Напоминание

"Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста."


Автор: Алексеева Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства Лада" Д/С №194 "Капитошка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад





Социально
-
коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Автор: Алексеева Л.В. Воспитатель АНО ДО Планета Детства «Лада» Д\С № 194 В настоящее время, одним из 5 приоритетных направлений деятельности
дошкольного
учреждения (в соответствии с
ФГОС
ДО) является
социально
-
коммуникативноеразвитие

детей

дошкольного

возр

аста
... Эмоциональное развитие человека является главным фактором, который обеспечивает жизненный успех человека, даже более существенным, чем интеллектуальный. Поэтому развитие эмоциональной сферы одна из важнейших задач в воспитании. В наше время дети становятся все менее отзывчивее к чувствам и эмоциям других людей, порой они не способны осознать не только чужие. но и свои эмоции. Поэтому возникают проблемы в общении со взрослыми и детьми. В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), “общение детей дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально- нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению”. Поскольку маленький ребенок отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формировать эмоциональную сферу нужно с раннего детства. «Эмоции у ребенка необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей, адекватно на них реагировать, тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения» (А.Мердан). Социально-коммуникативное развитие ребенка - процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском
саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используются совокупность всех факторов социально-коммуникативного развития ребенка. И в нашем детском саду создана система работы по этому направлению. Приоритетным направлением нашего детского сада является социально- коммуникативное развитие детей, и мне, как педагогу тоже очень интересна данная тема. Основные задачи социально-коммуникативного развития детей, которые решаются в нашем детском саду. • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстни- ками; • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для решения этих задач, в группах нашего детского сада созданы специальные зоны по социально-коммуникативному развитию детей, где находится множество игр дидактических, развивающих по данному направлению: « Угадай эмоцию», «Подбери одежду», «Что может нравиться мне и другим», «Сложи эмоцию», «Как изменилось настроение?», «Изобрази себя и других», « Эта сказка про меня», «Вот какой(ая) я», «Игровизор», «Коврик дружбы» и многие другие. Так как игра дошкольников предоставляет большие возможности для исследования эмоций. Она насыщена самыми разнообразными эмоциями: радостью, восторгом, удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Также здесь представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. Если ребенок в течение дня заскучал по маме ли папе, он может взять здесь свой семейный альбом, рассказать своим друзьям о своей семье. С младшей группы воспитатели нашего сада учат детей понимать свое настроение. Для этого в группах находятся уголки настроения, которые позволяют отслеживать настроение ребенка в течение дня. Например, ребенок пришел с плохим настроением в детский сад и поставил свою фотографию в грустное окошечко. Педагог пытается выяснить, что могло испортить настроение ребенка, что можно сделать, чтоб оно улучшилось, и как после этого поменялось настроение ребенка. Для этого в нашей группе находится красочная коробка сюрпризов и подарков, наполненная всевозможным материалом для художественного творчества, различные наклейки для девочек и мальчиков, маленькие игрушки, все то - что может отвлечь ребенка. В нашей группе существует традиция на день рождения или просто когда ребенку необходимо поднять настроение, мы вместе с детьми изготавливаем красочные подарки, открытки своими руками. При этом воспитатель формирует навыки культуры поведения и этикета дарения подарков. В группах нашего детского сада воспитатели разрабатывают интересные проекты на разные темы с воспитанниками и родителями. Одно из достоинств проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Примерные темы проектов по социально-коммуникативному развитию: «Дружбу уважай друзей своих не обижай», «Подарок от души», «Дружные ребята» «Друзья в моей группе» и т.д. Я представлю один из проектов проведенный в моей группе.

Возраст

детей

Задачи

Формы работы с детьми

4-5 лет

(средняя

группа)
Формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения со сверстниками на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения , стремление к взаимодействию со сверстниками в соответствии с адекватной гендерной ролью. Формировать представление о своей половой принадлежности, умение аргументировать ее по ряду признаков(внешний вид, мужские и женские качества), формировать представления о проявлениях гендерных ролей(мальчикам нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо). Формировать первичные ценностные представления о Ситуативные разговоры с детьми по данной теме. «Что будет на земле, если исчезнет дружба, и добрые слова». Слушание песен про дружбу Шаинского. , «Дружба крепкая», « Дружба начинается с улыбки».Разучивание и исполнение танца «Поссорились-помирились». Чтение художественной литературы: «Сказка про дружбу», «Детская сказка про цену настоящей дружбы», Рассказ Толстого «Отец и Сыновья», «Сказка про злую колдунью», «О дружбе». Чтение стихотворений: «Друзья» Елена Стеквашова, «мальчик с девочкой дружил» Михалкова, Алина Рамазанова «Стих про дружбу», «Если ты к друзьям терпим» Алия Гумирова. Драматизация сказки «Два
дружеских взаимоотношений между людьми, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формировать представление о себе как члене группы детского сада . Учить инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты с детьми в различных видах деятельности. Развивать некоторые нравственные чувства и эмоции (любовь, дружба, стыд) Развивать нравственно- ценностный словарь(взаимопомощь, дружба, жадность) жадных медвежонка». Разучивание пословиц про дружбу. Рассматривание иллюстраций, картинок по данной теме. Конспекты НОД по данной теме: «Дружные ребята», «Остров дружбы» «Дружбу уважай друзей своих не обижай». Дидактическая игра «Что такое хорошо, и что такое плохо» Игра «Комплимент» Игровая ситуация «Кому, что подарить» Серия игр по гендерному воспитанию «Волшебный цветок» Цикл эмоциональных игр «Учимся понимать другого», «Я очень рада , что Сережа есть в группе», «Волшебная конфета», «Улыбка делает чудеса», «Скажи хорошее о своем друге» Мастерская : «Подарок другу», «Я рисую своего лучшего другу». Изготовление книжки самоделки «Мирилки». Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-коммуникативному направлению работы с детьми, в детском саду составлен план работы с родителями в этом направлении. Для ознакомления
родителей с работой детского сада по реализуемой программе используются открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей», проводятся фотовыставки. Социально-коммукативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. В наше время его актуальность возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, вежливости. Следовательно в рамках новой программы пристальное внимание должно быть уделено решению задач социально- коммуникативного развития детей. А наша задача, как педагогов , реализовывать эти задачи и помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, и в нашем детском саду созданы для этого все условия.


В раздел образования