
развитие -
рассматривание
ситуаций
в
контексте
различных природных проявлений, ориентировка на местности.
6. Основные методы и формы по основе жизнедеятельности и безопасности
детей дошкольного возраста
ПДД постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных
учреждений.
Одним
из
путей
повышения
его
эффективностей
состоит
в
использовании разнообразных форм и методов работы:
ННОД
–
развивают
интерес
к
правилам
дорожного
движения,
упорядочивают,
углубляют,
систематизируют
и
обобщают
накопленные
знания детей по данной теме.
Экскурсии и прогулки – один из видов образовательной деятельности и
особая форма организации работы по ПДД, которая помогает найти ответы
на интересующие вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать.
Праздники
–
стимулируют
интерес
детей,
усиливают
их
впечатления,
переживания.
Чтение художественной литературы, просмотр информации на электронных
носителях
–
способствуют
появлению
новых
и
уточнению
имеющихся
знаний по ПДД, помогают искать ответы на многие вопросы.
11
Проекты по ПДД («Красный, желтый, зеленый», «Зеленый огонек»,
«Дети
и
дорога»)
–
одно
из
направлений
современных
педагогических
технологий,
позволяют
детям
приобрести
новые
знания,
прививают
ответственность.
6.1.
Перспективный
план
по
обучению
детей
группы
общеразвивающей
направленности
от
4-х
до
5-ти
лет
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице города.
Задачи:
- усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на
улице, о назначении дорожных знаков;
- формирование знаний о видах транспорта, о правилах поведения пассажиров и
пешеходов;
- развитие у детей внимания, ловкости, памяти, умение ориентироваться в
пространстве.
Показатели развития
Дети должны знать и уметь:
- ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины,
край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая
движению велосипедистов).
- переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей
части
(пешеходные
переходы;
наземные
переходы;
у
перекрестка
по
линии
тротуаров
или
обочин,
при
отсутствии
в
зоне
видимости
перехода
или
перекрестка
под
прямым
углом
к
краю
проезжей
части,
где
она
хорошо
просматривается
в
обе
стороны
движения;
на
остановках
маршрутных
транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному
средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с
проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
- правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
- транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и
представляет опасность.
-
движение
на
дороге
регулируется
дорожными
знаками,
разметкой
и
сигналами светофора, а не светом или цветом его.
Месяц и
тема
Цели и задачи
Связь с другими видами
деятельности
12
Сентябрь
«Моя улица.
Светофор».
Познакомить с улицей и дорогой,
светофором, функциями, которые
они выполняют.
Закрепить понятия «дорога»,
«тротуар».
Формировать навыки поведения на
улице.
Д/и «Моя улица»,
«Светофор»
С/р/и «Автобус»
П/и «Воробушки и
автомобиль»
Октябрь
«Виды
транспорта»
Познакомить детей с
общественным транспортом.
Учить различать и называть виды
транспортных средств.
Развивать память, речь.
Воспитывать уважительное
отношение к профессии водителя.
Д/и «Транспорт»,
«Дорожное домино», «Что
лишнее?»,
П/и «Цветные
автомобили», С/р/и
«Автобус»,
конструирование
«Автобус»
Ноябрь
«Я – пешеход»
Познакомить с пешеходным
переходом.
Сформировать понятия «пешеход»,
«пешеходная дорожка», с
правилами поведения пешехода на
улице.
Воспитывать желание помогать
друг другу при переходе через
дорогу.
Д/и «Большая прогулка»,
«Как избежать
неприятностей на дороге»,
«Пешеход на дороге»,
П/и «Воробушки и
автомобиль»
Декабрь
«Мы –
пассажиры»
П о з н а ко м и т ь
с
п р а в и л а м и
п о в е д е н и я
п а с с а ж и р о в
в
общественном транспорте.
Закрепить
знания
об
автобусе,
трамвае,
умение
отличать
их
от
других видов транспорта.
Развивать внимание.
Д/и «Прогулка по улицам
города», «Правила
поведения», «Большая
прогулка», рисование
«Автобус», режиссёрская
игра «Мы едем, едем.»
Январь
«Дорожные
знаки»
Продолжать знакомить детей с
некоторыми дорожными знаками,
сообщающих о местах пешеходных
переходов и об остановках
общественного транспорта,
совершенствовать знания по
основам безопасного поведения в
дорожных условиях.
