Автор: Захарова Елена Викторовна Должность: преподаватель дисциплины "здоровый человек и его окружение" раздел "здоровый ребёнок" Учебное заведение: ГБПОУ РО "Каменск-Шахтинский медицинский колледж" Населённый пункт: Каменск - Шахтинский Наименование материала: методическая разработка Тема: "Анатомо-физиологические особенности детей" Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
«КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ РО «К-ШМК»)
Учебно-методическая разработка учебного занятия
для внеаудиторной самостоятельной работ студентов
по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»
Раздел «Здоровый ребёнок»
специальности 31.02.01 Лечебное дело – углубленной подготовки.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности детей»
Разработана:
преподавателем ПМ 01, ПМ 02
первой квалификационной категории
Захаровой Еленой Викторовной
г. Каменск-Шахтинский
2016 г.
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка.
4
2.
Введение
7
3.
Ход урока.
8
4.
Теоритическая часть.
9
5.
Практическая часть
25
6.
Контроль полученных знаний.
26
7.
Литература
51
8.
Глоссарий
52
4
1.
Пояснительная записка
Учебно-методическая разработка на тему: «Анатомо-физиологические особенности
детей» разработана для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому
занятию (доклиническая практика по теме: «Анатомо-физиологические особенности детей»).
Данная разработка создана с целью дополнения основного учебного материала по
вопросам анатомии и физиологии детского организма с целью углубленного изучения данной
темы, являющейся базовой для дисциплин:
1.
«Педиатрия с детскими инфекциями»;
2.
«Пропедевтика в педиатрии»
Учебно-методическая разработка состоит из теоретического раздела и заданий для
самостоятельной работы.
Поработав с предложенным материалом студент должен закрепить знания, используя
тестовые задания, проблемно-ситуационные задачи и графические диктанты.
Для пояснения клинических терминов приведён глоссарий.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального образования по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по дисциплине
«Здоровый
человек
и
его
окружение»,
раздел
«здоровый
ребёнок»
предусмотрено,
что
обучающиеся должны овладеть общими и профессиональными компетенциями, а также
должен знать и уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные
периоды;
выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом
знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
обучать
население
особенностям
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
разные
возрастные периоды и вопросам планирования семьи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
периоды жизнедеятельности человека;
анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и
социального развития;
универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
5
значение семьи в жизни человека.
В
результате
изучения
дисциплины
обучающийся
должен
освоить общие
компетенции , включающие в себя способность:
ОК 1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего
профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение
своей квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10.Бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.
ОК 12.Организовывать
рабочее
место
с
соблюдением
требований
охраны
труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
OK 14.
Исполнять
воинскую
обязанность,
в
том
числе
с
применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Разработанное
пособие
по
дисциплине
Информатика,
позволяет
осуществить
подготовку специалистов с учетом формирования общих и профессиональных компетенций.
6
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных
возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК4.8.Организовывать
и
проводить
работу
Школ
здоровья
для
пациентов
и
их
окружения.
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные
формы работы.
7
2.
Введение
Материал по данной теме рассчитан на самостоятельное изучение студентом темы с
проведением самоконтроля на качество усвоенных знаний.
Студент должен ознакомиться с учебными целями и работать поэтапно.
1 этап работы:
Ознакомьтесь
с
целями
и
задачами
практического
занятия.
Просмотрите
бегло
материал, предложенный вам. Приступайте ко 2 этапу работы.
2 этап работы:
Внимательно
изучите
теоретическую
часть,
пользуясь
приложениями.
Законспектируйте
основные
положения
и
постарайтесь
усвоить
алгоритм
практических
манипуляций.
3 этап работы:
Этот этап является подготовительным к заключительному 4 этапу. Проверьте уровень
своих
знаний,
пользуясь
приложениями.
При
необходимости
задайте
преподавателю
вопросы,
если
что-то
оказалось
вам
непонятно
или
для
получения
дополнительной
информации.
4 этап работы:
Тестовый контроль и приём практических навыков проводит преподаватель.
8
3.
Ход урока:
I.
Организационные моменты (1 минута)
Приветствие преподавателя, проверка присутствующих студентов.
II. Актуализация знаний (4 минуты)
Направлена
на
проверку
знаний
обучающихся
по
пройденной
теме
«Анатомо-
физиологические особенности детей»
Создание проблемной ситуации для определения и формирования темы урока.
Сообщение преподавателем цели и задач урока
III.
Изучение нового материала (75 мин)
Лекция с элементами эвристической беседы сопровождается показом презентации;
робота с опорным конспектом.
IV.
Контроль полученных знаний (7минут)
V.
Домашнее задание (3 минуты).
9
4.
Теоретический раздел
Тема: «Анатомо-физиологические особенности кожи и слизистых. Анатомические
особенности кожи»
В коже выделяют три слоя:
а) эпидермис - тонкий, состоит из 2-3 рядов слабо связанных между собой и постоянно
слущивающихся клеток, легко травмируется.
Базальная
мембрана
развита
слабо,
поэтому
эпидермис
легко
отслаивается
от
дермы
с
образованием пузырей.
