Напоминание

"Воспитание толерантности: это важно"


Автор: Корнеева Татьяна Анатольевна
Должность: директор, методист
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Кемеровский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности: это важно"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Единственная роскошь – это

роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери.
ЖИВЕМ В СОГЛАСИИ
Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Перед образованием поставлена актуальная общественная задача – воспитание подрастающего поколения в духе толерантно сти. Необходимость формирования у детей и подростков установок толерантного сознания признана педагогами и повсеместно декларируется. Однако часто бывает так, что на деле педагог напоминает придорожный столб: дорогу указывает, а сам по ней не ходит. Но эта позиция не для педагогов «Дома детского творчества №1» г.Мариинска, потому что именно в этом учреждении создана и действует единственная пока в городе группа для детей-дошкольников киргизской национальности, обучающихся в школе раннего развития. Создание такой группы продиктовано самим временем. Киргизов все больше и больше появляется в нашем городе. Они торгуют на рынках, продают одежду, которую привозят из Новосибирска, из Киргизии. Сначала на рынках мы видели женщин, а сейчас им помогают мужчины и очень часто – дети. Российское гражданство можно получить за 3 месяца, вот и обосновываются целыми семьями в России, в нашем купеческом городке. Дети разные по возрасту: можно увидеть киргизку с грудным ребенком на руках, а можно и подростка, рекламирующего свой товар на ломаном русском языке. В нашей стране все дети должны учиться, каждый ребенок должен сесть за парту в школе! Будь ты русский, татарин 1
или киргиз. Поэтому постепенно, не сразу, киргизы появились и в школах. Вот тут-то и начались проблемы, да еще какие! Дети совсем не знают русского языка! Речь идет не о грамматике, а о элементарной русской речи! Как же контрольные, срезы, ЕГЭ, наконец? Что может сделать учитель, даже вывернувшись наизнанку? А киргизов все больше и больше, родители мечтают дать своим детям именно российское образование, оно качественней и доступнее, чем в Киргизии (так они утверждают). Так появилась идея подготовки киргизских дошкольников к обучению в российской школе. Ребенок уже и писать должен уметь, и считать, и правильно ножницы в руках держать. Русским это не всем удается, а уж что говорить о киргизах… Подобные школы раннего развития работают при школах, а также в Домах творчества. В нашем учреждении, в Доме детского творчества №1, девять лет работает Школа раннего развития «Родничок», которая готовит ребят к школе. За последние годы в ней обучались дети разных национальностей: азейрбаджанцы, татары, цыгане, литовцы, эстонцы, украинцы, армяне. Конечно, более 90 процентов – русские. Занятия организованы не только по основным предметам, но и по театру, музыке, ритмике, развивающим играм, лепке, ИЗО, конструированию, английскому языку. Так как киргизов достаточно много, почему не сделать отдельную группу? Именно отдельную, потому что таких детей много, по уровню развития они резко отличаются от русских детей, в одной группе с ними обучаться сложно. А общаться они будут на переменах, на досуговых мероприятиях. Идея родилась, встал вопрос по помощнику. Дети русский почти не знают, необходим учитель – педагог киргизской национальности. Хотелось бы, чтобы киргизята и свой язык повторяли, поэтому одно занятие надо 2
организовать на киргизском языке. Таким помощником оказалась Жороева Нургул Таабалдыевна, педагог с высшим московским образованием (кстати заметить, среди приезжих киргизов многие с высшим образованием, в т. ч. российским!). Нургул Таабалдыевна, проживающая на территории нашего города с 1999 года, имеет четверых детей, которые хорошо учатся в школах, а дочь Альбина – круглая отличница гимназии №2 г. (значит, по русскому языку имеет пятерку! Киргизка! В гимназии!..) В августе группа набралась! И родители, и дети очень боялись приступать к занятиям, поэтому адаптационный период и начался не в сентябре, а в августе, когда Нургул собирала детей и знакомила с учреждением, начиная объяснять по-киргизски и по-русски , что такое лестница (многие значения этого слова не знали вообще!), как по-русски звучит дверь и т.д. Группа набралась в составе 14 человек от 5 до 7 лет. 1 сентября киргизята в огромных белых бантах, нарядные, все, как один, но очень пугливые, собрались с не менее нарядными родителями в актовом зале Дома творчества. День Знаний в игровой форме прошел на ура! Глаза детей и родителей блестели, ловили каждое русское слово, пытаясь понять значение. И понимали! По жестам, улыбкам, действиям. Первые 3 месяца оказались сложными: многие дети совсем не знали русский язык! Каково пришлось педагогам в это время! Но Нургул всегда была рядом, переводила, помогала. И ребята адаптировались, стали общаться на русском языке, появились даже лидеры среди них, которые успевают по всем предметам, внимательны на занятиях, творчески развиваются. Но большинство ребят еще слабые, по уровню отличаются от русских групп. Особое слово о родителях. Как и среди русских, есть много нерадивых. Они считают, что если попали дети в школу, то и выучатся. 3
Педагоги выучат. А зачем с ними делать домашнее задание? Да и некогда: с базара приходят уставшие, кушают всухомятку и укладываются спать. Надо отдохнуть после базарного дня. Семьи, в основном, у киргизов многодетные – от 3 до 6 человек детей, вот друг другу и помогут. Хотя и среди русских встречаются родители, которые считают, что дети могут сами выучиться, без родительской помощи. На родительские собрания приходят все, часто папы и мамы вместе. На самом первом родительском собрании, когда была озвучена цель создания киргизской группы в школе раннего развития, аксакал выразил благодарность «от всего киргизского народа». С удовольствием родители посещают праздники, наряжают детей, фотографируют, особо радуются за их успехи. На основании проведенного опроса среди киргизских родителей, никто из 14 детей не идет в этом году в 1 класс, хотя есть дети 7 лет. Они еще повторно, по желанию родителей, пройдут обучение, лучше адаптируются и подготовятся к школе. Предлагают открыть группы от 3 лет, но программа рассчитана на детей от 5 лет. Конечно, преобразования возможны, а может быть, даже необходимы. Опыт работы, хотя и небольшой, но уже есть. Нужно двигаться дальше. Но самое главное, есть результат, который измеряется не только школьными оценками, а взаимоотношением и согласием взрослых и детей разных национальностей, живущих рядом, получивших возможность общаться и понимать друг друга благодаря великой объединяющей силе русского языка. 4