Воспитывать ответственность за
поведением на улицах города.
Д/и «Учим дорожные
знаки», «Домино:
дорожные знаки»,
«Сломанный светофор»,
«Угадай-ка»,
П/и «Светофор», С/р/и
«Автобус»
Февраль
«Опасные
участки на
Познакомить с опасными
участками на пешеходной дороге.
Совершенствовать знания и умения
по основам безопасного поведения
Д/и «Как избежать
неприятностей на дороге»,
«Большая прогулка»,
с/р/и «Водители и
13
пешеходной
дороге»
в дорожных условиях.
Развивать внимание, мышление,
пешеходы»,
стих. «Запрещается –
разрешается»
Март
«Осторожно:
перекресток.
Наш друг –
светофор»
Познакомить с перекрёстком, с
особенностями движения
общественного транспорта на
перекрёстке.
Закрепление знаний о работе
светофора.
Воспитывать желание узнать ПДД
и потребность соблюдать их.
Д/и «Дорожное –не
дорожное», «Хлопни в
ладоши», «Светофор»,
С/р/ «Водители и
пешеходы».
Апрель
«Кто самый
грамотный
пешеход?»
Закрепить знания о правилах
дорожного движения.
Расширять знания о назначении
дорожных знаков.
Воспитывать культуру поведения
детей на дорогах.
Чтение худ. лит. Из серии
«Мы пешеходы»,
Д\и «Правила движения»,
«Самый лучший переход»,
С/р/и «Водители и
пешеходы»,
П/и «Будь
внимательным!»
Май
«Как я знаю
правила
дорожного
движения»
Систематизировать правила
поведения на дорогах;
совершенствовать навыки
ориентировки в пространстве.
Развивать внимание, ловкость,
умение действовать по сигналу.
Воспитывать интерес к процессу
обучения правилам безопасного
поведения на дорогах.
Д/и «Собери светофор»,
«Дорисуй недостающие
детали», «Собери знак»,
«Придумай и нарисуй»,
П/и «Дорожное –не
дорожное», «Будь
внимательным!»
6 . 2 .
П е р с п е к т и в н ы й
п л а н
п о
о б у ч е н и ю
д е т е й
г р у п п ы
общеобразовательной направленности от 5-и до 6-и лет правилам дорожного
движения и безопасному поведению на дороге
Задачи:
-учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада, микрорайона
транспортных средств;
-распознавать
знаки:
информационно
–
указательные,
предупреждающие,
запрещающие, предписывающие.
-продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины
и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила
перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые
водителем, средства регулирования дорожного движения.
14
-прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение
пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Показатели развития
Дети должны знать и уметь:
- знать, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей
части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз, налево и, если нет
опасности – переходить проезжую часть.
- знать, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги
только в разрешенных местах.
- соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Месяц и тема
Программное содержание
Связь с другими видами
деятельности
Сентябрь
«Ориентирование
детей в микрорайоне
детского сада.»
Знакомство с макетом части
микрорайона;
формировать способность
ориентироваться на макете;
воспитывать любовь к
родному городу.
Рассматривание
фотоальбома «Наш город»,
экскурсия «Мой любимый
дом»
Октябрь
«Правила поведения
на улицах города, в
общественном
транспорте «Готовы
ли мы стать
пассажирами?»
Формирование знаний
поведения на остановках
общественного транспорта
и в общественном
транспорте, закрепить знания
о видах транспорта,
воспитывать уважение к
старшим.
\
С/р игра «Автобус»
Д\и «Правила поведения»
С\р «Водители и
пассажиры»
Ноябрь
«Дорожные знаки»
«Пешеход переходит
улицу»
Общее ознакомление детей с
дорожными знаками
(предупреждающие,
предписывающие знаки)
Игра «Знаки заблудились»
Лабиринт: «Доберись по
схеме до места
назначения»
Декабрь
«Дорожные знаки»
Общее ознакомление детей с
дорожными знаками
(запрещающими знаками)
Д/и
«Почему Незнайка попал в
аварию»
НПИ «Дорожные знаки»
Январь
«Дорожные знаки»
Общее ознакомление детей с
дорожными знаками,
(информационно-
указательными знаками)
Д/и
«Путешествие Лёлика и
Болика»
Изготовление коллажа
15
«Информационно-
указательные знаки»
Февраль
«Дорожные знаки»
Общее ознакомление детей с
дорожными знаками (со
знаками сервиса)
Д/и
«Собери знак»
Экскурсия к детской
поликлинике.
