Напоминание

"Человек и его манеры"


Автор: Брагина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Детский дом №8"
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Человек и его манеры"
Дата публикации: 14.09.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Тема «Человек и его манеры»

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,

овладеть навыками культурного поведения.

Форма: игра

На доске: 1.Цитаты известных людей:

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении

к людям»

(Жан-Жак Руссо, французский писатель и философ);

«Хорошо здоровается тот, кто здоровается первым»

(Ашот Наданян, заслуженный тренер Армении по шахматам);

«Вежливость ничего не стоит, но приносит много»

(Монтегю Мари, английская писательница);

«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость»

(Мигель де Сервантес . всемирно известный испанский писатель).

2.Карточки

3.Презентация

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, что такое этикет?

(Этикет – правила поведения людей в обществе)

А что такое вежливость?

(Вежливость – черта характера, которая характеризует личность

хорошими манерами, добрыми делами, образованностью)

С самого детства вас учат дома и в школе, что можно, чего нельзя делать,

что хорошо, что плохо.

Но не всё ли равно как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается

к людям, разговаривает с ними, самое главное, как он поступает?

Слайд 2 Некоторые на замечания могут ответить «Мое поведение – мое

личное дело!»

Что ж, это правильно. Но только в одном случае – единственном случае,

когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.

Слайд 3 Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей, и наши слова,

жесты, поступки не безразличны окружающим. От культуры общения зависит

многое: настроение, работа, учеба, личная жизнь.

Правила никто специально не сочинял, не придумывал. Они возникли в

глубокой древности, как очень удобные и разумные формы общения.

Например:

Слайд 4 Рукопожатие

Протягивая друг другу руку, люди показывали, что у них нет оружия, что

они пришли с миром. Именно поэтому традиционно есть смысл подавать только

правую руку, даже если ты левша.

Слайд 5 Лестница: мужчина и женщина

По лестнице мужчина идет впереди женщины, т.к. он нес факел и освещал

ей и себе дорогу.

Слайд 6 Жилище: мужчина и женщина

Более верной версией считается, что обычай пропускать женщину вперед

пошел от матриархата. Считается, что в то время царица всегда шла впереди, а за

ней уже все её слуги. В дальнейшем дворяне переняли эту традицию и начали

пропускать женщин вперед.

Слайд 7 Встреча: приветствие

При

встрече

и

приветствии

мужчины

снимают

головной

убор.

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему

нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. В последствии, когда

шлем

уступил

место

другим

головным

уборам,

дворянин

снимал

или

приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.

Шло время. Проверенные опытом многих поколений правила постепенно

превращались в обычаи.

Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно

обойтись с ним значило покрыть себя позором.

Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам

говорит много.

Слайд 8 До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».

Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке.

Отсюда «вежество» превратилось в «вежливость». «Вежество» - качество ценное

и обязательное. Поэтому учили «вежеству» в школе наряду с грамотой и

молитвами.

Слайд 9 Название игры

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы проводим интеллектуальную

игру “Человек и манеры”. В игре участвуют 2 команды. Каждая команда

получила домашнее задание: придумать название команды, связанное с темой

игры; приветствие и выбрать капитанов.

1 команда –

2 команда –

Оценивать игру будет жюри в составе:

Лукьянова Елена Юрьевна, Стрейно Марина Вячеславовна и Корнилова Ксения.

Помогать с презентацией будет Мельников Данил

Правила игры: Приветствие команд жюри будет оценивать от 1 – 5 звезд. Далее

за каждый правильный ответ команда будет получать по 1 звезде. В игре 4 гейма.

Слайд 10 Правила игры

Слайд 11 I гейм. «Заморочки из бочки»

Задание: Команды по очереди выбирают вопросы, вытягивая бочонки с

цифрами из большой бочки. Для рассуждения над каждым вопросом командам

отводится по 15 секунд. Ответ можно обсуждать коллективно. За правильный

ответ команды получают звездочку.

Необходимо разыграть право первого хода. На счет 3 необходимо нажать на

кнопку. Кто первый нажмет, та команда и начинает первый гейм.

Вопросы.

Слайд 12 1. Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

(Да. Вежливый человек в любых ситуациях остается вежливым.)

Слайд 13 2. С чего начинается любое общение?

(При встрече нужно здороваться)

Слайд 14 3. Один мальчик жаловался, что с «этими здоровканьями – одни

неприятности. Я уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу

головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу «здрасте!» кричу. И мне

же еще выговор делают: «До чего ты, Кеша, не культурный – просто ужас!»

