Автор: Шадрина Марина Валентиновна
Должность: преподаватель режиссерских дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ НОКК
Населённый пункт: г. Бор Нижегородской области
Наименование материала: Сценарий литературно-музыкальной композиции "Белые журавли"
Тема: Сценарий литературно-музыкальной композиции "Белые журавли"
Раздел: среднее профессиональное
Сценарий
литературно-музыкальной композиции
«БЕЛЫЕ ЖУРАВЛИ».
.
Музыкальное оформление: песни Я.Френкеля и Р.Гамзатова «Журавли», «Птицы белые
летели», Н.Бакалейникова «Грусть», В.Баснера и М.Матусовского «На безымянной
высоте»,
М.Таривердиева
«Воспоминание»,
Г.Лепского
и
П.Когана
«Бригантина
поднимает паруса», А.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война», мелодия
«Курлыканье журавлей».
Видео оснащение:
видеоряд фотографий первых дней войны, надпись: «День белых
журавлей». слайды «Памятники журавлям», видеоряд с надписью: «Они могли бы
написать о большем…», портрет имя и годы жизни Всеволода Багрицкого, Бориса
Богаткова, Павла Когана.
- Начало. Одновременно:
•
Трек № 1 звучит отрывок из песни Я.Френкеля и Р.Гамзатова «Журавли»,
•
чтецы выходят выстраивается в сценический рисунок (журавлиный клин).
•
музыка стихает
Чтец: Когда гляжу на журавлиный клин,
я слышу песню, что нам пел Бернес.
Ведь эта песня - поминальный гимн,
она звучит, как будто бы с небес.
"Летит по небу клин усталый" вновь,
проводим их мы с грустью на глазах.
Чтец: И над рябиной, что красна, как кровь,
махнут крылом, исчезнув в небесах.
Но холода пройдут, придёт тепло,
вернутся журавли опять весной.
Над Волгой прокурлычат высоко:
- «Встречайте нас, вернулись мы домой!».
Перестроение
•
Трек № 2 Фоном звучит (минус) песни Я.Френкеля и Р.Гамзатова «Журавли»,
звучит текст.
Чтец: День Белых журавлей был учрежден народным поэтом Дагестана Расулом
Гамзатовым в память всех воинов, которые погибли в Великую Отечественную войну и в
других войнах и военных конфликтах. По кавказским поверьям, души умерших воинов
переселяются в прекрасных белых птиц – журавлей. Этот День соединил поэзию, память,
дружбу народов и литературу.
Чтец: Праздник белых журавлей один из самых романтичных. Ведь это бывает крайне
редко, когда праздник родился из песни, а песня родилась у памятника погибшим воинам.
Упоминание о прекрасной птице – журавле встречаются в культурах многих народов
мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начало.
Чтец: Сраженные вихрем пуль вы упали
И головы от земли не подняли,
А вместе с вами сердце разбилось
И будто в стекло навсегда превратилось.
Живите сквозь муку тоскливых вы дней
Летите стаей живых журавлей,
А мы будем помнить, и мы будем знать,
Кому за свободу «спасибо» сказать!
Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня...
Одновременно
•
Трек № 3 На фоне песни «Птицы белые летели», на фоне этой музыки,
транслируются слайды «Памятники журавлям. (мировые памятники журавлей).
Чтец: Более тридцати памятников «журавлям» установлено в разных городах нашей
страны и за рубежом. А это значит, что всех нас объединяет память, общая история, общее
родство. Белые журавли – это символ новой, родившейся жизни. Журавли не имеют
национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений.
•
Музыка стихает, видеоряд заканчивается, стоп-кадр надпись- «Они могли бы
написать о большем…».
Чтец: Где-то под лучистым обелиском
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под берёзою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада,
С записною книжкою в руке.
Чтец: И под шорох ветерка морского,
Что зарёй июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган,
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата,
Так вот и осталась на века,
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
•
Трек № 4 Фоном звучит мелодия старинного вальса Н.Бакалейникова «Грусть»,
звучит текст.
Чтец: Кем были эти ребята? Почему они погибали со строчками стихов, застывших на
губах? Они были молодыми поэтами, которые мечтали о мирной жизни. Они были
влюблены в жизнь и мечтали о большом будущем. Они были невообразимо талантливы и
писали сердцем даже тогда, когда мир вокруг рушился под разрывом снарядов. Они
хотели одного – вернуть мир и добро. Они были поэтами-воинами.
•
На экране выводится портрет, имя и годы жизни Всеволода Багрицкого.
Чтец: Над дальней равниной
Зимой или летом
Летел черный ворон
И каркнул над бором.
И в эту минуту
Я вырос в поэта.
Чтец: И в эту минуту, и в это мгновенье
Взяла меня жизнь в суровые руки.
И мира круженье,
И зябликов пенье
Мне стали понятней
Всякой науки.
Чтец: Принято считать, что у талантливых отцов дети талантами не блещут. У
художников и музыкантов ещё бывают исключения, но к поэтам это никак не относится.
Но одно исключение всё же было – Всеволод, сын советского известного поэта Эдуарда
Багрицкого. Начинается война. Всеволод был близорук, но добивался направления на
работу во фронтовую печать. В канун 1942 года он получает назначение в газету Второй
ударной армии, которая с юга шла на выручку осаждённому Ленинграду.
Чтец: «Мне 19 лет. Сейчас вечер. Очень грустно и одиноко. Увижу ли я когда-нибудь
свою маму? А отец, который для меня уже не папа, а литературная фигура? Я б хотел,
чтобы мы вновь встретились, живые и мёртвые». Он живёт жизнью рядового армейского
журналиста: уходит в тыл к немцам, пишет статьи и стихи. 26 февраля 1942 года он был
убит осколком бомбы... Смерть, видимо, была мгновенной, – осколок попал в
позвоночник. Осколок вражеской бомбы пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью
«Стихи», и письмо матери.
