Напоминание

«Особенности усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста»


Автор: Сидорова Антонина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад Теремок" ГБОУ СОШ им.М.К.Овсянникова с.Исаклы
Населённый пункт: Самарская обл., с.Исаклы
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста»
Дата публикации: 24.07.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Особенности усвоения грамматического строя речи детьми

дошкольного возраста».

План

Введение

1.

Особенности усвоения грамматического строя детьми дошкольного

возраста.

2.

Причины грамматических ошибок.

3.

Пути устранения ошибок.

Заключение

Список использованных источников

Введение.

Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных

задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано

с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием

всех сторон его личности.

Формирование грамматического строя является важнейшим условием

полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык

выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в

планировании

и

организации

деятельности

ребенка,

самоорганизации

поведения, в формировании социальных связей.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не

сможет не овладев грамматическим строем. Проблема формирования

грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Ее целью

является формирование грамматически правильной речи.

В ряду проблем речевого развития дошкольников стоит формирование

грамматического строя. Грамматика русского языка – обширная наука.

Именно через нее ребенок учится правильно говорить.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка

грамматика

представляет

собой

«систему

систем»,

объединяющую

словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть

подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

Морфология

изучает

грамматические

свойства

слова

и

его

формы,

грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и

предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование –

образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов),

которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с

помощью специальных средств, присущих языку.

Особенности

усвоения

грамматического

строя

детьми

дошкольного возраста.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя

сложный,

он

связан

с

аналитико-синтетической

деятельностью

коры

головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности

раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть

своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Физиологическим

механизмом

освоения

грамматического

строя

является

генерализация

соответствующих

грамматических

отношений,

выработка

динамического

стереотипа.

Ребенок,

наблюдая

реальные

отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы,

обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения

грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный

динамический

стереотип

при

изменении

имен

существительных,

прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для

выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных

грамматических форм.

Выработка

динамического

стереотипа

облегчается

большой

его

устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно

употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с

тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического

стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех

случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в

зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне мама купила

стол»).

То

же

наблюдается

в

употреблении

неизменяемых

имен

существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова

(существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто,

пианино, кофе и др.

В исследовании А.Н.Гвоздева содержится огромный фактический

материал длительных наблюдений за процессом морфологического и

синтаксического

оформления

детской

речи,

позволяющий

проследить

процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще

неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок

овладевает всеми основными формами языка.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем

годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева,

морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около

1 г. 4 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного

– един, и множ. число, именит., винит, и родит, падежи, глагольные

категории (повелит, наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде

усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием

значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий

зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение

тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли,

т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь

усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением,

которое легко может быть схвачено ребенком».

Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.),

а

также

разницу

между

уменьшительными

и

неуменьшительными

существительными: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную

форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка

большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с

предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с

участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное

наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально

существующее.

Исключительно

сложным

и

длительным

оказывается

усвоение

категорий

рода.

Род

усваивается

не

путем

механического

запоминания,

а

связывается

с

морфологической

структурой

существительных.

А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка

представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее

трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в

отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).

А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении

грамматического строя

наблюдается определенная

последовательность:

сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные

формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания

имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы,

нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем

подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде.

Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном

возрасте.

А.

Н.

Гвоздев

наметил

основные

периоды

в

формировании

грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-

корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях,

когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй

период

период

усвоения

грамматической

структуры

предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их

внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского

языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до

7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные,

стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже –

система чередований в основах.

Причины

грамматических

ошибок.

Успешное

формирование

грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин

детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и

приемов работы.

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными

факторами:

1. Общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка

(развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2. Трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией,

синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3. Запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также

состоянием

речевого

аппарата

и

уровнем

развития

фонематического

восприятия речи;

4. Неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего

неправильной речью родителей и воспитателей);

5. Педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской

речи.

Рассмотрим типичные грамматические ошибки в речи детей. Все ошибки

можно разделить на морфологические и синтаксические.

