Сложение и вычитание десятичных дробей с разным числом разрядов
Автор: Чернова Эльвира Равильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан Наименование материала: технологическая карта урока математики в 5 классе Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей с разным числом разрядов Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной
деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Автор: Чернова Эльвира Равильевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №3», г.
Октябрьский.
Материал
представляет
План-конспект
урока
математики
для
5
класса
по
теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей с разным числом разрядов» и Технологическую
карту урока, реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных
действий.
Данная
работа
поможет
учителям
математики
в
планировании
урочной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта.
С
1
сентября
2011
года
образование
в
России
перешло
на
Федеральный
государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков
(ЗУН)
и
ставит
главной
задачей
развитие
личности
ученика.
Формулировки
Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся
должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Главной
же
частью
ядра
ФГОС
являются
универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные,
регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения
УУД
требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В
современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника,
раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как
средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь
будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением
конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт
для
получения
нового
знания.
Научить
работать
с
текстами,
рисунками,
графиками,
таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для
ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Без
математической
подготовки
невозможно
стать
образованным
современным
человеком т.к.:
1в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин:
физики, химии, биологии, информатики и др.;
2
в
послешкольной
жизни
–
получение
специальности,
в
ряде
которых
необходим
высокий
уровень
образования
связанный
с
непосредственным
применением математики: экономика, финансы, психология, и т.д;
3
изучение
математики
способствует
эстетическому
воспитанию
человека,
пониманию
красоты
и
изящества
математических
рассуждений,
восприятию
геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного
урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при
подготовки
к
современному
уроку,
чтобы
реализовать
требования
Федерального
государственного образовательного стандарта?
По моему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его
обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная
форма
планирования
педагогического
взаимодействия
учителя
и
ученика,
дающая
возможность
отразить
деятельностную
составляющую
взаимодействия
всех
участников
учебного процесса. Технологическая карта урока позволяет учителю:
1увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный
процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
2
2полностью
отразить
последовательность
всех
осуществляемых
действий
и
операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к
намеченному результату;
3корректировать,
варьировать
и
синхронизировать
действия
всех
субъектов
педагогической деятельности;
4согласовывать действия учителя и ученика;
5организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
1 реализовать планируемые результаты ФГОС;
2 сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего
учебного курса;
3 спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
4 спроектировать
последовательность
работы
по
освоению
темы
от
цели
до
конечного результата;
5 выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на
каждом этапе освоения темы;
6 соотнести результат с целью обучения;
7 обеспечить повышения качества образования.
На мой взгляд, повышение качества образования происходит за счет того, что:
учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до
результата;
организуется
поэтапная
самостоятельная
учебная,
интеллектуально-
познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.
3
10.
11.Технологическая карта урока
12. Учитель – Чернова Э. Р.
13. Предмет – математика
14. Класс – 5
15. Авторы УМК – Г. В . Дорофеев, Л. Г. Петерсон.
16. Тема урока: сложение и вычитание десятичных дробей с разным числом разрядов.
17. Тип урока: урок открытия нового знания
18. Цель урока: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и
сравнение десятичных дробей, сокращение, умножение, и деление обыкновенных дробей.
19. Задачи урока:
20. Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
21. Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом
22. Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений
23.
Дидактический материал к уроку : мультимедийный проектор, экран, презентация «Сложение и вычитание десятичных
дробей», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.
24.
25.
26.
27.
Эта
пы
уро
ка
28.
Цели этапа
29.
Деятельность
учителя
30.
Деятельность
ученика
31.
Офо
рмл
ение
доск
и
32.
33.
Орг
мом
ент.
Сам
ооп
ред
еле
ние
к
38.
1) включить учащихся в
учебную деятельность;
39.
2) определить
содержательные рамки
урока: продолжаем
работать с десятичными
дробями
42.
Приветствие,
мобилизация
43.
внимания детей.
44.
Вопросы:
45.
– Вспомните,
какой был план
изучения
50.
Включаются в
деловой
51.
ритм урока:
52.
53.
- Понятие
дроби,
сравнение
дробей,
57.
На
доск
е
напи
сано
числ
о,
клас
сная
4
уче
бно
й
деят
ель
нос
ти
34.
35.
36.
37.
40.
41.
обыкновенных
дробей?
46.
47.
– Что мы
научились
делать с
десятичными
дробями?
48.
49.
– Какой
следующий шаг
мы должны
сделать в
изучении
десятичных
дробей?
арифметика
дробей,
решение задач
на дроби.
54.
- Переводить в
обыкновенные
дроби, читать,
писать,
сравнивать
55.
- Научиться
выполнять
действия с
десятичными
дробями
56.
рабо
та
58.
59.
60.
Акт
уал
иза
ция
зна
ний
и
уме
ний
61.
