Напоминание

Описание опыта работы учителя английского языка


Автор: Монгуш Алёна Сенгииевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Шеминская СОШ
Населённый пункт: село Шеми, Дзун-Хемчикского района, Республики Тыва
Наименование материала: статья
Тема: Описание опыта работы учителя английского языка
Раздел: полное образование





Назад





Описание опыта работы учителя английского языка

Монгуш А.С

МБОУ СОШ с. Шеми Дзун – Хемчикского района РТ


В Концепции модернизации российского образования указывается, что общеобразовательная школа ориентируется «не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей». Воспитательно- образовательный процесс в современной школе обусловлен задачами по формированию ключевых компетенций будущих выпускников: умения жить в многокультурном обществе, с возрастающей информацией. Компетентностный подход предполагает наличие ориентации на социально значимые ценности, которые характеризуют личностную зрелость, самостоятельность, стремление к самообразованию.

Обучение иностранным языкам имеет особое значение в гуманитарной подготовке учащихся.Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Особая роль отводится учителю иностранного языка. Английский язык- один из самых трудных предметов в программе ОУ. Поэтому задача учителя- помочь учащимся преодолеть трудности при изучении языка, организовать деятельность таким образом, чтобы ученики с удовольствием шли на урок. Работаю в школе учителем английского языка 11лет . Стаж не маленький .Темы , над которыми я работала, были очень разными: « Внеклассная работа по предмету», « Разноуровневое обучение»,, «Проектная деятельность…». Возьмем внеклассную работу. В основе системы внеклассной работы лежат несколько принципов: принцип связи с жизнью, принцип учета уровня языковой подготовленности и учета возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, индивидуальных форм работы. Моя задача – углубить знания, умения и навыки и стимулировать интерес учащихся изучению английского языка. Для этого я со своими учениками создала клуб любителей английского языка. Туда входили разные ребята: по возрасту, по интересам. Кто-то любит читать по- английски, кто-то инсценировать, петь, рисовать. Каждый член нашего клуба оформлял альбом « Все обо мне» на английском языке. Планирование работы клуба составила по месяцам. Вот планирование одного учебного года: Октябрь 1. Моя визитная карточка. Знакомство членов клуба. 2. Оформление альбома « Все обо мне» 3. Выпуск газеты к празднику « Halloween» 4. Подготовка к школьной олимпиаде. Ноябрь 1. Ролевая игра «Школа»
2. Инсценирование сказки « Золушка» 3. День именинника. Чаепитие. Декабрь 1. Подготовка к празднику «Счастливое Рождество» 2. Выпуск газеты о Рождестве. Январь 1. Разучивание песен и стихов о зиме 2. Подготовка и проведение олимпиады по языку среди 6-7 классов Февраль 1. День Святого Валентина. Игра 2. Конкурс на лучшее чтение стихов 3. Рефераты « Выдающиеся люди Англии и Америки» Март 1. Игра « Бинго» ( изготовление карточек) 2. Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце» Апрель 1. Игра « Звездный час» ( 7а и 7б) 2. Выпуск стенгазеты о В. Шекспире. На занятиях клуба мы знакомились с традициями и обычаями английского народа. Выпускали газеты на разные темы. Ролевые игры имеют большую роль в организации речевой деятельности. Они дают возможность учащимся проявить себя как личность. Развивается воображение ребят, память, жизненный опыт. Инсценирование привлекает учащихся 5-9 классов. Ребята совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, а также развивает художественный вкус. Формы внеклассной работы использую на уроках .Это происходит тогда , когда заканчивается какой-то раздел или же это обобщающие уроки. Мои ученики любят петь. Особенно в средних классах я стараюсь петь с ними. Это придает уроку хорошее настроение и вырабатывает фонетику. Внеклассная работа помогает развитию межпредметных связей. Полученные знания на уроках и во внеклассных мероприятиях ,помогут учащимся и на других уроках, таких как история, география, физика и т.д. Методический журнал « ИЯШ» очень помогает мне. Каждый номер журнала имеет рубрику « Внеклассная работа».Я думаю , что очень многое зависит от самого учителя и от желания самих детей.
Проблема качества обучения обострилась и в силу разных причин -произошла поляризация качества обученности школьников. С одной стороны, в результате активного развития форм дифференцированного обучения значительная часть детей имеет возможность получать образование на повышенном, углубленном уровнях, что привело к заметному повышению качества образования этой категории школьников. С другой стороны, на базовом уровне обучения для части школьников созданы условия недоступности учебных программ, учебников, и это привело к снижению качества их образования. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, перед учителем встает проблема: как делить учащихся на типологические группы, что брать за основной критерий? Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Слабые учащиеся охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для само- контроля. Это позволило сделать вывод, что таким школьникам недостаточно только показать ответ (как это делается в учебнике). Выяснив, что получен неверный ответ к заданию, ученик не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку. Предлагая задания творческого характера, я не рассчитывала на то, что учащиеся, тем более слабые, смогут самостоятельно их выполнить. Однако результаты показывают, что творческие задания стимулируют