(Вместо «здрасте» нужно говорить здравствуйте)

Слайд 15

4.Кто здоровается первым, если встретились старший и

младший?

(Слова приветствия первым говорит более младший. Этикет трактует это

однозначно)

Слайд 16 5.

Что ребята должны уступать места в транспорте, знают все.

Но вот ситуация: на сиденье мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны

прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен предложить ей

место? Одни говорят: мальчик, потому что он мальчик. Другие говорят, нет,

девочка, потому что женщине с ребенком неудобно проходить к окну. А как вы

считаете?

(В данном конкретном случае место должна уступить девочка, чтобы не

создавать неудобства женщине с ребенком)

Слайд 17 6. На улице уже по вечернему прохладно. Ты возвращаешься с

тренировки на автобусе; на тебе теплый свитер, который заставила одеть мама.

Так хочется открыть окно в автобусе, тем более что народу немного; сзади сидит

лишь седенькая бабушка и краснощекий малыш со своим папой. Можно ли это

сделать?

(Нет. На улице прохладно. Позади сидящие люди могут замерзнуть или

простудиться)

Слайд 18 7. Ребята сговорились всем классом уйти с урока. Ты считаешь,

что это не правильно. А как поступишь?

а. Пойду в учительскую и предупрежу учителя;

б. Ничего не скажу и останусь в классе;

в. Постараюсь отговорить ребят, а если не получится пойду с ними;

г. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе;

д. Ничего не говоря, пойду со всеми.

(Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе)

Слайд 19

8. Класс готовиться к смотру песни и строя. Выбирают

командира. Коля предложил себя и тут же говорит: Я не буду участвовать. Я не

хочу.

Прав он или нет?

(Неправ, потому что ребята уже понадеялись на него)

Слайд 20

9. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с

неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

(Конечно. Этим ты покажешь, что ты воспитанный человек)

Слайд 21 10. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна,

или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

(Поблагодарю и возьму подарок, чтобы своим отказам не обидеть друга)

Сайд 22 II гейм «Ты — мне, я — тебе»

Задание: В этом гейме команды должны из двух частей составить

пословицы о культуре поведения. Каждый правильный ответ приносил одну

звездочку.

Слайд 23 Пословицы, которые нужно собрать

№ 1

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

№ 2

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Слайд 24 III гейм «Конкурс «Самый – самый…»

Задание: Командам необходимо ответить на мои вопросы. За каждый

правильный ответ команда получает по звезде. Чья команда первая нажмет на

кнопку, та команда первая отвечает.

Воспитатель:

1. К третьему тысячелетию до нашей эры придумали предмет. Он был не

такой, как сейчас. Медный или бронзовый полированный диск. У тех кто

побогаче, или в храмах – серебряный, золотой.

Слайд 25 Что это за предмет? (зеркало)

Гораздо позже появились зеркала стеклянные. Славилась их изготовлением

Венеция – город в Италии. Из поколения в поколение зеркальных дел мастера под

великой тайной передавали секрет изготовления стекла. Это было прибыльное

дело. Ведь зеркало отвечало человеку на один очень интересный вопрос: «Красив

ли я».

Человек создает себя и свою внешность сам! Нет людей некрасивых,

утверждает французская пословица, есть люди ленивые!

Если мы посмотрим в зеркало и сами себе понравились, то и настроение у

нас отличное.

2.Поговорим с вами о прическах.

Не зря утверждает французская пословица: «Если у вас плохое настроение –

вымойте голову»

Предлагаю Вам кота в мешке. (Конверт с письмом)

Лебедева Настя (читает). В праздники мужчины Австралии (коренные

жители) прилагают усилия, чтобы привести в порядок свою прическу. Черные

волосы смазывают смесью жира и охры так сильно, что волосы образуют

тяжелую массу, похожую на тесто. Затем делают локоны и вставляют перья,

пучки мха, клешни рака и посыпают их белым пухом какаду. К кончику бороды

привязывают хвост собаки динго или белую раковину.

Во Франции 18 века изысканные модницы старались удивить свет не только

высотой прически, но и украшением волос. Слайд 26 Мадам Креки приказала

причесать себя садовницей с салфеточкой в волосах, на которой красовались

зеленый кочан капусты, один кабачок, морковь и несколько редисок. Нося все это

на голове, нелегко сохранить равновесие, поэтому дамы прибегали к помощи

тросточек. Еще трудней с такой прической, оказалось, садиться в карету. Обычно

голову высовывали из окна кареты или же крышу кареты снимали совсем.

