"Проект урока открытия новых знаний, 6 класс, видоизмененные побеги"
Автор: Егошина Ольга Александровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ "ОСОШ №1" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Проект урока открытия новых знаний, 6 класс, видоизмененные побеги" Раздел: среднее образование
побеги»)
Егошина О.А. учитель биологии МАОУ «ОСОШ №1»
.
Урок «Видоизмененные побеги»
Цели (ожидаемые результаты):
1. Предметные (образовательные): сформировать представление о
видоизмененных побегах; сформировать умение определять принадлежность их
к вегетативному органу побег
.
2. Метапредметные (деятельностные):
сформировать умение ставить цель; научить выбирать способ решения
поставленной задачи; научить сравнивать, анализировать, классифицировать
(познавательные УУД);
оценивать и корректировать свою деятельность (регулятивные УУД); работать в
группе (коммуникативные УУД).
Задачи (учебные действия):
1.Предметные (образовательные): путем сравнения побегов разных растений
выделить и сформулировать их общие признаки , заполнить сравнительную
таблицу, изучить эталоны правильных ответов для коррекции результатов
работы.
2. Метапредметные (деятельностные): проанализировать картинки слайдов с
изображением побегов земляники, гороха, для создания проблемной ситуации и
формулировки темы урока, сравнить рисунки клубней картофеля и свеклы для
создания затруднения и формулировки цели (проблемы) урока.
Материал к занятию:
1Презентация к уроку.
2.Раздаточный материал: лук, клубни картофеля, корневища
пырея
3. Инструкция по выполнению лабораторной работы
4. Карточки с таблицей для выполнения лабораторной
работы
5. Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
6. Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.
Ход урока.
I Мотивация к учебной деятельности
.
Предлагаю ученикам вспомнить органы цветкового
растения, их строение и значение. Подробно рассматриваем
лазающих, лиан, ползучих стеблей. Определяем что здесь
изображено, доказываем на основании ранее усвоенных
знаний и формулируем тему урока- «Видоизмененные
побеги»
Записываем тему урока в тетрадь.
традесканция
Земляника
Лапчатка гусиная
Записываем в тетрадь представителей царства растений,
имеющих видоизмененные побеги, и обоснование того, что
это побег. А как Вы думаете, какое значение имеют
видоизмененные побеги для жизнедеятельности растений.
Делаем вывод о том, что это приспособление к условиям
среды. Что между ними общего( вывожу на то, что это
наземные побеги)
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном
действии. А все ли органы растения, растущие в почве, являются
корнями рассмотрите картинки на слайде и выполните задание:
«Найди лишнее». Ответ обоснуйте.
Достаточно ли знаний, чтобы правильно найти решение?
Что нужно сделать, чтобы убедиться в правильности
выбора(книга, интернет). Какие методы изучения живых
объектов вы знаете, какой подойдет? Выполним
лабораторную работу. В ходе работы учащиеся
вспоминают и проговаривают основные особенности
строения побега . Находят или не находят у
предложенных объектов стебель, лист и почки. В ходе
работы заполняют таблицу
Таблица для
заполнения
Объект
Внешнее
строение
Внутреннее
строение
Вывод
Картофель
Лук
Свекла
Пырей
Инструкция к выполнению работы
1.Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля.
2. Определите, есть ли у него стебель, как он выглядит
3.Если это стебель, найдите на нем почки ,листья или листовые
рубцы. Зарисуйте и подпишите.
4.Посмотрите на лицо соседа по парте, на какие органы на лице
похожи почка и листовый рубец. Их так и назвали- глазки, бровки
5.Рассмотрите тонкий поперечный срез клубня. Что вы увидели?.
6. Капните на срез клубня йодом. Объясните что произошло.
7 Заполните таблицу
9.Рассмотрите внешнее строение луковицы. Как вы думаете,
какое значение имеют сухие чешуи?
10Разрежьте луковицу вдоль. Предположив, что это побег,
найдите стебель и листья. Разгадав ребус, вы узнаете как
называется стебель у луковицы.
•
,456
11Заполните таблицу.
12Рассмотрите свеклу. Предположив, что это побег, найдите
листья, листовые рубцы и почки.
13. Заполните таблицу.
•
А теперь попробуйте отгадать загадку
•
От солнца скрыт
•
В землю зарыт
•
Есть на нем чешуек след
•
Может корень, может нет.
•
Чтобы правильно ответить на загадку, рассмотрите этот
«может корень, может нет».
