Авторы: Мякотина Диана Геннадиевна, Позднякова Дарья Леонидовна
Должность: тьютор, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение тренинга функциональной коммуникации для детей с РАС в условиях образовательной модели ресурсного класса.
Раздел: начальное образование
Тема: Применение тренинга функциональной коммуникации для детей с
РАС в условиях образовательной модели ресурсного класса.
При работе с детьми с РАС, практика показывает, что не каждый
ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра,
проявляет агрессию, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у
норма типичных детей. К проблемному поведению относится агрессивное
поведение по отношению к другим людям и аутоагрессия, когда ребенок
доставляет боль самому себе. Агрессия провоцирует стрессовое состояние
не только для самих детей, но и для всех окружающих. К сожалению, быстро
подавить приступы не получится, нужно научить ребенка контролировать
свои эмоции.
Основной фактор во многих нарушениях развития – это дефицит
навыков коммуникации. Этот дефицит может включать трудности с
экспрессивными речевыми навыками, рецептивными речевыми навыками,
или сочетание того и другого. Экспрессивные речевые навыки — это
способность выражать вслух свои мысли, в то время как рецептивные
речевые навыки — это способность понимать, о чем говорят другие люди.
Отсутствие
эффективной
коммуникации
может
стать
бесконечным
источником фрустрации как для самих людей с особенностями развития, так
и для тех, кто пытается им помочь. Дефицит эффективной коммуникации
также очень часто приводит к появлению нежелательного поведения, потому
что у человека нет другого способа попросить то, что ему необходимо или
хочется.
Многие специалисты по прикладному анализу уже наслышаны о
тренинге
функциональной
коммуникации
(Functional
Communication
Training, FCT).
Этот метод разработал профессор Университета Новой
Англии (США) Грегори Хенли. Это стратегия с доказанной эффективностью,
которая включает в себя замещение проблемного поведения функционально
эквивалентной коммуникативной стратегией. Данный тренинг применяется к
детям с особо тяжелым поведением, которое не поддается проактивным и
реактивным методикам.
Данный тренинг предполагает тщательное изучение деталей процедуры,
прохождение обучения и практику под супервизией опытного специалиста,
который будет отслеживать деятельность в правильном направлении, а так
же исправлять и предотвращать ошибки в процессе применения процедуры
вмешательства.
На первом этапе тренинга проводится экспериментальный анализ, тем
самым выявляется мотивационная и предпочитаемая деятельность. В
дальнейшем тщательно планируется процедура вмешательства, с учетом всех
потенциальных
факторов,
которые
могут
повлиять
на
проявление
нежелательного поведения. Необходимо спланировать общий контекст - как
именно будут выглядеть условия, в каком месте будет «зона подкреплений»,
где будут располагаться наиболее предпочитаемые виды деятельности, и где
будет находиться «зона требований», и как именно будут выглядеть эти
требования.
В начале применения процедуры важно проанализировать удается ли
воссоздать условия, в которых ребенок «счастлив, спокоен и увлечен
деятельностью», и удается ли нам вернуть ребенка к этому состоянию сразу
после того, как он продемонстрирует целевую реакцию.
Также основой процедуры является обеспечение безопасности самого
ребенка,
чье
поведение
является
объектом
исследования,
а
также
специалистам, которые применяют процедуру. Тренинг должен проводится в
тщательно контролируемых условиях, в которых, даже при проявлении
наиболее опасной формы нежелательного поведения, никто не пострадает.
Важный компонент, который необходимо предусматривать в своей
работе - это соблюдение принципа шейпинга и постепенное прореживание
подкрепления в непредсказуемом режиме.
Часто возникает такая ситуация, в которой ребенок научился простой
коммуникативной реакции, например: «Как я!», и для того, чтобы сказать это
предложение, ребенку уже не требуются подсказки. Тут должен произойти
переход на следующий этап - формирование усложненной коммуникативной
реакции. Например, ребенок должен обратиться к взрослому, чтобы привлечь
его внимание - «Извините, как я!». В процессе работы над формированием
усложненной
просьбы,
простая
реакция
больше
не
подкрепляется.
Следующим этапом является работа над «реакцией толерантности к отказу».
Ребенок говорит: «Извините, как я!», а педагог ему отказывает: «Нет!», и в
этот момент ребенок должен согласиться: «Согласен!» или «Ок!».
Эта новая реакция должна теперь закрепляться предоставлением доступа
к сочетанному подкреплению, но не стоит полностью переключаются на
тренировку новой реакции, прекращая подкреплять прежде сформированную
реакцию «Как я!». Иначе ребенок начинает путаться и «перебирать реакции».
Педагог говорит: «Хватит играть в телефон! Отдай!», и ребенок начинает:
«Ок», «Извините», «Как я!», «Ок».
В
данном
случае
не
стоит
подкреплять
«Ок»,
так
как
это
непреднамеренно закрепит неправильную реакцию.
На базе МБОУ «ЦО-СШ» №22, 1 ребенок успешно проходит тренинг
под супервизией Бекеевой Жанны Бримжановны.
В начале тренинга супервизор провела эксперимент и было выявлен
мотивационный предмет, телефон, далее было определено место где ребенок
будет находится во время тренинга, комната для индивидуальных занятий.
Затем
Жанна
Бримжановна
дала
четкие
инструкции
специалисту,
закрепленному за данным ребенком.
На данный момент тренинг длится 3 месяца и имеет положительную
динамику. В нашей практике мы столкнулись с самоагрессией, и в ходе
тренинга проявление нежелательного поведения значительно сократилось.
Были созданы условия для ребенка, в которых он чувствовал себя достаточно
комфортно.
За время проведения тренинга мы достигли следующего результата:
ребенок без проявления нежелательного поведения подходит к столу и
выполняет от 1 до 3 легких заданий, задерживаясь за столом до 30 секунд.
Наблюдается заинтересованность в присутствии на групповых заданиях.
Отпала необходимость проведения тренинга в индивидуальной комнате.
Также у обучающегося, появился интерес, не только к телефону, но и к
рисованию, логоритмике, активным видам деятельности, тем самым, во
время тренинга как стимул используется не только телефон, но и другие
предпочитаемые поощрения.
Стоит отметить, что для положительной динамики тренинг должен
длиться не менее двух часов в день и проводиться не только в школе, но и
дома. Так как поведенческие проблемы возникают не только в учебное
время, но и в повседневной жизни.