Художественная прическа стоила очень дорого, ее надо было сохранять несколько

дней. Поэтому ночью для сна пользовались специальными подзатылочными

подушками, сама прическа не касалась их. На прическу ночью надевали сетку из

проволоки, чтобы там не заводились мыши.

В России во времена Петра I, модницы делали прически – «фрегаты»,

«корабли».

Воспитатель: А теперь ответьте на мои вопросы.

Слайд 27 1. Можно ли просить у кого-нибудь расческу, чтобы причесаться?

(Чужой расческой нельзя пользоваться, так же как и чужой зубной щеткой)

Слайд 28

2. Можно ли девочкам ходить с длинными распущенными

волосами?

(Если волосы густые, здоровые, вымыты – можно. Но в школе такая

прическа неудобна).

Слайд 29 IV гейм «Дальше… Дальше…»

Задание: В этом гейме командам предстоит ответить на вопросы. За

каждый правильный ответ команда получает по звезде. Чья команда первая

нажмет на кнопку, та команда первая отвечает.

Ведущий.

Слайд 30 1. Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

(На Вы)

Слайд 31 2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у

передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то

как это сделать?

(Не кричать на весь автобус. Поздороваться нужно, подняв руку)

Слайд 32 3. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

(Можно, если это твои друзья)

Слайд 33 4. Вам на день рождения подарили подарок, надо ли его сразу

развернуть и посмотреть, что подарили или нет?

(Нет. Можно это сделать позже, когда вы останетесь одни)

Слайд 34 5. Можно ли знакомых или близких звать по кличке?

(Нет. Этим вы можете обидеть близких вам людей)

Слайд 35 6. Вы звоните товарищу домой, трубку берет его мама. Вы

говорите «Позовите, пожалуйста, Сашу». Правильно ли вы поступили?

(Нет. В первую очередь нужно поздороваться)

Слайд 36 7. Кто первый должен войти в кабинет, мальчик или девочка?

(Девочка)

Слайд 37 8. Три подружки уселись во дворе: Катя, Зина и Оля. Оле нужно

рассказать кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это

сделать прямо тут же?

(Нет. Нужно дождаться, когда они останутся вдвоем)

Слайд 38 9. Нужно ли говорить «будь здоров», человеку, который чихнул?

( Можно сказать)

Слайд 39 10. Прохожий обронил какой-то предмет. Следует ли его поднять

и отдать?

(Конечно. Возможно эта вещь важна для прохожего)

Слайд 40 11. Вы идете мимо компании парней и слышите в свой адрес

обидную реплику. Как вы реагируете?

(Не обращать внимание)

Слайд 4112. Можно ли на уроке жевать жевательную резинку, кушать

конфеты, щелкать семечки Почему?

(Нет. Это некультурно. Вы мешаете учителю и одноклассникам)

Слайд 42 13. Можно ли разговаривать на уроке? Почему?

(Нет. Это отвлекает учителя и мешает ему вести урок)

Слайд 43 14. Можно ли опаздывать каждый раз на урок? Почему?

(Нет. Это просто хамство)

Слайд 44 15. Обязательно ли нужно говорить спасибо маме или поварам в

столовой за обед?

(Можно сказать. Этим вы покажете, что вы воспитанный человек)

Слайд 45 16. Посмотрите на ваши руки. Обязательно ли ногти должны быть

аккуратно подстрижены и чистыми? Почему?

(Нужно соблюдать гигиену)

Слайд 46 Подведение итогов

Слайд 47 Спасибо за внимание

Заключение.

Воспитатель:

Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: «делать

только так, а не иначе».

Правила этикета различны. Не нужно заучивать их наизусть. Можно самому

догадаться, как следует поступать в каждой конкретной ситуации.

Назовите, пожалуйста, основные правила этикета, которые вы сегодня

усвоили:

1.Здороваться при встрече.

2.С уважение относиться к старшим.

3.Пропускать девочку вперед. Защищать, если это необходимо.

4.Не опаздывать, не разговаривать, не жевать жвачку или конфету на

уроках.

5.Помогать людям. Почаще улыбаться. Помнить всегда о хороших манерах.

Оглашение итогов игры



В раздел образования