"Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста."
Автор: Алексеева Лариса Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства Лада" Д/С №194 "Капитошка" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста." Раздел: дошкольное образование
Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Автор: Алексеева Л.В.
Воспитатель АНО ДО Планета
Детства «Лада» Д\С № 194
В настоящее время, одним из 5 приоритетных направлений
деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО)
является социально - коммуникативноеразвитие
детей
дошкольного
возр
аста ...
Эмоциональное развитие человека является главным фактором, который
обеспечивает жизненный успех человека, даже более существенным, чем
интеллектуальный. Поэтому развитие эмоциональной сферы одна из
важнейших задач в воспитании.
В наше время дети становятся все менее отзывчивее к чувствам и эмоциям
других людей, порой они не способны осознать не только чужие. но и свои
эмоции. Поэтому возникают проблемы в общении со взрослыми и детьми.
В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), “общение детей
дошкольного возраста развивается на основе потребности в
доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при
ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.
Способности к общению у детей развиваются в процессе познания
окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о
взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом
общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как
целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-
нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим
другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению
дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества;
формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной
готовности к школьному обучению”.
Поскольку маленький ребенок отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям, формировать эмоциональную сферу нужно с
раннего детства.
«Эмоции у ребенка необходимо воспитывать: нужно учить выражать и
сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей,
адекватно на них реагировать, тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать
себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения» (А.Мердан).
Социально-коммуникативное развитие ребенка - процесс длительный,
непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском
саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используются
совокупность всех факторов социально-коммуникативного развития ребенка.
И в нашем детском саду создана система работы по этому направлению.
Приоритетным направлением нашего детского сада является социально-
коммуникативное развитие детей, и мне, как педагогу тоже очень интересна
данная тема.
Основные задачи социально-коммуникативного развития детей, которые
решаются в нашем детском саду.
•
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
•
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстни-
ками;
•
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
•
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
•
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
•
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых;
•
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества;
•
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для
решения
этих
задач,
в
группах
нашего
детского
сада
созданы
специальные
зоны
по
социально-коммуникативному
развитию
детей,
где
находится
множество
игр
дидактических,
развивающих
по
данному
направлению: « Угадай эмоцию», «Подбери одежду», «Что может нравиться
мне и другим», «Сложи эмоцию», «Как изменилось настроение?», «Изобрази
себя и других», « Эта сказка про меня», «Вот какой(ая) я», «Игровизор»,
«Коврик
дружбы»
и
многие
другие.
Так
как
игра
дошкольников
предоставляет
большие
возможности
для
исследования
эмоций.
Она
насыщена
самыми
разнообразными
эмоциями:
радостью,
восторгом,
удивлением, волнением и т.д. Это дает возможность использовать игру не
только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики
и коррекции его психических состояний.
Также здесь представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки,
что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том
числе
представление
о
гармонии
семейных
отношений.
Это
рождает
в
ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться
друг о друге. Если ребенок в течение дня заскучал по маме ли папе, он может
взять здесь свой семейный альбом, рассказать своим друзьям о своей семье.
С
младшей
группы
воспитатели
нашего
сада
учат
детей
понимать
свое
настроение.
Для
этого
в
группах
находятся
уголки
настроения,
которые
позволяют
отслеживать
настроение
ребенка
в
течение
дня.
Например,
ребенок пришел с плохим настроением в детский сад и поставил свою
фотографию в грустное окошечко. Педагог пытается выяснить, что могло
испортить настроение ребенка, что можно сделать, чтоб оно улучшилось, и
как после этого поменялось настроение ребенка. Для этого в нашей группе
находится
красочная
коробка
сюрпризов
и
подарков,
наполненная
всевозможным
материалом
для
художественного
творчества,
различные
наклейки для девочек и мальчиков, маленькие игрушки, все то - что может
отвлечь ребенка. В нашей группе существует традиция на день рождения или
просто когда ребенку необходимо поднять настроение, мы вместе с детьми
изготавливаем
красочные
подарки,
открытки
своими
руками.
При
этом
воспитатель формирует
навыки
культуры поведения и этикета дарения
подарков.
В группах нашего детского сада воспитатели разрабатывают интересные
проекты на разные темы с воспитанниками и родителями.