познавательную активность слабых школьников. Ребята, потратившие определенные усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приемов их решения даже в тех случаях, когда они этих приемов сами найти не смогли. Проектная технология является инструментом формирования учебно- познавательной компетенции учащихся. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника- его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Умения, необходимые для работы над проектом: интеллектуальные, творческие, коммуникативные. Учащиеся учатся излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы… Моя задача- научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников, проводить анализ, научить учащихся обмениваться информацией, научить работать учащихся индивидуально, в парах, в группе по теме проекта. К счастью, новые учебники по УМК Кауфман К.И позволяют работать интересно. Во первых, УМК имеет страноведческую направленность. Сюжет учебника позволяет познакомить учащихся как с бытом и культурой современной Англии, так и с ее историческим прошлым. Учебники содержат познавательные тексты по страноведению. Также имеется интересные задания по этим текстам. Даже слабые учащиеся стараются выполнить тестовые задания. Начиная с 5 класса, учащиеся начинают делать маленькие проекты. Например: “My pet”, « Мое древо», «Достопримечательности Лондона», « Английские школы», « Политическая система Великобритании», « Мои летние каникулы». Например, в 7 классе по разделам « Школа», « Английские школы» учащиеся сделали учебно- познавательный проект, где целью была актуализация своих знаний о системе школьного образования Великобритании, развитие умений поиска по теме источников культуроведческой информации в сети Интернет. Практическая направленность этого проекта состоит в том, что проект можно будет показать младшим школьникам. Младшие школьники узнают какие существуют школы, какие предметы изучают английские дети, какие оценки получают, какие виды наказаний существуют в английской школе… В старших классах учащиеся делают большие проекты по страноведению, используя литературу, имеющуюся в кабинете ,а также материалы Интернета. Например, проект « Штаты Америки». Очень интересный проект сделали
учащиеся 10 класса, группируя их по прозвищам штатов. А также необычный проект под названием « Аризона- западный штат», используя материалы из программы « Голос Америки». Диск , который был подарен американскими коллегами « Голос Америки»,содержит очень интересные задания по аудированию, чтению и говорению. Здесь можно говорить об интерактивных формах урока. В начале каждой темы дается словарная работа, затем аудирование с различными заданиями и перевод с русского языка на английский. В конце темы предлагается вопросы для обсуждения. В основном работают « сильные» учащиеся.Интересные проекты и презентации научились делать. Хотя проблемы еще имеются. Теперь надо освоить проекты с использованием анимации. А также научить учащихся создавать учебные проекты, которые пригодились бы на уроках английского языка. Есть утверждение, что человек, знающий иностранный язык, больше ценит свою культуру и , общаясь с иностранцами, начинает больше уважать свой родной язык. Поэтому на уроках я больше уделяю внимание развитию устной диалогической и монологической речи учащихся.Всегда повторяю на уроках, что диалог надо выучить таким образом, чтобы выйдя из класса, ученик мог применить в любых ситуациях без учебника, а не ради оценки. Оцениваю фонетику, артистичность и знание самого текста. Некоторые учащиеся выучат диалог наизусть, но не знают о чем говорят. Также даю маленькие ситуации, чтобы учащиеся могли сами составить диалоги. И тут же разыгрывают на уроке. Монологическую речь труднее развивать, потому что уровень владения учащихся не одинаковый. На своем родном языке учащиеся затрудняются рассказать о роли средств массовой информации или об образовании. Поэтому проблема говорения все же существует. В своей работе я использую разные технологии и методы такие ,как модульная технология, тестовая технология ,технология личностно- ориентированного обучения, технология РКМЧП, обучение в сотрудничесве. В личностно- ориентированной технологии главное-это познавательная деятельность учащихся.Личностно ориентированное обучение- процесс раскрытия индивидуальности каждого ребенка в учебной деятельности. Цель такого обучения состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность определяла развитие эмоциональной сферы ребенка, его самоопределение, направляла на выбор будущей профессии. Существуют следующие уровни индивидуализации обучения: 1. уровень общего теоретического представления, на котором содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; 2. уровень учебного материала, на котором включаются в обучение профильные программы, элективные курсы по желанию учащихся; 3. учитываются потенциальные возможности учебного материала для индивидуализации обучения. Ученику предстоит осознать, как и почему он так сделал, что почувствовал.
