Напоминание

Особенности ценностных ориентаций у студентов-спортсменов


Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Особенности ценностных ориентаций у студентов-спортсменов
Раздел: высшее образование





Назад




Мифтахов Алмаз Фаридович

Старший преподаватель

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Елабужский институт

Особенности ценностных ориентаций у студентов-спортсменов

Спорт представляет собой одну из важнейших сфер деятельности,

где человек может проявить свое совершенство, используя физические

возможности для достижения определенных результатов. Благодаря

большой конкуренции эта деятельность обладает высочайшей мотивацией,

четкими критериями оценки результатов, требует от человека высокой

активности. Спецификой спортивной деятельности является социальный

характер,

который

постоянно

объективизируется

спортивными

результатами,

координирующими

цели

субъекта

и

объекта

этой

деятельности.

Рассмотрение

социально-ценностной

структуры

на

личностном уровне в контексте спортивной деятельности предполагает

анализ спорта как социально значимой, ценностной системы.

Ценности, которые можно выделить в структуре личности, - это

спорт и здоровый образ жизни: они выступают как личностные ценности и

определяют целенаправленную деятельность личности, ориентированной

на эти ценности. Мотивация спортивной деятельности исходит не от

абстрактных

социальных

ценностей,

а

от

личностных

ценностей

индивидов: лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал

может отыскать путь к предметному воплощению.

Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными

и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить

свои потребности только посредством практической деятельности, через

социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы,

мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.

Формирование социальных потребностей и интересов – процесс очень

длительный и сложный.

Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких

слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в

физических упражнениях – все это осуществляется в различных условиях

по-разному. В городе, где развита инфраструктура, это происходит более

динамично, чем, например, в сельской местности.

Отечественная наука рассматривает ценности жизни с точки зрения

значимости

объективной

действительности

для

жизнедеятельности

человека. Чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для

развития личности, тем больше возможности у личности проявить свои

способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт.

Личностный

уровень

освоения

ценностей

физической

культуры

определяется

знаниями

человека

в

области

физического

совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью

к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими

установками,

ориентацией

на

занятия

физкультурно-спортивной

деятельностью.

В спорте раскрываются сущностные силы во всем многообразии их

связей на предельных или субпредельных уровнях, благодаря чему

накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление

рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное

проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в

известном смысле – общества и даже человечества.

Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе

общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих

людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-

то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов.

Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и

опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять

многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.

Результаты творчества в сфере физической культуры и спорта

материализуются не только в установлении рекорда, но и в разработке

новой техники, тактики спортивной борьбы, в создании новых спортивных

снарядов. В спорте выделяются следующие группы ценностей:

– ценности, связанные с функциональным содержанием спорта,

самой деятельности, ее эмоциональными моментами;

– коммуникативные ценности (общение);

красота (наслаждение красотой зрелищ, спортивной борьбой,

тактическими комбинациями, виртуозными композициями и т.д.);

– физическое «Я» (здоровье, телосложение, физические качества); -

материальные

ценности

(заработная

плата,

призовые,

заключение

выгодных контрактов, участие в рекламе и т.д.);

– досуг;

– знание;

– социальное признание и авторитет;

– волевые качества;

– самоактуализация (испытание своих сил, стремление использовать

свои способности);

– полезность другим (чувство необходимости для других).

Перечисленные ценности, формируемые в процессе физкультурно-

спортивной деятельности, играют различные роли. Так, по мнению

некоторых исследователей, к высоко значимым ценностям относятся:

функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества,

общение. Определение специфики спорта как социально-ценностной

системы наряду с перечислением его функций предполагает и методику,

направленную на выявление более заметных признаков спорта.

Специфические характеристики спорта позволяют выделить шесть

таких признаков: обращенность к миру, то есть светский характер спорта;

равенство шансов и возможностей для всех занимающихся спортом;

ролевая специализация; бюрократизация; ориентация на количественные

показатели и критерии; стремление к рекордам.

Другой характеристикой спорта как социально-ценностной системы

является социально-философская интерпретация, которая, опираясь на

процессы

дифференциации,

выделяет

четыре

«модели

спорта».

Критериями

разграничения

здесь

выступают

различные

сочетания

переменных величин, определяющих структуру этих моделей, влияющих

на процесс их формирования.

1. Первой составляющей является экспрессивная модель спорта как

социально-ценностной

системы,

для

которой

характерны

такие

нормативные показатели, как «удовольствие», «радость», «коллективные

действия» и т. д. 2. Следующей является модель спорта, ориентированная

на соревнование, – «соревновательная модель», для которой наивысшими

ценностями выступают соревнование, достижение, победа и т. д. Если

«экспрессивная модель» до известной степени развивается как противовес

повседневной

действительности,

противостоя

ей,

то

в

модели,

ориентированной

на

соревнование,

отражаются

ценностные

нормы,

определяющие повседневный быт людей.

3. Наряду с названными выделяется и «коммерческая модель»

спорта, согласно которой спорт представляет собой своего рода шоу,

зрелище. Спортивные зрелищные мероприятия за последние десятилетия

претерпели бурное развитие и настолько глубоко вошли в общественную

жизнь, что социально-ценностная система спорта уже не мыслится без них.

Большой спорт, умело рекламируемый средствами массовой информации,

для большинства людей стал постоянным ценностно-значимым спутником

жизни.

4. Все ценности выводятся людьми из реальных условий их жизни.

Функциональные

свойства

предметов

раскрываются

и

назначаются

субъектом в процессе практического использования предмета. В этом

контексте существует функциональная модель спорта, подчеркивающая

инструментальный характер спорта и спортивной деятельности.

Понимание

ценности

спорта

в

качестве

элемента

структуры

личности, фактора детерминации и регулирования мотивации к действию

связывает их с возможностью реализации сущностного потенциала

человека, направленного на нравственное совершенствование. Освоение

спортивной

деятельности

сопряжено

с

педагогическим

процессом

подготовки кадров, с реализацией научно-технического потенциала и

достижений наук о человеке.



В раздел образования