б) кожа (дерма): тонкая, нежная с недостаточным количеством эластических, соединительно-
тканных и мышечных элементов. Сеть капилляров развита хорошо, поэтому для детской
кожи характерно хорошее кровенаполнение. Кожа богата водой.
Сальные
железы
развиты
достаточно,
хорошо
функционируют
с
периода
новорождённости у новорождённых на щеках, носу заметны желтовато-белые точки (milia) -
избыточное скопление секрета в кожных сальных железах.
После
1
года
секреция
сальных
желез
уменьшается,
к
пубертатному
периоду
возрастает.
Потовые железы: к рождению их выделительные протоки развиты плохо, поэтому до
3-4
месяцев
они
функционируют
недостаточно.
На
ощупь
кожа
бархатистая,
мягкая,
с
хорошим тургором, покрыта мягкими пушковыми волосами (lanugo). С 1,5 мес. волосы
заменяются новыми.
Брови и ресницы у новорожденных развиты сравнительно мало. В дальнейшем их
рост значительно усиливается и у детей 3-5 лет они достигают почти такой же длины, как у
взрослых.
Ногти хорошо выражены доходят до кончиков пальцев у доношенных, часто и у
недоношенных, детей.
10
В
)
подкожная
клетчатка
у
доношенных новорождённых выражена
хорошо,
интенсивно
нарастает в течение первых 6 месяцев, главным образом на лице, медленнее - не животе. У
девочек, особенно с пубертатного периода, подкожно-жировой слой выражен сильнее, чем у
мальчиков.
Для детей раннего возраста характерны округлые формы, наличие глубоких складок.
Подкожно-жировой слой нежный, легко травмируется.
Физиологические особенности кожи:
К основным функциям кожи относится:
1) дыхательная - выделяется углекислый газ, поглощается кислород - развита хорошо, так как
кожа тонкая, обильно кровоснабжается
2) выделительная – выделение воды и солей с потом - разбита хорошо по тем же причинам.
3) витаминообразующая - образование витамина Д под влиянием солнечных лучей.
4) терморегуляционная - развита недостаточно, вследствие недостаточной функции потовых
желёз,
нестабильного
тонуса
сосудов
кожи.
Поэтому
дети
раннего
возраста
легко
переохлаждаются и перегреваются.
5) защитная - предохранение от механических травм, химических воздействий - развита
значительно слабее, чем у взрослых, так как кожа тонкая, легко ранимая.
Местные защитные свойства кожи место образования иммунных тел, биологически
активных веществ - выражены недостаточно поэтому дети склонны к гнойничковым
заболеваниям кожи.
Кожа
–
орган
чувств
-
содержит
рецепторы
механической
(тактильной),
температурной и болевой чувствительности. Между кожей и нервной системой имеется
постоянное взаимодействие.
Уход за кожей и слизистыми:
До 6 месяцев детей купают ежедневно, с 6 мес. до 11 мес. - через день, после года - 2
раза в неделю. Купание лучше осуществлять с детским мылом.
После мочеиспускания детей подсушивают пелёнкой, после дефекации -подмывают.
Ногти стригут по мере отрастания примерно 1 раз а неделю.
По утрам детей ежедневно умывают, обрабатывают естественные складки, носовые
ходы, ушные проходы.
При наличии корочек на голове - их удаляют, предварительно размочив компрессами с
тёплым растительным маслом.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности мышечной системы»
11
У
детей мышечные
волокна
имеют
меньшую
толщину,
относительно
большее
количество интерстициальной
ткани
и
большее
количество
ядер.
Мускулатура у
новорождённых развита слабо. В течение всего дальнейшего детства вес мышц нарастает
значительно сильнее, чем вес долгих органов.
У
детей
первых
месяцев
жизни
тонус
сгибателей
преобладает
над
тонусом
разгибателей. Гипертонус сгибателей верхних конечностей обычно проходит к 2-2,5 мес., а
мышц нижних конечностей - к 3-4 месяцам.
У маленьких детей мышечный рельеф не выражен, сильнее мускулатура развивается у
юношей в период полового созревания.
Сила мышц у ребёнка небольшая. Механическая мышечная возбудимость у детей
повышена, имеется склонность к судорогам и спазмам.
Для укрепления мышц и их развития необходим массаж и гимнастика, Массаж и
гимнастику начинают с 1,5-2 месяцев, проводят ежедневно через 30-40 мин после еды
здоровому ребенку с хорошим настроением.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности костной системы»
Кости
детей
содержат
меньше
плотных
веществ,
больше
воды,
поэтому
более
эластичные и менее ломкие, чем у взрослых .
Фосфорно-кальциевый обмен в костях легко
нарушается,
могут
развиться
процессы
остеомаляции,
остеопороза
–
кости
легко
деформируются.
Надкостница толстая. Кость обильно кровоснабжается. Вначале костная ткань имеет
грубоволокнистое сетчатое строение. Когда ребёнок начинает достаточно много ходить (с 2-3
лет), формируется более совершенная костная ткань с пластинчатой структурой.
В детской трубчатой кости между эпифизом и диафизом имеется зона активного роста
– метафиз.
Костная
система
отличается
определённой
физиологической
слабостью,
поэтому
требуется строгое дозирование физических нагрузок.
