Напоминание

"Проект урока открытия новых знаний, 6 класс, видоизмененные побеги"


Автор: Егошина Ольга Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "ОСОШ №1"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проект урока открытия новых знаний, 6 класс, видоизмененные побеги"
Раздел: среднее образование





Назад





Проект урока открытия новых знаний

(биология,6 класс, тема «Видоизмененные

побеги»)
Егошина О.А. учитель биологии МАОУ «ОСОШ №1»
. Урок «Видоизмененные побеги» Цели (ожидаемые результаты): 1. Предметные (образовательные): сформировать представление о видоизмененных побегах; сформировать умение определять принадлежность их к вегетативному органу побег . 2. Метапредметные (деятельностные): сформировать умение ставить цель; научить выбирать способ решения поставленной задачи; научить сравнивать, анализировать, классифицировать (познавательные УУД); оценивать и корректировать свою деятельность (регулятивные УУД); работать в группе (коммуникативные УУД). Задачи (учебные действия): 1.Предметные (образовательные): путем сравнения побегов разных растений выделить и сформулировать их общие признаки , заполнить сравнительную таблицу, изучить эталоны правильных ответов для коррекции результатов работы. 2. Метапредметные (деятельностные): проанализировать картинки слайдов с изображением побегов земляники, гороха, для создания проблемной ситуации и формулировки темы урока, сравнить рисунки клубней картофеля и свеклы для создания затруднения и формулировки цели (проблемы) урока.
Материал к занятию: 1Презентация к уроку. 2.Раздаточный материал: лук, клубни картофеля, корневища пырея 3. Инструкция по выполнению лабораторной работы 4. Карточки с таблицей для выполнения лабораторной работы 5. Карточки с заданиями для самостоятельной работы. 6. Заготовки оценочных таблиц для этапа рефлексии.
Ход урока.
I Мотивация к учебной деятельности

.

Предлагаю ученикам вспомнить органы цветкового

растения, их строение и значение. Подробно рассматриваем

побег черемухи, его строение и значение

Предлагаются картинки видоизмененных побегов: лежачих,

лазающих, лиан, ползучих стеблей. Определяем что здесь

изображено, доказываем на основании ранее усвоенных

знаний и формулируем тему урока- «Видоизмененные

побеги»

Записываем тему урока в тетрадь.


традесканция
Земляника
Лапчатка гусиная
Записываем в тетрадь представителей царства растений, имеющих видоизмененные побеги, и обоснование того, что это побег. А как Вы думаете, какое значение имеют видоизмененные побеги для жизнедеятельности растений. Делаем вывод о том, что это приспособление к условиям среды. Что между ними общего( вывожу на то, что это наземные побеги)
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. А все ли органы растения, растущие в почве, являются корнями рассмотрите картинки на слайде и выполните задание: «Найди лишнее». Ответ обоснуйте.

Достаточно ли знаний, чтобы правильно найти решение?

Что нужно сделать, чтобы убедиться в правильности

выбора(книга, интернет). Какие методы изучения живых

объектов вы знаете, какой подойдет? Выполним

лабораторную работу. В ходе работы учащиеся

вспоминают и проговаривают основные особенности

строения побега . Находят или не находят у

предложенных объектов стебель, лист и почки. В ходе

работы заполняют таблицу

Таблица для заполнения
Объект

Внешнее

строение

Внутреннее

строение

Вывод
Картофель Лук Свекла Пырей
Инструкция к выполнению работы 1.Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. 2. Определите, есть ли у него стебель, как он выглядит 3.Если это стебель, найдите на нем почки ,листья или листовые рубцы. Зарисуйте и подпишите. 4.Посмотрите на лицо соседа по парте, на какие органы на лице похожи почка и листовый рубец. Их так и назвали- глазки, бровки 5.Рассмотрите тонкий поперечный срез клубня. Что вы увидели?. 6. Капните на срез клубня йодом. Объясните что произошло. 7 Заполните таблицу
9.Рассмотрите внешнее строение луковицы. Как вы думаете, какое значение имеют сухие чешуи? 10Разрежьте луковицу вдоль. Предположив, что это побег, найдите стебель и листья. Разгадав ребус, вы узнаете как называется стебель у луковицы. • ,456 11Заполните таблицу. 12Рассмотрите свеклу. Предположив, что это побег, найдите листья, листовые рубцы и почки. 13. Заполните таблицу.
• А теперь попробуйте отгадать загадку • От солнца скрыт • В землю зарыт • Есть на нем чешуек след • Может корень, может нет. • Чтобы правильно ответить на загадку, рассмотрите этот «может корень, может нет». • Чтобы быстро найти ответ, предложите алгоритм действий(ищем органы побега) • Заполните таблицу. • Проанализируйте таблицу и сделайте по ней вывод.
В тетради письменно ответить на вопросы. Какие объекты, предложенные вам для изучения, относятся к побегам? Обоснуйте ваш ответ. Какие объекты не относятся к побегам, почему вы так решили? Все ли органы, растущие в почве, являются корнями?
Видоизмененные побеги

