Напоминание

концепции воспитания


Автор: Егорова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: Сосновый Бор
Наименование материала: Эффективность реализации концепции воспитания на основе диагностики
Тема: концепции воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




Эффективность реализации концепции воспитания на основе

диагностики

классного руководителя 4 «б» класса,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

города Сосновый Бор Ленинградской области

Егоровой Натальи Валерьевны

На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления

идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи,

это

период

переориентации

в

различных

областях

жизни

общества

и

государства. В основе модернизации образования - вечные, непреходящие

ценности, - такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, семья, мир.

Изменения

в

социальной

жизни

нашей

страны,

перемены

в

области

просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали,

этики.

Становится

иной

и

современная

стратегия

развития

российской

школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной,

образованной и успешной личности.

Школа

Социального

Успеха

«Жизненная

компетентность»

-

так

обозначается

главная

идея

нашей

школы,

где

общая

задача

взрослых

заключается

в

том,

чтобы

помочь

ученикам

обрести

способность

адаптироваться

к

условиям

своей

жизни

в

соответствии

со

своими

природными возможностями и особенностями.

Моя концепция воспитательной работы «Мозаика успеха» неразрывно

связана с концепцией Воспитательной системы нашей школы. С моей точки

зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту

цель

-

является

воспитание

гармонично-

развитого

успешного

человека,

поэтому одно из актуальных значений приобретает проблема развития всех

потенциалов

личности.

Основная

идея

концепции

развитие

компетенций

ученика,

как

основного

средства

для

раскрытия

и

формирования

всех

необходимых

потенциалов

личности

младшего

школьника.

Цель

воспитательной

системы

класса

-

создание

условий

дляформирования адаптивного потенциала ученика, путем гармоничного

развития

всех

необходимых

компетенций

личности

младшего

школьника.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

1.

Способствовать

развитию

у

детей

осознания

себя

гражданином

России,

формированию

основ

гражданской,

социальной

и

правовой

культур.

2.

Формировать

интеллектуальную

культуру

учащихся,

развивать

их

кругозор и познавательный интерес.

3.

Развивать у учащихся способность к созидательной активности и

творческому самовыражению.

4.

Формировать

духовную

природу

ребѐнка

и

навыки

нравственного

поведения.

5.

Формировать у учащихся культуры сохранения и укрепления здоровья

учащихся.

6.

Формировать у воспитанников культуру общения, умение эффективно

взаимодействовать друг с другом.

7.

Вовлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и

развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и

самореализации.

Я считаю, что через развитие разных потенциалов личности младшего

школьника получают свое развитие общечеловеческие качества: духовно-

нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, а

также способность ребенка осознавать заботу о своем здоровье.

Исходя из совокупности потенциалов, качеств, которыми должна обладать

гармонично

развитая

личность,

в

результате

ежегодного

анализа

воспитательной

деятельности,

я

выбрала

соответствующие

направления

системы

воспитательной

работы

в

классе

и

разработала

модель

еѐ

реализации. Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить

воспитательную

работу,

сосредотачивать

усилия

на

решении

наиболее

важных

педагогических

проблем,

согласовывать

устремления

действий

учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в

классе. Опираясь на потенциалы: духовный, чувств, разума, общественный,

тела, - выбрала направления воспитательной работы – духовно-нравственное,

интеллектуально-познавательное,

общение

и

социально-коммуникативное,

спортивно-оздоровительное, творческо-эстетическое, гражданско-

патриотическое и сотрудничество с семьей.

В результате анализа решения поставленных воспитательных задач, их

целесообразности, действенности идей и направлений, которые выдвигались

при планировании работы с 1 по 4 класс, актуальности и правильности

выбора

содержания,

форм

и

методов

воспитательной

работы

можно

представить результаты деятельности.

Результат воспитания должен обязательно отражаться и в учебной и во

внеучебной

деятельности

ученика.

Поэтому

к

общим

показателям

диагностики эффективности реализации воспитательных задач я отношу

показатели

качества

обучения,

степень

вовлечѐнности

моих

учеников

в

участие

в

конкурсах,

проектах,

классных

и

общешкольных

делах,

результативность их внеурочной активности.

Частная диагностика проводится с использованием метода психолого-

педагогического наблюдения, структурированной экспертной оценки ребѐнка

учителем и родителем, опроса (анкетирования) учеников.

Применяются следующие методики:

1.

