Напоминание

«Формирование физических качеств у старших дошкольников при проведении спортивных праздников»


Автор: Манакова Светлана Васильевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска
Населённый пункт: г. ХАБАРОВСК
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Формирование физических качеств у старших дошкольников при проведении спортивных праздников»
Дата публикации: 27.07.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр

развития ребенка – детский сад № 137»

Из опыта работы

инструктора по физической культуре МАДОУ № 137

Манаковой Светланы Васильевны

Тема: «Использование подвижных игр

как средства развития двигательной

активности детей старшего дошкольного

возраста»

2019

Содержание

Раздел I

Информационный…………………………………… 3

Раздел II

Технологический…………………………………….. 4

Актуальность опыта………………………………... 4

Главная идея опыта и его теоретическая база……5

Раздел III

Педагогическая технология

Особенности двигательной активности детей старшего

дошкольного возраста …………………………. 8

Раздел IV

Результативность опыта …………………………...

Система работы по использованию подвижных игр детей

старшего дошкольного возраста ……………….. 10

Библиография ………………………………….. 17

Приложение ………………………………………. 19

Раздел I. Информационный.

Тема опыта:

«Использование подвижных игр

как средства развития

двигательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Опыт представлен:

1. Теоретическим обоснованием необходимости формирования двигательной

активности посредством подвижных игр

2. Систематизацией практического материала;

3. Результатами данного опыта.

По степени новизны опыт рассматривает усовершенствование форм

работы с детьми дошкольного возраста, где наибольшая результативность

достигается при одновременном воздействии на сознание ребенка на трех

условиях:

физическом,

когнитивном,

эмоциональном.

Необходимым

условием

является

повышение

физической

культуры

и

вовлечение

дошкольников в активный образ жизни.

Способ получения нового знания и совершенствования физических

навыков – двигательная активность в процессе подвижных игр.

Раздел II. Технологический.

АКТУЛЬНОСТЬ ОПЫТА

В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности

использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля

мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто

лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети

дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них

влияет

еще

и

интенсификация

учебного

процесса

в

детском

саду,

сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем

рационального двигательного режима в детских садах становится важным

гигиеническо-медицинским

и

одновременно

социально-экономическим

вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании

детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса

умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп

детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной

умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная

двигательная деятельность.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития

детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных

тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова,

Ю.К.

Чернышенко,

В.И.

Усакова от

30% до 40%

детей

старшего

дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.

Причины этого кроются в современном образе жизни[9]. Психологи,

педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений -

снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова,

С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в

движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в ООП

вопрос здоровья стоит на первом месте.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает

выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного

развития

ребенка.

По

утверждению

отечественных

педагогов

Е.Н.

Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д.

Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством

физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой

затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме.

Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка,

способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения

повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию

защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей,

формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к

заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения,

развиваются

такие

качества,

как

инициатива

и

самостоятельность,

уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия

и даже соблюдать определенные правила.

Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если

ребенок встречается с не желанием быть активным в жизни, он тоже

становится ленивым и ведет малоактивный образ жизни, а если ребенка

вовлекают в спорт, начиная с простых подвижных игр и упражнений,

повышается интерес и двигательная активность, улучшается качество жизни.

Исправить ошибки взрослых не так-то просто, целесообразнее их не делать.

Лучшее воспитание – это воспитание примером.

Заняться данной проблемой я решила, видя, что дети малоактивны,

игры носят малодинамичный характер (компьютер, планшет, телефон)

отношения между детьми в группе неустойчивое, дети часто конфликтуют,

проявляют агрессию, по - пустякам обижают друг друга.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили

выбор темы: «Использование подвижных игр

как средства развития

двигательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Цель: педагогического опыта: исследовать влияние подвижных игр на

двигательную активность у детей 6-7 лет.

Гипотеза:

активные

занятия

подвижными

играми

содействует

процессу правильного физического развития ребенка.

Объектом

педагогического

опыта

я

выделила

двигательную

активность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:

подвижная игра как

средство развития

двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из Цели, Предмета, Объекта, Гипотезы педагогического опыта я

поставила ряд задач:

1.

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2.

Расширить возможности приобщения дошкольников к активному образу

жизни,

сделать

подвижные

игры

регулярными

и

эмоционально

окрашенными.

3. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их

на практике.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕКСАЯ БАЗА

Теоретической и методологической основой явились исследования

отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.

Практическая значимость состоит в возможности использования

предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми

6-7 лет в дошкольном учреждении.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные

русские ученые - педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие

другие)

раскрыли

роль

игры

как

деятельности,

способствующей

качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка,

оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по

вопросу исторического происхождения игры провел Д.А. Эльконин, который

отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с

характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на

низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и

раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в

первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и

детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены

Н. Фхилитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для

восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы

ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой

затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового

порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской

системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место.

Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к

жизни.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка,

характеризующаяся

точным

и

своевременным

выполнением

заданий,

связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По

определению

П.Ф.

Лесгафта,

«подвижная

игра

является

упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

По

мнению

М.Н.

Жукова,

«подвижная

игра

-

относительно

самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в

отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

В

формировании

разносторонне

развитой

личности

ребенка

подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как

основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным

средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает

оздоровительное

воздействие

на

организм

ребенка.

Игра

является

незаменимым

средством

совершенствования

движений;

развивая

их,

способствует

формированию

быстроты,

выносливости,

координации

движений.

Большое

количество

движений

активизирует

дыхание,

кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает

благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка:

дети

учатся

действовать

в

соответствии

с

правилами,

овладевать

пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся

игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры

активизируются

память,

представления,

развиваются

мышление,

воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами,

считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас,

обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного

воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим

требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное

выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку,

умение контролировать свои поступки, свое поведение. В подвижных играх

совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту

движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают

поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые

атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,

совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей

трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся

навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых

психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие

отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и

методика физического воспитания и др.[12].

Для удобства практического использования игры классифицируются

(Приложение 1 и 2). Отличают элементарные подвижные игры и спортивные

игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами.

В своей практике использую преимущественно элементарные подвижные

игры.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением

двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий

физическими упражнениями, подвижными играми.

Итак,

игры

и

развлечения

детей

на

свежем

воздухе

имеют

оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко

доступны

для

непосредственно-образовательной

деятельности

по

физкультуре.

В

связи

с

этим

важно

творчески

подходить

к

проведению

физкультурных

занятий

детей

и

при

необходимости

самостоятельно

составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых

ребенок особенно нуждается в данный момент.

Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников,

определила основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К

ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные[7].

Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации

занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности

занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост,

развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на

формирование

правильной

осанки

у

детей,

а

также

повышают

функциональную деятельность организма.

Образовательные задачи подвижных игр:

- игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это

такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается

умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- правила и двигательные действия подвижной игры создают у

играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют

в их сознании представления о существующих в обществе отношениях

между людьми.

Воспитательные задачи подвижных игр

.

Подвижные игры в большой

степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости,

силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества

развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это

игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые,

зрительные,

тактильные

сигналы,

игры

с

внезапными

остановками,

задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших

расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в

игре,

быстрый

переход

участников

от

одних

движений

к

другим

способствуют развитию ловкости.

Для

воспитания

силы

хорошо

использовать

игры,

требующие

проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых

напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений,

с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты

сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым

изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные

эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью

многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые

волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к

игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и

степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения

конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо

решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет

эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.



В раздел образования