Морфологические ошибки:

1. Неправильные окончания имен существительных,

а) родительный падеж, множественное число: с окончанием –ей -

карандашов, дверёв, ежов,этажов; с нулевым окончанием: ночов, куклов,

девочков, книгов, дверков, пуговицев;

б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре,

без ложке;

в) винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен

существительных: Папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;

г)

предложный

падеж

неодушевленных

имен

существительных

мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте,

кофий, кофию, на пианине, в кине.

3.

Образование

множественного

числа

существительных,

обозначающих

детенышей

животных:

ягнёнки,

котёнки,

жеребёнка,

свинёнка.

4.

Изменение рода существительных: большой яблок, купи

мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

5. Образование глагольных форм.

а) повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),

склады (сложи); скакай (скани),

б)

изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать –

плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую);

мочь – можу (могу),

в) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишь

(дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).

6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая.

7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее,

чистее, хужее, красивше, плохее.

8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши,

у тебе новая платья, в этим кармане;

9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.

10. Ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно):

грабли, петля, туфли, ясли;

б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк -

волка - волки - волков; доска - доски - доску; изба - избы;

в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на

ноги, на пол.

11. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки

детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь»).

12.

Образование

страдательных

причастий

(ошибки

детей:

«нарисоватая», «оборватая»).

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие

ошибки: «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними; я «надетый»;

«Бегим», Коля уже «побег». Мы ходим за «ягодам» и «грибам».

Чаще всего эти погрешности вызваны особенностями местных говоров,

диалектной речью окружающих.

Синтаксические

ошибки в

речи

детей

дошкольного

возраста

наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

а)

на

первое

место

ставится

наиболее

важное

для

ребенка

слово: «Куклу мама принесла?»;

б) вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка

важнее: «Заплакала Маша почему?»;

в) дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на

вопрос «почему?» отвечают: «Почему что».

2. В неправильном оформлении союзной связи:

а) опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди,

потому нажал сильно»;

б) один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с

мячом»; «Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»;

в) союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли,

вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют».

Пути устранения ошибок.

В младшей группе знакомят детей с народными песенками, потешками,

прибаутками, стихами, сказками. Чтение их может сопровождаться игрой,

действием, соответствующим читаемому тексту. Удобно использовать для

этих целей стихотворение Е.Каргановой «Ладушки-ладошки». Воспитатель

читает стихотворение, добиваясь, чтобы после прочтения его дети поняли, о

чем

в

нем

говориться,

что

это

за

«ладушки-ладошки».

Последнее

четверостишие воспитатель читает дважды, после этого дети повторяют его,

сопровождая движением. На следующих занятиях можно еще раз прочесть

некоторые строки, сопровождая их действиями – движениями. Рефрен

стихотворения могут повторять все дети. Например, воспитатель начинает:

«Пожалели птичку, погрозили кошке…» Все подхватывают: «Вот какие

ладушки,

ладушки-ладошки!»

После

нескольких

повторений

дети

запоминают текст стихотворения.

Одно из первых занятий в младшей группе по развитию речи

проводиться по чтению потешки «Водичка, водичка умой мое личико».

После прочтения, воспитатель инсценирует умывание куклы Кати. Далее он

показывает детям куклу и просит посмотреть, как у нее заблестели глазки,

спрашивает: «Что сделали глазки? (Заблестели) И щечки розовеют. Что

делают? (Розовеют) Стал смеяться роток. Правда стал смеяться роток?

(Хоровые и индивидуальные ответы) И кусаться…? («Зубок») В этой

потешке

упражняем

детей

в

образовании

ласкательных

форм

существительных: глазки – глазоньки, лицо – личико, рот – роток, зуб –

зубок.

Потешка «Где же наши ручки» помогает детям закрепить форму

родительного падежа множественного числа существительных. Дети сидят

на стульчиках. Воспитатель обращается к ним, приглашая интонацией к игре,

шутке: «Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети

делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами.)

Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот

наши ножки. (Топают ножками.) Где наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот

наши ручки. Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки.