Модифицированный

вариант

анкеты

школьной

мотивации

(Н.Г.Лускановой)

2.

Направленность учащихся.

3.

Анкета «Творческая активность учащихся»

4.

Уровень

сформированности

классного

коллектива

(Игровая

социометрия).

5.

Уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в классе

(методика Е.Н.Степанова).

6.

Эмоционально – психологический климат.

7.

Анкета «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П.Капустиной)

1.

Создание условий для формирования адаптивного потенциала

ученика, путем гармоничного развития всех необходимых компетенций

личности младшего школьника.

1.1.

Социально-психологический микроклимат. Социометрическая

структура класса.

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего

морально-психологического

климата,

атмосферы

творчества,

доброжелательного

стиля

отношений

всего

того,

что

способствует

развитию успешности личности каждого ученика, коллектива в целом. Класс

-

основное

звено,

связывающее

ребѐнка

и

школу

в

рамках

единой

воспитательной

системы.

Каждый

класс

имеет

свою

индивидуальность,

своеобразие и по-своему влияет на становление личности ребѐнка.

Работа по формированию класса проводилась задолго до

поступления

детей

в

школу.

Для

этого

на

базе

нашей

школы

был

создан

подготовительный класс, чтобы помочь детям, их семьям и самой школе

лучше узнать друг друга, а значит сделать пребывание ребѐнка в школе более

комфортными, сократить до минимума сложный период адаптации.

В 2015 году был сформирован коллектив 1«Б» класса из детей, пришедших

из разных детских садов.

В

1

«Б» классе - 26

учащихся.

Из них -

15

мальчиков и 11 девочек. Проживают в полных семьях 14 человека. Дети

растут в семьях, в которых родители уделяют внимание и заботу

своим

детям. В неполных семьях проживают 12 человек. Среди них 1 опекаемый

ребенок. Совместно с психологом была проведена диагностика, которая

включала исследование психологической и социальной готовности, развитие

школьно - значимых психо - физических функций, развитие творческой,

познавательной деятельности, состояния здоровья учащихся.

На основе психолого - педагогической характеристики 1 «Б» класса было

выделено несколько проблем и задач:

-

дети пришли из разных детских садов, с разными программами – их надо

выравнивать и объединять, создавая коллектив единомышленников;

-

«трудные» - надо создавать зону успешности, воспитательную среду

комфортности и поддержки;

-

выделилась группа детей, где прослеживались конкурентные отношения -

надо создавать среду совместной деятельности и взаимопомощи;

-

одаренные дети, которые выделяются более высокими интеллектуальными

и

творческими

способностями

в

одном

или

нескольких

направлениях

-

выявлять приоритеты в личностном развитии ребѐнка.

В

ходе

этой

подготовительной

работы

я

увидела

огромную

заинтересованность родителей в том, чтобы их дети были здоровы, успешны,

находились

в

комфортных,

эмоционально-привлекательных

условиях.

На

сегодняшний день в моѐм 4 «б» классе обучается 23 человека. Из них 13

мальчиков и 10 девочек. Проживают в полных семьях 24 человека. Дети

живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные доброта и

внимание. В неполных семьях проживают 5 человек. Среди них 1 опекаемый

ребенок – Меджидова Анастасия, которая проживает с бабушкой-опекуном.

Основная

масса

обучающихся

класса

это

дети

со

средним

уровнем

способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить

программу

по

предмету

на

высоком

уровне.

Они

отличаются

организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к

выполнению

учебных,

особенно,

домашних

заданий.

В

прошедшем

году

произошли

закономерные

изменения

в

мотивационно

-

потребительской

сфере моих ребят. Мотивы обучения, дополнились желанием участвовать не

только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности. Ребята были

вовлечены в организацию совместных мероприятий, праздников, спортивных

соревнований.

В

течение

года

наблюдалась

позитивная

динамика

развития

уровня

воспитанности

учащихся

-

повысился

уровень

воспитанности,

культура

общения в кругу одноклассников, и со взрослыми

.

В классе есть учащиеся из «группы риска» (Рутов Савелий, Летов Михаил,

Куропятник Влад, Клыбанский Тимофей). Они легко поддаются воздействию

со

стороны,

склонны

при

определѐнных

обстоятельствах

нарушить

моральные

запреты

и

совершить

плохие

поступки.

Этим

ребятам

нужна

особая

забота.