Приложения
5

Все вместе!
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Список обучающихся в киргизской группе
1. Абсаматова Айчурок 2. Мамат Эльвира 3. Мундузбаева Дильназ 4.Нургазы к. Айке 5. Осмонкулов Суймонкул 6. Патийдинов Бактыбек 7. Сатымкулова Альбина 8. Таирбекова Айбийке 9. Толонова Кымбат 10. Токтосунов Т. 11.Турдуматова Милана 12. Улукбек к. Айна 13. Бакытбек уулу Марлен 14. Сатымкулов Бекжан 16
СОГЛАСОВАНО: Утверждено приказом Председатель профкома директора МАОУ ДОД ________С.А.Горбачева «Дом детского творчества №1» «_»__________2011 г. № от «__»__________2011 г


РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «РОДНИЧОК»

(2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД)

КИРГИЗСКАЯ ГРУППА (9.00 – 11.00)

№ ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1.

2.

3.

МАТЕМАТИКА

РИТМИКА

ТЕАТР

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

МУЗЫКА

ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ,КОНСТРУИРОВАНИЕ

МАТЕМАТИКА

ИЗО

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

МУЗЫКА

РИТМИКА

ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ

1 ЗАНЯТИЕ:

9.00 – 9.30

2 ЗАНЯТИЕ: 9.40 – 10.10

3 ЗАНЯТИЕ: 10.20 – 10.50
17


В раздел образования