Автор: Овчинникова Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Развитие мелкой моторики и сенсорики у детей раннего дошкольного возраста
Дата публикации: 07.09.2021
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей:
«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо
также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание
-
это
целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой
сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос,
язык,
тело
(кожа),
тактильные
анализаторы
(руки),
которые
обладают
природными
способностями
определять: глаза (цвет,
форму,
величину),
ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние
качества
предмета
и
температуру, временные отношения).
Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно
изучать
окружающий
мир.
Этому
можно
научить
лишь
через
интерес,
загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
Чтение
познавательной
литературы.
Например:
«Золотой
луг»
Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские
энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например:
«Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки,
похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка
ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах,
хандрозах.)
2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например:
снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета.
Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у
курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного
качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
Эталон
звукочастотной
чувствительности
(громкий,
тихий
звук;
высокий, низкий голос, тон.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь,
зима-лето.)
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и
т.д.)
Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в
разных видах деятельности. Например:
Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок
может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие
ягодки.
Изобразительная
деятельность.
Усвоив
тот
или
иной
цвет
в
дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей,
фруктов и т.д.
Игра. с/р «День рождения». Ребенок, зная какие продукты сладкие,
кислые, горькие, соленные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные
методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое,
сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем
надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая
её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и
лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель
вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при
обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска- жёлтое, на вкус-
сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом
наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны
равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все
предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате
которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Наличие в группе материала Монтессори.
5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.
Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у
берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или
лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель
предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит
определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем
больше
признаков
и
свойств
выделяет
ребёнок
в
объекте,
явлении,
а
следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и
навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Консультация для воспитателей:
«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного
возраста»
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок».
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет
самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для
успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих
видов труда.
В сенсорном уголке нашей группы мы используем большое количество
приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»;
«шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы
— «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки;
часы с передвижными стрелками и многое другое.
Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять
развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой
зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы.
Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику,
восприятие, внимание, память.
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с
гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек,
самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его
смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на
ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без
него.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей
группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры,
которые мы сделали сами.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и
другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же
наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра
развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж
пальчиков и кистей рук малыша.
С мешочками мы изучаем понятия "Легче-тяжелее", "Больше-меньше",
"Тише-громче".
Дидактические игры с пуговицами.
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное
развитие,
тактильное
восприятие,
внимание,
мышление,
способствуют
эмоциональному и творческому формированию. Для этого мы изготовили
подушку с пуговицами.
Подушка с пуговицами.
Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица,
какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая,
квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти
маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую,
красную квадратную и т. д.
Коробка самых разных пуговиц.
Пуговки насобирали родители: маленькие и большие, с ножкой и с
отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка,
различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют
малыши. Одна из игр называется:
1.«Разноцветные пуговки».
Воспитатель предлагает детям:
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем
цепочки) ;
- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь,
как погремушка;
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко,
вверх – вниз.
2. «Пуговичная мозаика».
Воспитатель предлагает выложить из пуговиц
какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок,
вишенку, машинку, виноград и др.).
3. «Дорожка».
Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:
- красная дорожка, зеленая и т. д.
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- дорожка из маленьких или больших пуговиц;
- сохраняя определенную закономерность:
синяя – белая, синяя - белая и т. д.
Так же нами изготовлены предметы одежды, на которых дети учатся
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки и замочки.
Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».
Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать
бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление
понятия «один», «много».
«Бабочки».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много»,
«вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
«Найди шарик».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего
цвета, умения пользоваться липучками.
Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры
с прищепками.
Игры с прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие
мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на
формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в
прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:
«Весёлые фигурки».
Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона
заготовке.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения
однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия
по цветовому различению.
Игра «Веселая гусеница».
Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.
Игра «Упрямые шарики».
Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.
Игра «Умные шнурочки».
Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами,
сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы
начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка,
используя дидактические игры, сделанные своими руками.