Совместно

с

родителями

установлен

контроль

за

их

деятельностью и кругом общения, я часто беседую с ними о событиях в их

жизни, стараюсь вовремя почувствовать и понять причины их поступков,

помочь

научиться

управлять

своим

поведением

Можно

сказать,

что

положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости –

у них больше, чем грубости и эгоизма.

Диагностика

классного

коллектива

показала,

что

социально-

психологический микроклимат в классе изменился в лучшую сторону. В

начале

создания

коллектива

отмечались

конфликтные

ситуации

среди

учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети

стали

более

терпимы

друг

к

другу,

начали

помогать

и

общаться

всем

классом. К концу 4 года обучения в классе наладились дружеские отношения

среди

всех

учеников.

Ребята

постепенно

привыкают

чувствовать

себя

единым

коллективом

с

общими

интересами.

В

классе,

в

основном,

преобладает хорошее настроение, активное отношение к учѐбе. С начала

второго

года

обучения

работает

актив

класса

(органы

классного

самоуправления), который вовлекает ребят во внеклассную и внеурочную

деятельность.

Делу

сплочения

коллектива

способствовали

проведение

различных

мероприятий,

беседы,

игры,

празднование

дней

рождения

одноклассников.

1.2.

Развитие самоуправления в классе.

Для

реализации

задачи

развития

успешной

гармоничной

личности

-

нужен хороший коллектив. Когда он создан, он превращается в средство

воспитания

творческой

личности.

Стремлюсь

к

тому,

чтобы

класс

стал

коллективом

единомышленников.

Самоуправление

в

классе

способ

организации

его

жизни,

путь

к

преобразованию

группы

учащихся

в

коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения:

ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый

учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг

другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы

коллектива как свои собственные. Ребята сами формируют свою группу, это

группы по интересам, по общению. Ответственные каждой группы являются

непосредственными помощниками классного руководителя. Каждой группе

дается индивидуальное задание. Очень удобно использовать такую форму

работы при подготовке к школьным мероприятиям. В течение учебного года

малые

творческие

группы

трансформируются,

что

дает

возможность

каждому воспитаннику принять участие в различных КТД, что позволяет

каждому

ребѐнку

реализовать

свои

творческие,

интеллектуальные,

организаторские

способности,

помогает

развить

трудовые

навыки,

осуществить развитие самоуправления в детском коллективе.

1.3.

Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся и

педагогами.

Сегодня

многие

родители

заинтересованы

в

успешном

обучении

и

развитии

ребѐнка.

Однако

не

всегда

есть

понимание

того,

что

хороших

результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей

и классного руководителя.

Начиная

работать

с

детским

коллективом,

я

попыталась

максимально

изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика,

традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и

детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу

в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний

родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях.

Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так

как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая

связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом

для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на

жизненном

примере

родителей

может

убедиться

в

незыблемости

таких

понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских

собраний,

бесед,

консультаций

провожу

психолого-педагогическое

просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка; посещаю семьи.

Таким

образом

реализую

функцию

родительского

просвещения

и

корректировку семейного воспитания с помощью различных приемов, форм

и методов.

При

взаимодействии

с

родителями

мною

используются

различные

психолого-

педагогические

методы:

наблюдение,

беседа,

анкетирование,

материалы

детского

творчества.

Использую

не

только

педагогическое

наблюдение,

но

и

методы

психолого-педагогической

диагностики.

Результативность

воспитательной

работы

учителя

во

многом

зависит

от

эффективности

сотрудничества

с

родителями.

Установление

тесного

контакта

со

всеми

родителями

позволило

правильно

оценить

характер

влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности,

обусловленные

этим

влиянием,

определить

положительные

и

слабые

стороны

семейного

воспитания,

найти

формы

и методы

индивидуальной

помощи каждой семье.

Родительский

комитет

это

особая,

оперативная

группа

помощников

классного

руководителя.

Обязанности

между

членами

комитета

распределяются в зависимости от их склонностей и желания.

Но, тем не менее, в таком большом социуме, как город, трудно привлекать

родителей к школе. Поэтому я попыталась найти выход через внеклассные

мероприятия,

приблизить

семью

к

школе.

Мои

родители

активные

участники наших затей, классных часов, праздников.

Контакт с родителями основан на поддержке и взаимопонимании. Почти

все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития

своих детей. Они активно участвуют в родительских собраниях и помогают

детям во время внеклассных мероприятий, оказывают спонсорскую помощь в

организации экскурсий, ремонте и оборудовании класса. Успешно работает

родительский комитет класса.