Одно
из
достоинств
проектирования
в
том,
что
каждому
ребенку
обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит
результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом
работы
для
детей
может
быть
рисунок,
аппликация,
альбом,
сочиненная
сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе реализации проекта у
детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство
доверия друг к другу, интерес к познанию.
Примерные
темы
проектов
по
социально-коммуникативному
развитию:
«Дружбу уважай друзей своих не обижай», «Подарок от души», «Дружные
ребята» «Друзья в моей группе» и т.д.
Я представлю один из проектов проведенный в моей группе.
Возраст
детей
Задачи
Формы работы с детьми
4-5 лет
(средняя
группа)
Формировать умение
участвовать в коллективных
играх и занятиях,
устанавливая положительные
взаимоотношения со
сверстниками на основе
соблюдения элементарных
норм и правил поведения ,
стремление к взаимодействию
со сверстниками в
соответствии с адекватной
гендерной ролью.
Формировать представление о
своей половой
принадлежности, умение
аргументировать ее по ряду
признаков(внешний вид,
мужские и женские качества),
формировать представления о
проявлениях гендерных
ролей(мальчикам нельзя
обижать девочек, их надо
защищать, заступаться за них,
вести себя с ними вежливо).
Формировать первичные
ценностные представления о
Ситуативные разговоры с
детьми по данной теме. «Что
будет на земле, если исчезнет
дружба, и добрые слова».
Слушание песен про дружбу
Шаинского. , «Дружба
крепкая», « Дружба
начинается с
улыбки».Разучивание и
исполнение танца
«Поссорились-помирились».
Чтение художественной
литературы:
«Сказка про дружбу», «Детская
сказка про цену настоящей
дружбы», Рассказ Толстого
«Отец и Сыновья», «Сказка про
злую колдунью», «О дружбе».
Чтение стихотворений:
«Друзья» Елена Стеквашова,
«мальчик с девочкой дружил»
Михалкова, Алина Рамазанова
«Стих про дружбу», «Если ты к
друзьям терпим» Алия
Гумирова.
Драматизация сказки «Два
дружеских взаимоотношений
между людьми, умения
устанавливать положительные
взаимоотношения со
сверстниками.
Формировать представление о
себе как члене группы
детского сада .
Учить инициировать
общение, вежливо
откликаться на предложение
общения со стороны других
людей, устанавливать
вербальные и невербальные
контакты с детьми
в различных видах
деятельности.
Развивать некоторые
нравственные чувства и
эмоции (любовь, дружба,
стыд)
Развивать нравственно-
ценностный
словарь(взаимопомощь,
дружба, жадность)
жадных медвежонка».
Разучивание пословиц про
дружбу.
Рассматривание иллюстраций,
картинок по данной теме.
Конспекты НОД по данной
теме:
«Дружные ребята»,
«Остров дружбы»
«Дружбу уважай друзей своих
не обижай».
Дидактическая игра «Что такое
хорошо, и что такое плохо»
Игра «Комплимент»
Игровая ситуация «Кому, что
подарить»
Серия игр по гендерному
воспитанию «Волшебный
цветок»
Цикл эмоциональных игр
«Учимся понимать другого», «Я
очень рада , что Сережа есть в
группе», «Волшебная конфета»,
«Улыбка делает чудеса»,
«Скажи хорошее о своем друге»
Мастерская : «Подарок другу»,
«Я рисую своего лучшего
другу».
Изготовление книжки
самоделки «Мирилки».
Для
обеспечения
тесного
взаимодействия
педагогов
и
родителей
по
социально-коммуникативному направлению работы с детьми, в детском саду
составлен план работы с родителями в этом направлении. Для ознакомления
родителей с работой детского сада по реализуемой программе используются
открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей»,
проводятся фотовыставки.
Социально-коммукативное развитие детей относится к числу важнейших
проблем педагогики. В наше время его актуальность возрастает в связи с
особенностями социального окружения ребенка, в котором часто
наблюдается дефицит воспитанности, доброты, вежливости. Следовательно в
рамках новой программы пристальное внимание должно быть уделено
решению задач социально- коммуникативного развития детей. А наша задача,
как педагогов , реализовывать эти задачи и помочь детям войти в
современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся
множеством негативных явлений, и в нашем детском саду созданы для этого
все условия.