Напоминание

Структура и динамика ценностных ориентаций студентов-спортсменов в процессе профессиональной деятельности


Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Структура и динамика ценностных ориентаций студентов-спортсменов в процессе профессиональной деятельности
Раздел: высшее образование





Назад




Мифтахов Алмаз Фаридович

Старший преподаватель

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Елабужский институт

Структура и динамика ценностных ориентаций студентов-спортсменов в

процессе профессиональной деятельности

В своей профессионально-педагогической деятельности тренеру и

педагогу

необходимо

следовать

принципам

гуманизма

и

владеть

комплексом

нравственных

качеств:

честностью,

требовательностью,

оптимизмом,

так

как

нравственное

воспитание

учеников

должно

базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде

всего на личном примере . Поэтому, на наш взгляд, изучение ценностных

ориентаций студентов-спортсменов является весьма важной задачей.

Профессиональная деятельность человека является основой его

социальных притязаний, самореализации и самоутверждения. Однако

существует психологический фактор, который препятствует успешному

выбору будущей профессии студентами спортсменами.

Сущность данной особенности заключается в том, что такая полная

психологическая

и

психофизическая

включенность

студентов,

в

определенный вид спортивной деятельности связана с формированием у

них узко предметной направленности и их полной занятостью только

одним конкретным видом спорта.

Ценности играют в жизни человека огромную роль, они определяют

внутреннее становление личности, а также влияют на его поведение в

общества. На формирование нравственных ориентаций оказывают влияние

множество факторов.

Таким

образом,

ценности

относятся

к

важным

компонентам

структуры личности, по степени определенности которых можно делать

выводы об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации –

показатель зрелости, показатель меры социальности. Ценности помогают

личности выстроить индивидуальный образ мира, который состоит в

плотной связи с социальным миром.

Выстраивание индивидуальной системы ценностей проходит на

основании того, что определенно существует сейчас и что актуально для

общества, в котором формируется данная личность. В связи с этим

изучение ценностей молодого поколения представляет интерес не только

для выяснения их психологической и социальной адаптации, но и для

анализа изменений, которые происходят в современном обществе.

Ценностные ориентации – это субъективная (психологическая)

характеристика. Ценностные ориентации представляют собой результат

отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и

явлений

окружающей

действительности.

Ценностные

ориентации

обладают определенной структурой

Ценности, которые можно выделить в структуре личности студента-

спортсмена, - это спорт и здоровый образ жизни: они выступают как

личностные ценности и определяют целенаправленную деятельность

личности, ориентированной на эти ценности. Мотивация спортивной

деятельности исходит не от абстрактных социальных ценностей, а от

личностных ценностей индивидов: лишь приняв форму личностной

ценности, ценностный идеал может отыскать путь к предметному

воплощению.

В спорте раскрываются сущностные силы во всем многообразии их

связей на предельных или субпредельных уровнях, благодаря чему

накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление

рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное

проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в

известном смысле – общества и даже человечества.

Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе

общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих

людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-

то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов.

Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и

опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять

многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.

Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что

он является одним из важных средств формирования, воспитания нового

человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Спорт как

область социальной деятельности способствует созданию материально-

технических

ценностей.

В

то

же

время,

будучи

явлением

многофункциональным, он создает значительные духовные ценности,

выраженные в научных положениях и теориях.

Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными

и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить

свои потребности только посредством практической деятельности, через

социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы,

мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.

Формирование социальных потребностей и интересов – процесс очень

длительный и сложный.



В раздел образования