Голова имеет больше размеры, чем у взрослых, составляет - 1/4 от длины тела, у
взрослых – 1/8 от длины тела.
Швы
черепа
раскрыты
и
кости
легко
смещаются.
На
стыке
костей
имеются
соединительно-тканные
мембраны
– роднички.
Большой
родничок
имеет
ромбовидную
форму, находится между теменными и лобными костями, закрывается к 1-1,5 году. Боковые
роднички
-
между
теменными
и
височными
костями
могут
быть
открыты
только
у
недоношенных.
12
Сзади расположен малый родничок, который имеет треугольную форму, может быть
открыт - у 1/4 детей, закрывается к 3 мес..
До 3-4 месяцев, вследствие гипертонуса мышц конечности будут искривлены.
Позвоночник при рождении прямой, без изгибов, когда ребенок начинает держать
голову (2мес) появляется шейный лордоз. Когда начинает ходить (11-12
МЕС
), появляется
поясничный лордоз, с 6 мае появляется грудной кифоз.
Для профилактики деформаций позвоночника ребёнок лежит на ровной поверхности
без подушки пеленание тугое.
У ребёнка грудная клетка формы усечённого конуса или цилиндрическая - до 6 мес.
К году происходит физиологическое опущение рёбер, межрёберные промежутки суживаются.
Таз детей имеет небольшую вместимость, больше представлен хрящевой тканью, чем
костной. С 6-7 лет, вследствие половых различий, таз у девочек развивается больше, чем у
мальчиков.
Зубы : закладываются около 40 дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается как
правило, без зубов. Молочные зубы находятся в виде зачатков в нижней и верхней челюсти.
Первые зубы прорезаются с 6-8 мес., сперва появляются нижние и средние резцы, потом
верхние, средние и верхние боковые. К году у ребёнка 8 зубов, к 2 годам
-
20 зубов.
Количество зубов до 2-х лет рассчитывается по формуле Х=П-4, где П - количество месяцев,
X - количество зубов.
В 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Первые постоянные -
большие коренные зубы - моляры.
Заканчивается
смена
зубов
к
периоду
полового
созревания
(к
11-12
годам
).
Постоянных: зубов - 32. При рахите, анемии, гипертрофии - задержка срока прорезывания
зубов.
13
Тема: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.
Морфологические особенности нервной системы»
При рождении головной мозг весит 380 гр, то есть около 1/9 веса тела, у взрослого -
1/40 от веса тела. Мозговая ткань богата водой, количество белковых веществ уменьшено,
серое
вещество
недостаточно
дифференцируется
от
белого.
Борозды
и
извилины
мозга
выражены слабо. Кора, пирамидные пути и стриарное тело морфологически недоразвиты. К
моменту рождения не закончена миелинизация нервных путей. Нервные клетки детского
мозга плохо связаны между собой, так как имеют меньше отростков. Головной мозг обильно
кровоснабжаетоя, проницаемость ГЭБ повышена.
Продолговатый мозг расположен более горизонтально.
Мозжечок у новорождённого развит относительно слабо, спинной мозг при рождении
более
закончен
по
своему
строению,
относительно
длиннее,
чем
у
взрослого,
у
новорожденных
доходит
до
нижнего
края II поясничного позвонка, а в более позднем
возрасте - лишь до I поясничного позвонка. Поэтому спинномозговая пункция проводится
ниже, чем у взрослого. Спинномозговая жидкость находится у детей в меньшем количестве,
под более слабым давлением.
Периферические
нервы :
сравнительно
поздно
миелинизируются.
Миелинизация
черепных нервов происходит а основном в течение первых 3-4 мес. жизни и заканчивается к
15 мес. Миелинизация спинномозговых нервов заканчивается к 2-3 годам.
Созревание
и
развитие
коры
мозга,
пирамидных
путей,
стриарного
тела
делает
возможным появление координации и примитивных сочетательных движений - сидения,
вставания, хождения и т.д.
Для детей раннего возраста характерна пониженная возбудимость и лёгкая
утомляемость коры головного мозга, при действии безусловных раздражителей у них
происходит широкая генерализация нервных процессов.
Тема: «Физиология нервной системы»
При
рождении
определяются
безусловные
рефлексы:
сосательный,
глотательный,
мигательный,
кашлевой,
а
так
же
физиологические
"примитивные"
рефлексы
новорождённых:
а) рефлекс ползания (по Бауэру) - ребёнка выкладывают на живот, подставляют к
подошвам ладонь - ребёнок отталкивается от поверхности ладони - исчезает к 4 месяцам.
б) рефлекс схватывания (рефлекс Моро), если ударить по поверхности, на которой
лежит ребенок, то он сначала отводит руки и разгибает пальцы, а потом возвращает их в
исходное положение. Исчезает к 4 мес.
14
в)
хватания (рефлекс Робинзона) - при прикосновении к ладони ребёнка пальцем - палец
охватывается, исчезает к 2-4 месяцам.
На базе безусловных рефлексов у ребёнка происходит выработка условных рефлексов,
то
есть
формируется I
сигнальная
система.
На
базе I
сигнальной
системы
начинает
формироваться II сигнальная система – речь.
С 2-3 месяцев ребёнок начинает гулить (произносит гласные).