Неотъемлемой частью моей работы является систематическое общение с

педагогами,

работающими

в

классе,

с

целью

выяснения

успеваемости

и

дисциплинированности учащихся.

В основном дети чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли

себе

друзей,

стремятся

помочь

другим.

Есть

и

такие

ребята,

которые

стараются

стать

лидерами.

Идѐт

нормальный

процесс

формирования

и

развития

коллектива.

Это

подтверждается

и

результатами

диагностики

(игровая социометрия).

Результат социометрии.

Результаты диагностики показали, что к 3 году воспитательной работы в

классе сформирован коллектив. Увеличилось количество лидеров - симпатии.

Уменьшилось количество воспитанников, которые недостаточно активны,

они перешли в группу

пользующихся уважением, что свидетельствует о

положительной динамике межличностных отношений в коллективе.

Уровень воспитанности учащихся исследовался с 1 по 4 класс по методике

Н.

П.

Капустиной.

В

ходе

исследования

была

проведена

оценка

общей

воспитанности

учеников

по

следующим

критериям:

общественная

активность, долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность,

отношение

к

учѐбе, трудолюбие, товарищество, доброта и

отзывчивость,

честность

и

правдивость,

простота,

скромность,

вежливость.

Произвела

ранжирование степени выраженности данных качеств у школьников по трѐм

уровням: высокий, средний, низкий.

В целом, анализируя результаты данного исследования можно говорить об

увеличении показателя высокого уровня воспитанности учеников на 5 %,

среднего – на 2%, уменьшение показателя низкого уровня воспитанности на

7 %.

За три года работы с учащимися мне как классному руководителю удалось

сформировать

дружный

детский

коллектив.

В

классе

существует

свой,

особый

климат,

атмосфера

доверия,

искренности

и

симпатии

во

взаимоотношениях учителя с детьми, родителями, а также в отношении детей

друг к другу. Мои ученики отличаются доброжелательностью,

2.

Развитость познавательных интересов и творческих способностей в

различных видах деятельности.

2.1.

Способы реализации творческого потенциала учащихся

Одно

из

направлений

в

моей

работе

творчество.

Результаты

диагностических

исследований

моего

класса

показали,

что

детям

очень

нравятся досуговые мероприятия в форме театрализации. Это отметили 90%

опрошенных детей. Я пришла к выводу, что одним из оптимальных способов

развития

творчества

детей

является

театральная

деятельность.

Развивать

творчество

через

театральную

деятельность,

не

зная

основ

театрального

искусства нельзя. Поэтому, на подготовительном этапе, тесно сотрудничая с

ДТО

«Волшебный

фонарь»,

мы

в

1

и

2

классе

посещали

все

детские

спектакли с беседами «Театральная азбука».

2.2.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют занятия

по бумагопластике, которые проходят в атмосфере свободного

общения.

Дети

увлеченно

работают

над

созданием

поделок,

применяют

свои

творческие

способности

на

практике,

помогают

товарищам

справиться

с

трудностями.

В

процессе

такой

работы

учащиеся

приобретают

знания

о

гармоничном

устройстве

мира

и

о

месте

в

нем

человека,

проникаются

уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. У

них развивается творческое воображение, которое они могут воплотить в

инсценировке, драматизации, спектакле. Увлекательный мир спектаклей, игр,

импровизаций, имитаций, оказывает неоценимую помощь в формировании и

развитии

творческих

способностей

детей.

Соприкосновение

с

игрой

и

искусством делает общение классного руководителя и воспитанника ярким и

запоминающимся. Занимаясь одним общим делом уже 4 года, мы становимся

единомышленниками, значит:

ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;

Таким

образом,

благодаря

разнообразию

форм

проведения

внеклассной

работы

у

учащихся

имеется

множество

возможностей

для

развития

творческого потенциала.

2.3.

Развитость познавательных способностей.

Данная работа проводилась по следующему плану:

Определить уровень мотивации и ведущий мотив (Модифицированный

школьной мотивации Н.Г.Лускановой (Е.И.Данилова).

В начале воспитательной работы (1 класс) была подсчитана встречаемость

различных уровней мотивации у школьников.

2.4.

Мотивация и активность.

Было

выявлено,

что

у

39

%

учеников

четвертого

класса

(9

человек)

высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Такие дети

отличаются

наличием

высоких

познавательных

мотивов,

стремлением

наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они

очень

чѐтко

следуют

всем

указаниям

учителя,

добросовестны

и

ответственны,

сильно

переживают,

если

получают

неудовлетворительные

оценки или замечания педагога.