Март
«Дорожные знаки,
ПДД»
Обобщение и систематизация
представлений о действиях по
выполнению ПДД,
Закрепить знания детей о
дорожных знаках и их
назначении, воспитывать
ответственность.
Д/и «Оцени поступок»
С/р игра «На улицах
города»
Музыкально-спортивное
развлечение «Мы юные
инспекторы ГИБДД»
Апрель
«Правила дорожного
движения»
Учить детей реализовывать
свои знания по ПДД на
практике (экскурсии, поездка
в автобусе),
Закреплять о различных
видах транспорта,
воспитывать навыки
грамотного пешехода.
Развлечение «Умники и
умницы»
Просмотр серии
мультфильма.
«Смешарики. Правила
дорожного даижения»
Май
«Правила дорожного
движения»
По схеме макета
научить определять
безопасный маршрут до
детского сада.
Формировать у детей
целостное восприятие
окружающей дорожной
среды.
Воспитывать
наблюдательность,
дисциплинированность.
Разработка
безопасного
маршрута
от дома до
детского сада.
6.3. Перспективный план по обучению детей группы общеразвивающей
направленности
от
6-ти
до
7-ми
лет
правилам
дорожного
движения
и
безопасному поведению на дороге
Задачи:
- Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном
движении по дороге.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Закрепить знания о дорожных знаках.
-
Развивать
мышление
(обрабатывать
полученную
информацию,
уметь
подключать знания, полученные на занятиях).
- Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем
проигрывания проблемных ситуаций.
16
Показатели развития:
Дети должны знать и уметь:
- определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
- умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных
ситуациях.
-
воспринимать
дорожную
информацию
во
взаимодействии
с
другими
явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля
кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь
увеличивается).
- знать основные знаки и термины дорожного движения.
- у ребёнка должен быть сформирован навык выбора наиболее безопасного
пути к школе.
Тема занятия
Программное содержание
Связь с другими
видами деятельности
Сентябрь
«Что мы знаем о
ПДД?»
Объективно оценить знания детей о
правилах дорожного движения,
видах транспорта, поведение
пассажиров и пешеходов,
воспитывать у детей внимание,
сосредоточенность, умение оказать
помощь другому.
Д/и «Найди
безопасный путь до
детского сада»
«Моя улица»,
«Светофор»
Драматизация сказки
«Веселый светофор»
Октябрь
«Знаки,
предупреждающие
пешеходов об
опасности».
Знакомство с историей появления
первых дорожных знаков,
закрепить правила поведения в
общественном транспорте,
повторить названия различных видов
транспорта,
развитие поискового мышления,
умения использовать полученные
знания в практике,
воспитывать культуру поведения,
наблюдательность, уважительное
отношение к правилам дорожного
движения.
Изготовление
дидактической игры
«Дорожные знаки»,
Чтение
художественной
литературы (загадки о
транспорте)
Ноябрь
«Запрещающие
знаки»
Учить отличать запрещающие знаки
от других знаков развивать
воображение, умение применять
знания на практике,
воспитывать культуру поведения,
наблюдательность, уважительное
отношение к правилам дорожного
движения.
Выкладывание
мозаикой
запрещающих
дорожных знаков.
Целевая прогулка
«Перекресток нашего
города»
17
Декабрь
«Если бы я
очутился в
метро…»
Познакомить с новым видом
пассажирского транспорта – метро, с
правилами безопасного поведения в
метро,
закрепить знания детей о городском
наземном пассажирском транспорте,
воспитывать культуру поведения в
общественном транспорте.
С/р игра «Поездка в
метро»
Д/и «Это нужно
запомнить»
Январь
«Приключение
Незнайки в
Радужном»
Учить детей правильно вести себя на
улице,
закрепить представления детей о
тротуаре, дороге, улице, перекрестке,
совершенствовать умения
ориентироваться на расположенных
по близости улицах, в названиях
общественных зданий, в ближайшем
окружении,
воспитывать ответственность за свое
здоровье.