1) актуализировать учебное
содержание, необходимое и
достаточное для
восприятия нового
материала: сравнение
выражений, не выполняя
вычислений, выражение
обыкновенных дробей в виде
десятичных дробей,
сложение и вычитание
десятичных дробей,
содержащих одинаковое
число знаков после запятой;
62.
2) актуализировать
мыслительные операции,
необходимые и
достаточные для
восприятия нового
материала: сравнение,
анализ, обобщение;
64.
Организует
устную работу
65.
1) Что
произойдёт с
десятичной
дробью, если
перенести
запятую вправо
на одну цифру?
Влево на одну
цифры?
Докажите
примерами
66.
2) Не выполняя
вычислений,
сравните
выражения.
67.
3) Можно ли
70.
Отвечают на
вопросы
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
На
экра
не
през
ента
ция
«Сло
жени
е и
вычи
тани
е
деся
тичн
ых
дроб
5
63.
3) зафиксировать все
повторяемые понятия и
алгоритмы в виде схем и
символов: в виде правил;
утверждать, что
значения
выражений
будут
одинаковыми?
68.
69.
ей»
78.
Слай
д 1-2
79.
80.
81. Акт
уал
иза
ция
зна
ний
и
фик
сац
ия
зат
руд
нен
ия
в
дея
тел
ьно
сти
82.
83.
зафиксировать
индивидуальное
затруднение в
деятельности,
демонстрирующее на
личностно значимом уровне
недостаточность
имеющихся знаний:
сложить и вычесть
десятичные дроби,
содержащие разное число
знаков после запятой.
84.
Предлагает
индивидуальное задание:
85.
– Выполните
действия, не переводя десятичные
дроби в обыкновенные дроби
86.
87.
Решают
проблему.
88.
89.
Отвечают на
вопрос
90.
91.
92.
На
экра
не
през
ента
ция
«Сло
жени
е и
вычи
тани
е
деся
тичн
ых
дроб
ей»
93.
Слай
д 3
94.
95.
96.
Пос
тан
овк
а
уче
бно
97.
1) организовать
коммуникативное
взаимодействие, в ходе
которого выявляется и
фиксируется
отличительное свойство
задания, вызвавшего
затруднение в учебной
99.
Вопросы:
100. – Какое задание
вы должны
выполнить?
101. – Вы смогли
выполнить
110. 1.Дают ответы
111. - Найти сумму и
разность
десятичных
дробей.
119. На
доск
е
запи
сыва
ем
тему
6
й
про
бле
мы
деятельности: отсутствие
правила сложения и
вычитания десятичных
дробей;
98.
2) согласовать цель и тему
урока: сложения и
вычитание десятичных
дробей.
задание?
102.
103. – С каким
затруднением вы
столкнулись при
выполнении
задания?
104.
105. –
Сформулируйте
цель и тему
урока.
106.
107.
108.
109. – А, для того,
чтобы научиться
складывать и
вычитать
десятичные
дроби, что надо
сделать?
112. - Ответы могут
быть разные, их
зафиксировать
на доске
113. - Количество
разрядных
слагаемых в
числах разное
114.
115.
116. 2.Формулируют
тему и цель
урока,
записывают в
тетрадь:
научиться
складывать и
вычитать
десятичные
дроби, не
переводя их в
обыкновенные
дроби. Тема
урока:
«Сложение и
вычитание
десятичных
дробей»
117. - Построить
алгоритм
сложения и
вычитания
десятичных
урок
а
120.
7
дробей
118.
121.
122.
Откры
тие
нов
ого
зна
ния
123. 1) организовать
коммуникативное
взаимодействие для
построения нового способа
действия, устраняющего
причину выявленного
затруднения;
124. 2) зафиксировать новый
способ действия в знаковой,
вербальной форме и с
помощью эталона
125.
Подводит
вопросами к
открытию новых
знаний:
126. 1.– В устной
работе вы
сделали
предположение,
как сложить и
вычесть
десятичные
дроби,
повторите этот
вывод. (Сложить
и вычесть
разрядные
единицы, как с
натуральными
числами.)
127.
– Докажите своё
предположение
128.
2.
Сформулируйте
правило
сложение и
вычитание
десятичных
дробей.
129.
– Что общего вы
заметили во
всех примерах?
130.
– Что надо
136. 1.Работа в
группах.
Учащиеся
проводят
доказательство,
используя
перевод в
обыкновенные
дроби
137.
138.
139.
140. 2. Отвечают на
вопросы
141. - Чтобы
сложить или
вычесть
десятичные
дроби, надо
сложить или
вычесть
разрядные
единицы, как
натуральные
числа.
142. - Количество
цифр после
запятой в
числах и
146. На
экра
не
през
ента
ция
«Сло
жени
е и
вычи
тани
е
деся
тичн
ых
дроб
ей»
147.
148.
149.
150.
151.
152. Слай
8
сделать с
дробями в
примерах
131.
