Напоминание

Развитие мелкой моторики и сенсорики у детей раннего дошкольного возраста


Автор: Овчинникова Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Развитие мелкой моторики и сенсорики у детей раннего дошкольного возраста
Дата публикации: 07.09.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей:

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо

также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание

-

это

целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой

сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос,

язык,

тело

(кожа),

тактильные

анализаторы

(руки),

которые

обладают

природными

способностями

определять: глаза (цвет,

форму,

величину),

ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние

качества

предмета

и

температуру, временные отношения).

Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно

изучать

окружающий

мир.

Этому

можно

научить

лишь

через

интерес,

загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

Чтение

познавательной

литературы.

Например:

«Золотой

луг»

Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские

энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.

Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например:

«Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки,

похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка

ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах,

хандрозах.)

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например:

снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета.

Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у

курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного

качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)

Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)

Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).

Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)

Эталон

звукочастотной

чувствительности

(громкий,

тихий

звук;

высокий, низкий голос, тон.)

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь,

зима-лето.)

Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и

т.д.)

Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в

разных видах деятельности. Например:

Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок

может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие

ягодки.

Изобразительная

деятельность.

Усвоив

тот

или

иной

цвет

в

дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей,

фруктов и т.д.

Игра. с/р «День рождения». Ребенок, зная какие продукты сладкие,

кислые, горькие, соленные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные

методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое,

сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем

надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая

её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и

лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель

вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при

обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска- жёлтое, на вкус-

сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом

наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны

равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все

предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате

которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала Монтессори.

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.

Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у

берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или

лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель

предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит

определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем

больше

признаков

и

свойств

выделяет

ребёнок

в

объекте,

явлении,

а

следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и

навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Консультация для воспитателей:

«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного

возраста»

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребёнок».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет

фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет

самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для

успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих

видов труда.

В сенсорном уголке нашей группы мы используем большое количество

приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»;

«шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы

— «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки;

часы с передвижными стрелками и многое другое.

Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять

развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой

зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы.

Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику,

восприятие, внимание, память.

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с

гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек,

самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его

смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на

ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без

него.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей

группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры,

которые мы сделали сами.

Мешочки для развития мелкой моторики.

Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и

другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же

наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра

развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж

пальчиков и кистей рук малыша.

С мешочками мы изучаем понятия "Легче-тяжелее", "Больше-меньше",

"Тише-громче".

Дидактические игры с пуговицами.

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное

развитие,

тактильное

восприятие,

внимание,

мышление,

способствуют

эмоциональному и творческому формированию. Для этого мы изготовили

подушку с пуговицами.

Подушка с пуговицами.

Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица,

какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая,

квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти

маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую,

красную квадратную и т. д.

Коробка самых разных пуговиц.

Пуговки насобирали родители: маленькие и большие, с ножкой и с

отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка,

различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют

малыши. Одна из игр называется:

1.«Разноцветные пуговки».

Воспитатель предлагает детям:

- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;

- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем

цепочки) ;

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;

- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь,

как погремушка;

- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко,

вверх – вниз.

2. «Пуговичная мозаика».

Воспитатель предлагает выложить из пуговиц

какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок,

вишенку, машинку, виноград и др.).

3. «Дорожка».

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зеленая и т. д.

- чередовать пуговицы четырех основных цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

- сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя - белая и т. д.

Так же нами изготовлены предметы одежды, на которых дети учатся

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки и замочки.

Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».

Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать

бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление

понятия «один», «много».

«Бабочки».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много»,

«вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

«Найди шарик».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего

цвета, умения пользоваться липучками.

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры

с прищепками.

Игры с прищепками.

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие

мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на

формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в

прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:

«Весёлые фигурки».

Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона

заготовке.

Игра «Рассели по домикам».

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения

однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия

по цветовому различению.

Игра «Веселая гусеница».

Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.

Игра «Упрямые шарики».

Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.

Игра «Умные шнурочки».

Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами,

сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы

начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка,

используя дидактические игры, сделанные своими руками.



В раздел образования