С 6 месяцев появляется лепет (отдельные слоги). К году ребёнок знает 10 простых слов
("Мама","Дай").
С 1 года до 1,5 лет ребёнок понимает много слов, говорит сам мало, пользуется
облегчёнными словами.
С 1,3 - 2 лет происходит усиленное развитие речи, быстро растёт запас употребляемых
слов. В словаре ребёнка до 350-400 слов.
С 2 – 2,5 лет речь развивается медленнее, остаётся приблизительно на уровне конца
второго года.
С
2,5
-
3
лет
ребёнок
хорошо
пользуется
речью,
знает
1200-1300
слов,
ребенок
постоянно говорит, "речевой .взрыв".
Тема: «Развитие органов чувств»
Ребёнок хорошо видит с рождения. Взгляд чётко фиксирует с 3 месяцев, до 1,5 мес
может быть физиологическое косоглазие и нистагм, мигает редко. С 2-х месяцев при плаче
появляются слёзы.
Слышит
ребёнок
достаточно
хорошо.
Резкий
звук
вызывает
вздрагивание,
постепенно формируется слуховое сосредоточение.
При рождении вкус развит хорошо, различает основные вкусовые оттенки (горькие,
сладкие...). Обоняние развито хуже при рождении, различает резкие запахи. Постепенно
начинает дифференцировать и остальные.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы»
Слизистые дыхательных путей тонкие, нежные, легко травмируются, легко отекают,
местные защитные их свойства снижены, поэтому легко воспаляются.
Нос ребёнка мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, нижний носовой ход
рудиментарный.
Придаточные пазухи носа развиты очень слабо или совсем отсутствуют, лобная пазуха
появляется на 2 году жизни окончательно формируется к 15 годам. Гайморова полость очень
мала, с 2-х летнего возраста начинает заметно увеличиваться в объёме,
15
Слёзно-носовой канал короткий, инфекция легко проникает в коньюктиву.
Глотка
узкая,
имеет
более
вертикальное
положение.
Лимфо-глоточное
кольцо
недоразвито, миндалины становятся видимыми к концу I года жизни.
Евстахиевая труба короткая и широкая, инфекция при насморке легко проникает из
носа в полость среднего уха.
Голосовая щель узкая, прикрывает вход в гортань.
Гортань у маленьких детей имеет воронкообразную форму, позже - цилиндрическую,
расположена выше, чем у взрослых, относительно длиннее, чем у взрослых. Хрящи гортани
нежные, податливые. С 10 лет у мальчиков выявляются черты, характерные для мужской
гортани.
Трахея : у новорождённых имеет длину около 4 см, к 15 годам - 7 см, расположена
выше,
чем
у
взрослых,
воронкообразной
формы,
узкая.
Хрящи
мягкие.
Под
влиянием
воспалительных процессов легко наступают в гортани (подсвязочное пространство) и трахее
стенотические явления.
Бронхи узкие, хрящи их мягкие, слизистая богатая сосудами, сухая, правый бронх
является продолжением трахеи, левый отходит под большим углом.
Лёгкие
пои
рождении
весят
в
20
раз
меньше,
чем
у
взрослых,
более
обильно
кровоснабжаются, эластичная ткань развита недостаточно, поэтому склонны к легочным
ателектазам, гипостазам, воспалительным процессам, отёку лёгких. Дышащая поверхность
лёгких у детей относительно больше, чем у взрослых, контактная поверхность альвеолярного
воздуха
с
системой
сосудистых
лёгочных
капилляров
о
возрастом
относительно
уменьшается.
Средостение у детей относительно больше, легко смещается.
Плевра тонкая. Доли
лёгких – в левом лёгком 2 доли, а правом - 3 доли. В каждой доле по 10 сегментов.
Грудная клетка
бочкообразная,
находится
всё
время
как
бы в состоянии вдоха,
межрёберные промежутки сглажены. Диафрагма расположена высоко. Мышечная система
грудной клетки и плечевого пояса развита слабо (дыхательная мускулатура).
Тема: «Функциональные особенности дыхания»
Дыхание
у
детей
поверхностное,
малоэффективное.
Дыхательный
центр
продолговатого
мозга
функционально
незрелый
-
ритм
дыхания
неустойчивый,
между
дыхательными движениями паузы неодинаковые, поэтому дыхание у ребенка подсчитывается
за одну минуту.
16
Частота дыхательных движений (ЧД): новорождённый - -40-60 в мин; 2нед -3 мес -
40-45 в мин; 7-12 мес - 30-35 в мин ; 2-3 года - 25-30 в мин 5-6 лет - около 25 в мин; 10-12
лет - 20-22 в мин; 14-15 лет – 18-20 в мин.
Физические
нагрузки,
психическое
возбуждении,
.незначительные
повышения
температуры тела и окружающего возраста почти всегда вызывают значительное учащение
дыхания у детей, могут быть остановки дыхания апноэ, особенно у детей раннего возраста.
Минутный объём дыхания: у новорождённого - 800-900 см
3
; в I мес-1400см
3
, к году
– 2600 см
3
, к 12 годам – 250 см
3
, к 15 годам - 350 см
3.
