Напоминание

Изучение взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на уроках физической культуры


Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Научная статья
Тема: Изучение взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на уроках физической культуры
Раздел: высшее образование





Назад




Мифтахов Алмаз Фаридович

Старший преподаватель

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Елабужский институт

Изучение взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на уроках

физической культуры

Уровень эмпатии и конфликтности на уроках физической культуры

является одним из основополгающим элементом для проведения хороших

и

качественных

уроков.

В

современном

нестабильном

обществе

конфликты встречаются на каждом шагу, но эмпатии становится все

меньше. Исходя из этого существует потребность в организации учебного

процесса с учетом данных аспектов.

Актуальность данной темы заключается в том, что эмпатии и

конфликтности на уроках физической культуры влияют напрямую на

образовательный процесс. Поэтому грамотный педагог должен уметь

воздействовать на эти психологические свойства детей.

Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями

на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только

физическое

созревание

человека,

но

и

интенсивное

формирование

личности,

энергичный

рост

моральных

и

интеллектуальных

сил.

Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские

отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения

межличностных отношений в подростковом периоде.

Развитие эмпатии в подростковом возрасте имеет важное значение,

поскольку нравственные ценности, новые взгляды на жизнь и отношения с

другими людьми, жизненные перспективы интенсивно развиваются.

Подросток находится в процессе непрерывного поиска своего «Я», которое

характеризуется неустойчивостью, проявляющейся в сменяющих друг

друга качествах, так активность сменяется слабостью и пассивностью,

самоуверенность застенчивостью, эгоизм может переходить в эмпатию и

альтруизм, веселое настроение сменяется апатией и т.п.

Эмпатия – это целостный феномен, связующий между собой

сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого –

«проникновение»

во

внутренний

мир

другого

человека

или

антропоморфизированного объекта.

Другими словами, эмпатия – это

сочувствие, сопереживание

другому человеку, умение видеть его настроение. Феномен эмпатии имеет

социально

психологическое

происхождение

и

многоуровневую

структуру,

в

которую

входят

такие

уровни

как

психологические,

психофизиологические и социально-психологические, и предстает как

свойство личности, процесс и состояние. Эмпатия состоит из разных

процессов, одним из которых является эмпатийное понимание.

К основным формам конфликтного поведения школьников можно

отнести: вызывающие действия и поступки (нарушения дисциплины,

грубость, дерзость, непослушание, заведомая

ложь); некорректное

выражение, несогласие; резкая критика действий и поступков педагога;

скрытое противостояние (игнорирование педагогических требований, не

заинтересованное отношение к учительскому мнению, уклонение от

контактов, пропуск); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обида,

слезы); провокационные действия и поступки

Педагогический конфликт является отражением противоречивости

совместной деятельности. Чем она

сложнее, тем больше опасность

дезинтеграции

взаимоотношений.

Неизбежность

возникновения

межличностных противоречий вовсе не означает, что в любом случае они

фатально ведут к конфликту. Оберегая неокрепшую детскую психику,

опытные учителя избегают подвергать ее эмоциональным потрясениям,

избирая бесконфликтные пути преодоления противоречий.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 9 г. Елабуга. Мы

опросили детей после урока физической культуры для выявления

взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии непосредственно на уроке.

В нашем исследовании приняло 50 детей 9 класса. Возраст испытуемых

14-16 лет.

Исследовании состоит из 3 этапов:

1 этап – подбор диагностического материала для выявления

взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии;

2 этап – анализ полученных результатов;

3 этап – разработка рекомендаций для школьных психологов в

подростковом возрасте.

Для выявления взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии в

подростковом возрасте подходят такие методики, «Исследование уровня

эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, помогает определить не только

уровень эмпатии, но и тех, по отношению к кому она проявляется, так же

используется методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и

Н. Эпштейна. Таким образом, с помощью данных методик можно

определить взаимосвязь уровня конфликтности и эмпатии

В

данной

работе

целью

нашего

исследования

было

изучениеизучению взаимосвязи уровня конфликтности и эмпатии на

уроках физической культуры.. Мы изучили психолого-педагогическую

литературу

по

теме

работы,

определили

особенности

эмпатии

и

конфликтности

подростков

и

возможности

их

развития,

провели

диагностическое

исследование

для

выявления

уровня

эмпатии

и

конфликтности

в

подростковом

возрасте,

а

так

же

разработали

рекомендации

для

школьных

психологов

по

развитию

эмпатии

и

конфликтности в подростковом возрасте.

Процедуру экспериментального исследования уровня эмпатии и

конфликтности уподростков, мы провели с помощью двух методик:

«Шкала эмоциональногоотклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна и

«Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.

Анализируя

результаты,

полученные

по

методике

«Шкала

эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, можно сделать

вывод о том, что очень высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов)

имеют 4 % подростков. Высокий уровень эмпатии (63-81 балл) по

результатам обследования выявлен у 51 % подростков. Нормальный

уровень эмпатии (37-62 балла) имеют 26 % подростков. Низкий уровень

эмпатии (36-12 баллов) выявлен у 16 % испытуемых.

Анализируя результаты, полученные по методике «Диагностика

уровня эмпатии» И.М. Юсупова, мы сделали вывод о том, что очень

высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов) имеют 34 % подростков.

Высокий уровень (63-81 балл) эмпатии имеют 24 % подростков. У 24 %

подростков выявлен средний уровень эмпатии (37-62 балла). Низкий

уровень эмпатии (12-36 баллов) выявлен у 18 % испытуемых. Таким

образом, уровень эмпатии и конфликтности представленной выборки

неоднороден: от очень высокого до низкого.



В раздел образования