После

прочтения

потешки

«Как

у

нашего

кота»

воспитатель

рассматривает с детьми игрушечного котика. Обращая внимание детей на его

шкурку: шерсть мягкая, пушистая, «шубка очень хороша!» (хоровое и

индивидуальные высказывания). Дети вместе с педагогом рассматривают

усы «удивительной красы», отмечают, что «глазки смелые». Воспитатель

спрашивает: «Как вы думаете, какие у кота зубки?» – «Белые», – отвечают

дети. (Согласование существительных с прилагательными).

Далее детям можно предложить рассмотреть предметные картинки.

Рассматривают

их,

называют,

что

изображено.

«Угадайте

(покажите

картинку, назовите), – предлагает воспитатель, – у кого густая и пушистая

шерсть. А кот – у него тоже густая и пушистая шерсть – будет вместе со

мной проверять, не ошиблись ли вы». Дети перечисляют: густая и пушистая

шерсть у лисы, у белочки, у зайчика-зайчишки, у собаки. Детей упражняют в

употреблении обобщающих слов.

В образовательной деятельности с детьми

можно провести

упражнение на формирование умения образовывать названия детенышей

животных с помощью суффиксов –онок, -енок. Воспитатель раздает детям

предметные картинки (взрослые животные и их детеныши). «К нам в гости

пришли животные со своими детенышами. Назовите, кто у кого. У кошки…

(котенок). У лисы…(лисенок). У мышки…(мышонок). У зайца…(зайчонок)

У коровы…(теленок). У козы… (козленок) У утки…(утенок) У волка …

(волчонок) и т.д.»

Маленькие стихи могут сопровождаться игрой. Так после прочтения

стихотворения А.Барто

«Снег» воспитатель предлагает детям стать

снежинками. Когда

педагог читает последние строчки, дети начинают

кружиться,

воспитатель

прячет

снежинку-ребенка.

Спрашивает:

«Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» («Под стол» – хоровой и

индивидуальные ответы.) Педагог вновь читает стихотворение. И опять

прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для

«Строителя», на ковер, под стол, и т.д.

У детей формируется умение

употребление предлогов (в, на, за, под, около).

После игры детей можно познакомить со способом словообразования

слов

(снег – снежок – снежинка – снежный – снеговик).

А также

побеседовать

с

ними

о

зимней

природе:

«Зима

какая?

(Холодная,

морозная…) Снег какой (Холодный, белый…) Снежинки какие? (Маленькие,

белые,

пушистые…)»

У

детей

формируется

умение

согласовывать

прилагательные с существительными в роде, числе.

Чтение детям стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики»

сопровождается игрой. Воспитатель сообщает детям, что сейчас в группе

появиться солнечный зайчик. Лучше, если зайчик «ляжет» перед детьми на

полу. Далее педагог переводит зайчика с пола на стену. Потом дети замечают

его на диване, под столом, около шкафа. Дети сообщают, где находиться

зайчик, используя в речи соответствующие предлоги. У детей формируется

умение использование предлогов: на, над, около.

На полу или стене начинают прыгать два зайчика. «Много зайчиков»,

– радуются малыши. (Употребление существительных во множественном

числе) «Пригласите их подойти поближе», – предлагает воспитатель. Дети

манят зайчиков. «Мы зовем их – не идут», – читает педагог строчки из

стихотворения и, убирает зайчиков, констатирует: «Были тут – и нет их тут».

Затем педагог показывает, как зайчики «прыгают по углам», предлагая детям

повторить строчки: «прыг, прыг по углам». Заканчивает чтение словами «Где

же наши зайчики?» Он просит детей поискать их. Малыши заглядывают под

стулья, ищут зайчиков за шкафом и т.д. Возвращаются к воспитателю. Тот

спрашивает: «Где же зайчики?» – «Нет их. Ушли. Спрятались», – отвечают

дети. «Вы нигде их не нашли?» («Нет»)

Одна из любимых русских народных сказок детей «Курочка Ряба».

Рассказ сказки может сопровождаться демонстрацией фигурок настольного

театра и показом некоторых действий персонажей: «бил - бил – не разбил»;

«хвостиком задела, яичко упало».