Жизненная ёмкость легких: 5-6 л - 1150 см
3
, в 9-10 лет - 1600 см
3
, 14-16 лет - 3200
см
3
.
Тип дыхания меняется в зависимости от возраста и пола. До 1 года тип дыхания
брюшной с преобладанием диафрагм. С 1 до 2 года - смешанный тип дыхания - грудо-
брюшное дыхание (с преобладанием диафрагмального). С 3 до 7 лет - в связи с развитием
мускулатуры плечевого пояса появляется грудное дыхание. О 6 лет отмечаются половые
различия в типе дыхания: у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной. В целом регуляция
дыхания у детей осуществляется главным образом нервно-рефлекторным путём.
Тема: «Анатомические особенности сердца и сосудов у детей»
При рождении наступает разделение большого и малого кругов крово обращения.
Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке аортой,
заканчивается в
правом предсердии верхней и нижней полой веной.
17
Если сосуд идёт от сердца, то называется артерией, если сосуд идет к сердцу, то он
называется веной.
Сердце у новорождённого относительно велико - при рождении весит около 20-24 г,
рост сердца наиболее интенсивен в течении первых 2-х лет и в возрасте 14-15 лет. При
рождении положение сердца поперечное, оно лежит на диафрагме до 2-х лет, после 2-х лет,
когда опускается диафрагма, положение сердца становится косым.
Сосуды у детей относительно широки. У новорождённого отношение между объёмом
сердца и окружностью аорты соответствует 25:20, в препубертат-ном периоде - 140:56, к
концу периода полового созревания - 260:61.
Тема: «Функциональные особенности ССС у детей»
Минутный объём сердца
- количество крови, выбрасываемое сердцем в течение
минуты : у новорождённого - 330 мл, к концу года жизни - .1-200 мл; к 3 годам - 1600 мл, к 10
годам - 250 мл, к 15 годам - 3150 мл.
Пульс у детей :
значительно чаще, чем у взрослых (тахикардия). Это объясняется
более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка более интенсивным обменом
веществ
в
миокарде,
преобладанием
влияния
симпатической
нервной
системы
над
парасимпатической.
Частота пульса : новорожденный - 120-140 уд/мин, 6 мес - 135-130 уд/м, 1 год - 120-
110 уд/мин, 3 года - 105-110 уд/мин, 4 года - 100-105 уд/мир; 5 лет - 98-100 уд/мин, 6 лет - 90-
95 уд/мин, 7 лет - 85-90 уд/мин, 9 лет – 80-85 уд/мин, 11 лет - 78-84 уд/мин, 13 лет - 72-80
уд/мин, 14-15 лет - 70-78 уд/мин.
Во время всего детства частота пульса постепенно уменьшается. У девочек, во впек
возрастах
пульс
чаще,
чем
у
мальчиков.
Крик,
беспокойство,
мышечные
движения
и
незначительные повышения температуры чела всегда вызывают у детей заметное учащение
пульпа.
Для детей характерна респираторная аритмия, особенно отчетливо выявля ющаяся при
замедлении пульса, например, во сне, поэтому подсчет пульса производят строго за минуту.
Артериальное давление : у детей тем ниже, чем младше ребёнок. АД максимальное
определяется по формулам.
До года АД
max
= 70 +п ,где П число месяцев; после года АД
max
= 80+2П, где П – число
лет; АД
min
= 1/2 - 2/3 от АД максимального, так называемое пульсовое давление - разница
между систолическим (максимальным) и диастолическим (минимальным) давлением равно:
у новорождённых приблизительно - 42 мм.рт.ст., у годовалых - 40 мм.рт.ст., у детей 5-6 лет -
44 мм.рт.ст., 9-10 лет - 43 мм.рт.ст., 14-15 лет - приблизительно 32 мм.рт.ст.
18
Капиллярное давление - в течение всего детства колеблется 8-9 мм. р т. с т.
Венозное давление
от 2 до 15 дет колеблется от 35 до 105 мм.вод. ст., перемена
положения, крик, плач вызывают значительное повышение венозного давления.
Скорость кровообращения : время полного кругооборота у детей значительно короче;
у новорождённого - 12 сек, у 3-х летнего - 15 сек, у 14 летнего - 15 18,5 сек, у взрослого - 22
сек.
Общий вывод
из АФО у детей : относительно большая масса сердца, относительно
более широкие отверстия сердца и более широкие просветы сосудов, являются моментами,
облегчающими циркуляцию крови у детей.
Тема: «Анатомические особенности системы кроветворения»
19
Система кроветворения включает в себя красный костный мозг, печень, селезёнку
лимфатические узлы и другие лимфоидные образования. Красный костный мозг находится
во всех костях до 4-х лет, после чего отмечается частичное превращение красного костного
мозга в жировой.
Формула крови
Б
Э
М
Ю
П
С
ЛФ
М
--
0-4
--
--
4
?
?
8
Сдвиг вправо
Сдвиг влево
Количество лимфоцитов определяется по графику:
60
45
30
0
нов
5дн
1мес
1 год
5 лет
12лет
Количество сигментоядерных = 100%-количество всех известных форменных элементов.
Химический состав крови отличается у здоровых детей постоянством.
