Напоминание

"Обучение описанию как типу монологической речи"


Автор: Ховалыг Анай Бартыштаановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: MБОУ Шеминская СОШ
Населённый пункт: село Шеми Республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение описанию как типу монологической речи"
Раздел: полное образование





Назад




Обучение описанию как типу монологической речи Один и тот же предмет (объект) может быть описан по-разному. Выделяются следующие виды описаний: 1. Научные. Встречаются в научной литературе, учебниках, справочниках, они отличаются употреблением терминологической лексики, слов и выражений в их прямом значении. В научных описаниях глаголы чаще всего употребляются в форме настоящего времени; 2.Деловые. Встречаются в официально-деловых документах, в них перечисляются характерные признаки описываемого объекта. Глаголы в таких описаниях обычно употребляются в одном абсолютном значении ; 3.Художественные. Сферой применения таких описаний являются произведения художественной литературы. В художественном описании обычно даётся яркая, эмоционально окрашенная характеристика признаков описываемого предмета (объекта), т.е. объект описания изображается. Глаголы-сказуемые в таких описаниях чаще всего употребляются в форме прошедшего времени, встречаются также в настоящем и будущем времени в абсолютном значении; 4. Публицистические описания помещаются в газетах и журналах. Они отличаются экономным использованием языковых средств, рассчитаны на широкий круг читателей. 5.Встречаются также описания разговорно-бытовые. Изложенные выше сведения закрепляются в ходе анализа текста- образца:
Гроза
Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми грозовыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над нагретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность. ( Из энциклопедического словаря) Задания к тексту: 1) Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи он может быть отнесен 2) Установите объект описание в приведенном тексте и укажите, какие его признаки раскрыты. 3) Какие средства использованы для описания выделенных вами признаков? Выделите их. 4) Ответы на вопросы: 1) Какую цель ставил перед собой автор описания? 2) Где можно встретить такие описания? Выпишите слова и выражения, подтверждающие ваше мнение. 3)Имеются ли в тексте изобразительного – выразительные средства? Если нет, то почему? Сделайте вывод о стилистической принадлежности приведенного описания. ГРОЗА Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передернула небо, и я увидел над Окой дымный облачный вал, что всегда катится впереди сильной грозы.
Потом ещё потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках казались ослепительно- белыми, как это бывает ночью. Небо дунуло резким холодком мирового пространства. И издалека, все приближаясь, как бы перегибая всё на своём пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю. Вихри туч опустились к земле, как тёмные свитки, и вдруг случилось чудо - солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстёгнутый громами тоже косой и широкий ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и сверкал и дымился от счастья.
(К. Г. Паустовский. Избушка в лесу)
1. К какому типу речи относится данный текст. Перескажите его. 2. Сравните это описание с приведённым выше в следующей последовательности: а) объект описания; б) раскрытые признаки; в) средства раскрытия признаков; г) назначение описания; д) сфера его применения. 3. В тексте 2 дана картина грозы. Укажите, какие изобразительно- выразительные средства использованы автором для создания картины в целом и её деталей. Выпишите их и составьте с ними несколько предложений. 4. Сделайте вывод о стилистической принадлежности этого описания


Гроза
Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами нашей области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. Задания к тексту: Спишите текст. Письменно ответьте на вопрос, чем отличается этот текст от предыдущих. Сравнение стройте по такому типу: а) объект описания; б) раскрытые его признаки; в) способ раскрытия признаков Описываемого предмета; г) лексико – синтаксический состав; д) сфера применения описания. Объясните, какое это описание. Гроза Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром-городом Чадан и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Хайыракан, Теве-Хая, Ийме, исчисляемый, по предварительным данным, в десятки тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река вид затопила значительную площадь. Задания к тексту Прочитайте текст. Обратите внимание на то как описана гроза в служебном донесении. Выпишите из текста слова и конструкции, характерные для официально- делового стиля. Гроза
Ну и гроза прошла сегодня над нами!.. Сначала все было нормально, тихо, я собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А совсем рядом, что называется рукой подать, запылала наша школа. И стар и млад – все повысыпались из изб, толкутся, орут, скотина ревёт, - вот страсти какие! Здорово испугался я в тот час, да слава богу всё скоро закончилось Задание к тексту Прочитайте приведенное разговорно - бытовое описание грозы. Определите, какие признаки описываемого объекта раскрыты. Выпишите слова и выражения, характерные для разговорной речи.


В раздел образования