4. уровень процесса обучения определяет, как организовано сотрудничество учеников и учителей. На этом уровне индивидуализация обучения предполагает интеллектуальное развитие, создание условий для успешного усвоения знаний, проявления творческих способностей ученика. В этой технологии существует много разных приемов, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся.Мотивация на уроке должна быть очень сильной. Почему и для чего нужно изучить эту тему. Например, при изучении времен английских глаголов добиваюсь того ,что учащиеся должны освоить такие понятия как « процесс», « результат», «завершенность», « момент речи».Множество тренировочных упражнений должно быть сделано, прежде чем понять разницу между этими понятиями. В русском языке этих понятий нет. В средних классах обязательно читаем познавательные тексты по истории Англии, чтобы учащиеся хорошо разбирались в истории древней Англии. Задания, данные в учебниках, очень интересные и разнообразные. Уделяю большое внимание работе над глаголами, почти на каждом уроке повторяем три формы глаголов. А старших классах уделяю внимание фразовым глаголам. В 5-8 классах учебники построены по сюжету и для развития умений и навыков по аудированию на каждом уроке прослушиваем аудиокассеты. Это диалоги, тексты, песни. Есть классы, которые любят петь и мы это делаем с удовольствием. Развивает фонетику, поднимает настроение ребят. Один из самых сложных тем в грамматике является тема « Страдательный залог».Для усвоения этой темы я попробовала « модульную технологию»,сделав технологическую карту. За основу этой карты я взяла из методического журнала статью к.п. н. Г.Н.Салтовской. Выполнили много упражнений по этой теме и результат и оказался неплохим. Модульная технология направлена на развитие и воспитание способности и готовности старшеклассников к самостоятельной работе. Слово « модуль» восходит к латинскому языку modulus « мера».С конца восьмидесятых годов прошлого столетия ведутся педагогические исследования по использованию модульности в обучении( В.П. Беспалько, Н.А. Морозова, Т.И. Шамова )и др. Модуль при обучении иностранному языку трактуется двояко: Как блок информации, подлежащей самостоятельному усвоению, и как особая процедура , обеспечивающая овладение оптимальным способом изучаемым материалом ,такая процедура называется модульной технологией, специфика которой заключается в том , что ученик с большей долей самостоятельности достигает конкретные цели:  сам учебный материал ( где он находится или где его найти?)  цель усвоения модуля ( где конкретно пригодится материал?)  основные способы его усвоения ( Что выучить? Какую серию тестов выполнить  виды контроля
 формы итогового контроля При использовании модульной технологии обучения ученик поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, используя данные ему инструкции. Такие инструкции называют « путеводителем». С помощью « путеводителя» учитель управляет учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряет и мотивирует их самостоятельную работу. Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:  цикл первичного ознакомления с новым материалом по « путеводителю»  Цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам.  Цикл итогового контроля в классе. Итоговый контрольный тест по всему материалу, анализ проделанной работы.
В первом цикле
учитель знакомит учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем, раздает «путеводители» и объясняет содержащийся в них учебный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнить задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.
Второй цикл является
центральным, так как в нем заключена полная технология самообучения и самоконтроля. В « путеводителе» ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект, делает серию упражнений, выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста Примерно в середине срока самостоятельной работы по « путеводителю» учитель просит принести и показать выполненные задания, индивидуально консультирует учащихся.В тетради регистрации хода работы над модулем учитель отмечает успехи учащихся, поощряет тех, кто успешно выполняет, выясняет причины отставания, помогает в случае возникновения трудностей.
Третий цикл
- это цикл итогового контроля изученного модуля, выполнение в классе теста. Завершает цикл анализ результатов работы и выяснение мнения учащихся об эффективности работы по модульной технологии.
Технологическая карта- « путеводитель»