Биохимические показатели крови оцениваются по системе СИ:
1)
остаточный азот 14,6 – 35,3 ммоль/л
2)
билирубин 3,4 - 13,7 мкмоль/л
3)
белок - 48-72 г/л
4)
сахар - 3,33 - 5,55 ммоль/л
Свёртываемость крови
У новорождённых может колебаться в широких пределах: начало свёртывания лежит в
пределах нормы взрослого (4,5- 6 мин),а окончание часто запаздывает (9-10 мин).
У детей грудного возраста и старше свёртывание крови заканчивается в течение 4-
5,5мин.
Продолжительность кровотечения : у детей всех возрастов 2-4 минуты.
20
Тема: «Анатомо-физиологические особенности лимфатической системы»
Сюда
относится
совокупность
лимфоидных
органов
и
скопление
лимфатических
клеток:
лимфатические
узлы,
селезенка,
солитарные
фолликулы
и
пейеровы
бляшки
кишечника, вилочковая железа, лимфоциты костного мезга и периферической крови.
Моноциты образуются в ретикулоэндотелиальном аппарате. Лимфоциты образуются
в вилочковой железе, селезёнке.
Селезенка
-
строение
её
деталей
заканчивается
к
3
месяцам.
С
возрастом
увеличивается количество соединительно-тканных элементов.
В селезёнке происходит разрушение красных кровянных телец и эритроцитов. Вес
селезёнки
новорождённого
удваивается
к
5
мес,
к
1
году
утраивается.
К 1 2 годам
увеличивается в 10 раз.
Вилочковая
железа
(тимус)
находится
в
средостении
после
9
лет
подвергается
обратному развитию, участвует в выработке лимфоцитов (иммунная защите организма).
Лимфатические узлы вырабатывают антитела, являются функционально незрелыми.
Их барьерно-защитная функция выражена недостаточно. У детей лимфоузлы относительно
больших размеров, мягкие, не имеют чёткой капсулы, плохо пальпируются.
Лимфоглоточное
кольцо
(нёбные
миндалины,
трубные
миндалины,
глоточная,
язычная) до 1 года имеют малые размеры у грудных детей ангины бывают редко.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности органов ЖКТ»
21
Слизистые ЖКТ обильно кровоснабжаются, суховаты, так как меньше вырабатывается
слизи, нежные, тонкие. Их местные защитные свойства снижены, микрофлора неустойчива,
поэтому легко возникают дизбактериозы, воспалительные реакции.
Полость рта - относительно мала, язык большой. Жевательные мышцы и мышцы губ
выражены хорошо. Приспособления для сосания:
1)
жировые комочки Биша.
2)
складчатость слизистой губ.
3) валикооразные утолщения на деснах
Слюнные
железы
с
рождения
работают
недостаточно,
удаление
слюноотделения
происходит с 3-4 месяцев, перед прорезыванием зубов.
Все эти особенности обеспечивают наиболее совершённый охват соска материнской
груди. Доношенный ребёнок рождается с хорошо выраженным глотательным и сосательным
рефлексом. Слюнные железы до 3-4 месяцев работают недостаточно. Перед прорезыванием
зубов, с введением густого прикорма, секреция слюны заметно усиливается.
Пищевод. Несколько воронкообразной формы, длиннее, чем у взрослого. Мышечный
слой развит слабо, при глотании пищевого комка возникает перистальтика, которая никогда
не переходит на желудок.
Желудок. Ёмкость желудка при рождении – 35мл, потом он увеличивается примерно
на 25мл в месяц, в 3 месяца – 100мл., к 1 году жизни – 250 мл.
Слизистая толстая, обильно кровоснабжается, мышечный слой развит слабо.
Кардиальный
сфинктер
(вход
в
желудок),
развит
слабо,
пилорический
сфинктер
(выход
из
желудка)
развит
хорошо,
поэтому
ребёнок
предрасположен
к
рвотам
и
срыгиваниям.
Моторика
желудка: перистальтика, периодические сокращения. Продолжительность
нахождения пищи в желудке грудного ребёнка при вскармливании грудным молоком 2-3 часа,
при питании коровьим молоком 3-4 часа.
Желудочный
сок: содержит все органические вещества (ферменты, муцин, белок),
неорганические вещества - хлористый натрий, соляная кислота.
Ферменты желудочного сока - пепсин, каиепсин, химозин, липаза.
Поджелудочная железа - при рождении весит 2-4г., к 15 годам достигает
50 г.
Обладает внутренней секрецией - выделяет инсулин, внешней секрецией - выделяет
22
панкреатический сок, который содержит ряд органических веществ (альбумин, глобулин,
жир) и неорганический веществ (углекислый и хлористый натрий, кальций, железо и др.), и
богат ферментами, амилазой, мальтазой, липазой.
В 12-ти пёрстную кишку поступает желчь, выделяемая печенью.
Печень у детей относительно велика. Первоначальный вес печени утраивается к 2-3
годам, к 15 годам достигает 1400г.
Печень до 7 лет на 1-2см выступает из-под рёберной дуги. С 7 лет нижний край
печени не пальпируется. Печень детей функционально незрелая, биотрансформация лекарств
у детей замедлена.
