Автор: Лисун Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №70
Населённый пункт: город Калуга Калужская область
Наименование материала: "Незнайке о транспорте"
Тема: Конспект НОД для детей старшей группы
Дата публикации: 02.09.2021
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для детей старшей группы, разработанный в
технологии деятельностного метода «Ситуация» по ФЦКМ.
Автор: Лисун Юлия Александровна
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Воспитатель: Лисун Ю.А.
Тема: «Незнайке о транспорте».
Цель:Расширять и закреплять представление о транспорте.
Задачи:
1.
Познакомить
детей
с
возникновением
различных
видов
транспорта.
2.
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение,
обобщение и аналогию.
3.
Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.
4.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности
Материалы: письмо от Незнайки, круги зелёного, красного и
желтого цвета, презентация «История происхождения транспорта»,
карточки с изображением транспорта,
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Ребята, вы получали когда-нибудь письма? (Да) К нам в группу
сегодня пришло письмо. Вам интересно узнать, что в нём? (Да).
Воспитатель читает содержание письма:
«Дорогие ребята! Я - Незнайка.
Я специально отправил письмо в
ваш детский сад, так как знаю, что вы умные, способные ребята,
хорошо знаете о транспорте. Вы мне расскажете о нем?.
Вы хотите ему помочь? (Ответы детей)
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о видах
транспорта, для чего он нужен, как пользоваться.
Воспитатель предлагает разделиться на три команды, (взять по
геометрической фигуре - круг, квадрат треугольник) . Каждая
команда получит конверт с разными видами транспорта(воздушный,
водный, наземный) .(На магнитной доске картинки с изображением
облака,реки, дороги).
Дети рассматривают картинки из конвертов и распределите их так,
как считаете нужным»
По окончанию задания дети с воспитателем проверяют, правильно
ли команды выполнили задание.
-По какому признаку, вы разложили картинки?(Ответы детей
–вода, воздух, земля).
Воспитатель хвалит детей и создает ситуацию успеха.
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1.
Создать мотивационную ситуацию для формирования
представлений детей о происхождении транспорта;
2.
Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает выбрать транспорт, который появился
первый. Как правило, дети теряются и не знают, что им выбрать.
Смогли выбрать транспортное средство?
Нет.
Почему не смогли?
Мы не знаем об этом?
Значит, что нам нужно узнать?
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1.
Формировать у детей представление о происхождении транспорта;
2.
Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального
переживания радости открытия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию «История
развития транспорта».
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил
на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это
было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли... Да,
домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны.
Человек получил возможность путешествовать и перевозить
небольшие грузы.
Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из
дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Человек
получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам.
Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Очень
много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но
потребности людей всё время росли, и уже никакие лошади не могли
поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на
дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому
изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды
транспорта, первым из которых был... воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и
перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным
шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес
ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через
некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины.
Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и
дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд -
паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на
далекие расстояния и оказался очень полезен. Но выяснилось, что
рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не
везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса
и убрали рельсы - получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После
появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее.
Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин -
поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил
первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще
много других видов транспорта.
Воспитатель говорит, что Незнайка благодарит их за помощь .
Вы смогли помочь Незнайке узнать много нового о транспорте,
потому что узнали, «Историю развития транспорта».
5.Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1.
Закрепить представление о видах транспорта;
2.
Организовать активный отдых детей.
Подвижная игра «Светофор»
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя
(«Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а
воспитатель управляет движением, поднимая кружок
соответствующего цвета – красный - стоп, желтый – движение на
месте и зелёный - двигаемся.
Игра «Что сначала, что потом?»
На столе разложены карточки(с изображениями: лошадь, лодка,
корабль, воздушный шар, паровоз, машина). Дети собирают
последовательно транспорт так, как он появился.
6.Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что делали,
и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Чем сегодня занимались?
Как вам это удалось?
Какие новые знания вам помогли в этом?
Что было самым трудным?