У 35 % учеников (8 человек) выявлена хорошая школьная мотивация. Эти

дети достаточно успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный

уровень является средней нормой.

У 8 % детей (2 человека) выявлено положительное отношение к школе, но

школа

привлекает,

в

основном,

внеучебными

сторонами.

Такие

дети

достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в

школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя

учениками,

иметь

красивый

портфель,

ручки,

тетради.

Познавательные

мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс

их мало привлекает.

У 13 % учеников (3 человека) выявлен низкий уровень школьной мотивации.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать

занятия.

На

уроках

часто

занимаются

посторонними

делами,

играми.

Испытывают серьѐзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в

состоянии неустойчивой адаптации в школе.

Ещѐ у

4% школьников (1 человека)

выявлено

негативное

отношение

к

школе.

Такие

дети

испытывают

серьѐзные

трудности

в

школе:

они

не

справляются с учебной деятельностью, у них есть трудности в общении с

одноклассниками, во взаимодействии с учителем.

Анализируя

полученные

результаты

можно

выявить,

что

ведущими

у

воспитанников стали познавательные и социальные мотивы.

2.5.

Определение типа направленности.

Проанализировав

результаты,

были

выделены

основные,

самые

распространенные типы направленности у учеников 1 класса, из полученных

результатов

видно,

что

у

каждого

ребѐнка

не

одна,

а

несколько

направленностей.

Важно

отметить

данные

показатели

совпали

с

показателями направленностей и в 4 классе.

Организуя воспитательную работу, предоставляя каждому воспитаннику

право

выбора,

а

в

4

классе

осознанного,

удалось

добиться

высоких

результатов в работе всего классного коллектива.

Результативность воспитательной работы.

Проводя воспитательную работу в своем классе, я стремлюсь создавать

условия для успешного гармоничного развития каждого моего ученика в

различных сферах деятельности. Все ребята посещают кружки нашей школы,

100% учащихся занимаются в учреждениях дополнительного образования

города с 1 класса по 4 класс.

Выводы.

Выбранные

мною

направления

воспитательной

работы

по

программе

«Мозаика успеха» за отчетный период правильные и эффективные и

позволяют в результате сделать следующие выводы:

1.

Реализация поставленных задач, результаты диагностики воспитательной

работы позволяют сделать вывод об эффективности воспитательной системы

«Мозаика успеха»

2.

Сформировался единый коллектив.

3.

Сохранился контингент учащихся.

4.

В процессе формирования классного коллектива возросло и качество

обучения.

5.

Психологическая

атмосфера

в

классе

хорошая.

Дети

отзывчивые

и

исполнительные, адекватно реагируют на замечания и критику. Они активны,

открыты, радостны, иногда могут быть несдержанны и шумны.

6.

Дети принимают активное участие в жизни класса, школы, города.

7.

Наблюдается многообразие интересов детей: спорт, музыка, прикладные

виды искусств, шахматы.

8.

Было выявлено, что у большинства учащихся четвѐртого класса высокий

уровень школьной мотивации и учебной активности. Такие дети отличаются

наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно

выполнять все предъявленные требования.

9.

Вырос уровень познавательных и социальных мотивов учеников класса.

10.

Проанализировав

результаты,

были

выделены

основные,

самые

распространенные типы направленности у учеников 4 класса. Из полученных

результатов

видно,

что

у

каждого

ребѐнка

не

одна,

а

несколько

направленностей.

11.

Результаты диагностики показали, что в классе сформирован ученический

коллектив.

12.

В целом, анализируя результаты исследования можно говорить о высоком

уровне воспитанности учеников.

13.

Диагностируя уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью

в классе, получены следующие результаты:

- В классе продуманно ведется работа с родителями - 100%.

-

Учитель учитывает родительское мнение- 95%

-

В классе доброжелательная психологическая атмосфера - 95%

-

Я доволен тем, что мой ребенок обучается у этого учителя - 100%

Впереди

у

нас

последний

год

совместной

работы.

Поэтому,

главная

перспективная

задача

-

укрепить

созданное,

продолжить

работу

над

развитием успешной личности, единением коллектива детей и родителей,

воспитанием

у

детей

большей

самостоятельности,

ответственности,

дисциплинированности.



В раздел образования