С 8 лет строение печени, как у взрослого. Желчь детей относительно бедна желчными
кислотами, хлестерином, лецитином, богата водой, муцином, пигментами.
Кишечник в целом относительно длине, чем у взрослых, слизистая тонкая, нежная.
При
рождении
кишечник
стерилен,
потом
-
заселяется
микробами.
На
грудном
вскармливании
преобладают
лактобактерии,
бифидумбактерии,
на
искусственном
вскармливании - непатогенная кишечная палочка.
Барьерная
функция
кишечника
снижена,
в
организм
легко
проникают
токсины.
Моторика
тонких
кишок
слагается
из
маятникообразных
движений,
колебаний
тонуса
кишечной
стенки
и
перистальтики.
Время
прохождения
у
детей
пишевой
кашицы
по
кишечнику короче, чем у взрослых. У новорождённых от 4 до 18 часов, у более старших
детей - до 24 часов, при искусственном вскармливании до 48 часов.
Кишечный сок - имеет щелочную реакцию, в нём содержатся ферменты липаза,
амелаза, мальтаза, пептидазы.
В
целом
процесс
пищеварения
в
кишечнике
характеризуется
некоторой
недостаточностью секреторного аппарата ЖКТ, моторики, нервной регуляции. Поэтому у
детей легко возникают диспепсии.
Акт
дефекации
у
грудных
детей
происходит
рефлекторно,
без
участия
волевого
момента. Старшие дети сознательно регулируют акт дефекации.
Стул: новорождённый в первые дни жизни выделяет первородный кал - миконий в
виде густой вязкой массы тёмно-оливкового цвета. С 4-5 дня - постоянный нормальный стул
на
естественном
вскармливании
-
4-5
раз
в
день,
кашицеобразный,
жёлтого
цвета
с
кисловатым запахом. При искусственном вскармливании стул до одного года 2 раза в сутки,
густой кашицей, гнилостный. Стул детей после года оформлен, 1-2 раза в сутки, тёмно-
коричневого цвета.
Патологические примеси - слизь, зелень, кровь, гной. По консистенции стул может
быть оформлен, кашицеобразный, жидкой кашицей и водянистый.
23
Тема: «Анатомо-морфологические особенности мочевыделительной системы»
Почки: расположены у детей ниже, чем у взрослых, правая почка лежит ниже левой.
Почки у детей относительно больше, чем у взрослых, весят у новорождённых 12г., вес их
увеличивается к году - в 3 раза, к периоду полового созревания в 10 раз.
Почки имеют эмбриональное, дольчатое строение, которое исчезает к 2-4 годам.
Почки функционально незрелы. Их концентрационная функция снижена, поэтому
удельная плотность мочи ниже, чем у взрослого - до 2х лет - 1003 - 1005, после 2х лет - 1009-
1016. Мочеточники: более широкие и извилистые, мышечные элементы их слаборазвиты,
эластической ткани меньше. Может быть гипотония мочеточников.
Мочевой пузырь: у детей располагается выше, чем у взрослых. Слизистая мочевого
пузыря нежная, толстая, мышечный слой и эластические волокна развиты слабо. Емкость
мочевого пузыря у новорождённого - около 50 мл., к 3 месяцам она удваивается, к 1 году -
200мл., к 9-10 годам - 600-900мл., к 12-13 годам - 850-1250мл. к концу 1 года жизни
правильно
воспитываемый
ребёнок
начинает
приучаться
произвольно
регулировать
акт
мочеиспускания.
Мочеиспускательный канал: у новорождённого мальчика имеет длину 5-6 см., растёт
медленно, рост усиливается в пубертатном периоде. У мальчиков в 14 лет он имеет длину 13
см., у девочек мочеиспускательный канал при рождении имеет длину 1-3 см., к периоду
полового
созревания
3-5
см.
Складчатость
выражена
слабо,
слизистая
нежная.
Это
обуславливает
повышенную
ранимость
и
усиленное
слущивание
эпителия
слизистой
оболочки.
Физиологическими особенностями функции почем у детей является: в первые недели
жизни недостаточная способность концентрировать мочу, у них отмечается недостаточность
осморегуляторных
механизмов,
что
возможно
вязано
с
неполноценностью
канальцевой
системы нефрона.
В
процессе
фильтрации
почки
новорождённого
ребёнка
относительно
большее
значение имеет рефлекторная регуляция кровообращения в клубочках, а основные процессы
осморегуляции маловыражены.
Моча: количество мочи до 10 лет определяется по формуле Д
сух
= 600+100 (П - I), где
П - число лет, Д
сут
- суточный диурез. В 10 лет ребёнок выделяет около 1,5л мочи, в
препубертатном и пубертатном периодах почти 2л мочи, т.е. дети во всех возрастах выделяют
мочи относительно больше, чем взрослые, т.к. у них более интенсивный водный обмен,
большее количество воды и углеводов в пищевом рационе.
Число мочеиспусканий: в первые 3 дня 5-6 раз в сутки, к 6-10 дню жизни - 20-25 раз в
24
сутки. К концу первого года число мочеиспусканий снижается до 15- 16 раз сутки, к 2-3
годам до 10 раз в сутки, в 7-10 лет - 7-6 раз в сутки. Большее количество мочеиспусканий
(поллакиурия)
объясняется
возрастной
физиологической
полиурией
и
малой
ёмкостью
мочевого пузыря при относительно большом количестве мочи.