Далее педагог задает детям вопросы по сказке: «Как зовут нашу

курочку? (Ряба) Где она жила? (В домике у деда с бабой) Что сделала

курочка Ряба? (Снесла яичко) Какое было яичко? (Не простое, а золотое,

крепкое, не смогли его разбить) Кто его разбил? (Мышка) Какая мышка была

(Маленькая, быстрая, с длинным хвостом) Как курочка пожалела деда и

бабу?» У детей формируется правильное использование в речи слов

женского и мужского рода с глаголами, слова среднего рода – яичко и

употребление его в связной речи.

Педагог может предложить детям картинки с изображением курочки,

мышки. Спрашивает: «Кто клюет? (Курочка) Кто грызет, умеет грызть?

(Мышка – корочку)» Просит детей показать, как клюет зерно курочка, как

грызет мышка корочку (воображаемые ситуации). Уточняет: «У кого клюв?

А у кого острые зубы?» У детей формируется способность к обобщению,

путем подбора к глаголам соответствующих существительных.

Для

формирования

умения

образовывать

глаголы

от

звукоподражательных слов предлагается детям упражнение: «Куд-куда, куд-

куда! Кто это? (Курочка) Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда!) Куд-

куда, куд-куда! Чей голос? (Курочки) Что делает курочка? (Кудахчет).

В заключении воспитатель приглашает детей к столу, предлагая детям

рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Он предлагает поиграть в «сказку».

Дети передвигают фигурки, сопровождая свои действия словами из сказки.

Русская народная сказка «Козлятки и волк» сопровождаться показом

настольного театра. Воспитатель показывает детям козу, козлят, волка.

Активизирует в их речи эти слова, предлагает повторить следующие фразы:

козлятки маленькие; волк большой и страшный. Затем он показывает избу,

приглашает повторить это новое слово (хоровые и индивидуальные ответы).

Рассказывает, что в избе жила коза с козлятками. Каждый день коза уходила

в лес «есть травку шелковую, пить воду студеную». Спрашивает: «Зачем коза

уходила в лес?» (Заслушивает хоровые и индивидуальные ответы.) После

показа сказки беседует с детьми: «Где жила коза с козлятками? ( В лесу). Кто

пришел к козляткам, когда мамы не было? (Волк). Что хотел волк? (Съесть

козлят, когда мамы-козы дома не было. Воспитатель помогает построить

ответ). Открыли козлятки волку дверь? (Нет, они маму послушались. Дети

отвечают хором и индивидуально с помощью воспитателя).

А если бы

открыли дверь волку? (Он бы съел козляток). Как козлятки маму узнавали,

что она пришла? (По голосу и песенке. Она пела тоненьким голоском). Как

пела коза? (Тоненьким голоском. А волк? – Толстым, грубым голосом).

Послушались маму козлята? (Да, послушались. Мама Коза так и сказала:

«Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел»)»

Заключение.

В дошкольном учреждении создаются условия для

освоения

трудных

грамматических

форм,

выработки

грамматических

навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращая

внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов

словообразования,

разнообразных

синтаксических

конструкций.

Важно

добиваться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и

умениями в речевом общении, в связной речи.

При чтении художественной литературы воспитатель организует

разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку

упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и

необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила

морфологии и синтаксиса родного языка.

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими

формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в

конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

Список используемых источников.

1. Алексеева, М.Н. Методика развития речи и обучение родному языку

дошкольников

[Текст]:

Учебное

пособие

для

студентов

средних

педагогических

учебных

заведений/М.Н.Алексеева,

В.И.Яшина.

-

М:

Академия. 1997-400с.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для

воспитателей детского сада / А.Г.Арушанова. - М: Мозаика - Синтез, 1999-

272с.

3.

Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе

детского сада. Планы занятий [Текст]/ В.В. Гербова.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2007 – 120 с.

4.

Гербова,

В.В.

Приобщение

детей

к

художественной

литературе.

Программа и методические рекомендации [Текст] / В.В. Гербова. – М.:

Мозаика-Синтез, 2005. – 72 c.

5.

Логинова, В.И.

Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /:

Пособие для воспитателя детского сада. В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И.

Попова М.: Просвещение, 2004. 223 с.

6.Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников [Текст]:

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /

О.С.Ушакова.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240с.

7. Федоренко, Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста:

Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкол.

воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» [Текст]/

Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 3-е изд.,

дораб. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.



В раздел образования