Составление
маршрутов до
детского сада, школы,
больницы, магазина на
магнитной доске,
используя
плоскостные модели
зданий.
Рассматривание
презентации «Мой
город»
Февраль
«Неправильная
карта»
Развивать умения читать карту-схему
и двигаться согласно ей,
закрепить умение переходить дорогу
согласно дорожным знакам,
воспитывать дисциплинированность
на дороге.
Д/и «Найди что
лишнее»,
Составление
кроссвордов, загадок.
Март
«Автомобили
бывают разные»
Учить детей создавать мысленные
конструкции специализированных
машин,
уточнить значение звукового сигнала
(сирены) развивать
умение решать проблемные задачи в
совместной деятельности со
взрослыми используя различные
дорожные ситуации, развивать
интеллектуальные способности
через умение решать проблемные
ситуации,
воспитывать у детей уверенность
умение смело высказывать свои
мысли.
Д/ игры «Хорошо –
плохо», «Зоркий глаз».
С/р игра «Гараж»
Апрель
«Приключение
зайчонка»
Познакомить детей с понятиями
«тормозной путь», «скользкая
дорога», с особенностями движения
по ней транспорта; со знаком
«скользкая дорога»,
закреплять знания о дорожном
Составление
коллективной сказки
«Как зайчонок учил
правила дорожного
движения».
18
движении,
воспитывать у детей сознательное
отношение к соблюдению правил
безопасности движения.
Май
Викторина по ПДД
«Вопросы
инспектора
Мигалочкина»
При выполнении заданий и ответах
на вопросы учитывать уровень
подготовленности детей.
Конкурс детского
рисунка «Безопасная
дорога»
6.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной
задачей,
и
особое
значение
приобретает
обучение
маленьких
пешеходов,
пассажиров,
велосипедистов.
Изучение
ПДД
следует
рассматривать
как
составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ. Только при
систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД,
взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить
проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно
как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с
дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это
позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.
Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма
принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны
помочь
ребенку
стать
дисциплинированным
пешеходом,
неукоснительно
выполняющим ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети
к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для
посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных
направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары,
обочины, разделительные полосы.
19
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными
путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок
безопасности
-
место
между
разделительными
полосами
на
проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном
средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный
переход,
подземный
переход,
надземный
переход
-
место,
обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная
площадка
-
место,
где
пассажиры
ожидают
общественный
транспорт. Если посадочная площадка отсутствует,
транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
Проезжая часть бывает с односторонней (машины движутся только в одну строну)
и двусторонней (машины движутся в разных направлениях), границы которых
обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей
и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов
через дорогу.
Тротуар -
часть
дороги,
предназначенная
для
движения
пешехода,
примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками,
пешеходными
переходами
(«зебра»,
подземный,
надземный),
домами
и
учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий
непосредственное
участие
в
движении
как
пешеход,
водитель,
пассажир
транспорта.
Вопросы для проверки знаний и правил дорожного движения у детей группы
общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет
№
п/п
Вопрос
Ответ
1
Что такое
дорога?
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а
также тротуар, обочина, разделительные полосы
2
Что такое
тротуар?
Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди
(пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или
отделен от нее газоном.
3
Как нужно
ходить по
тротуару?
Идя по тротуару нужно держаться середины. Если
идти близко к дороге, может сбить машина.
4
Кого называют
пешеходом?
Пешеходом называется человек, идущий по дороге,
тротуару, обочине или переходящий улицу.
20
5
Почему нельзя
ходить по
проезжей части?
По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут
машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям,
по его вине может произойти авария или погибнуть люди.
6
Где можно
переходить
улицу?
Улиц у можно переходить в специальных местах -
пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет,
нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и
только тогда переходить улицу.
7
Для чего нужен
светофор?
Светофор нужен для регулирования движения машин
и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам,
когда переходить улицу пешеходам.
8
Какие бывают
светофоры?
Светофоры бывают 2 видов: для машин и для
пешеходов.
9
Какие сигналы
подает светофор
и что означает
каждый сигнал?