Страдательный залог

Present Simple

Past Simple

Маркер

Обычные, регулярно

повторяющиеся действия

( сейчас)

Действия,

происходившие в

прошлом( вчера)

Индикатор

Sometimes, always, often,

usually, seldom, every day

Yesterday, last week,

last month, last year,


two weeks ago, many

times ago

Образование

Утвердит.

форма

I am V –ed,V3 формы

You are V-ed, V3

He, she is V-ed, V3

We

You are V-ed

They

Was V-ed, V3

Were V-ed, V3

Отрицатате

льная

( am, is, are) not V-ed, V3

Was not V-ed, V3

Were not V-ed, V3

Общий

вопрос

Am

Is П V3 …..?

Are

Was П V3…..?

Were П V3……?

Специа

льный

фль

Wh was, were П V3…..?

Wh is,am, are П

V3…..?

V-ed- третья форма правильных глаголов

V 3 форма- форма неправильных глаголов

Тема модульной технологии:

Освоение учащимися основных английских временных форм

страдательного залога ( Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present

Progressive, Past Progressive, Present Perfect, Past Perfect)

Подмодуль:

Употребление глаголов в Present Simple и Past Simple в страдательном

залоге.


Коммуникативная цель-
рассказать на английском языке об истории Российской государственной библиотеки, изучить правила поведения в библиотеке
Языковые задачи:
при рассказе акцентировать внимание на образование глаголов в настоящем и прошедшем времени страдательного залога.
Учебные задачи:
прочитать соответствующие разделы в грамматическом справочнике, к указанному сроку самостоятельно сделать упражнения и тесты, показать результаты работы учителю и взять « ключи» для сверки.
Коммуникативные задачи:
составить рассказ об истории библиотеки, используя глаголы в Present Simple и Past Simple страдательного залога. Номер Учебного элемента Цель и задачи Управление усвоением материала УЭ-0 Для составления и комментирования рассказа об истории Российской государственной библиотеки повторить способ образования глаголов и случаи их употребления ( Present Simple, Past Simple) Каждый учащийся получает « путеводитель» Установка: Сегодня мы будем составлять и рассказывать историю создания Российской государственной библиотеки. Обратите внимание на маркер, индикатор и схему образования глаголов в Present Simple, Past Simple. УЭ-1 Проверка изученного материала Входной контроль. Задача: Проверить степень усвоения повторяемого материала Ответы на вопросы учителя. Фронтальный контроль. УЭ-2 Закрепление материала Задача: Формировать навыки употребления глаголов в настоящем времени и прошедшем времени. Устная работа в парах и индивидуально. Самостоятельная проверка правильности выполнения теста.( по ключу) УЭ-3 Тренировка Изученного материала Задача: Составить рассказ об истории библиотеки, используя данные слова в учебнике. Работа в парах. Проверка правильности выполнения по аудиоматериалу.( кассета,8 кл УМК “ Happy English” УЭ-4 Тренировка Изученного материала Задача: Формировать грамматический навык употребления вопросительной формы в страдательном залоге. Работа по путеводителю. Индивидуальная работа в тетрадях. Контроль. УЭ-5 Подведение Цель: Просмотреть и прочитать текст. Оценить Попробовать рассказать историю создания Российской
итогов уровень усвоения темы. Проанализировать ошибки. государственной библиотеки. Тренировочные упражнения