•
Чтобы быстро найти ответ, предложите алгоритм
действий(ищем органы побега)
•
Заполните таблицу.
•
Проанализируйте таблицу и сделайте по ней вывод.
В тетради письменно ответить на вопросы.
Какие объекты, предложенные вам для изучения, относятся к побегам? Обоснуйте ваш ответ.
Какие объекты не относятся к побегам, почему вы так решили?
Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?
Видоизмененные
побеги
В живой природе
ничего не бывает
просто так!
•
Как вы думаете, какое значение для растений имеет
видоизмененный побег.
•
Вы уверены, что это полная информация? Как это
можно проверить.(обратиться к источникам
информации-работаем с текстом учебника)Д.З
Как проверить хорошо ли вы усвоили новые знания?
Учащимся предлагается задание для самостоятельной
работы.
Найдите смысловые ошибки в тексте и выделите их, подчеркнув.
«
У растений нередко развиваются видоизмененные побеги. Они
выполняют ряд функций: опорную, отложение запасных питательных
веществ и воды, вегетативное размножение, защищают их от поедания,
образуют цветки и соцветия.
Видоизмененные побеги бывают как подземные, так и надземные.
Типичными подземными побегами являются: корнеплод , клубень,
луковица . Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия,
верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья.
Корневище — подземный побег многолетних трав, полукустарников и
кустарников. Внешне корневище похоже на корень и от истинного корня
отличается обычно только горизонтальным расположением в почве
Проверьте свои ошибки
•
Найдите смысловые ошибки в тексте и выделите их, подчеркнув.
•
«
У растений нередко развиваются видоизмененные побеги. Они
выполняют ряд функций: опорную, отложение запасных питательных
веществ и воды, вегетативное размножение, защищают их от поедания,
образуют цветки и соцветия.
Видоизмененные побеги бывают как подземные, так и надземные.
Типичными подземными побегами являются: корнеплод , клубень,
луковица . Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия,
верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья.
•
Корневище — подземный побег многолетних трав, полукустарников и
кустарников. Внешне корневище похоже на корень и от истинного
корня отличается обычно только горизонтальным расположением в
почве
Подпишите рисунок
Решите кроссворд
•
Видоизменённый подземный побег,
образующийся на верхушке столона,
запасающий питательные вещества в
утолщённой стеблевой части и служащий для
вегетативного размножения. Несёт пазушные
почки
•
2. Побег, у которого стебель, листья, почки
необратимо меняют форму и функцию, что
представляет собой следствие
приспособительных изменений в ходе
эволюции
•
3. Укороченный побег, стеблевая часть
которого представлена плоским утолщением –
донцем. Питательные вещества запасаются в
сочных чешуевидных листьях
•
4. Видоизменённый многолетний подземный
побег с узлами, междоузлиями,
чешуевидными листьями и почками,
служащий для вегетативного размножения,
возобновления и запасания питательных
веществ
•
5. Удлиненный ползучий однолетний побег,
образующий на верхушке клубень
Выводы
•
В природе нередко встречаются
видоизмененные побеги.
•
Они бывают наземными и подземными.
•
Отличительным признаком у них
является наличие стебля, почек и
листьев.
•
Клубень, луковица и корневище-
видоизмененные побеги
Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните,какую цель мы ставили с вами в начале урока?
( сформировать представление о видоизмененных побегах;
сформировать умение определять принадлежность их к
вегетативному органу побег)
.-Достигли ли мы этой цели? (Да)
- Какое новое знание вы открыли сегодня? (Узнали, что в
природе есть видоизмененные побеги, все они имеют
стебель, почки и листья )
- Теперь, опираясь на эти знания, вы легко можете отличить
побеги от других органов растений и, если возникнет
необходимость, использовать полезные свойства этих
побегов.
-Были ли у вас трудности в процессе работы?
- Оцените себя при помощи оценочной таблицы.
-
У кого есть ошибки в самостоятельной работе?
- Какие?
- Какие у вас были затруднения в ходе выполнения
этой работы? В какой части работы?
- Как можно исправить допущенные ошибки?
- Что можно сделать, чтобы такие ошибки больше не
возникали?(читать литературу, выполнить домашнее
задание)
- Поднимите руки те, у кого нет никаких ошибок.
Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания.
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания.
У меня были затруднения при открытии новых знаний.
У меня не было ошибок в самостоятельной работе.
У меня были затруднения при открытии новых знаний.
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной