Автор: Ховалыг Анай Бартыштаановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: MБОУ Шеминская СОШ Населённый пункт: село Шеми Республика Тыва Наименование материала: статья Тема: "Обучение описанию как типу монологической речи" Раздел: полное образование
Обучение описанию как типу монологической речи
Один и тот же предмет (объект) может быть описан по-разному. Выделяются
следующие виды описаний:
1. Научные. Встречаются в научной литературе, учебниках, справочниках, они
отличаются употреблением терминологической лексики, слов и выражений в их
прямом значении. В научных описаниях глаголы чаще всего употребляются в форме
настоящего времени;
2.Деловые. Встречаются в официально-деловых документах, в них перечисляются
характерные признаки описываемого объекта. Глаголы в таких описаниях обычно
употребляются в одном абсолютном значении ; 3.Художественные. Сферой
применения таких описаний являются произведения художественной литературы. В
художественном описании обычно даётся яркая, эмоционально окрашенная
характеристика признаков описываемого предмета (объекта), т.е. объект описания
изображается. Глаголы-сказуемые в таких описаниях чаще всего употребляются в
форме прошедшего времени, встречаются также в настоящем и будущем времени в
абсолютном значении;
4. Публицистические описания помещаются в газетах и журналах. Они отличаются
экономным использованием языковых средств, рассчитаны на широкий круг
читателей.
5.Встречаются также описания разговорно-бытовые.
Изложенные выше сведения закрепляются в ходе анализа текста- образца:
Гроза
Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между
так называемыми грозовыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а
также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются
осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром. Гроза наблюдается в
жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над нагретой сушей, а также в
холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую
поверхность. ( Из энциклопедического словаря)
Задания к тексту:
1)
Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи он может быть отнесен
2)
Установите объект описание в приведенном тексте и укажите, какие его
признаки раскрыты.
3)
Какие средства использованы для описания выделенных вами признаков?
Выделите их.
4)
Ответы на вопросы:
1) Какую цель ставил перед собой автор описания?
2) Где можно встретить такие описания? Выпишите слова и выражения,
подтверждающие ваше мнение.
3)Имеются ли в тексте изобразительного – выразительные средства? Если нет,
то почему? Сделайте вывод о стилистической принадлежности приведенного
описания.
ГРОЗА
Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные
птицы. Внезапная молния судорожно передернула небо, и я увидел над
Окой дымный облачный вал, что всегда катится впереди сильной грозы.
Потом ещё потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках
казались ослепительно- белыми, как это бывает ночью. Небо дунуло резким
холодком мирового пространства. И издалека, все приближаясь, как бы перегибая
всё на своём пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно
встряхивал землю.
Вихри туч опустились к земле, как тёмные свитки, и вдруг случилось чудо -
солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул
торопливый, подстёгнутый громами тоже косой и широкий ливень.
Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость,
стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и сверкал и дымился от счастья.
(К. Г. Паустовский. Избушка в лесу)
1. К какому типу речи относится данный текст. Перескажите его.
2. Сравните это описание с приведённым выше в следующей последовательности:
а) объект описания; б) раскрытые признаки; в) средства раскрытия признаков; г)
назначение описания; д) сфера его применения.
3. В тексте 2 дана картина грозы. Укажите, какие изобразительно- выразительные
средства использованы автором для создания картины в целом и её деталей.
Выпишите их и составьте с ними несколько предложений.
4. Сделайте вывод о стилистической принадлежности этого описания
Гроза
Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами нашей
области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные
столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях
возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно
стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён
некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное
и автомобильное сообщение между соседними
районами.
Задания к тексту:
Спишите текст. Письменно ответьте на вопрос, чем отличается этот текст от
предыдущих. Сравнение стройте по такому типу: а) объект описания;
б) раскрытые его признаки; в) способ раскрытия признаков
Описываемого предмета; г) лексико – синтаксический состав; д) сфера
применения описания. Объясните, какое это описание.
Гроза
Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над
районным центром-городом Чадан и прилегающей к нему сельской местности
пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра
достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб
собственности деревень Хайыракан, Теве-Хая, Ийме, исчисляемый, по
предварительным данным, в десятки тысяч рублей. Имели место пожары,
возникшие вследствие удара молнии. Вышедшая из берегов в результате
проливного дождя река вид затопила значительную площадь.
Задания к тексту
Прочитайте текст. Обратите внимание на то как описана гроза в служебном
донесении. Выпишите из текста слова и конструкции, характерные для
официально- делового стиля.
Гроза
Ну и гроза прошла сегодня над нами!.. Сначала все было нормально, тихо, я
собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния и бабахнет гром,
да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось
ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А
совсем рядом, что называется рукой подать, запылала наша школа. И стар и млад – все
повысыпались из изб, толкутся, орут, скотина ревёт, - вот страсти какие! Здорово
испугался я в тот час, да слава богу всё скоро закончилось
Задание к тексту
Прочитайте приведенное разговорно - бытовое
описание грозы. Определите,
какие признаки описываемого объекта раскрыты. Выпишите слова и выражения,
характерные для разговорной речи.