Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Структура и динамика ценностных ориентаций студентов-спортсменов в процессе профессиональной деятельности
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
Елабужский институт
Структура и динамика ценностных ориентаций студентов-спортсменов в
процессе профессиональной деятельности
В своей профессионально-педагогической деятельности тренеру и
педагогу
необходимо
следовать
принципам
гуманизма
и
владеть
комплексом
нравственных
качеств:
честностью,
требовательностью,
оптимизмом,
так
как
нравственное
воспитание
учеников
должно
базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде
всего на личном примере . Поэтому, на наш взгляд, изучение ценностных
ориентаций студентов-спортсменов является весьма важной задачей.
Профессиональная деятельность человека является основой его
социальных притязаний, самореализации и самоутверждения. Однако
существует психологический фактор, который препятствует успешному
выбору будущей профессии студентами спортсменами.
Сущность данной особенности заключается в том, что такая полная
психологическая
и
психофизическая
включенность
студентов,
в
определенный вид спортивной деятельности связана с формированием у
них узко предметной направленности и их полной занятостью только
одним конкретным видом спорта.
Ценности играют в жизни человека огромную роль, они определяют
внутреннее становление личности, а также влияют на его поведение в
общества. На формирование нравственных ориентаций оказывают влияние
множество факторов.
Таким
образом,
ценности
относятся
к
важным
компонентам
структуры личности, по степени определенности которых можно делать
выводы об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации –
показатель зрелости, показатель меры социальности. Ценности помогают
личности выстроить индивидуальный образ мира, который состоит в
плотной связи с социальным миром.
Выстраивание индивидуальной системы ценностей проходит на
основании того, что определенно существует сейчас и что актуально для
общества, в котором формируется данная личность. В связи с этим
изучение ценностей молодого поколения представляет интерес не только
для выяснения их психологической и социальной адаптации, но и для
анализа изменений, которые происходят в современном обществе.
Ценностные ориентации – это субъективная (психологическая)
характеристика. Ценностные ориентации представляют собой результат
отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и
явлений
окружающей
действительности.
Ценностные
ориентации
обладают определенной структурой
Ценности, которые можно выделить в структуре личности студента-
спортсмена, - это спорт и здоровый образ жизни: они выступают как
личностные ценности и определяют целенаправленную деятельность
личности, ориентированной на эти ценности. Мотивация спортивной
деятельности исходит не от абстрактных социальных ценностей, а от
личностных ценностей индивидов: лишь приняв форму личностной
ценности, ценностный идеал может отыскать путь к предметному
воплощению.
В спорте раскрываются сущностные силы во всем многообразии их
связей на предельных или субпредельных уровнях, благодаря чему
накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление
рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное
проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в
известном смысле – общества и даже человечества.
Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе
общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих
людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-
то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов.
Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и
опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять
многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.
Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что
он является одним из важных средств формирования, воспитания нового
человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Спорт как
область социальной деятельности способствует созданию материально-
технических
ценностей.
В
то
же
время,
будучи
явлением
многофункциональным, он создает значительные духовные ценности,
выраженные в научных положениях и теориях.
Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными
и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить
свои потребности только посредством практической деятельности, через
социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы,
мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.
Формирование социальных потребностей и интересов – процесс очень
длительный и сложный.