Напоминание

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы


Автор: Ивойлова Оксана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБ ПОУ филиал Автомобильно-технического колледжа
Населённый пункт: Пгт Ярославский Приморский край
Наименование материала: Тема по самообразованию
Тема: Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: дополнительное образование





Назад





ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ивойлова Оксана Викторовна Вопрос духовно-нравственного воспитания подростков является одной из ключевых проблем современного общества. Перед родителями и педагогами стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой зада - чи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающихся. Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в ко- тором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения систе - мы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационально- го народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие подростков осуществляется в процессе социализа- ции, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе тради- ционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обще - ству, государству, Отечеству, миру в целом. Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценно - сти, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностя- ми) являются: · патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отече - ству; · социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; · гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; · семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; · труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и на- стойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; · искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; · природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологиче- ское сознание; · человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подростков. Моя цель, как преподавателя, заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается, прежде всего, с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном об- ществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политиче- ской и экономической жизнью. В связи с этим, особое внимание следует уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы. Именно учителя- словесники могут «проникнуть» в душу подростка и добраться до самого потаенного уголка. Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уде - лять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и ве- ликий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колы - бельные, потешки, загадки. До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в кото - ром отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу обучающихся объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих подростков очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках рус - ского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами. Первый: я даю задание составить как можно
больше слов близких данному (например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделить - ся своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов). Второй: совместно с обу- чающимися обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание. Но важно научить подростка не только объяснять значение нового слова, но и пользо- ваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые сло- восочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие ра - боты обучающихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить ре - бятам темы, развивающие их личностное отношение к окружающему миру, ценности. Напри - мер: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п. Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, «Что такое нравствен- ность?» Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, по- ведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, ка - кими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравствен- ность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, сове - стью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное вни- мание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Бездуховность народа - это бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет ли- тература очень благодатен для воспитания духовных ценностей. Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше
злодея. Былины воспитывают в подростках чувство патриотизма. И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесцен - на, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая ли- тература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушки- на «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина – хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова по - жертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу. А люби - мая героиня Л.Н.Толстого Наташа Ростова? В этом замечательном образе знаменитый клас - сик постарался воплотить все самые лучшие женские качества: доброту, нежность, милосер - дие и сострадание к ближнему. Да, Наташа не идеальна, но она способна оценивать свои по- ступки, раскаиваться, тем самым, проходя такой сложный путь становления личности. А ду - ховно-нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова? Ведь этим темам посвя - щены отдельные уроки, и мы очень подробно, детально рассматриваем и обсуждаем мораль- ные качества и характеры этих персонажей, даем им характеристику. Особенно интересно и эмоционально проходят уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и на- казание». Безусловно, это очень сложное, глубоко философское произведение, но оно на- столько захватывает ребят, что ни один из них не остается равнодушным. Теорию Раскольни- кова о предназначении личности («Тварь ли я дрожащая или право имею»?) мы зачитываем вслух, обсуждаем, анализируем. Некоторые обучающиеся относятся к Раскольникову с него - дованием и однозначно осуждают его, а есть и такие, которые сочувствуют и сопереживают данному герою, пытаясь оправдать и объяснить его поступки. Особо показательны уроки, посвященные теме Великой Отечественной войны. На примере творчества А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова и других поэтов и прозаиков мы стараемся постичь всю силу и мощь русского духа, устоявшего перед лицом беды. Обуча - ющиеся заучивают стихотворения, составляют презентации, просматривают документальные ленты и художественные фильмы о Великой Отечественной войне, участвуют в викторинах и конкурсах, дополнительно прочитывают произведения по моей рекомендации. В прошлом году мы проводили открытый урок по теме «Поэзия Великой Отечественной войны» и полу- чили диплом первой степени за участие в общероссийском конкурсе с международным уча- стием «Празднует февраль Армии рожденье!» Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления обучающихся, готовят их к реальной жизни. Ведь литература - это учебный пред- мет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе ре- шать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.И моя роль, как преподавателя, заклю-
чается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Для решения духовно-нравствен- ного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человече - ских ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. А так же, стараюсь пополнять видеотеку художественными фильмами, сня- тыми по мотивам произведений русской классической литературы, привлекаю ребят к уча - стию в конкурсах на патриотическую тематику. В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познава- тельно, преподаватель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.
«Литература»
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68 2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы пси - хологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с. 3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб.пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с. 4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с. 5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12 6. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.


В раздел образования