В живой природе ничего не бывает просто так! • Как вы думаете, какое значение для растений имеет видоизмененный побег. • Вы уверены, что это полная информация? Как это можно проверить.(обратиться к источникам информации-работаем с текстом учебника)Д.З
Как проверить хорошо ли вы усвоили новые знания? Учащимся предлагается задание для самостоятельной работы. Найдите смысловые ошибки в тексте и выделите их, подчеркнув. « У растений нередко развиваются видоизмененные побеги. Они выполняют ряд функций: опорную, отложение запасных питательных веществ и воды, вегетативное размножение, защищают их от поедания, образуют цветки и соцветия. Видоизмененные побеги бывают как подземные, так и надземные. Типичными подземными побегами являются: корнеплод , клубень, луковица . Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия, верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья. Корневище — подземный побег многолетних трав, полукустарников и кустарников. Внешне корневище похоже на корень и от истинного корня отличается обычно только горизонтальным расположением в почве
Проверьте свои ошибки • Найдите смысловые ошибки в тексте и выделите их, подчеркнув. • « У растений нередко развиваются видоизмененные побеги. Они выполняют ряд функций: опорную, отложение запасных питательных веществ и воды, вегетативное размножение, защищают их от поедания, образуют цветки и соцветия. Видоизмененные побеги бывают как подземные, так и надземные. Типичными подземными побегами являются: корнеплод , клубень, луковица . Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия, верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья. • Корневище — подземный побег многолетних трав, полукустарников и кустарников. Внешне корневище похоже на корень и от истинного корня отличается обычно только горизонтальным расположением в почве
Подпишите рисунок

Решите кроссворд • Видоизменённый подземный побег, образующийся на верхушке столона, запасающий питательные вещества в утолщённой стеблевой части и служащий для вегетативного размножения. Несёт пазушные почки • 2. Побег, у которого стебель, листья, почки необратимо меняют форму и функцию, что представляет собой следствие приспособительных изменений в ходе эволюции • 3. Укороченный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением – донцем. Питательные вещества запасаются в сочных чешуевидных листьях • 4. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями и почками, служащий для вегетативного размножения, возобновления и запасания питательных веществ • 5. Удлиненный ползучий однолетний побег, образующий на верхушке клубень

Выводы • В природе нередко встречаются видоизмененные побеги. • Они бывают наземными и подземными. • Отличительным признаком у них является наличие стебля, почек и листьев. • Клубень, луковица и корневище- видоизмененные побеги

Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните,какую цель мы ставили с вами в начале урока? ( сформировать представление о видоизмененных побегах; сформировать умение определять принадлежность их к вегетативному органу побег) .-Достигли ли мы этой цели? (Да) - Какое новое знание вы открыли сегодня? (Узнали, что в природе есть видоизмененные побеги, все они имеют стебель, почки и листья ) - Теперь, опираясь на эти знания, вы легко можете отличить побеги от других органов растений и, если возникнет необходимость, использовать полезные свойства этих побегов. -Были ли у вас трудности в процессе работы? - Оцените себя при помощи оценочной таблицы.
- У кого есть ошибки в самостоятельной работе? - Какие? - Какие у вас были затруднения в ходе выполнения этой работы? В какой части работы? - Как можно исправить допущенные ошибки? - Что можно сделать, чтобы такие ошибки больше не возникали?(читать литературу, выполнить домашнее задание) - Поднимите руки те, у кого нет никаких ошибок.

Учащимся предлагается вариант таблицы для оценивания.
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания.
У меня были затруднения при открытии новых знаний.

У меня не было ошибок в самостоятельной работе.

У меня были затруднения при открытии новых знаний.

У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной

работы.

Я был лидером при работе в своей паре.

Я не был активным, работая в паре.


В раздел образования