Поставьте глаголы в скобках в страдательном залоге.
1. Mobile phones-------------- by millions of people.( use) 2. When--------- Bonfire Night -------- in England? ( celebrate) 3. A lot of animals----------- every year. ( kill) 4. What berries---------- in your garden? ( grow) 5. England ------------ by millions of tourist every year. ( visit)
Обведите правильную форму глагола:
1 The tents…… last year. a) bought b) were bought c) are bought d) was bought 2 A lot of faxes…… every day. a) is sent b) were sent c) sent d) are sent 3 A lot of guests….. to the party next Saturday a) will be invited b) invited c) is invited d) invite 4 They …….. the fax at 5 o’clock yesterday a) is received b) received c) will be received d) receive
Найдите правильный перевод подчеркнутых слов:
1 The houses are decorated every winter a) украшали б) украшают в) украсят 2 The film will be shown on TV а) показывают б) показали в) покажут 3 The contract was sighed last month. А) подписали б) подпишут в) подписывают
Заполни пропуски, выбрав правильную форму глагола:
1. The keys-------------- already a) were found b) found c) have been found d) was being found 2The book------------------ twenty years ago a) is written b) was written c) have been written d) had been written 3 The first stamp---------- in England in 1837. a) invented b) is being invented c) was invented d) will be invented 4 Red Square--------------- by millions of tourists next year. a) is visited b) visit c) has been sold d) will be visited. Каждый ученик включен в активную учебно-познавательную деятельность, работает с программой-« путеводителем» в индивидуальном
темпе, имеет возможность самореализации, что способствует повышению мотивации усвоения языка. В средних классах я начинаю учить писать письма, небольшие сочинения и уже с 8 класса даю сложные разноуровневые задания по письму и по чтению. Чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ, нужно начинать с средних классов. Особенно разделы « Аудирование», «Письмо».Работаем с дисками по заданиям ЕГЭ. Накопленный опыт передаю учителям- даю открытые уроки и выступаю на заседаниях МО. Провожу внеклассные мероприятия по предмету. Мои ученики участвуют в школьных и кожуунных олимпиадах. Стараемся принимать участие во всероссийских олимпиадах и чемпионах гг Пермь и Бийск. Есть неплохие результаты. Участвуем в Международном конкурсе « Британский бульдог». Стараюсь сама участвовать в конкурсах. В перспективе планирую продолжить проектную деятельность, чтобы учащиеся могли свободно выступать перед аудиторией с проектами, буду работать над исследовательскими проектами. В основе учебных и исследовательских проектов должна лежать проблема , четко обозначена цель в отношении поиска ее решения. Для решения проблемы и достижения поставленной цели учащимся необходимо не только владеть ИЯ как средством общения и обобщения, но актуализировать свои знания и умения, приобретенные при изучении других предметов, улучшать межпредметные общекультурные умения, без которых качественное выполнение проекта невозможно. Планирую внедрять модульную технологию в старших классах. Буду добиваться от учащихся добросовестного отношения к изучению английского языка.


В раздел образования