Светофор подает сигналы трех цветов: красный,
желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение
транспорта, желтый свет - предупредительный. Если
желтый свет загорается после красного света -
приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить
движение. Если желтый свет загорается после зеленого -
будь внимателен – сейчас движение будет запрещено.
- Беседы : «Это опасно», «Опасность около стоящих машин», «О чем говорят
сигналы на транспорте», «Опасности на дорогах», «Пешеходный переход»
- Наблюдения за играми детей.
Вопросы для проверки знаний правил дорожного движения у детей группы
общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ми лет
№
п/п
Вопрос
Ответ
1
Что такое улица?
Улица - часть города или населенного пункта с
дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами
(зебра, подземный, надземный), домами и
учреждениями, школами и детскими садами.
2
Что такое дорога?
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины,
а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
3
Что такое
проезжая часть?
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для
движения транспорта. Она бывает с односторонним
(когда машины движутся только в одну сторону, в одном
направлении) и двусторонним движением (когда
машины движутся в противоположных направлениях),
21
границы которых обозначены разделительными
полосами.
4
Что такое
тротуар?
Тротуар - часть дороги, предназначенная для
движения пешехода, примыкающая к проезжей части,
отделенная от не е газонами.
5
Что такое
пешеходный
переход?
Пешеходный переход - участник проезжей части,
обозначенный зеброй и предназначенный для движения
пешеходов через дорогу.
6
Что такое
перекресток?
Перекресток - место пересечения двух дорог,
регулируемое светофором.
7
Что такое
остановка?
Остановка- место, где останавливается транспорт для
посадки и высадки пассажиров.
8
Что такое
железнодорожный
переезд?
Железнодорожный переезд - пересечение дорог и
железнодорожными путями.
9
Для чего нужен
светофор?
Светофор нужен для регулирования движения
транспорта и пешеходов через дорогу.
10
Какие бывают
пешеходные
переходы?
Пешеходные переходы предназначены для движения
пешеходов через улицу, и бывают трех видов: наземные
(зебра), подземные, надземные.
Вопросы для проверки знаний
по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»
в старшем дошкольном возрасте
№
п/п
Вопрос
Ответ
1
Где ребенку можно
играть, когда он
выходи т из дома на
прогулку?
Можно играть на детской площадке, во дворе.
2
Должен ли ребенок
быть
внимательным, игра
я во дворе?
Нужно быть очень внимательным, потому, что во
двор часто заезжают машины. Они могут ехать на
большой скорости и сбить ребенка.
22
3
Почему нельзя
играть на проезжей
части?
Потому что, проезжая часть предназначена для
движения транспорта. Играя на проезжей части,
ребенок создает аварийную ситуацию, которая может
закончиться ДТП, травмой или смертью.
4
Почему нельзя
играть около
проезжей части?
Играя около проезжей части, ребенок может
увлечься, и выскочить на дорогу, попасть под
проезжающую машину.
5
Почему нельзя
играть с мячом
около проезжей
части?
Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч
может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно
попасть под машину.
6
Почему нельзя
ездить на
велосипеде по
проезжей части?
Ездить на велосипеде по проезжей части
разрешается детям после 14 лет. Маленькие должны
ездить на велосипедах на детских площадках, во
дворах, в специально отведенных местах. Катаясь,
нужно соблюдать осторожность и быть внимательным,
чтобы не причинить вред себе и другим.
7
Почему нельзя
кататься на санках
около проезжей
части?
Можно не рассчитать скорость движения санок, не
успеть затормозить, и выехать на проезжую часть,
попасть под машину.
8
Почему нельзя
кататься с горки
около проезжей
част и даже если
машин нет?
Спускаясь с горки трудно затормозить, и остановить
санки, а машина может появиться в любую минуту.
Водитель не рассчитывает, что на дороге появится
препятствие, может не заметить и сбить санки, что
приведет к серьезны м травмам или гибели ребенка.
9
Почему нельзя
ездить по проезжей
части на роликах?
Проезжая часть не предназначена для езды на
роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на
роликах даже около проезжей части очень опасно,
может задеть машина. Кататься можно во дворе и в
специально отведенных местах.
10
Где ты играешь,
когда выходишь из
дома на прогулку?
Почему оно
безопасное?
Во дворе, в специально отведенном месте.
Она находится вдали от проезжей части и от
проезжающих машин.
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
в старшем дошкольном возрасте
№
Вопрос
Ответ
23
п/п
1
Где должен
находиться пассажир,
ожидающий
транспортное
средство?
Пассажир должен находиться на автобусной
остановке, посадочной площадке. Если посадочная
площадка отсутствует, транспорт ожидают на
тротуаре или обочине.
2
Как должен вести
себя пассажир на
автобусной
остановке, ожидая
транспорт?
Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя
спокойно, быть внимательным и осторожным.
3
Что может случиться
с пассажиром, если
на автобусной
остановке он будет
невнимательным и
неосторожным?
Около автобусной остановки очень интенсивно е
движение и пассажир может попасть под машину.
4
Как пассажир должен
вест и себя в
транспорте?
Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно:
не толкаться, проходить вперед, уступать места
пожилым людям и пассажирам с детьми.
5
Какие правила
поведения в
транспорте ты еще
знаешь?
Пассажир не должен заходить в транспорт с
мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя
ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в
прохожего и загрязнить улицу.
Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать
на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в
карман, а потом выбросить в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за
поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит,
можно упасть, и получить травму.
6
Что еще нельзя
делать в автобусе?
В автобусе нельзя громко включать музыку, ты
будешь мешать другим пассажирам. Они могут не
услышать, когда объявят их остановку.
-Беседы:
«Переходим
проезжую
часть
улицы»,
«Безопастность
на
улице»,
«Правила поведения на улице», «Два сфетофора», «Полезные знаки».
- Наблюдения за играми детей.
8. Работа с родителями по основе жизнедеятельности и безопасности
дошкольного возраста
1. Анкетирование по темам:
- «Правила и безопасность дорожного движения»;
- «Безопасность на дороге».
24
2.
Мастер-класс
«Как
научить
дошкольника
не
попадать
в
типичные
дорожные «ловушки»», с участием сотрудника ГИБДД
3. Акции:
- «Уважайте светофор»;
- «Школа пешеходных наук».
4. Выставки
- Выставки творческих работ детей и родителей:
- Выставка рисунков «Красный, желтый, зеленый»
- Выставка поделок и творческих работ «Светофорик».
5. Консультации:
- «Требования к детям предъявляемые в детском саду и дома».
- «Родителям о правилах дорожного движения»;
- Безопасность детей на городских улицах».
- «Безопасная дорога в детский сад»;
- «Правила дорожного движения достойны уважения»;
- «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»;
6. Совместные с родителями развлечения:
- «Красный, желтый и зеленый»;
- «Счастливым детям главная дорога»
- «Брейн -ринг по ПДД».
9. Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М.: ООО «Издательство
АСТ-ЛТД», 2003.
2.
Авдеева,
Н.
Н.
Безопасность:
учебное
пособие
по
основам
безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л.
Князева, Р. Б. Стеркина. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.
3.
Агафонова,
К.
В.
Дети
и
дорожное
движение
/
К.
В.
Агафонова.
-
М.:
Просвещение, 2001.
4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию
навыков
безопасного
поведения
детей
дошкольного
возраста
в
дорожно-
транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ
ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
5.
Богуславекая
З.
М.
Развивающие
игры
для
детей
младшего
дошкольного
возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2003.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А.
Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2001.
7. Дети и дорога: метод.комплект для воспитателей детских садов. - М., 1999.
8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.
25
9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М.: Детская
литература, 2002.
10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М.: ДОСААФ, 2002.
11. Ерофеева, Т. И Математика для дошкольников: кн. для воспитателя детского
сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 2002.
12.
Елжова
Н.
В.
ПДД
в
детском
саду:
развивающая
среда
и
методика
по
ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н.
В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 173с. – (сердце отдаю детям).
13. Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно:
для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С.
Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.
14. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. -
М.: Просвещение, 2007.
15. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. –сост. Т. Г.
Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011. -219с.
16.
Саулина
Т.
Ф.
Три
сигнала
светофора:
Ознакомление
дошкольников
с
правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2010. – 112с.: цв. вкл.
17. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного
движения. – 3-е изд., допол. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
18.
Черепанова
С.
Н.
Правила
дорожного
движения
дошкольникам.
–
М.
«Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
26