Одновременно.
•
На экран выводится портрет, имя и годы жизни Бориса Богаткова.
•
Трек № 5 Фоном звучит (минус) песни В.Баснера и М.Матусовского «На
безымянной высоте».
•
Музыка стихает.
Чтец: Говорят, для того чтобы достойно прожить жизнь, человек должен посадить дерево,
построить дом, вырастить сына, написать книгу. Борис Богатков, конечно же, сажал
деревья в детстве и юности, но сегодня никто точно не может сказать, где они растут – то
ли в Ачинске, то ли в Красноярске, то ли в Новосибирске. А вот построить дом и
обзавестись семьёй он не успел: жизненный путь Бориса оборвался в 20 лет. Это
произошло 11 августа 1943 года.
•
На экране видеохроника боя. На её фоне идёт повествование.
Чтец: Западный фронт. Гнездиловские высоты. Одну из них, с отметкой 233 предстояло
брать Сибирской добровольческой дивизии. Бой выдался невероятно тяжёлым. Одна за
другой срывались наши атаки, редели ряды штурмующих. И вдруг солдаты увидели, как
без каски поднялся в полный рост гвардии старший сержант Борис Богатков и,
скомандовав «запевай!», пошёл в атаку.
Всё, гвардеец, в боях изведай —
Холод, голод, смертельный риск —
И героем вернись с победой,
В славный город Новосибирск!
Чтец: Спасая раненого друга, Богаткова контузило. Он долго лежал в госпитале. В
результате врачи вынесли свой вердикт: «К службе в армии негоден». Для Бориса это был
страшный приговор, с которым он так и не смог смириться. В январе 1943 года, несмотря
на запреты медиков, Богатков отправляется на фронт. И снова передовая. Ратный труд
практически не оставлял времени ни на что другое. Но Борис не мог не писать. И в редкие
свободные минуты ложились на бумагу строки.
Чтец: Посмотрю на друзей-гвардейцев.
Брови сдвинули, помрачнев.
Как и мне, им сжимает сердце
Справедливый, священный гнев…
Но в минуты битвы суровой
Нас, гвардейцев, не устрашит
Ливень пуль, сносящий пилотки.
И оживший немецкий дзот
Чтец: С удесятерённой силой бойцы обрушились на врага и овладели высотой. Но к этому
моменту командира взвода и автора гимна Бориса Богаткова уже не было в живых – он
погиб со словами собственной песни на устах.
Одновременно
•
На экран портрет, имя и годы жизни Павла Когана. Делее видеохроника боя.
•
Трек № 6 Фоном звучит (минус) песни Г.Лепского и П.Когана «Бригантина
поднимает паруса».
•
На её фоне идёт повествование
Чтец: Когда киевскому мальчишке Павлу Когану исполнилось 4 года, его семья переехала
в Москву. Здесь, спустя 17 лет, Павел поступил в Литературный институт им. М.Горького.
Павел жил поэзией. В этом слове он заключал всю свою жизнь, своё отношение к судьбам
поколения. Он знал, что будет не только свидетелем, но и участником беспощадной
схватки с людьми, враждебными его мечте, его устремлениям и надеждам. Так и
получилось.
•
Трек № 7 Фоном звучит песня А.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная
война».
•
На экране – видеоряд фотографий первых дней войны.
•
Музыка стихает.
Чтец: Когда началась война, Павел пытается попасть в армию, но получает отказ, так как
по состоянию здоровья был снят с учёта. Тогда он поступает на курсы военных
переводчиков, окончив которые едет на фронт в Новороссийск. На переднем крае Павел и
встретил последний день своей жизни. Это случилось, когда он возглавил поиск
разведчиков. А было Павлу всего 24 года!
Перестроение. Одновременно:
•
Трек № 8 Фоном звучит мелодия М.Таривердиева «Воспоминание». на фоне
мелодии звучит текст.
Чтец: Ну, как же это мне сказать,
Когда звенит трамвай,
И первая звенит гроза,
И первая трава,
И на бульварах ребятня,
И синий ветер сел
На лавочку,
И у меня на сердце карусель,
И мне до чёрта хорошо,
Свободно и легко,
Чтец: И если б можно, я б ушёл
Ужасно далеко,
Ну, как же это мне сказать,
Когда не хватит слов,
Когда звенят твои глаза
Как запах детских снов,
Когда я знаю всё равно –
Всё то, что я скажу,
Тебе известно так давно,
Что я хорошую тебя
До одури люблю.
Чтец: Он родился поэтом, романтиком, фантазёром и на фронт ушёл прямо со
студенческой скамьи. Он погиб под Новороссийском, в сентябре 1942 года.
•
Чтецы выходят с двух сторон и становятся в общую линию полукруг, держа в
руках журавликов – оригами
•
Трек№ 9 Фоном звучит мелодия «Курлыканье журавлей» на экран выводится
надпись: «День белых журавлей», на фоне этой мелодии звучит текст.
Чтец:
На бесконечных расстояньях,
недостижимых от земли,
В каком-то сказочном сиянье
летят над миром журавли.
Чтец:
И рассекают синий воздух,
и гасят крыльями закат,
И обжигаются о звезды,
и всё летят, летят, летят.
Чтец:
Запоминайте нас, пока мы есть!
Ведь мы еще на многое сгодимся.
Авторы составитель Шадрина М.В.