1,2 + 0,3607;
4,002 –
1,2, чтобы
можно было
использовать
сформулирован
ное правило?
132.
– Какое
правило, мы
можем
использовать,
чтобы уравнять
количество цифр
после запятой?
133.
134.
135.
3. Построим
алгоритм
выполнения
сложения и
вычитания
десятичных
дробей
результатах
одинаковое
143. - Надо сделать
так, чтобы
количество
цифр после
запятой было
одинаковым
144. -Приписывание
нулей к знакам,
стоящим после
запятой, не
изменяет
десятичную
дробь
145. 3. Учащиеся
формулируют
алгоритм
сложения и
вычитания
десятичных
дробей
д 4
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160. Слай
д 5
161.
162.
Пер
вич
ное
закр
епл
ени
163. зафиксировать изученное
учебное содержание во
внешней речи.
164.
165. 1. Учебник
№836 (и, к, л, м)
– с объяснением
у доски
166.
167.
171. 1. Один ученик
у доски,
остальные в
тетрадях
172.
173.
178. На
экра
не
през
ента
ция
«Сло
жени
9
е
168.Физкультминут
ка (приложение
2)
169.
170. 2. №836 (ж, з) –
в парах с
проверкой по
образцу
174.
175.
176.
177. 2. Работа в
парах
е и
вычи
тани
е
деся
тичн
ых
дроб
ей»
179.
180. Слай
д 6
181.
182.
6.
Пер
вич
ный
кон
тро
ль
(са
мос
тоят
ель
ная
раб
ота)
183. проверить своё умение
применять алгоритм
сложения и вычитания в
типовых условиях на основе
сопоставления своего
решения с эталоном для
самопроверки.
184.
185.№836 (д, е)
186.
187.
188.
Самостоятельно
е решение.
189. После
выполнения
работы
учащиеся
проверяют по
эталону,
фиксируют
правильность
выполнения
задания,
анализируются
и исправляются,
допущенные
ошибки
190. На
экра
не
през
ента
ция
«Сло
жени
е и
вычи
тани
е
деся
тичн
ых
дроб
ей»
191.
192. Слай
10
д 7
193.
194.
Включе
ние
в
сис
тем
у
зна
ний
и
пов
тор
ени
е
195. 1) тренировать навыки
использования нового
содержания совместно с
ранее изученным:
представление десятичных
дробей в виде суммы
разрядных слагаемых;
196. 2) повторить учебное
содержание, которое
потребуется на следующих
уроках: сравнение
десятичных дробей,
действия с алгебраическими
дробями, составление
буквенных выражений и
нахождение значения
буквенных выражений.
197. Комментирует ,
направляет
работу
учащихся.
198. №№ 837 – у
доски
199. 876 -
самостоятельно
200. 880 – у доски
201.
202. Один ученик на
доске, а
остальные в
тетради
выполняют
задание
203.
204.
205.
Рефлекс
ия
206. зафиксировать новое
содержание, оценить
собственную деятельность
1.
Задает вопросы
207. – Мы достигли
цели урока?
208. – На чём
основан
алгоритм
сложения и
вычитания
десятичных
дробей?
209. 2. Предлагает
ответить на
вопросы по
карточке
210. 3. Выставляет
оценки
211. 1. Отвечают на
вопросы
212.
218.
Домаш
219. Обеспечение понимания
детьми цели, содержания и
способов выполнения
220. п.4.2.1.; №№ 891
(на выбор); 902;
222. Записывают
домашнее
задание в
223. Слай
д 8
11
нее
зада
ние
домашнего задания
904.
221.
дневники
12
224.
Приложение 1
225.
226.
Слайд 1 Слайд 2
227.
228.
229.
230.
231.
232.
233.
234.
235.
236.
237.
238.
239.
Слайд 3
Слайд 4
240.
241.
242.
243.
244.
245.
246.
247.
248.
249.
250.
251.
13
252.
Слайд 5
Слайд 6
253.
254.
255.
256.
257.
258.
259.
260.
261.
262.
263.
264.
265.
266.
267.
Слайд 7
Слайд 8
268.
269.
270.
271.
272.
273.
274.
275.
276.
277.
278.
279.
280.
281.
282.
14
283.
Приложение 2
284.
285.
Физкультминутка.
286.
287.
Раз – согнуться – разогнуться.
288.
Два – нагнуться – потянуться.
289.
Три – в ладошки три хлопка,
290.
Головою три кивка.
291.
На четыре – руки шире,
292.
Пять, шесть – тихо сесть.
293.
Семь, восемь – лень отбросим
294.
295.
296.
297.
Приложение 3
298.
карточка для этапа рефлексии
299.
300.
301.
302.
15
«Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби?»
«Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм?»
«В самостоятельной работе у меня были ошибки?»
«На каком шаге алгоритма я допустил ошибку?»
«Над чем необходимо поработать дома?»