Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Изучение взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на уроках физической культуры
Раздел: высшее образование
Мифтахов Алмаз Фаридович
Старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
Елабужский институт
Изучение взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на уроках
физической культуры
Уровень эмпатии и конфликтности на уроках физической культуры
является одним из основополгающим элементом для проведения хороших
и
качественных
уроков.
В
современном
нестабильном
обществе
конфликты встречаются на каждом шагу, но эмпатии становится все
меньше. Исходя из этого существует потребность в организации учебного
процесса с учетом данных аспектов.
Актуальность данной темы заключается в том, что эмпатии и
конфликтности на уроках физической культуры влияют напрямую на
образовательный процесс. Поэтому грамотный педагог должен уметь
воздействовать на эти психологические свойства детей.
Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями
на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только
физическое
созревание
человека,
но
и
интенсивное
формирование
личности,
энергичный
рост
моральных
и
интеллектуальных
сил.
Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские
отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения
межличностных отношений в подростковом периоде.
Развитие эмпатии в подростковом возрасте имеет важное значение,
поскольку нравственные ценности, новые взгляды на жизнь и отношения с
другими людьми, жизненные перспективы интенсивно развиваются.
Подросток находится в процессе непрерывного поиска своего «Я», которое
характеризуется неустойчивостью, проявляющейся в сменяющих друг
друга качествах, так активность сменяется слабостью и пассивностью,
самоуверенность застенчивостью, эгоизм может переходить в эмпатию и
альтруизм, веселое настроение сменяется апатией и т.п.
Эмпатия – это целостный феномен, связующий между собой
сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого –
«проникновение»
во
внутренний
мир
другого
человека
или
антропоморфизированного объекта.
Другими словами, эмпатия – это
сочувствие, сопереживание
другому человеку, умение видеть его настроение. Феномен эмпатии имеет
социально
–
психологическое
происхождение
и
многоуровневую
структуру,
в
которую
входят
такие
уровни
как
психологические,
психофизиологические и социально-психологические, и предстает как
свойство личности, процесс и состояние. Эмпатия состоит из разных
процессов, одним из которых является эмпатийное понимание.
К основным формам конфликтного поведения школьников можно
отнести: вызывающие действия и поступки (нарушения дисциплины,
грубость, дерзость, непослушание, заведомая
ложь); некорректное
выражение, несогласие; резкая критика действий и поступков педагога;
скрытое противостояние (игнорирование педагогических требований, не
заинтересованное отношение к учительскому мнению, уклонение от
контактов, пропуск); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обида,
слезы); провокационные действия и поступки
Педагогический конфликт является отражением противоречивости
совместной деятельности. Чем она
сложнее, тем больше опасность
дезинтеграции
взаимоотношений.
Неизбежность
возникновения
межличностных противоречий вовсе не означает, что в любом случае они
фатально ведут к конфликту. Оберегая неокрепшую детскую психику,
опытные учителя избегают подвергать ее эмоциональным потрясениям,
избирая бесконфликтные пути преодоления противоречий.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 9 г. Елабуга. Мы
опросили детей после урока физической культуры для выявления
взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии непосредственно на уроке.
В нашем исследовании приняло 50 детей 9 класса. Возраст испытуемых
14-16 лет.
Исследовании состоит из 3 этапов:
1 этап – подбор диагностического материала для выявления
взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии;
2 этап – анализ полученных результатов;
3 этап – разработка рекомендаций для школьных психологов в
подростковом возрасте.
Для выявления взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии в
подростковом возрасте подходят такие методики, «Исследование уровня
эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, помогает определить не только
уровень эмпатии, но и тех, по отношению к кому она проявляется, так же
используется методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и
Н. Эпштейна. Таким образом, с помощью данных методик можно
определить взаимосвязь уровня конфликтности и эмпатии
В
данной
работе
целью
нашего
исследования
было
изучениеизучению взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на
уроках физической культуры.. Мы изучили психолого-педагогическую
литературу
по
теме
работы,
определили
особенности
эмпатии
и
конфликтности
подростков
и
возможности
их
развития,
провели
диагностическое
исследование
для
выявления
уровня
эмпатии
и
конфликтности
в
подростковом
возрасте,
а
так
же
разработали
рекомендации
для
школьных
психологов
по
развитию
эмпатии
и
конфликтности в подростковом возрасте.
Процедуру экспериментального исследования уровня эмпатии и
конфликтности уподростков, мы провели с помощью двух методик:
«Шкала эмоциональногоотклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна и
«Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
Анализируя
результаты,
полученные
по
методике
«Шкала
эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, можно сделать
вывод о том, что очень высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов)
имеют 4 % подростков. Высокий уровень эмпатии (63-81 балл) по
результатам обследования выявлен у 51 % подростков. Нормальный
уровень эмпатии (37-62 балла) имеют 26 % подростков. Низкий уровень
эмпатии (36-12 баллов) выявлен у 16 % испытуемых.
Анализируя результаты, полученные по методике «Диагностика
уровня эмпатии» И.М. Юсупова, мы сделали вывод о том, что очень
высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов) имеют 34 % подростков.
Высокий уровень (63-81 балл) эмпатии имеют 24 % подростков. У 24 %
подростков выявлен средний уровень эмпатии (37-62 балла). Низкий
уровень эмпатии (12-36 баллов) выявлен у 18 % испытуемых. Таким
образом, уровень эмпатии и конфликтности представленной выборки
неоднороден: от очень высокого до низкого.