Объём каждого мочеиспускания: до 6 месяцев - 30 мл., к 1 году - 60мл, к 3-
4
годам - 90мл, к 7-8 годам - 150 мл., к 10-12 годам - 250 мл.
Состав нормальной мочи: реакция слабокислая, слабощелочная, зависит от характера
пищи. Цвет - у грудных детей бесцветный, слабо-жёлтый, у более старших детей - от слабо-
жёлтого до соломенно-жёлтого, тёмно-жёлтого.
Эритроциты: до Г - 2' в поле зрения.
Лейкоциты: до 8 в поле зрения.
Белок: до 0,033%.
Сахара: нет.
25
5.
Практическая часть
Содержание практического занятия
Студент должен знать:
- Анатомо - физиологические особенности (АФО) кожи, слизистых и подкожной клетчатки;
- АФО костной системы у детей;
- АФО мышечной системы у детей;
- АФО нервной системы у детей;
- АФО сердечно - сосудистой системы у детей;
- АФО системы кроветворения у детей;
- АФО дыхательной системы у детей;
- АФО пищеварительной системы у детей;
- АФО мочевыделительной системы у детей.
Студент должен уметь:
- проводить профилактику опрелостей, гнойничковых заболеваний у детей раннего возраста;
- проводить гигиеническую ванну;
- проводить термометрию;
- подсчитывать ЧСС, ЧД, измерять АД ;
- оценивать общие анализы мочи и крови ;
- проводить профилактику миопии, сколиоза, детского травматизма.
Оснащённость занятия:
- часы с секундомером для подсчёта ЧД, ЧСС;
- тонометр с фонендоскопом для измерения АД;
- бланки с анализами крови и мочи;
- ванна, водяной термометр, пелёнка, кувшин;
- ватные тампоны, турунды, перманганат калия (во флаконе).
Обязательные практические навыки
- уход за кожей и слизистыми;
- гигиеническая ванна;
- подмывание;
- измерение АД, 400, ЧД детям разных возрастов;
- оценка анализа крови общего, биохимического;
- оценка анализа мочи общего.
26
6.
Контроль полученных знаний
Вопросы для самоконтроля
1) Особенности анатомического строения кожи и подкожной клетчатки.
2) Основные функции кожи, уход за кожей и слизистыми.
3) Анатомо-физиологические особенности мышечной системы.
4) Строение и функции детской кости.
5) Анатомические особенности частей скелета, физиологические особенности.
6) Этапы прорезывания зубов.
7) Морфологические особенности нервной системы у детей.
б) Функциональные особенности нервной системы у детей, органы чувств.
9) Особенности развития первой и второй сигнальной системы у детей.
10) Особенности анатомического строения отделов дыхательной системы у детей.
11) Функциональные особенности дыхательной системы.
12) Анатомические особенности сердца и сосудов у детей.
13) Функциональные особенности ССС у детей.
14) Анатомические особенности системы кроветворения.
15) Физиология кроветворения. Оценка общего и биохимического анализа крови.
16) Анатомо-физиологические особенности лимфатической системы.
17) Анатомические особенности отделов 1КТ.
18) Функциональные особенности отделов ЖКТ.
19) Анатомические особенности почек и мочевыводящих путей.
20) Функциональные особенности мочеобразования, мочевыделения, оценка анализа мочи.
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
7.
Литература
1.
Малая советская энциклопедия в 6 томах, М., «Советская энциклопедия», 1991.
2.
Островская
Л.Ф.
«Правильно
ли
мы
воспитываем
малыша?»,
М . ,
«Просвещение»,
2011.
3.
«Сборник
технологий
и
правил
организации
и
выполнения
работ
палатными
медицинскими
сёстрами
детских
лечебноОпрофилактических
учреждений»
(учебное
пособие), Ростов/Д, 1991.
4.
Шабанов Н.П. «Ребёнок от года до трёх», М., Медицина, 2014.
5.
Тур А.Ф. «Пропедевтика», JL, «Медицина», 2012 г.
6.
«Здоровый ребёнок» (учебное пособие), Ростов/Д, 1992.
7.
Солодухо Н.Н., Ежова Н.В., Русакова, М., «Высшая школа», 2011.
8.
Бисярина В.П. «Анатомо-физиологические особенности детского возраста», М.,
«Медицина»,
2013.
51
8.
Глоссарий
Г Э Б - гематоэнцефалический барьер
КИФОЗ- изгиб позвоночника назад
ЛОРДОЗ- изгиб позвоночника вперёд
ТАХИКАРДИЯ- увеличение частоты сердечных сокращений
АНЕМИЯ - малокровие, снижение уровня гемоглобина и эритроцитов в крови.
ДИУРЕЗ суточный - количество мочи, выделяемое ребёнком за сутки
ИНВОЛЮЦИЯ - обратное развитие
ССС - сердечно - сосудистая система
ЖКТ - желудочно-кишечный тракт
ЦНС - центральная нервная система
ОСТЕОМАЛЯЦИЯ- размягчение кости
ОСТЕОПОРОЗ - разрежение костной ткани
52