Автор: Безина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ СО <<Балашовский центр социальной помощи семье и детям <> Населённый пункт: город Балашов,Саратовская область Наименование материала: коррекционно-развивающая Тема: "Cемья" Раздел: среднее профессиональное
р а б о т ы : индивидуальные
и
групповые
занятия,
чтение
художественной
литературы
и
просмотр
художественных
фильмов,
коллективные дела, творческая деятельность, акции, практикумы, ведение
дневников.
Ожидаемый
результат:
в
процессе
коррекционной
работы
по
данной
программе
у
воспитанников
расширятся
осмысление
собственной
родительской семьи, сохранение о ней памяти; получат развития умения
упреждать
и
разрешать
семейные
конфликты;
суждения
по
проблемам
семейных
взаимоотношений;
понятия:
счастье,
дружба
,любовь
и
влюбленность.У
подростков
сформируются
знания
о
традициях
в
семье,
укрепятся
представления
о
собственной
модели
семьи.
построения
собственной модели семьи.
Содержание программы.
I.
Этап-Диагностика осуществляется для двух возрастных групп
.
№ Направление
диагностики.
Наименование
диагностических
методик
для
детей
в
возрасте 12-14лет.
Наименование
диагностических
методик для детей в
воэрасте 14-16лет.
1.
Уровень
сформированности
п р е д с т а в л е н и й
о
семье.
Д.упр .*Солнышко*,
Анкета* О маме.*
Анкета№1*Семья*,
незаконченное
предложение * Семья-
это…*.
2.
Уровень
сформированности
п р е д с т а в л е н и й
о
родственных
отношениях в семье.
И г р о в о е
з а д а н и е
*
*Литературные
родственники
*,игра Уголки*
Кроссворд*Родственные
отношения*,
игра*Назови,кто
кому
приходится*.
3.
Уровень
сформированности
п р е д с т а в л е н и й
о
традициях семьи.
Рисунок
с
по следующим
обсуждением,мини-сочинение.
А н к е т а * Т р а д и ц и и
в
семье*,мини-сочинение.
4.
Уровень
сформированности
детско-родительских
отношений.
Анкета*Я и моя семья*
Анкета*Конфликтная
ли
вы
лично сть*,решение
проблемных ситуаций.
5.
Уровень
сформированности
п р ед с т а вл е н и й
о б
обязанностях
членов
семьи.
Д.упр.*Распредели
обязанности*,анкета*Отрудов
ом воспитании*.
А н ке т а * Кт о
в
с е м ь е
д о л ж е н
в ы п о л н я т ь
обязанности*.
6.
Уровень
сформированности
у
подростков
понятий:
дружба, влюбленность
,любовь ,счастье.
Анкета * Дружба*.
Анкета *Есть ли на свете
любовь?*
7.
Уровень
сформированности
у
подростков
о б р а з а
собственной
модели
семьи.
В о п р о с ы -
о б с у ж д е н и е
,рисование
*Эмблема
моей
будующей семьи*.
Анкета*Уровень
сформированности
брачно-семейных
отношений*.
II.
Коррекционно – развивающие занятия.
1. Тематический блок «Личность.Общество.Семья. 1 - 2 занятия
Задачи:
1.
Помочь
детям
осознать
свою
индивидуальность,
особенность,
неповторимость,
расширить
представления
о
себе,
семье,
ролевом
поведении.
2.
Развивать представления о построении жизненной перспективы.
3.
Учить верить в себя, свои силы и возможности, развивать способности
решать проблемы и преодолевать неудачи.
4.
Формировать доверие к людям, уважение к семейным ценностям.
Темы для обсуждения в процессе занятий:
1.Кто я? Кто моя семья?
2. Что такое хорошо и что такое плохо?
3.Мои друзья
4.Жизненная перспектива.
Закрепление пройденного материала осуществляется в процессе совместной
и самостоятельной деятельности воспитанников. В зависимости от уровня
развития
несовершеннолетних
выбирается
форма
работы
(собеседование,
конкурс сочинений или
рисунков, коллективное изготовление коллажей,
практикумы).
Темы для конкурсов детского творчества:
«Кто я? Кто моя семья?», «Этим можно гордиться!», «Мужчины нашего
рода»,
«Семейный
портрет»,
«Мама,
папа,
я
-
читающая
семья»,
«Замечательный сосед», «У меня есть друг».
2. Тематический блок «Моя семья.» 6занятий
Задачи:
1.
Формировать
у
воспитанников
представления
о
функциях
членов
семьи.
2.
Развивать
представления
несовершеннолетних
о
составе
семьи
и
родственных отношениях внутри нее.
3.
Воспитывать
важность
семейных
традиций
в
формировании
воспитанников отношения к семье ,как к ценности..
4.
Содействовать приобретению опыта упреждать и разрешать семейные
конфликты.
Темы занятий:
- Семья. Родственные отношения. - Семья. Взаимоотношения в семье.
- Взаимопомощь в семье.
- Семейные традиции.
- Семья, которую хочу создать.
Закрепление пройденного материала осуществляется в процессе просмотра
видеороликов, презентаций и фотоальбомов, ролевых игр, практикумы.
Примерные темы для конкурсов детского творчества:
«Моя семья «Ласковое слово-мама», «Что такое хорошо и что такое плохо»,
«Семейный выходной», «Семейный сундук или мое приданое.
Примерные темы акций: "Семейная эстафета",Семейный портрет.
3. Тематический блок «Чистейшей прелести чистейший образец»
6занятий
Задачи:
1.
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и любви, как
высших человеческих чувств.
2.
Формировать нравственную культуру подростков, понимание значения
такой
нравственной
категории,
как
любовь
в
жизни
человека,
его
многоликости.
3.
Помочь
детям
разобраться
в
сложной
философской
категории
и
предложить модель понимания счастья выдающимися людьми.
4.
Формировать уважительное, бережное отношение к своим чувствам и
чувствам других людей.
.
Темы занятий:
-«Любовь и влюбленность»
- «Первая любовь»
- «Счастье»
- «Построим дом счастья»
- «Семь-Я»
Закрепление пройденного материала осуществляется:
в процессе моделирования и решения семейных ситуаций, составления
*формулы* счастья,* гимна* любви, диспуты, тематические часы.
в
процессе
чтения
и
последующего
обсуждения
литературных
произведений
русских
и
российских
поэтов
и
пис ателей,
прослушивания музыкальных произведений;
в процессе подготовки и организации конкурсов детского творчества
« С ол н ы ш ко
л ю б в и » ,
« Д е в и ц ы - ма с т е р и ц ы » ,
« Ш к ат ул к а
тайн…»,Красивые слова, Мы в ответе за тех кого приручили, Что несет
человеку любовь….
в процессе подготовки и проведения праздников.
111-
Этап
–отслеживания
результативности
программы
проводится
на
основание
данных
первичной,
срезовой
и
заключительной
диагностики.
Первичная диагностика осуществляется в условиях приемного отделения, в
дальнейшем, в отделении реализации программ социальной реабилитации в
течение 7 дней проводится уточняющая диагностика.
Срезовая
диагностика
осуществляется
через
три
месяца,
заключительная-
по
окончании коррекционно-развивающих занятий (через 6 мес.). Оценка знаний
воспитанников
производится
согласно
алгоритму
и
критериям
усвоения
программного материала.