Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Автор: Ивойлова Оксана Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: КГБ ПОУ филиал Автомобильно-технического колледжа Населённый пункт: Пгт Ярославский Приморский край Наименование материала: Тема по самообразованию Тема: Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Раздел: дополнительное образование
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ивойлова Оксана Викторовна
Вопрос духовно-нравственного воспитания подростков является одной из ключевых
проблем современного общества. Перед родителями и педагогами стоит задача воспитания
ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить
свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой зада -
чи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности
обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в ко-
тором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для
усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения систе -
мы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационально-
го народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие подростков осуществляется в процессе социализа-
ции, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности,
формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе тради-
ционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обще -
ству, государству, Отечеству, миру в целом.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценно -
сти, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и
передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностя-
ми) являются:
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отече -
ству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,
старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести
и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и на-
стойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор,
смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологиче-
ское сознание;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и
воспитанию подростков. Моя цель, как преподавателя, заключается в том, чтобы защитить
детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо
людей. Это задача решается, прежде всего, с помощью духовно-нравственного воспитания на
уроках русского языка и литературы.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном об-
ществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политиче-
ской и экономической жизнью. В связи с этим, особое внимание следует уделять предметам
гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы. Именно учителя-
словесники могут «проникнуть» в душу подростка и добраться до самого потаенного уголка.
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уде -
лять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и ве-
ликий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колы -
бельные, потешки, загадки.
До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в кото -
ром отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки
мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры
пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу обучающихся объяснить их смысл. Проблема
сейчас состоит в том, что у многих подростков очень скудный словарный запас и для них эта
работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках рус -
ского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с
учениками может строиться двумя способами. Первый: я даю задание составить как можно
больше слов близких данному (например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделить -
ся своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов). Второй: совместно с обу-
чающимися обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в
тетради осмысливает их содержание.
Но важно научить подростка не только объяснять значение нового слова,
но и пользо-
ваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые сло-
восочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие ра -
боты обучающихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить ре -
бятам темы, развивающие их личностное отношение к окружающему миру, ценности. Напри -
мер: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые
помогают
развивать
нравственные
качества
учащихся.
Например, «Что
такое
нравствен-
ность?» Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что
хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, по-
ведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят
ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди
таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой
иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, ка -
кими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравствен-
ность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал.
Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, сове -
стью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное вни-
мание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить,
втоптать в землю и вознести до небес. Бездуховность народа - это бедствие в современном
обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет ли-
тература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание
внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может
рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.Например, сказки, где
всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше
злодея. Былины воспитывают в подростках чувство патриотизма. И, конечно, при воспитании
настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесцен -
на, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая ли-
тература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушки-
на «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –
хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример
того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова по -
жертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу. А люби -
мая героиня Л.Н.Толстого Наташа Ростова? В этом замечательном образе знаменитый клас -
сик постарался воплотить все самые лучшие женские качества: доброту, нежность, милосер -
дие и сострадание к ближнему. Да, Наташа не идеальна, но она способна оценивать свои по-
ступки, раскаиваться, тем самым, проходя такой сложный путь становления личности. А ду -
ховно-нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова? Ведь этим темам посвя -
щены отдельные уроки, и мы очень подробно, детально рассматриваем и обсуждаем мораль-
ные качества и характеры этих персонажей, даем им характеристику. Особенно интересно и
эмоционально проходят уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и на-
казание». Безусловно, это очень сложное, глубоко философское произведение, но оно на-
столько захватывает ребят, что ни один из них не остается равнодушным. Теорию Раскольни-
кова о предназначении личности («Тварь ли я дрожащая или право имею»?) мы зачитываем
вслух, обсуждаем, анализируем. Некоторые обучающиеся относятся к Раскольникову с него -
дованием и однозначно осуждают его, а есть и такие, которые сочувствуют и сопереживают
данному герою, пытаясь оправдать и объяснить его поступки.
Особо показательны уроки, посвященные теме Великой Отечественной войны. На примере
творчества А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова и других поэтов и прозаиков
мы стараемся постичь всю силу и мощь русского духа, устоявшего перед лицом беды. Обуча -
ющиеся заучивают стихотворения, составляют презентации, просматривают документальные
ленты и художественные фильмы о Великой Отечественной войне, участвуют в викторинах и
конкурсах, дополнительно прочитывают произведения по моей рекомендации. В прошлом
году мы проводили открытый урок по теме «Поэзия Великой Отечественной войны» и полу-
чили диплом первой степени за участие в общероссийском конкурсе с международным уча-
стием «Празднует февраль Армии рожденье!»
Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность
мышления обучающихся, готовят их к реальной жизни. Ведь литература - это учебный пред-
мет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе ре-
шать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.И моя роль, как преподавателя, заклю-
чается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Для решения духовно-нравствен-
ного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары,
дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человече -
ских ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе
любви, о семье. А так же, стараюсь пополнять видеотеку художественными фильмами, сня-
тыми по мотивам произведений русской классической литературы, привлекаю ребят к уча -
стию в конкурсах на патриотическую тематику.
В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и
литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познава-
тельно, преподаватель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в
сердцах учеников.
«Литература»
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика -
2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы пси -
хологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной
реформы: Учеб.пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.-
376с.
5.
Жарковская
Т.Г.
Возможные
пути
организации
духовно-нравственного
образования
в
современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 -
№3 - С. 9-12
6. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема.
Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета
ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.